Тема 6.
Конфликты в социально-трудовой
сфере и способы их реализации
- Социально-трудовые отношения как источник конфликтов.
- Основная классификация конфликтов в социально-трудовой сфере.
- Нормативные акты, регулирующие способы разрешения коллективных конфликтов.
- Сущность, показатели, типы и социальная структура трудового конфликта
Трудовой конфликт – это противоречие организационно-трудовых
отношений, принимающее характер прямых
социальных столкновений между индивидами
и группами работников. Не всякие организационно-трудовые
противоречия создают конфликтную ситуацию.
Она возникает, если:
- противоречия отражают взаимоисключающие позиции субъектов;
- степень противоречий достаточно высока;
- противоречия доступны для понимания, т.е. индивиды и группы осознают эти противоречия или, напротив, они непонятны;
- противоречия возникают мгновенно, неожиданно или довольно долго накапливаются, прежде чем появятся какие-то социальные столкновения.
Реализация трудового
конфликта зависит от таких субъективных
человеческих факторов, как потребности
и способности. Индивиды и группы
должны, с одной стороны, испытывают
довольно сильную потребность в
преодолении взаимных сложностей, для
того, чтобы согласиться или решиться
на конфронтацию, с другой – обладать
достаточной способностью к вступлению
в такую конфронтацию, иметь шанс посредством
ее решить свою проблему. Способность
к конфликту имеет конкретные составляющие:
личные качества, деньги, связи, авторитет,
наличие сторонников и т.д. Отсутствие
способности к конфликту – одна из причин
того, что трудовой конфликт либо не происходит
при достаточных предпосылках, либо ничем
конструктивным не завершается. Это достаточно
обыденное и часто встречающееся явление,
хотя на сегодняшний день в мире существует
статистика и криминальных форм его разрешения,
что говорит о потенциальной возможности
связи трудовых конфликтов и преступности.
По характеру и степени
проявления признаков можно различать открытый и закрытый типы
трудового конфликта. Основными критериями
данной типологии являются:
- уровень осознания конфликтной ситуации, ее субъектов, причин и перспектив;
- наличие или отсутствие реального конфликтного поведения и активности по урегулированию;
- известность конфликтной ситуации для окружающих и их влияние на нее.
Закрытый конфликт чаще
всего бывает неблагоприятным. Он характеризуется
большим социальным дискомфортом, деструктивным
влиянием на организацию и организационно-трудовые
отношения, возможность его разрешения
очень мала. В закрытом конфликте, не только
индивиды, но и группы оказываются объектами
взаимной манипуляции, не имеют возможности
повлиять на негативные процессы.
Поведение в условиях конфликта
является одним из важных критериев
типологизации личности работника. Так,
одни избегают конфликтных ситуаций любой
ценой, другие относятся к ним адекватно,
третьи склонны конфликтовать при малейших
сложностях в отношениях. Более того, поведение
в условиях конфликта может быть показателем
отношением работника к труду. Возможны следующие
варианты зависимости между отношением
к труду и особенностями конфликтного
поведения:
- Хороший работник болезненно восприимчив к конфликтности, он особенно нуждается в благоприятном социальном климате, нормальных условиях работы. Плохой же переживает конфликт безболезненно, готов сам конфликтовать часто.
- Хороший работник безразличен к конфликтности, поскольку он полностью занят, его внимание сосредоточено на производственных вопросах. Плохой более свободен, уделяет много внимания конфликтности, конфликт может быть одним из его занятий на рабочем месте.
- Хороший работник нуждается в конфликтах, только когда они затрагивают организацию труда и после разрешения конфликта значительно ее улучшат. Плохому конфликты в этом смысле не нужны.
Трудовой конфликт имеет следующие негативные последствия:
- усиление настроения враждебности, увеличение доли недоброжелательных высказываний и взаимных оценок, ухудшение социального самочувствия и самосознания людей в трудовой сфере;
- свертывание деловых контактов вопреки функциональной необходимости, предельная формализация общения, отказ от открытых коммуникаций;
- падение мотивации к труду и фактических показателей трудовой деятельности вследствие негативного настроения, недоверия, отсутствия гарантий;
- ухудшение взаимопонимания и ненормальные, установочные разногласия по пустякам во взаимодействиях, переговорах, контактах и т.д.;
- умышленное сопротивление желаниям, действиям и мнениям других, даже если в этом нет личной необходимости и смысла;
- умышленное и целенаправленное деструктивное поведение, т.е. установка на разрушение и подрыв определенных общих связей, организации, культуры и традиций;
- разрушение положительной социальной идентификации, неудовлетворенность принадлежностью к данной трудовой группе, организации, установки на индивидуалистическое поведение;
- фактические потери времени, отвлечение от работы или неиспользование благоприятной ситуации, возможности и шанса добиться чего-либо из-за борьбы и споров;
Можно выделить следующие позитивные функции
трудового конфликта:
- информационная – только через конфликт становится открытой информация, которая функционально необходима многим;
- социальная – в результате конфликта индивиды получают социальный опыт, знания, которые недоступны в обычных условиях;
- нормализация морального состояния – в конфликте разрешаются накопленные негативные настроения, происходит очищение моральных ориентаций;
- инновационная – конфликт вынуждает, стимулирует изменения, демонстрирует их неизбежность, через конфликт официально признается какая-то проблема.
Признание позитивных функций трудового
конфликта не означает, что конфликт
можно и нужно целенаправленно
создавать. При наличии конфликта
необходимо правильно относится
к нему с точки зрения возможных
положительных исходов, не подавлять,
а решать его с полезным эффектом;
анализировать, учиться через конфликт;
регулировать, направлять его на достижение
полезных целей.
- Причины трудовых конфликтов
Исследования причин трудовых конфликтов
позволяют подробно их классифицировать
и определить возможности и принципы
их разрешения. Причина возникает
обычно раньше, чем появляется само
столкновение социальных сторон.
Причины трудовых конфликтов можно
разделить на объективные и субъективные.
В основе трудовых конфликтов могут лежать объективные недостатки,
слабости, ошибки в организации труда.
Именно они сталкивают людей, делают конфронтацию
между индивидами и группами неизбежной.
Объективные организационные причины
конфликтов предполагают две ситуации:
определенный принцип организации либо
должен быть отменен вообще в целях разрешения
трудового конфликта, либо просто усовершенствован
в деталях, способах реализации и т.д.
Трудовой конфликт может основываться
на субъективных особенностях
и состояниях индивидов и групп. Более
того, индивиды и группы иногда привносят
в свои организационно-трудовые отношения
внешние конфликтные настроения, возникающие
за пределами труда.
Причины трудовых конфликтов можно
рассматривать и более конкретно,
исходя из типов противоречий, лежащих
в их основе:
- Проблемы распределительных отношений. Они обычно являются наиболее вероятными факторами конфликтных ситуаций на производстве. Индивиды и группы конфликтуют между собой по поводу присвоения каких-либо благ и ценностей. В связи с распределительными отношениями возможен трудовой конфликт из-за:
- факта распределения благ (справедливо-несправедливо);
- перераспределения уже присвоенных, полученных благ;
- самого принципа, критерия распределения благ.
Конфликт перераспределения болезненнее,
чем конфликт распределения; конфликт
из-за принципа распределения носит
более идейный и конструктивный
характер чем конфликт из-за фактического
распределения. Объектом и предметом конфликта
в производственных условиях могут быть
не только заработная плата, но и условие
и содержание труда, нормы выработки и
т.д.
- Сложности функционального взаимодействия. Это одна из самых скрытых причин трудового конфликта. Конфликтующими сторонами оказываются индивиды и группы, включенные в единые функциональные отношения, связанные дифференциацией и кооперацией трудовой деятельности. Наблюдения показывают, что чаще конфликтуют те, кто проявляют особую активность. Замечено также, что причиной конфликтной ситуации часто служит бездействие одних по сравнению с другими. Главным здесь является следующее противоречие: чем сложнее дифференциация и кооперация трудовой деятельности, чем активнее и ответственнее отношение самих людей к ней, тем вероятнее и столкновения.
- Ролевые противоречия. Конфликтные ситуации в организационно-трудовых отношениях часто создаются ролями, выполняемыми индивидами и группами, т.е. происходит ролевой конфликт. У него два аспекта: объективный и субъективный. Объективно существуют разные роли, часто с противоположными целями и различными способами поведения индивидов. Например, производители и потребители, рабочие, занятые основным и вспомогательным трудом, связаны между собой разной степенью ответственности, несовместимостью интересов, жесткой контрактностью и формальностью. Здесь определенные действия одной стороны приносят либо существенный ущерб, либо существенную выгоду другой, что обуславливает высокую степень вероятности не только взаимоотчужденности, но и борьбы, соперничества. Одна из особенностей конфликтной ситуации на ролевой установке – установка субъектов на определенные действия.
Субъекты организационно-трудовых отношений,
выполняющие противоположные задачи и
функции, имеют свои представления и взгляды
по поводу ролей друг друга. Если «исполнение»
своей роли одной стороной не соответствует
представлению о данной роли другой стороны,
то это несоответствие и приводит к конфликту,
т.е. причиной конфликта является нереализация
взаимных ролевых ожиданий субъектов.
- Сугубо деловые разногласия. В данном случае конфликт не связан с присвоением, а основывается на разности профессионального мышления, расхождения во взглядах на организацию работы, правильное решение проблем производства, нормы взаимоотношений и т.д. Это своего рода «идейный конфликт». Обычно трудовые конфликты из-за деловых разногласий не бывают групповыми, массовыми, но носят острый характер.
- Раздел вины, ответственности. Если организация переживает неуспех, неблагополучие, работает нерентабельно, на грани банкротства и т.д., то это способно вызвать конфликтную ситуацию. Довольно редко вся трудовая группа, организация принимает на себя ответственность, чаще всего происходит болезненный процесс определения конкретного виновника, персонификации вины, что становится причиной трудового конфликта.
- Лидерство. Наряду с формальным руководством в организационно-трудовых отношениях всегда проявляются процессы ненормального соперничества, инициативы, доминирования. Самосознание индивидов и групп рождает разного рода личные и профессионально-деловые амбиции, а также амбиции социального превосходства, которые сталкиваются между собой. Лидерство и основанный на нем трудовой конфликт могут проявляться не только в сложных, но и в простых видах трудовой деятельности, где выполняются самые примитивные задачи и функции. Любая проблема в совместной трудовой деятельности может умышленно использоваться для борьбы за лидерство. В результате трудовой конфликт может протекать как борьба за власть и господство; занятость и сохранение собственной работы; наставничество; выполнение престижных ролей.
- Ненормальные условия труда. Они являются частым раздражителем, приводят к враждебным настроениям среди работников, нетерпимости к любым проблемам. Высокая плотность рабочих, «скученность» работников в помещении, вынужденная высокая интенсивность контактов, работа на несовременном оборудовании с применением старых технологий являются самостоятельной причиной трудовых конфликтов, хотя полностью это не всегда осознается.
- Несовместимость – существенные различия в характеристиках субъектов, которые препятствуют их нормальным отношениям. В организационно-трудовой сфере проявляются случаи несовместимости в опыте, квалификации, образовании, психологии и отношении к труду. Несовместимость – это явление не только объективное, но и субъективное. Конфликтность в социально-трудовые отношения вносят не только действительно существующие различия, но и мнения об этих различиях.
- Половозрастной состав организации. Существуют различные точки зрения по этому поводу, например: