Государственные расходы, их экономическое и политическое значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Говоря о экономическом значении расходов государства, можно сказать что, группировка расходов при помощи бюджета дает возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью чего происходит перераспределение национального расхода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.
Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, группировка доходов и расходов дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятия государственных расходов, их особенности и принципы…5
1.1 Состав государственных расходов…………………………………8
1.2 Классификация расходов……………………………………………9
1.3 Основные принципы и методы бюджетного финансирования….10 Глава 2. Структура государственных расходов и их значение……………14
2.1 Виды государственных расходов………………...……………….16
2.2 Значение государственных расходов………………………………17
2.3 Задачи в области государственных расходов…………………….18
2.4. Анализ расходов государственного бюджета в Республике Казахстан………………………………………………………………………..19
Глава 3. Экономическое и социальное значение государственных расходов.23
3.1 Роль Правительства и приоритеты при распределении государственных расходов……………………………………………………29
3.2 Управление государственными расходами в Республике Казахстан………………………………………………………………………..36 Заключение………………………………………………………………………43 Список использованных источников………………………………………….45

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит 2.docx

— 81.31 Кб (Скачать файл)

Если в отчётности наметились значительные сдвиги, то мониторинг и оценка остаются наиболее слабым звеном бюджетного процесса Казахстана, характеризуемого слабым внутренним аудитом и отсутствием системы последующего независимого аудита и оценки. Хотя организации, осуществляющие внутренний аудит, существуют, процедуры аудита не независимы, поскольку аудиторы занимаются прочей деятельностью, тоже требующей проверки. Система аудита нуждается в руководствах по стандартным процедурам и политике аудита; аудиторская деятельность главным образом сосредоточена на соблюдении законов и постановлений, уделяет незначительное внимание методам финансового и бухгалтерского учёта и почти вовсе не связана с аудитом эффективности использования финансовых средств.

Возможно, из-за отсутствия истории внешнего аудита бюджетной системы в бывшем Советском Союзе (БСС) в Казахстане пока нет основательного внешнего аудита и проверки исполнения бюджета. Действующая Счётная Комиссия пока зависима от исполнительной власти, и её кадровое обеспечение, финансирование и отчётность находятся в прямом подчинении Президента, а не Парламента, как рекомендует наиболее успешный опыт. На республиканском и местном уровне «аудиторские комиссии» нуждаются в дополнительных кадрах и обучении. Хотя с усилением финансовой децентрализации как никогда важное значение приобретает задача эффективного использования фондов и достижения желаемых стандартов государственных услуг, оценка эффективности и функции мониторинга в Казахстане практически отсутствуют.

Более того, приоритеты государственных расходов в Казахстане имеют тенденцию к пониженной эффективности по следующим причинам:

    • финансовая деятельность Правительства пока не полностью консолидирована в Государственный бюджет (например, бюджетом не учитываются «налоговые расходы», связанные с фискальными стимулами, финансирование строительства Астаны и гарантийные обязательства Правительства);
    • показатели, используемые при подготовке бюджета, не реалистичны или не точны (например, прогноз доходов либо завышен, либо занижен);
    • проблемы мягкого бюджета до сих пор сохранились и заложены в видах кредитования (мягкие займы), просроченных платежах и налоговых компенсациях;
    • пока отсутствует систематический план сохранения приоритетов на случай финансового кризиса.

Укрепление управления государственными расходами имеет решающее значение для реализации приоритетов бюджетной политики и достижения цели эффективного оказания государственных услуг. Хотя Казахстан уже приступил к реформированию бюджетного процесса и соответствующих институтов, стратегическим направлением должно стать ускорение и развитие реформ с целью завершить подготовку базовых бюджетных инструментов, роли агентов, правил игры и механизмов стимулирования.

В части структуры, подготовки, и утверждения бюджетного процесса Правительство может выбрать новый стратегический подход и начать с немедленного внедрения некоторых институциональных механизмов, как показано в следующем параграфе. Новая ориентация стратегии для бюджетного процесса, для полной реализации которой может потребоваться длительное время, будет достигнута посредством:

    • фокусирования структуры бюджета и бюджетного процесса на секторальных программах, количественных показателях продукта и качестве предоставленных услуг и измеримых результатах, которых необходимо добиться. (Контроль за вложениями и эксплуатацией объектов становится вспомогательным механизмом реализации);
    • интеграции ПГИ со Структурой расходов в среднесрочной перспективе (СРСП), официально учитывающей переменные затраты инвестиционных проектов;
    • периодической оценки и учёта всей внебюджетной фискальной деятельности государства в государственном бюджете на основе прозрачности путём:
    1. включения в бюджетный документ приложения, в котором полностью представлены компьютеризированные налоговые расходы;
    1. учёта в бюджете скрытой статьи на «фонд риска», которая должна отражать ожидаемые расходы на покрытие условных обязательств (включая обязательства по «правительственным гарантиям под кредиты»);
    2. включения в бюджет статьи «субсидии и административные расходы на правительственные кредиты», скрытые в операциях по мягким займам;
    • прогноза более точных бюджетных показателей, поручив подготовку прогноза нескольким организациям и улучшив наличие, качество и распространение финансовой информации;
    • систематической подготовки подробного плана условных обязательств, исходя из предполагаемого списка приоритетов линейных министерств, используемого в качестве инструмента возможного сокращении расходов на этапе исполнения бюджета.

Выбирая такой стратегический подход, Правительство может незамедлительно приступить к внедрению следующих институциональных механизмов:

    • определение специфической институциональной ответственности при подготовке бюджета и укрепление совещательного механизма, связывающего ведомственные организации (Бюджетную Комиссию, Министерство финансов, Агентство по стратегическому планированию и реформам, Министерство экономики - Агентство по экономическому планированию и Комиссию по ПГИ);
    • реформирование Бюджетной Комиссии посредством:
    1. придания ей постоянного статуса и полномочий по осуществлению надзора за результатами бюджетной политики, пересмотру будущих приоритетов и принятию решений, выходящих за рамки текущего бюджета;
    1. определения состава членов комиссии не на основе ежегодного назначения, исходя из индивидуальных возможностей, а на основе автоматического назначения, исходя их функциональных возможностей членов комиссии;
    2. более адекватного представительства в комиссии разных секторов экономики.
    • усиление участия линейных министерств в подготовке бюджета посредством введения требования по систематизации секторальных стратегий и установления связи между программами расходов и измеримыми результатами;
    • внесение следующих изменений в Закон о бюджетной системе:
    1. разъяснение условий, при которых можно утвердить «чрезвычайный государственный бюджет»;
    1. определение условий, при которых предлагаемые Парламентом нововведения или изменения к проекту бюджета (или новому финансовому законодательству), ведущие к сокращению или повышению расходов, должны сопровождаться предложением о сокращении других расходов или увеличении поступлений на такую же сумму;
    2. сокращение календарных сроков утверждения республиканского бюджета, не позднее 15 ноября.

Что касается фазы исполнения бюджета, Правительству следует рассмотреть возможность ускорения темпов реформы в целях модернизации Казначейства и упорядочения задолженности:

    • внести изменения в Административный Кодекс и наделить руководителей государственных организаций прямой и полной ответственностью за любые расходные обязательства, превышающие бюджетные ассигнования;
    • компьютеризировать систему заработной платы правительства;
    • вернуться к практике подготовки ежемесячных и ежеквартальных рилизов об исполнении бюджета;
    • прекратить практику установления Бюджетным Департаментом лимита финансирования для Казначейства;
    • придерживаться жизнеспособной программы, чтобы погасить текущую задолженность и избежать накопления новой;
    • положить конец системе «отсрочки налоговых платежей», являющихся механизмом погашения долгов.

Эти меры должны помочь Правительству избежать затянувшегося выхода предприятий из экономических трудностей, а региональной администрации – из затруднительного финансового положения и предотвратить появление опасных моральных стимулов.

Более того, Правительству следует установить эффективную систему мониторинга и оценки бюджета посредством:

    • укрепления центрального подразделения при Казначейском Комитете, ответственного за внутренний аудит (наделить его ответственностью за установление стандартов, наём и продвижение кадров, обучение и ежегодную отчётность);
    • ускорить утверждение проекта Закона о внутреннем аудите, предусматривающего независимость Счётного Комитета от исполнительной власти;
    • создать институты проверки эффективности программ и оценки соответствия результатов исполнения бюджета целям бюджетной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изменяя величину и структуру расходов федерального бюджета государство способно достаточно гибко маневрировать в выборе целей проводимой социально-экономической политики. Однако не только государство может управлять величиной и структурой расходов федерального бюджета: на эти показатели могут оказывать влияние внешняя и внутренняя политика государства, государственное устройство, уровень благосостояния населения и многие другие факторы. Значения расходов федерального бюджета в развитии современной российской экономики трудно недооценить, учитывая их роль и влияние на различные стороны хозяйствования, ведь расходы государства способствуют ускоренному обновлению производственных фондов, стимулированию разработки и внедрения в производство передовых научных достижений. Нельзя также забывать и огромный вклад расходов федерального бюджета в решение проблемы социально-культурного обеспечения, ведь используя инструмент расходов федерального бюджета на социально-культурные нужды, государство может проводить достаточно гибкую социальную политику.

Расходы бюджетов играют важнейшую роль в финансовой системе Республики Казахстан. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, соотношения расходов по отраслям и территориям и является выражением экономической политики государства.

В настоящее время существует целый ряд задач, которые необходимо решить в области бюджетных расходов:

· обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;

· снизить расходы на содержание государственного аппарата;

· расширить практику государственно-коммерческого финансирования проектов;

· повысит эффективность использования ассигнований на национальную оборону, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;

· снизить уровень дотаций отдельным отраслям;

· усилить контроль над использованием бюджетных средств;

· обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование;

· создавать и финансировать конкурентоспособные отрасли промышленности, поддерживать сельское хозяйство путем дотаций и субсидий, создавать современные заводы, товары нужные людям, пользующиеся спросом (с целью приобретения прибыли), оказывать государственную поддержку этим отраслям (с целью импорт замещения, а также с целью поступления будущих поступлений налогов в бюджет - что, значительно влияет на ВВП);

· и, конечно же, повышать свою конкурентоспособность на ведущих мировых рынка, продвигать свой товар на мировые рынки, путем рекламы, повышения качества продукта, активного налаживания деловых связей с другими странами.

Все эти задачи направлены на то, чтобы сделать экономику Республики Казахстан социально-ориентированной, независимой, сильной, что позволит увеличить расходы на повышения качества жизни населения и страны в целом.

Тем самым, государственные расходы являются важным звеном финансовой системы государства, и играют значительную роль в  экономической и политической жизни государства.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Деева А.И. «Финансы», Москва «Экзамен» 2006 - 320с

2.Литовченко В.П. «Финансы», Москва ИТК «Дашков  и К» 2005 -724с

3.Ковалева А.М. «Финансы», Москва Издательство «Финансы  и          Статистика» 2005 - 384с

4.Тренев Н.Н. «Управление  финансами», Москва Издательство  «Финансы и Статистика» 2004 – 241с

5.Моляков Д.С. «Теория  финансов предприятия» Москва  Издательство «Финансы и Статистика» 2006 – 357с

6.Финансы: Учебник  для вузов под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской, Б.М.Сабанти. - М.: Изд-во "Перспектива", 2005.

7. Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2009 – 2011 годы» от 4 декабря 2008 года № 96-IV

8. Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2008 год (заключение к отчету Правительства), Астана, 2009

9. Справка по государственному, республиканскому и местным бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов РК

10. Среднесрочная фискальная политика Правительства Республики Казахстан на 2008 – 2010 годы

11. Методика прогнозирования поступлений бюджета от 29 декабря 2008 года № 271

12. Доклад Министра финансов Республики Казахстан ЖамишеваБ.Б.по итогам исполнения бюджета за первое полугодие 2008 года и задачах на второе полугодие /сайт Министерства финансов minfin.kz

13. Итоги социально-экономического развития Республики Казахстан за 4 полугодие 2008 года и задачи на 1 полугодие 2009 года, г. Астана, февраль, 2009 год

 

 

 

 


Информация о работе Государственные расходы, их экономическое и политическое значение