Краткосрочная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 03:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определить пути управления рисками.
Поставленная цель предопределила постановку и решение ряда взаимосвязанных задач:
рассмотреть понятие и значение рисков в предпринимательской деятельности, а также их классификацию;
изучить методологию снижения предпринимательских рисков;
исследовать экономическую деятельность предприятия;
проанализировать рыночную среду предприятия;
предложить меры по минимизации рисков предприятия;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ…………………………………………………………………………..4
Понятие и значение рисков в предпринимательской деятельности…….4
Классификация предпринимательских рисков…………………………...7
Методы и приемы снижения предпринимательских рисков…………..19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ «МЕГАФОН» И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ МИНИМИЗАЦИИ……………………………………...27
2.1 Экономическая характеристика предприятия……………………………..27
2.2 Анализ предпринимательских рисков компании………………………….31
2.3 Пути минимизации рисков предприятия на рынке………………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ………..46

Файлы: 1 файл

курсовая ФИНМЕН Microsoft Word (6).doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2

ГЛАВА 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ  РИСКИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И  ВИДЫ…………………………………………………………………………..4

    1. Понятие и значение рисков в предпринимательской деятельности…….4
    2. Классификация предпринимательских рисков…………………………...7
    3. Методы и приемы снижения предпринимательских рисков…………..19

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ «МЕГАФОН» И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ МИНИМИЗАЦИИ……………………………………...27

2.1 Экономическая характеристика предприятия……………………………..27

2.2 Анализ предпринимательских рисков компании………………………….31

2.3 Пути минимизации рисков предприятия на рынке………………………..39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ………..46

 

ВВЕДЕНИЕ

 

При рыночной экономике  производители, продавцы, покупатели действуют в условиях конкуренции самостоятельно, то есть на свой страх и риск. Их финансовое, будущее, поэтому является непредсказуемым и мало прогнозируемым. Риск присущ любой форме человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений.

Предпринимательства без риска не бывает. Наибольшую прибыль, как правило, приносят рыночные операции с повышенным риском. Однако во всем нужна мера. Риск обязательно  должен быть рассчитан до максимально  допустимого предела. Причиной возникновения рисков являются неопределенности, существующие в каждом проекте. Реализуя проекты, имеющие высокую степень неопределенности в таких элементах, как цели и технологии их достижения многие компании уделяют внимание разработке и применению корпоративных методов управления рисками. Данные методы учитывают как специфику проектов, так и корпоративных методов управления.

Менеджер призван  предусматривать дополнительные возможности  для смягчения крутых поворотов  на рынке. Главная цель менеджмента, особенно для условий сегодняшней России, добиться, чтобы при самом худшем раскладе речь могла идти только о некотором уменьшении прибыли, но ни в коем случае не стоял вопрос о банкротстве.

В настоящее  время тема данной работы очень актуальна, так как предприниматели нашей страны боятся начинать новое дело, потому что считают, что это дело рисковое, и они могут все потерять. Поэтому происходит «застой» экономики, так как предпринимательство является наименее капиталоемким элементом хозяйственной системы, оно способно к ускоренному освоению инвестиций и быстрой оборачиваемости капитала. Поэтому этот сектор экономики является наиболее привлекательным для инвестиционной деятельности, как для отечественных, так и зарубежных владельцев капитала. Его развитие придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения. Поэтому предпринимателям необходимо научится оценивать степень риска своей деятельности и не бояться начинать свое дело. Зная источники и причины риска, принимая меры предосторожности, можно уменьшить риск. Надо не уходить от риска, а уметь чувствовать его, оценивать, знать допустимые пределы.

Целью данной работы является определить пути управления рисками.

Поставленная  цель предопределила постановку и решение ряда взаимосвязанных задач:

  • рассмотреть понятие и значение рисков в предпринимательской деятельности, а также их классификацию;
  • изучить методологию снижения предпринимательских рисков;
  • исследовать экономическую деятельность предприятия;
  • проанализировать рыночную среду предприятия;
  • предложить меры по минимизации рисков предприятия;

Объект исследования - компания ОАО «Мегафон»

Предмет исследования - процесс управления рисками в компании.

Теоретической и методологической основой курсовой работы являются раскрытые в трудах отечественных и зарубежных ученых положения о закономерностях развития рыночной экономики, диалектике взаимосвязей всех элементов воспроизводственного процесса.

Структуру курсовой работы составляют введение, две главы, заключение, список использованных источников информации.

 

ГЛАВА 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ  РИСКИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И  ВИДЫ

 

    1. Понятие и значение рисков в предпринимательской деятельности

 

Предпринимательский риск - это вероятное ухудшение  бизнеса. Предпринимательская деятельность всегда предполагает, что есть шанс получения прибыли, но есть и риск оказаться в убытке.

В каждом виде бизнеса, в работе каждой фирмы есть набор  таких важных параметров, которые  характеризуют их способность достигать  свои цели, развиваться, выживать в этом сложном мире. Это размер и стабильность прибыли, доля рынка, объем оборотов, надежность партнеров, безопасность и многое другое.

Все эти параметры  можно измерить с той или иной степенью точности. Предпринимательский  риск может быть определен как вероятное уменьшение количественных и ухудшение качественных показателей бизнеса. Это предпринимательские потери, которые позволяют измерить объективную составляющую предпринимательского риска.

Вместе с  тем, одни и те же характеристики бизнеса в разных случаях могут иметь разную значимость для центральной фигуры - предпринимателя, бизнесмена. Именно он определяет, что значит для него каждое изменение, как это влияет на его интересы. Субъективная, личная оценка предпринимательских потерь бизнесменом - это предпринимательский ущерб или ущерб интересам предпринимателя.

Именно поэтому  в основу управления предпринимательскими рисками положен принцип: мы вычислим величину и вероятность потерь, но вы сами оцените актуальность каждого  риска.

Внешние факторы риска - это такие явления, события, организации и люди, которые извне влияют на бизнес и являются причинами вероятных потерь.

Таких внешних  факторов риска существует множество, они взаимосвязаны и взаимозависимы, их влияние на бизнес подчинено сложным законам.

Полной и  точной картины влияния внешних  факторов на бизнес иметь невозможно, как невозможно сделать фотографию, равную отображенной на ней действительности. Однако возможно сделать фотографию окружающих бизнес факторов такого высокого качества, такой яркости, контрастности и четкости деталей, что этого будет достаточно, чтобы не упустить наиболее важные из них и оказать на них активное воздействие.

Принимаем во внимание и классифицируем внешние факторы  риска по следующим группам:

  • факторы конкуренции
  • факторы региональной экономической ситуации
  • факторы национальной экономической ситуации
  • факторы техногенных ситуаций
  • факторы природных катаклизмов
  • факторы социальной ситуации
  • факторы политической ситуации
  • факторы ситуации на финансовых рынках
  • факторы правовой ситуации в сфере бизнеса
  • факторы криминального свойства

Внутренние  факторы риска - это причины предпринимательских  потерь внутри бизнеса.

Самый страшный враг - враг «внутренний» - эта цитата из классика вполне подходит и для бизнеса. Если внешнего влияния мы ждем и готовимся отразить «интервенцию», то внутренние факторы часто просто не заметны.

Внутренними причинами предпринимательских  рисков часто являются несовершенство структуры фирмы, ошибки управления бизнесом, отсутствие у персонала  мотивации на добросовестный труд, а часто даже саботаж, вредительство, воровство, предательство сотрудников.

Для успешного управления предпринимательскими рисками выделяем следующие группы внутренних факторов риска бизнеса:

  • факторы операционно-технологические;
  • факторы административно-управленческие;
  • факторы инженерно-научные;
  • факторы организационно-структурные;
  • факторы криминального свойства;
  • человеческие факторы;

Объекты риска - это все то, что подвержено влиянию  внутренних и внешних факторов. Это  все то, чье изменение в результате такого влияния приводит ухудшению состояния всего бизнеса, ведет к потерям и ущербу.

Объекты риска - это то, что подлежит активной защите от влияния факторов. Это и конкретные материальные объекты, и отдельные  виды деятельности Вашего предприятия, и важные ценности.

Мы выделяем следующие группы объектов риска, подлежащих защите:

  • имущество (земля, здания и сооружения, оборудование, транспорт, права и привилегии, торговые марки и бренды, ноу-хау, опыт, гудвил, репутация, интеллектуальная собственность)
  • доходы (процесс получения, деловые отношения, прибыль, рента, платежи к получению)
  • свобода от ответственности (опасность продукции, опасность производства, опасность правонарушений)
  • ключевой персонал (жизнь и здоровье, деловая репутация, связи, личные доходы, личная свобода, уникальные личные качества)

 

    1. Классификация предпринимательских рисков

 

Сложность классификации  предпринимательских рисков заключается  в их многообразии. С риском предпринимательские  фирмы сталкиваются всегда при решении как текущих, так и долгосрочных задач. Существуют определенные виды рисков, действию которых подвержены все без исключения организации, но наряду с общими, есть специфические виды риска, характерные для определенных видов деятельности: так, банковские риски отличаются от рисков в страховой деятельности, а последние в свою очередь от рисков в промышленном производстве.

Видовое разнообразие рисков очень велико - от пожаров  и стихийных бедствий до межнациональных  конфликтов, изменений в законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность, и инфляционных колебаний.

Кроме этого, экономическое  и политическое развитие современного мира порождает всё новые виды риска, которые довольно трудно определить, оценить количественно. В экономической  литературе, посвященной проблемам предпринимательства, нет стройной системы классификации предпринимательских рисков. Существует множество подходов к классификации риска. Определенный интерес представляет классификация предпринимательского риска И. Шумпетером, который выделяет два вида риска:

  • риск, связанный с возможным техническим провалом производства, сюда же относится также опасность потери благ, порожденная стихийными бедствиями;
  • риск, сопряженный с отсутствием коммерческого успеха.

Ю. Осипов различает  три вида предпринимательского риска: инфляционный, финансовый и операционный. В свою очередь С. Валдайцев разделяет все риски на две группы: коммерческие и технические. Существуют и другие подходы к классификации предпринимательских рисков, но они, как правило, повторяют рассмотренные выше. Однако все перечисленные виды риска недостаточно полно отражают его разнообразие, поэтому необходимо в первую очередь выделить типы рисков, сгруппировав их по определенным признакам.

С риском предприниматель  сталкивается на разных, этапах своей деятельности, и, естественно, причин возникновения конкретной рисковой ситуации может быть очень много. Обычно под причиной возникновения подразумевается какое-то условие, вызывающее неопределенность исхода ситуации. Для риска такими источниками являются: непосредственно хозяйственная деятельность предприятия, деятельность самого предпринимателя, недостаток информации о состоянии внешней среды, оказывающей влияние на результат предпринимательской деятельности. Исходя из этого следует различать:

  • риск, связанный с хозяйственной деятельностью;
  • риск, связанный с личностью предпринимателя;
  • риск, связанный с недостатком информации о состоянии внешней среды.

В связи с  тем, что вероятность возникновения  последнего риска обратно пропорциональна  тому, насколько предпринимательская фирма информирована о состоянии внешней среды по отношению к своей фирме, он наиболее важен в современных условиях хозяйствования. Недостаточность информации о партнерах (покупателях или поставщиках), особенно их деловом имидже и финансовом состоянии, грозит предпринимателю возникновением риска. Недостаток информации о налогообложении в России или в стране зарубежного партнера - это источник потерь в результате взыскания штрафных санкций с организации со стороны государственных органов. Недостаток информации о конкурентах также может стать источником потерь для предприятия.

Риск, связанный  с личностью предпринимателя, определяется тем, что все предприниматели  обладают различными знаниями в области  предпринимательства, различными навыками и опытом ведения предпринимательской деятельности, различными требованиями к уровню рискованности отдельных сделок.

По сфере  возникновения предпринимательские  риски можно подразделить на внешние  и внутренние. Источником возникновения  внешних рисков является внешняя среда по отношению к предпринимательской фирме. Предприниматель не может оказывать на них влияние, он может только предвидеть и учитывать их в своей деятельности.

Информация о работе Краткосрочная политика предприятия