Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 14:00, курсовая работа
Актуальность и цель работы предопределили необходимость решения следующих задач:
-проанализировать особенности инвестиционных процессов;
-определить роль и место оценки инвестиционной привлекательности предприятия в инвестиционном процессе;
– исследовать показатели инвестиционной привлекательности компаний;
– предложить комплекс мер по улучшению инвестиционной привлекательности предприятий;
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы инвестиционной привлекательности………………5
1.1 Инвестиционная привлекательность: понятие и сущность………………5
1.2 Методологические основы инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта………………………………………………………15
1.3 Модель оценки инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов…………………………………………………………………………19
2. Методические аспекты оценки инвестиционной привлекательности предприятия……………………………………………………………………...23
2.1 Оценка инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов в России…………………………………………………………………………….23
2.2 Рейтинговая оценка инвестиционной привлекательности……………….26
3. Повышение инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта…………………………………………………………………………..32
3.1 Проблемы повышения инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов…………………………………………………….32
3.2 Пути улучшения инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта………………………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованных источников
Не все факторы инвестиционной
привлекательности региона и
отрасли одинаково влияют на инвестиционную
привлекательность предприятия. Поэтому
изучение факторов инвестиционной привлекательности
региона и отрасли, способствующих
повышению или понижению
Принимая решение о
размещении средств, инвестору предстоит
оценить множество факторов, определяющих
эффективность будущих
Поэтому возникает необходимость количественной идентификации состояния инвестиционной привлекательности, при чем следует учесть, что для принятия инвестиционных решений показатель, характеризующий состояние инвестиционной привлекательности предприятия, должен иметь экономический смысл и быть сопоставимым с ценой капитала инвестора. Следовательно, можно сформулировать требования, предъявляемые к методике определения показателя инвестиционной привлекательности: показатель инвестиционной привлекательности должен учитывать все значимые для инвестора факторы внешней среды показатель должен отражать ожидаемую доходность вложенных средств показатель должен быть сопоставим с ценой капитала инвестора
Построенная с учетом этих требований методика оценки инвестиционной привлекательности предприятий позволит обеспечить инвесторам качественный и обоснованный выбор объекта вложения капитала, контролировать эффективность инвестиций и корректировать процесс реализации инвестиционных проектов и программ в случае неблагоприятной ситуации.
Инвестиционный потенциал предприятий России характеризуется удовлетворительным уровнем развития производственного потенциала, в частности, ростом материально-технической базы предприятий; ростом объема промышленной продукции и ростом спроса на продукцию российских предприятий; ростом активности предприятий на рынке ценных бумаг и непосредственно повышением стоимости российских акций; снижением эффективности управления деятельностью предприятия, что отражается в значениях показателей, характеризующих финансовое состояние предприятий; достаточным объемом и квалификацией рабочей силы; неравномерностью развития предприятий различных отраслей промышленности. Активность российских инвесторов снижается, в то время как интерес иностранных инвесторов к промышленным предприятиям экономики России увеличивается.
Инвестиционная
Одним из главных факторов влияющих на инвестиционную привлекательность предприятия являются инвестиционные риски. Инвестиционные риски включает в себя следующие подвиды рисков: риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риск прямых финансовых потерь.
Инвестиционная
В последние десятилетия условия инвестиционной деятельности предприятий во все возрастающей степени определяются процессами перехода стран с рыночной экономикой от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу. В соответствии с логикой этого процесса меняются экономическое, технологическое, социокультурное, человеческое и идеологическое измерения внутренней и внешней среды предприятий. Все изменения в концентрированной форме отражаются в содержании понятий «время», «пространство» и «среда», характеризующих координаты деятельности предприятий. Вследствие нарастания темпов социально-экономических изменений и сокращения сроков принятии решений время для предприятий, как бы, «сжимается». В то же время пространство, как место деятельности предприятий, постепенно «расширяется» - от локальных до международных рынков, - становится все более виртуальным, где фигурируют лишь торговые марки и иные знаки предприятий. Среда деятельности предприятий все более определяется знаниями и становится все более информационноемкой, технологичной и инновационной.
Системный подход к оценке инвестиционной привлекательности предприятия требует учитывать инвестиционную привлекательность региона, в котором находится предприятие, его отраслевую принадлежность, а также в целом инвестиционную привлекательность России
Таким образом, обобщив предложенные выше мнения об определении инвестиционной привлекательности я предлагаю следующее определение инвестиционной привлекательности предприятия. На мой взгляд, наиболее точно отражает сущность этой экономической категории, следующая трактовка: инвестиционная привлекательность предприятия - это система экономических отношений между субъектами хозяйствования по поводу эффективного развития бизнеса и поддержания его конкурентоспособности. Данные отношения оцениваются совокупностью показателей эффективности аспектов деятельности предприятия, которые разделяются на формальные показатели (ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности и другие), рассчитываемые на основании данных финансовой отчетности, и неформальные, не имеющие четкого набора исходных данных и оцениваемые экспертным путем. К ним можно отнести: рынки сбыта, конкурентов.
1.2 Методологические основы
инвестиционной
Оценивая инвестиционную
привлекательность
выбора инвестиционного проекта, в которых используются следующие критерии его приемлемости.
1. Период окупаемости инвестиций.
2. Внутренняя ставка доходности.
3. Чистая приведенная стоимость.
4. Коэффициент прибыльности.
Первый из перечисленных методов представляет достаточно простой метод оценки привлекательности проекта. Остальные методы более сложны и основаны на методике дисконтирования денежных потоков (discounted cash flow - DCF). Для простоты мы предполагаем, что ожидаемые денежные потоки инвестор получает в конце каждого года.
Период окупаемости инвестиций. Период окупаемости инвестиций (payback period - РВР) некоторого инвестиционного проекта указывает, сколько лет требуется для того, чтобы вернуть наши первоначальные инвестиции исходя из ожидаемых денежных потоков данного проекта. Основным недостатком описанного выше метода (период окупаемости инвестиций) заключается в том, что он не учитывает денежных потоков, возникающих по истечении периода окупаемости инвестиций. Следовательно, с его помощью нельзя измерить рентабельность проекта. Помимо этого недостатка, метод, основанный на периоде окупаемости инвестиций, не учитывает изменения стоимости денег во времени. В этом случае просто суммируются денежные потоки безотносительно их привязки ко времени. Наконец, максимальный приемлемый период окупаемости инвестиций, который выполняет роль "порогового значения", представляет собой чисто субъективную оценку инвестиционного проекта. Несмотря на то что период окупаемости инвестиций — весьма несовершенная мера прибыльности, он дает некоторое представление о рассматриваемом проекте. Многие менеджеры используют его также в качестве приблизительной меры риска проекта; но, как будет показано в следующей главе, существуют аналитические подходы, которые позволяют получить гораздо более точную оценку степени этого риска. Период окупаемости инвестиций как характеристика привлекательности инвестиционного проекта обладает определенными достоинствами, но его лучше всего использовать в дополнение к методам дисконтированных денежных потоков [8, С. 565].
Метод оценки инвестиционного проекта по внутренней ставке доходности. Внутренняя ставка доходности инвестиций (internal rate of return - IRR) Ставка дисконтирования, которая уравнивает приведенную стоимость будущих денежных поступлений от реализации инвестиционного проекта и стоимость первоначальных инвестиций. Внутренняя ставка доходности инвестиций (internal rate of return - IRR) для некоторого инвестиционного проекта представляет собой ставку дисконтирования, которая уравнивает приведенную стоимость будущих денежных поступлений (cash flow - CF) от реализации определенного инвестиционного проекта и стоимость первоначальных инвестиций (initial cash outflow - ICO). Таким образом, IRR представляет собой процентную ставку, которая дисконтирует последовательность будущих чистых денежных потоков - CF, уравнивая ее приведенную стоимость с первоначальными инвестициями, ICO, в момент времени 0. Вычисление внутренней доходности, IRR, на основе таблиц приведенной стоимости основано на использовании метода проб и ошибок.
К счастью, для вычисления IRR можно использовать соответствующие компьютерные программы и программируемые калькуляторы. Это позволяет избежать достаточно трудоемких ручных вычислений на основе метода проб и ошибок. Тем не менее бывают случаи, когда без метода проб и ошибок обойтись не удается. Критерием приемлемости, который обычно используется для метода IRR, является сравнение внутренней доходности инвестиций с заданным пороговым значением (ставка отсечения), или минимальной ставкой доходности, которая требуется для одобрения инвестиционного проекта (hurdle rate). Предполагается, что эта минимальная ставка доходности нам задана извне. Если IRR превышает минимальную ставку доходности, проект принимается, в противном случае - отвергается.
Метод оценки инвестиционного проекта по чистой приведенной стоимости. Подобно методу IRR, метод NPV представляет собой один из подходов к экономическому анализу эффективности намечаемых инвестиций, основанных на дисконтированных денежных потоках. Чистая приведенная стоимость (net present value - NPV) инвестиционного проекта представляет собой приведенную стоимость чистых денежных потоков этого предложения минус первоначальные инвестиции, необходимые для его реализации. Математически это можно выразить формулой
NPV=CF/(1+ky)1+ CF2/(1+ky)2+……+ CFn/(1+ky)n-ICO (1)
где k - требуемая минимальная ставка доходности, а все другие переменные соответствуют приведенным ранее определениям. Приведенная стоимость чистых денежных потоков инвестиционного проекта минус первоначальные инвестиции, необходимые для его реализации. Если чистая приведенная стоимость рассматриваемого инвестиционного проекта оказывается не меньше нуля, то проект принимается, в противном случае отвергается. Еще одним способом выражения критерия приемлемости является вывод о том, что проект будет принят, если приведенная стоимость денежных поступлений превышает приведенную стоимость расходов. Основа этого критерия приемлемости проекта такая же, как и у метода внутреннего коэффициента окупаемости инвестиций. Если требуемая минимальная ставка доходности определяет ту доходность, которую, по мнению инвесторов, фирма способна обеспечить в случае реализации рассматриваемого инвестиционного предложения, и компания принимает предложение, по которому чистая приведенная стоимость превышает нулевое значение, то рыночная стоимость ее акций должна возрасти. В самом деле, если требуемая минимальная ставка доходности, или ставка дисконтирования, выбрана правильно, то совокупная рыночная цена акций фирмы должна измениться на величину, равную чистой приведенной стоимости соответствующего инвестиционного проекта. Реализация же проекта, чистая приведенная стоимость которого равняется нулю, не должна повлиять на рыночную цену акций фирмы.
Метод оценки инвестиционного проекта по коэффициенту прибыльности. Коэффициент прибыльности (profitability index - PI), или коэффициент "прибыль-затраты", некоего проекта представляет собой отношение приведенной стоимости будущих чистых денежных потоков проекта к первоначальным инвестициям по нему
P= CF/(1+ky)1+ CF2/(1+ky)2+……+ CFn/(1+ky)n/ICO (2)
Пока коэффициент прибыльности будет не меньше 1,00, соответствующее инвестиционное предложение можно считать приемлемым. Коэффициент прибыльности, превышающий 1,00, свидетельствует о том, что приведенная стоимость проекта больше, чем первоначальные инвестиции, а это, в свою очередь, указывает на то, что чистая приведенная стоимость больше нуля.) Однако методу чистой приведенной стоимости нередко отдают предпочтение перед методом показателя прибыльности. Причина заключается в том, что чистая приведенная стоимость не только указывает, принимать или нет соответствующий проект, но и выражает абсолютный экономический (денежный) вклад данного проекта в благосостояние акционера. Что же касается коэффициента прибыльности, то он отражает лишь относительную прибыльность.
Таким образом рассмотрев методы оценки инвестиционной привлекательности я сделала следующий вывод. Наиболее объективным и часто используемым методом на практике при оценке инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта является метод чистой приведенной стоимости, так как при его использовании мы можем оценить будущую прибыль от вложения инвестиций уже сегодня. Использование других методов оценки подходит только при определенных условиях и не дает четко и объективного ответа на вопрос :Стоит или не стоит вкладывать средства в этот проект.
1.3 Модель оценки инвестиционной
привлекательности
Экономические исследования последних лет показывают, что многие организации испытывают дефицит собственных средств, направляемых на развитие бизнеса. В этой связи все больший теоретический и практический интерес представляет рассмотрение и обоснование определенных условий, при которых хозяйствующий субъект сможет стать привлекательным для потенциальных инвесторов. Факторы, влияющие на ИПП, можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние .
Внешние факторы – это факторы, не зависящие от результатов хозяйственной деятельности предприятия. К данным факторам относятся:
1. Инвестиционная
Информация о работе Инвестиционная привлекательность хозяйствующего субъекта