Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 03:33, курсовая работа
Целью данной работы является определить пути управления рисками.
Поставленная цель предопределила постановку и решение ряда взаимосвязанных задач:
рассмотреть понятие и значение рисков в предпринимательской деятельности, а также их классификацию;
изучить методологию снижения предпринимательских рисков;
исследовать экономическую деятельность предприятия;
проанализировать рыночную среду предприятия;
предложить меры по минимизации рисков предприятия;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ…………………………………………………………………………..4
Понятие и значение рисков в предпринимательской деятельности…….4
Классификация предпринимательских рисков…………………………...7
Методы и приемы снижения предпринимательских рисков…………..19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ «МЕГАФОН» И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ МИНИМИЗАЦИИ……………………………………...27
2.1 Экономическая характеристика предприятия……………………………..27
2.2 Анализ предпринимательских рисков компании………………………….31
2.3 Пути минимизации рисков предприятия на рынке………………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ………..46
Предпринимательский
риск – это риск неполучения ожидаемых
доходов от предпринимательской
деятельности. По договору страхования
предпринимательского риска может
быть застрахован предпринимательски
По договору
имущественного страхования может
быть застрахован риск убытков от
предпринимательской
Хеджирование используется в банковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных методов страхования валютных рисков. «Хеджирование – система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятностные в будущем изменения обменных валютных курсов и преследующая цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений».
В отечественной литературе термин «хеджирование» стал применяться в более широком смысле как страхование рисков от неблагоприятных изменений цен на любые товарно-материальные ценности по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах.
Контракт, который служит для страховки от рисков изменения курсов (цен), носит название «хедж». Хозяйствующий субъект, осуществляющий хеджирование, называется «хеджер». Существуют две операции хеджирования: хеджирование на повышение и на понижение.
Хеджирование на повышение, или хеджирование покупкой. Представляет собой биржевую операцию по покупке срочных контрактов или опционов. Применятся тогда, когда необходимо застраховаться от возможного повышения цен (курсов) в будущем. Он позволяет установить покупную цену намного раньше, чем был приобретен реальный товар.
Хеджирование на понижение, или хеджирование продажей – это биржевая операция с продажей срочного контракта. Хеджер, осуществляющий хеджирование на понижение, предполагает совершить в будущем продажу товара, и поэтому, продавая на бирже срочный контракт или опцион, он страхует себя от возможного снижения цен в будущем.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ «МЕГАФОН» И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ МИНИМИЗАЦИИ
2.1 Экономическая характеристика предприятия
«МегаФон» традиционно внедряет самые передовые технологии. В свое время наша компания стала первым общероссийским оператором сотовой связи стандарта GSM 900/1800. А сегодня «МегаФон» – первая в России компания, запустившая в коммерческую эксплуатацию сеть нового поколения – 3G – в самом перспективном стандарте связи UMTS, делающую мобильный Интернет удобным и эффективным инструментом для пользователей. Это позволило им стать лидерами по числу пользователей сетей третьего поколения, а также по объему выручки от реализуемых в них услуг.
Сегодня «МегаФон» – один из трех крупнейших сотовых операторов России. Более того, мы единственная компания, развернувшая собственную сеть и оказывающая полный спектр услуг мобильной связи на всей территории страны. Помимо этого, дочерние компании «МегаФона» работают в Таджикистане, Абхазии и Южной Осетии. В июне 2010 года «МегаФон» приобрел 100% акций компании «Синтерра», что позволило укрепить собственную сетевую инфраструктуру и усилить позиции на рынках дальней связи, фиксированного и мобильного широкополосного доступа в Интернет, а также конвергентных услуг. Число активных абонентов нашей компании превышает 62 млн человек. Впрочем, привлекательность бренда «МегаФон» объясняется не только не имеющей аналогов в России зоной покрытия. Оправдывая слоган «Будущее зависит от тебя», мы стараемся всегда быть на шаг впереди – рынка, конкурентов, желаний наших клиентов.
ОАО «МегаФон» предлагает потребителям услуги сотовой радиотелефонной связи, а также услуги как проводного, так и беспроводного интернета. Основной услугой является передача голоса и услуги междугородной и международной связи. Также ОАО «МегаФон» предлагает широкий спектр дополнительных услуг, основанных на самых передовых телекоммуникационных технологиях. Наиболее доходными из дополнительных услуг являются обмен короткими сообщениями (SMS), информационно-справочные и развлекательные услуги, предоставляемые как по голосовым каналам, так и с использованием технологий передачи данных. Таким образом, ОАО «МегаФон» имеет стабильный источник дополнительных доходов. Развитие сетей 3G будет приоритетом для компании в обозримом будущем. При этом «МегаФон» не стоит на месте, осваивая новые технологии: в 2010 году была успешно протестирована беспроводная сеть передачи данных четвертого поколения (4G), работающая по протоколу LTE. В ноябре 2010 года «МегаФон» стал первым оператором в России, реализовавшим в своей сети поддержку инновационной технологии HD-voice, которая обеспечивает высокое качество передачи голоса и значительно увеличивает четкость звука. В июне 2011 года компания приобрела 100% акций группы компаний NetByNet, что позволило выйти на рынок фиксированного широкополосного доступа в Интернет, цифрового телевидения и IP-телефонии в Москве, Московской, Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой и Орловской областях. Кроме того, в минувшем году в результате покупки компаний «Лучше.Net», «Находка телеком» и «ЧЕбNet» они серьезно усилили позиции на рынке предоставления услуг широкополосного доступа в Интернет в Поволжье и на Дальнем Востоке. Запас прочности, полученный «МегаФоном» за годы работы, и предельно консервативная политика управления финансами и заимствованиями позволили компании не только уверенно пережить пик финансового кризиса, но и укрепить свои позиции на рынке, ответив на новые вызовы.
ОАО «МегаФон»,
ранее носившее название ЗАО «Северо-Западный
GSM», существует более 10 лет с даты
его государственной
В 2010 году «МегаФон» стал победителем в категории «Оператор сотовой связи» по результатам всенародного голосования «Марка № 1 в России – 2010», а генеральный директор «МегаФона» Сергей Солдатенков был признан лучшим руководителем телекоммуникационной компании России в ежегодном рейтинге «ТОП-1000 российских менеджеров».
Кроме того, «МегаФон»
получил общественное признание, став
генеральным партнером и
«МегаФон» – это сильный бренд с сервисом европейского уровня. Тем не менее цели и планы простираются гораздо дальше. Ведь только ставя перед собой по-настоящему амбициозные задачи, можно добиться успеха.
Объем реализованных услуг за 2010-2011 гг. представлен в таблице 3.
Таблица 3. Объем реализованных услуг.
Наименование показателя |
2010 г. |
2011 г. |
Объем выручки от оказания услуг, тыс. руб. |
15 225 203 |
24 929 291 |
В том числе объем выручки от реализации эфирного времени, тыс. руб. |
10698258 |
18 222 526 73 |
Исходя из табличных данных видно, что объем выручки от оказания услуг в 2011 г. вырос и составил 24 929 291 тыс. руб., в 2010г. он составлял 15 225 203 тыс. руб. В том числе объем выручки от реализации эфирного времени составил в 2011 г.- 18222526 тыс. руб., а в 2010- 10 698 258 тыс. руб.
Доля от общего объема выручки в 2011 г. увеличилась по сравнению с 2010 г.
К факторам, которые могут негативно повлиять на сбыт ОАО «МегаФон» своих услуг, можно отнести:
Для снижения рисков ухудшения сбыта вследствие описанных выше факторов ОАО «МегаФон» необходимо разрабатывать, и внедрять специальные программы лояльности для удержания абонентской базы, продолжать строить сильную торговую марку, разрабатывать эффективную маркетинговую политику.
2.2 Анализ предпринимательских рисков компании
Как и в работе любого предприятия, в работе ОАО «Мегафон» присутствуют риски. Одни из них могут быть прогнозируемыми, другие частично непрогнозируемыми, но все они в той или иной мере оказывают влияние на работу предприятия. Для данного предприятия характерна подверженность следующим видам риска:
Российский
рынок мобильной связи
В каждом из восьми российских макро-регионов общество конкурирует, по меньшей мере, с двумя операторами мобильной связи. Конкуренция ведется, во-первых, в области тарифов и, во-вторых, в области сетевого покрытия и его качества, качества обслуживания клиентов, цен на услуги роуминга и ассортимента предлагаемых дополнительных услуг.
Поэтому возникает риск снижения объема реализации в результате падения спроса на бренд (риск невостребованности). На возможность возникновения такого риска влияют внешнеэкономическая ситуация, информационная база, научно-технический уровень.
Риск потери качества товара, т.е. связи, а именно на стадии развития качества связи, что приводит к снижению цены на него. К причинам такого риска можно отнести некачественную установку вышек.
Риск повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин отчислений, что приводит к снижению прибыли фирмы.
Риски, связанные с неисполнением хозяйственных договоров. Причиной неисполнения хозяйственных договоров часто является неплатежеспособность партнеров.
Среди таковых: рисков в деятельности компании можно отметить риск отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров может возникнуть в случае необходимости изменения предварительных условий контракта, а также при недобросовестности партнера. Такой риск имеет место из-за вероятности «переключения» партнера на конкурирующие фирмы. Билайн, МТС которые могут предложить лучшие условия сделки.
Так как производственно-
В последние несколько лет отрасль сотовой связи является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики. Ухудшения ситуации в данной отрасли в России в обозримом будущем не предвидится. Если в конце 2009 года общее число абонентов составляло 74,35 миллиона, то на конец 3 квартала 2011 года, общее количество достигло 147 миллионов (по данным консалтингового агентства ACM-Consulting). Это обеспечило России первое место в Восточной Европе по показателю «абсолютное число абонентов сотовой связи».
Надо отметить, что влияние этого фактора на деятельность эмитента снижается за счет того, что ОАО «МегаФон» является одним из трех крупнейших операторов сотовой связи на российском рынке и постепенно увеличивает свою долю рынка. Предполагаемые действия эмитента в случае усиления конкуренции: наращивание абонентской базы путем применения конкурентоспособных тарифов, своевременного расширения сетей, развития телекоммуникационной инфраструктуры и внедрения новых видов услуг.