Информациооное обеспечение финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение информационного обеспечения финансового менеджмента.
Для того, что бы нам достичь этой цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить информационную базу финансового менеджмента;
2. Рассмотреть финансовые показатели, необходимые для принятия управленческого решения;
3. Сделать выводы об особенностях информационного обеспечения финансового менеджмента.

Файлы: 1 файл

Курсовая 11 - копия.docx

— 362.45 Кб (Скачать файл)

В первом блоке содержатся показатели, отражаемые в "Балансе предприятия".

Баланс предприятия11 – это отражение его финансового состояния на конкретный момент времени. Результаты движения финансовых потоков фиксируются в структуре капитала, размерах целевых фондов и активов. Баланс представляет наибольший интерес для всех пользователей финансовой информации, поскольку именно он показывает зависимость предприятия от внешних и заемных источников финансирования, состояние отношений с поставщиками и покупателями, направления инвестиционной деятельности и источники их финансирования. Данный баланса свидетельствуют о том, чем располагает предприятие; что собой представляет собственный капитал; сколько оно должно бюджету, поставщикам и кредиторам. Любая хозяйственная операция ведет к изменению баланса и по нему можно видеть зависимость проводимых мероприятий и финансового состояния. Баланс представляет собой равенство активов и пассивов предприятия, т.е. денежных средств и имущества, с обязательствами предприятия по отношению к его владельцам и кредиторам.

Основной формулой, которая описывает баланс в бухгалтерском учете: является следующая:

 

А=П,                                                                           где, А – актив баланса,

                                                                              П – пассив баланса.

Актив баланса – это хозяйственные ресурсы или средства, использованные, проданные или подлежащие потреблению в течение одного отчетного периода (оборотные активы), либо средства, которые приобретаются в целях использования в хозяйственной деятельности больше одного отчетного периода, и не предназначаются для продажи в данный отчетный период.

Пассив баланса – это источники формирования активов предприятия полученные от собственников, заработанные самостоятельно или полученные из внешних источников.

Эта формула имеет двоякое значение. С одной стороны равенство показывает, что каждый из активов имеет источники формирования, не может быть активов, появившихся из воздуха и все источники реализованы в определенные активы; с другой стороны, равенство показывает правильность ведения бухгалтерского учета на предприятии посредством двойной записи по счетам.

С точки зрения финансового менеджмента эта базовая формула может быть выражена в следующем виде12:

 

А=К+О                 что сказать?                    Где, К – собственный капитал,

                             Как сказать?                    О – внешние обязательства.

 

На основе этой формулы можно делать вывод о структуре источников финансирования активов, уровне финансовой независимости; по динамике нераспределенной прибыли можно делать выводы о том, как предприятие осуществляет самофинансирование.

Преобразовав эту формулу следующим образом:

 

К=А- О        Вы где?

Таким образом, мы получаем:

Мы получаем возможность определить уровень достаточности собственного капитала, величину чистых активов предприятия.

Таким образом, в финансовом менеджменте баланс выступает важнейшим инструментом изучения и диагностики финансового равновесия, наблюдения за потенциальными факторами его нарушения.

Во втором блоке содержатся показатели, которые отражаются в "Отчете о прибылях и убытках" предприятия.

Отчет о прибылях и убытках является одним из наиболее важных документов финансовой отчетности, так как он содержит в себе сведения о результатах деятельности организации, отражая финансовые результаты за определенный период. Разница между всеми доходами расходами организации представляет собой ее чистую прибыль.

Основные показатели и алгоритмы постатейной оценки отчета о прибылях и убытках в соответствии международными стандартами могут быть представлены следующим образом:

Валовая выручка (нетто) произведенная и отгруженная продукция, выполненные работы, оказанные услуги за минусом НДС, акцизов и других обязательных платежей. Каких платежей?

- себестоимость продукции  – переменные затраты (связанные  с выпуском продукции, работ, услуг) = Валовая прибыль (маржинальный доход или валовая маржа). Показывает величину дохода, которую организация должна заработать для покрытия постоянных расходов и формирования прибыли.

- постоянные расходы (расходы  административно-управленческого характера, расходы на продажу без амортизации  основных средств и нематериальных  активов) динамика, которых не зависит  от динамики объемов производства = Доходы до уплаты процентов, налогов и амортизации (EBITDA). Показывает способность организации зарабатывать доходы для выполнения внешних обязательств перед кредиторами и собственниками и финансирования инвестиций.

- Амортизация по амортизируемым  активам (DA) = Доходы до уплаты процентов и налогов (EBIT): показывают величину доходов, которые могут быть направлены на выплату процентов по внешним обязательствам, налога и дивидендов собственникам.

- проценты к уплате  по заемным и привлеченным  средствам (I) = Доходы до уплаты налогов (EBT) или прибыль до налогообложения - налог на прибыль = Чистая прибыль. Она является источником выплаты дивидендов собственникам, источником расширенного воспроизводства организации, формирования резервных фондов, выплат социального характера работникам организации и т.п.

Данная детализация расходов организации позволяет финансовым менеджерам осуществлять адресное управление отдельными элементами этих затрат, обеспечивая рост чистой прибыли.

В третьем блоке содержатся показатели, отражаемые в "Отчете о движении денежных средств" предприятия.

Отчет о движении денежных средств – это документ финансовой отчетности, в котором отражаются поступление и расходование денежных средств, в ходе текущей хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности организации за отчетный период. Основная цель данного отчета – отразить денежные потоки, которые вместе с информацией из баланса и отчета о прибылях и убытках позволяют получить информацию о:

- способности организации  получить в ходе своей деятельности  прирост денежных средств;

- возможности организации  отвечать по предъявленным обязательствам, платить дивиденды, оставаться кредитоспособным;

- обеспечивать за счет  внутренних источников инвестиционную  деятельность.

Отчет о движении денежных средств:

- дает информацию о  том, достаточно ли у предприятия  средств, для финансирования производственно-хозяйственных  операций;

- показывает потенциальным  кредиторам, достаточно ли у предприятия  средств, для оплаты в срок  всех долгов;

- определяет способность  погашать непредвиденные финансовые  обязательства13.

Тут я обозначила все что знала и смогла найти. Не будьте слишком строги.

 

2.3 Показатели управленческого  учета предприятия

А я уже просто не представляю, что написать.

Управленческий учёт — упорядоченная система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности фирмы информации и показателей для управленческого звена компании (внутренних пользователей — менеджеров). Это процесс в рамках организации, который обеспечивает управленческий аппарат организации информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации.

Для принятия управленческих решений требуется оперативная информация, чего обычный бухгалтерский учёт в силу своей периодичности, оперирования с уже совершёнными операциями и законодательным регулированием (выполняет в РФ функции налогового учёта) не может обеспечить, от этого может страдать конкурентность фирмы на рынке. Так как создание отдельной системы управленческого учёта требует больше затрат, чем развитие данной системы на базе бухгалтерского учёта, бухгалтеры часто считают управленческий учёт подсистемой бухгалтерского, что может быть верно на раннем этапе его развития. Дальнейшее развитие учёта необходимой управленческой информации на предприятиях ведёт к развитию более объёмной системы сбора информации, нежели это возможно в рамках бухгалтерского учёта. В рамках бухгалтерского учёта нет необходимости учитывать объёмы продаж конкурентов, при решении менеджмента компании повысить долю собственных продаж учёт данной информации становится необходимым; нет необходимости учитывать количество и содержание жалоб, в системе менеджмента качества (СМК) - это просто обязательно (важнейшая основа самосовершенствования организаций в рамках СМК). В рамках бухгалтерского учёта нет необходимости учитывать количество созданных сметным отделом смет, при анализе и планировании загрузки сметного отдела без этого не обойтись и т.д. и т.п.

Зачастую в управленческом учёте речь идёт даже не о необходимости такового в рамках бухгалтерского, а о невозможности управленческого учёта в рамках бухгалтерского учёта. Помимо уже перечисленных ограничений бухгалтерского учёта, существует проблема оперативного сбора информации. Бухгалтера "зачастую" не посадишь в каждом подразделении (отдел закупок, отдел продаж, склады, цеха и т.д.). Для оперативного взаимодействия же требуется информация от подобных источников. Передача сотрудникам сотовых телефонов решает, например, проблему координации (по крайней мере в теории), но точно лишает руководство в данном случае возможности конечного анализа (из-за отсутствия регистрации) правильности, качества и оперативности действий сотрудников, и, как следствие, например, справедливого премирования сотрудников. Спектр проблем при отсутствии качественного управленческого учёта можно аналитически вывести, ознакомившись с требованиями к информации в контроллинге (управленческом учёте).

Управленческий учёт ориентирован именно на потребности внутренних пользователей (управленцев различного уровня), а не внешних (акционеров и кредиторов, госорганы и т. д.), информация, собираемая и предоставляемая им, не является открытой, а принадлежит к коммерческой тайне.

В управленческом учёте предъявляются высокие требования к предоставляемой информации. Информация, предоставляемая принимающему решения человеку, должна быть полной для принимаемых решений и в то же время краткой. Чем больше объём информации, тем больше информации остаётся без внимания, при отсутствии вспомогательных механизмов (систем автоматического принятия "качественных" решений по теории принятия решений).

Система показателей управленческого учета используется для текущего и оперативного управления практически всеми аспектами финансовой деятельности предприятия, а в наибольшей степени - в процессе финансового обеспечения операционной его деятельности.

В сравнении с финансовым управленческий учет обладает следующими основными преимуществами: он отражает не только стоимостные, но и натуральные значения показателей (а следовательно, и тенденции изменения цен на сырье, готовую продукцию и т.п.); периодичность представления результатов управленческого учета полностью соответствует потребности в информации для принятия оперативных управленческих решений (при необходимости информация может представляться даже ежедневно); этот учет может быть структурирован в любом разрезе - по центрам ответственности, видам финансовой деятельности и т.п. (при одновременном агрегировании показателей в целом по предприятию); он может отражать отдельные активы с учетом темпов инфляции, стоимости денег во времени и т.п. Результаты этого учета являются коммерческой тайной предприятия и не должны предоставляться внешним пользователям.

Группы показателей формируются в процессе управленческого учета обычно по следующим блокам14:

а) по сферам финансовой деятельности предприятия;

б) по регионам деятельности (если для предприятия характерна региональная диверсификация финансовой деятельности);

в) по центрам ответственности (созданным на предприятии центрам затрат, дохода, прибыли и инвестиций).

Управленческий учет строится индивидуально на каждом предприятии и должен быть в первую очередь подчинен задачам информативного обеспечения процесса оперативного управления финансовой деятельностью.

Нормативно-плановые показатели, связанные с финансовым развитием предприятия. Эти показатели используются в процессе текущего и оперативного контроля над ходом осуществления финансовой деятельности. Они формируются непосредственно на предприятии по следующим двум блокам:

а) система внутренних нормативов, регулирующих финансовое развитие предприятия. В эту систему включаются нормативы отдельных видов активов предприятия, нормативы соотношения отдельных видов активов и структуры капитала, нормы удельного расхода финансовых ресурсов и затрат и т.п.;

б) система плановых показателей финансового развития предприятия. В состав показателей этого блока включается вся совокупность показателей текущих и оперативных финансовых планов всех видов.

Предприятие вольно выбирать такие методы управленческого учёта, которые ему удобны: в данной области нет таких жёстких законодательных требований как в налоговом (бухгалтерском) и финансовом учёте (многие страны стандартизировали формы финансовой отчётности).

Традиционной задачей управленческого учёта является калькулирование себестоимости, и, соответственно, учёт затрат. Необходимо выбирать наиболее подходящие для предприятия методы учёта, которые не будут излишней бюрократизацией мешать процессу производства, а позволят без лишних затрат отнести издержки к тому или иному процессу, проекту, и как следствие, конкретной продукции. В управленческий учёт включаются следующие процессы15:

- Определение точки безубыточности

- Бюджетирование

- Процессный расчёт затрат (применяется при серийном производстве  однообразной продукции или при  непрерывном производственном цикле, учет затрат соотносится с  продукцией, произведенной за определенный  период)

- Проектный расчёт затрат (метод, используемый при изготовлении  изделия по специальному заказу. Затраты на материалы, труд рабочих и общехозяйственные расходы относят на каждый индивидуальный проект или на партию продукции)

Информация о работе Информациооное обеспечение финансового менеджмента