Коэффициенты рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – коэффициенты рентабельности.
Для достижения цели исследования решены следующие задачи:
1. Изучены сущность и значение коэффициентов рентабельности
2. Рассмотрены виды показателей рентабельности и их расчеты
3. Проанализированы факторы, влияющие на рентабельность

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1. Сущность и значение коэффициентов рентабельности…………..5
2. Виды показателей рентабельности и их расчеты………………....8
3. Факторы, влияющие на рентабельность…………………………..17
Заключение…………………………………………………………….23
Список использованных источников……

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 76.73 Кб (Скачать файл)


Ярославский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (ЯФ МЭСИ)


Кафедра «Бухгалтерский учет и финансы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Финансовый  менеджмент»

на тему: «Коэффициенты рентабельности»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Работу выполнила студентка 4 курса,           группы  ФКз41 Добролюбова М. Н..      

                                                             Работу проверил научный руководитель:

                                                             к.э.н.,   доцент  Неклюдов В.А,     

 

 

 

                             

 

 

 

                      Курсовая работа защищена с  оценкой_____________________

 

                                                                    

      

 

Ярославль - 2012

 

План

Введение………………………………………………………………..3

1. Сущность и значение  коэффициентов рентабельности…………..5

2. Виды показателей рентабельности  и их расчеты………………....8

3. Факторы, влияющие на  рентабельность…………………………..17

Заключение…………………………………………………………….23

Список использованных источников………………………………...24

 

Введение

В современных экономических  условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах  его функционирования.

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать  финансовое состояние как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Важнейшее  значение в определении финансового  состояния предприятия состоит  в своевременном и качественном анализе финансово-хозяйственной  деятельности.

Целью любого предприятия  является прибыль, она же соответственно является и важнейшим объектом экономического анализа. Однако сам размер прибыли  не может охарактеризовать эффективность  использования предприятием своих  ресурсов. Одним из основных показателей  характеризующих эффективность  работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных  ресурсов в отношении к вновь  приобретенным (прибыли) ресурсам.

Рентабельность и прибыль  – показатели, которые четко отражают эффективность деятельности предприятия, рациональность использования предприятием своих ресурсов, доходность направлений  деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной и т.д.).

Предприятие реализует свою продукцию потребителям, получая  за нее денежную выручку. Но это еще  не означает получение прибыли. Для  выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку  с затратами на производство продукции  и ее реализацию, т.е. с себестоимостью продукции. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость; если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты  на производство и реализацию продукции, и прибыль отсутствует; если затраты  превышают выручку, то предприятие  получает убыток, т.е. отрицательный  финансовый результат, что ставит его  в сложное финансовое положение, не исключая банкротство.

Актуальность  темы исследования обусловлено тем, что для получения максимальной прибыли и избежания банкротства необходимо изучать показатели прибыли, факторы, влияющие на нее, и показатель рентабельности, который отражает эффективность текущих затрат и представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных показателей.

Предметом исследования является организация управления рентабельностью торгового предприятия и ее роль в укреплении финансового положения предприятия.

Цель исследования – коэффициенты рентабельности.

Для достижения цели исследования решены следующие задачи:

1. Изучены сущность и  значение коэффициентов рентабельности

2. Рассмотрены виды показателей  рентабельности и их расчеты

3. Проанализированы факторы,  влияющие на рентабельность

 

1. Сущность и значение показателей рентабельности

В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.

По мнению других авторов  рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы. В наиболее широком понятии рентабельность означает прибыльность или доходность:

• производства и реализации отдельных видов и всей совокупности продукции (работ, услуг);

• предприятий, организаций как субъектов хозяйственной деятельности;

• отраслей экономики.

Рентабельность непосредственно  связана с величиной прибыли. Однако ее нельзя отождествлять с  абсолютной суммой полученной прибыли. Рентабельность – это относительный  показатель, отражающий уровень доходности и измеряемый как коэффициент  или в процентах.

Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим  эффективность деятельности предприятия. При его помощи можно оценить  эффективность управления предприятием, так как получение высокой  прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно  рассматривать как один из критериев  качества управления.

По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия  получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов инвесторов, вкладывающих деньги в  собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных  статей баланса.

Устанавливая связь между  суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования  прибыли. Большое значение рентабельность имеет для принятия решений в  области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия  и ее результатов.

По абсолютной сумме прибыли  не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и  масштабы деятельности. Поэтому для  характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный  показатель – уровень рентабельности.

Эти характеристики наиболее целесообразно рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры сами по себе несут немного  информации. Лишь зная динамику их изменения, можно более достоверно судить о  работе предприятия.

В условиях рыночных отношений  велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень  прибыльности (убыточности) ее производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов  и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную  доходность предприятия, измеряемую в  процентах к затратам средств  или капитала с различных позиций.

Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства, так  как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Организация  рентабельна, если суммы выручки  от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования  прибыли.

Многообразность вариантов  решений, принимаемых при определении  прибыли, текущих издержек, авансированной стоимости для расчета рентабельности обусловливают наличие значительного  количества ее показателей [4 с. 153].

 

2. Виды показателей рентабельности и их расчеты

Для расчета уровня доходности предприятия все показатели рентабельности могут быть объединены в следующие  группы:

1. Показатели, рассчитываемые  для оценки доходности деятельности  предприятия в целом. Методика  их расчета основана на применении  показателей прибыли предприятия  или прибыли от реализации  продукции, чистой прибыли (в  числителе) и показателей реализованной  продукции, себестоимости, величины  акционерного капитала, вложенного  капитала, собственного капитала, заемного  капитала или совокупного капитала (в знаменателе).

2. Показатели, рассчитываемые  для оценки доходности продукции,  а также используемых ресурсов  производства и затрат. Методика  их расчета также базируется  на применении показателей прибыли  предприятия, прибыли от реализации  продукции, чистой прибыли (в  числителе) и показателей совокупных  затрат себестоимости, основных  фондов, оборотных средств, оплаты  труда, численности работников, производственных  площадей и т.д.

Вся предпринимательская  деятельность в условиях рыночных отношений  делится на три вида:

1) операционную (основную);

2) инвестиционную (вложения  средств в акции, другие ценные  бумаги, капитальные вложения);

3) финансовую (получение  и уплата дивидендов, процентов  и т. п.).

В соответствии с этим в  анализе финансовых показателей  используются следующие группы показателей  относительной доходности:

  • рентабельность продукции, работ, услуг;
  • рентабельность производственных фондов;
  • рентабельность всего имущества (всех активов);
  • рентабельность вложений (инвестиций) и ценных бумаг.

Доходность продукции (работ, услуг) характеризуется следующими показателями:

  • рентабельностью реализации (оборота, продаж),
  • рентабельностью выпущенной продукции,
  • рентабельностью отдельных изделий.

Наиболее распространенными  показателями в практике отечественных  предприятий являются:

  • рентабельность продукции - определяется как отношение прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости продукции (изготовленной, товарной или реализованной);
  • рентабельность изделия - определяется как отношение прибыли, закладываемой в цену изделия, к себестоимости изделия.
  • рентабельность оборота – рассчитывается как частное от деления величины чистой прибыли на объем реализованной продукции.

Кроме того, предприятие  может использовать и ряд других показателей рентабельности для  характеристики уровня доходности своих  активов, ресурсов и продукции [2, с.261].

Рентабельность производства (R) – это отношение балансовой прибыли к сумме среднегодовой стоимости основных производственных фондов (ОФ) и оборотных средств (ОбФ).

,

где ПП – прибыль предприятия, руб.;

ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;

НОС – нормируемые оборотные средства, руб.

Рентабельность реализованной  продукции (РП) отражают эффективность текущих затрат и исчисляются как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции определяется по формуле:

,

где Прп – прибыль от реализации продукции;

С – полная себестоимость реализованной продукции.

Рентабельность конкретного  вида продукции зависит от цен  на сырье, качества продукции, производительности труда, материальных и других затрат на производство.

Рентабельность продукции  показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах.

Информация о работе Коэффициенты рентабельности