Коэффициенты рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – коэффициенты рентабельности.
Для достижения цели исследования решены следующие задачи:
1. Изучены сущность и значение коэффициентов рентабельности
2. Рассмотрены виды показателей рентабельности и их расчеты
3. Проанализированы факторы, влияющие на рентабельность

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1. Сущность и значение коэффициентов рентабельности…………..5
2. Виды показателей рентабельности и их расчеты………………....8
3. Факторы, влияющие на рентабельность…………………………..17
Заключение…………………………………………………………….23
Список использованных источников……

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 76.73 Кб (Скачать файл)

Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле:

,   

где Ро. – рентабельность оборота,

Пп. – прибыль до начисления процентов,

В – валовая выручка, руб.

Чем больше прибыль по сравнению  с валовой выручкой предприятия, тем больше рентабельность оборота. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется по формуле:

Чоб.к.= В / А,   

где Чоб.к. – число оборотов капитала,

В – валовая выручка,

А – активы.

Чем выше валовая выручка  фирмы, тем больше число оборотов ее капитала. В итоге уровень общей  рентабельности определяется по следующей  формуле:

Уо.р.= Роб * Чоб.к.,   

где Уо.р. – уровень общей рентабельности,

Роб. – рентабельность оборота,

Чоб.к. – число оборотов капитала.

Иначе говоря, уровень общей  рентабельности, отражающий прирост  всего вложенного капитала (активов), равняется прибыли до начисления процентов, умноженной на 100% и деленной на активы.

Рентабельность текущих  активов (РТ.А) определяется по формуле:

,  

где ПЧ – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, руб.;

ТА – средняя величина текущих активов, руб.

Рентабельность собственного капитала (РС.К) определяется по формуле:

,

где СК – величина собственного капитала на определенную дату (средняя  за период), руб.

Рентабельность изделия (РИ) определяется по формуле:

,

где ПЕД – прибыль на единицу изделия, руб.;

С – себестоимость изделия, руб.

Показатель рентабельности по изделиям отражает эффективность  затрат живого и овеществленного  труда на производство продукции.

Рентабельность инвестированного капитала (РИ.К) определяется по формуле:

,

где ИК – средний инвестированный  капитал, руб.

Рентабельность основных фондов (РО.Ф) определяется по формуле:

.

Рентабельность заемных  средств (РЗ.С) определяется по формуле:

,

где ПЗ.С – плата за пользование заемными средствами, руб.;

ЗС – средства, привлеченные на заемной основе (долгосрочные и  краткосрочные) на определенную дату (средняя  величина), руб.

Рентабельность активов (РА) определяется по формуле:

,

где СА – средняя величина активов, руб.

Рентабельность совокупных вложений капитала (РС.В.К) определяется по формуле:

,

где РЗ.С – расходы, связанные с привлечением средств на заемной основе, руб.;

ИК – величина совокупного  используемого капитала на определенную дату (средняя величина), руб.

Рентабельность инвестиций (РИ) определяется по формуле:

,

где В-величина валюты баланса  на определенную дату (средняя за период), руб.;

КО – величина краткосрочных  обязательств на определенную дату (средняя  за период), руб.

Рентабельность товарной продукции (РТ.П) определяется по формуле:

,

где СТ.П – себестоимость товарной продукции, руб. [6, с.193].

Показатели рентабельности используются в процессе анализа  финансово-хозяйственной деятельности, принятия управленческих решений, решений  потенциальных инвесторов об участии  в финансировании инвестиционных проектов.

Таблица 2.1 – Расчет показателей рентабельности продаж торгового предприятия

Показатель

2005г. 

2006г. 

2007г. 

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

1.

Валовой доход 

26 087,00

26 883, 20

28 664,10

28 865,40

29 587,00

30 015,70

2.

Издержки обращения 

21 301,30

21 621,40

24 378,00

23 922,50

23 465, 20

24 304,10

3.

Коммерческие расходы

2 542,10

2 579,40

2 937,90

2 704,40

2 806,50

2 826, 20

4.

Результат от реализации

2 243,60

2 682,40

1 348, 20

2 238,50

3 315,30

2 885,40

5.

Прочие доходы

3 036, 20

3 768,30

3 850,10

3 220,50

2 935,50

2 855,10

6.

Прочие расходы 

1 885,40

1 901,30

1 848,10

1 987,70

2 215,10

1 988,70

7.

Прибыль балансовая

3 394,40

4 549,40

3 350, 20

3 471,30

4 035,70

3 751,80

8.

Рентабельность продаж:

           

 

 

а) по прибыли от реализации

8,60

9,98

4,70

7,75

11,21

9,61

 

 

б) по балансовой прибыли

14,25

17,43

15,79

13,46

12,51

11,75


 

Как видно из таблицы 2.1 на величину прибыли существенное влияние оказывают прочие доходы, что объясняет большой разрыв в уровнях показателей рентабельности продаж, исчисленных по прибыли от реализации товаров и по балансовой прибыли в 2005 и 2006 годах. Приоритетность торговой деятельности заметна уже во 1-м полугодии 2007 года (11,21% и 12,51%). Влияние прочих операций на рентабельность продаж почти не существенно в 2007 году в силу того, что доходы и расходы по этим операциям практически компенсируют друг друга.

Таблица 2.2 – Расчет рентабельности торговой и финансово-хозяйственной деятельности магазина

Показатель

2005г. 

2006г. 

2007г. 

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

1.

Издержки  обращения, тыс. руб.

2 542,10

2 579,40

2 937,90

2 704,40

2 806,50

2 826, 20

2.

Затраты предприятия, тыс. руб.

4 427,50

4 480,70

4 786,00

4 692,10

5 021,60

4 814,90

3.

Прибыль от реализации, тыс. руб.

2 243,60

2 682,40

1 348, 20

2 238,50

3 315,30

2 885,40

4.

Балансовая  прибыль, тыс. руб.

3 394,40

4 549,40

3 350, 20

3 471,30

4 035,70

3 751,80

5.

Рентабельность  издержек обращения,%

88,26

103,99

45,89

82,77

118,13

102,09

6.

Рентабельность  текущих расходов,%

76,67

101,53

70,00

73,98

80,37

77,92


 

Анализ таблицы 2.2 показывает, что эффективность работы торгового предприятия не стабильна. Прочие операции оказывают существенное влияние на уровень рентабельности продаж. Так в 1-м полугодии 2006 года не просто прочие операции повысили уровень рентабельности продаж, но и затраты по ним были гораздо эффективнее издержек обращения (70,0% против 45,89%). Но в дальнейшем данная тенденция не сохраняется. В 1-м полугодии 2007 года уже обратная ситуация: рентабельность текущих расходов (80,37%) оказалась ниже рентабельности издержек обращения (118,13%).

Таблица 2.3 – Расчет рентабельности собственного капитала торгового предприятия

Показатель 

2005г. 

2006г. 

2007г. 

1.

Собственный капитал, тыс. руб.: - на начало года

56060,00

57873,00

58063,00

2.

- на конец года

57873,00

58063,00

58063,00

3.

Средняя величина собственного капитала в течение года, тыс. руб.

56966,50

57968,00

58063,00

4.

Чистая прибыль, тыс. руб.

6037,29

5184,34

5918,50

5.

Рентабельность собственного капитала, %

10,60

8,94

10, 19


 

В 2006 году по сравнению с 2007 рентабельность собственного капитала снижается. Этому способствовало снижение чистой прибыли. Как видно из таблицы  2.3, рентабельность собственного капитала в 2007 году (10,19%) выше, чем в предшествующем (8,94%). Этому способствовало увеличение прибыли, тогда как средняя величина собственного капитала изменилась незначительно по сравнению с прошлым периодом.

Таблица 2.4 – Расчет рентабельности активов торгового предприятия

Показатель 

2005г. 

2006г. 

2007г. 

 

 

Чистая прибыль, тыс. руб.

6037,29

5184,34

5918,50

1.

Совокупный капитал (активы), тыс. руб.:

на начало года

74044,00

79077,00

94864,00

 

 

- на конец года

79077,00

94864,00

97468,00

2.

Средняя величина совокупного  капитала в течение года, тыс. руб.

76560,50

86970,50

96166,00

3.

Плата за кредит с учетом налогообложения, тыс. руб.

3786,70

3835,80

4203,80

4.

Рентабельность активов, %

4,95

4,41

4,37


 

Расчеты показывают, что  рентабельность активов в отчетном году практически остается неизменной. Сравнение уровней рентабельности активов предприятия и рентабельности собственного капитала (табл.2.4) позволяет судить о структуре капитала. Определение уровня рентабельности совокупных активов особенно актуально для предприятий торговли, поскольку они имеют значительные краткосрочные обязательства в виду специфики сферы обращения товаров. Рентабельность активов реально отражает эффективность деятельности торгового предприятия в отличие от предприятий других сфер деятельности, где этот показатель является чисто теоретическим для определения эффекта финансового рычага.

 

 

Таблица 2.5 – Расчет рентабельности трудовых ресурсов торгового предприятия

Показатель 

2005г. 

2006г. 

2007г. 

1.

Балансовая прибыль, тыс. руб.

6037,29

5184,34

5918,50

2.

Затраты на персонал, тыс. руб.

3801,8

3851,487

3964,762

3.

Численность работников, чел 

146

141

132

4.

Рентабельность расходов на оплату труда,%

158,80

134,61

149,28

5.

Прибыль на одного работника, тыс. руб.

41,351

36,768

44,837


 

Данные таблицы показывают, что в 2006 году по сравнению с 2005 сумма  прибыли на одного работника снижается, но в 2007 году увеличилась в 1,2 раза, тогда  как балансовая прибыль возросла лишь в 1,1 раза. Это обстоятельство объясняется  снижением численности персонала  на 9 человек. При этом незначительно  изменившийся объем расходов на персонал обусловил повышение рентабельности расходов на оплату труда на 14,67%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Факторы, влияющие на рентабельность

Уровень и динамика рентабельности, величина прибыли определяются многообразными факторами, которые можно подразделить на две основные группы: основным слагаемым (источникам) повышения рентабельности и по основным направлениям развития и совершенствования технического и организационного уровня производства.

Основными источниками увеличения прибыли и роста рентабельности являются снижение издержек производства и реализации продукции, увеличение объема продаж, повышение качества, конкурентоспособности производимой продукции, снижение ее фондо- и капиталоемкости.

Прирост прибыли по основным источникам рассчитывается следующим  образом:

  1. За счет снижения издержек производства и реализации продукции

ΔПс = (И1 – И2) х А2,

где И1 и И2 – издержки производства и реализации единицы  продукции в базисном и отчетном периодах;

А2 – выпуск продукции  в отчетном периоде.

2. За счет увеличения  объемов реализации продукции

ΔПа = (А2 – А1) X П1,

где А2 и А1 – соответственно выпуск продукции в отчетном и  базисном периодах,

П1 – прибыль в расчете  на единицу реализованной продукции  в базисном периоде.

3. За счет изменения  качества продукции и связанного  с этим изменением цен

ΔПц = (Ц2 – Ц1) х А2,

где Ц2 и Ц1 – соответственно цена единицы продукции в отчетном и базисном периоде,

А2 – выпуск продукции [3, с.211].

Снижение фондоемкости производства продукции оказывает влияние  как на числитель, так и на знаменатель  формулы рентабельности производственных ресурсов, поскольку в числителе  отражается экономия на амортизационных  отчислениях, а в знаменателе  – экономия (высвобождение) производственных фондов.

При обосновании и анализе  прибыли и рентабельности учитываются  факторы повышения эффективности  производства по основным направлениям развития и совершенствования производства. Эти направления охватывают комплексы  технических, организационных и  социально-экономических мер, на основе которых достигается экономия живого труда, затрат и ресурсов, повышение  качества и конкурентоспособности  продукции. Важнейшими факторами повышения  эффективности производства по этой классификации выступают:

Информация о работе Коэффициенты рентабельности