Краткосрочная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 03:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определить пути управления рисками.
Поставленная цель предопределила постановку и решение ряда взаимосвязанных задач:
рассмотреть понятие и значение рисков в предпринимательской деятельности, а также их классификацию;
изучить методологию снижения предпринимательских рисков;
исследовать экономическую деятельность предприятия;
проанализировать рыночную среду предприятия;
предложить меры по минимизации рисков предприятия;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ…………………………………………………………………………..4
Понятие и значение рисков в предпринимательской деятельности…….4
Классификация предпринимательских рисков…………………………...7
Методы и приемы снижения предпринимательских рисков…………..19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ «МЕГАФОН» И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ МИНИМИЗАЦИИ……………………………………...27
2.1 Экономическая характеристика предприятия……………………………..27
2.2 Анализ предпринимательских рисков компании………………………….31
2.3 Пути минимизации рисков предприятия на рынке………………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ………..46

Файлы: 1 файл

курсовая ФИНМЕН Microsoft Word (6).doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

Следующий вид  финансового риска - инвестиционный риск. Данный вид риска связан со спецификой вложения предпринимательской фирмой денежных средств в различные проекты. В отечественной экономической литературе часто под инвестиционными подразумеваются риски, связанные с вложением средств в ценные бумаги. По нашему мнению, это понятие много шире и включает в себя все возможные риски, возникающие при инвестировании денежных средств.

Отраслевой  риск - это вероятность потерь в результате изменений в экономическом состоянии отрасли и степенью этих изменений как внутри отрасли, так и по сравнению с другими отраслями. При анализе отраслевого риска необходимо учитывать следующие факторы:

  • деятельность фирм данной отрасли, а также смежных отраслей за определенный (выбранный) период времени;
  • насколько деятельность фирм данной отрасли устойчива по сравнению с экономикой страны в целом;
  • каковы результаты деятельности различных предпринимательских фирм внутри одной и той же отрасли, имеется ли значительное расхождение в результатах.

С работой предприятий  отрасли, следовательно, и с уровнем  отраслевого риска непосредственно  связаны стадия промышленного жизненного цикла отрасли и внутриотраслевая среда конкуренции.

При этом уровень  внутриотраслевой конкуренции является источником информации об устойчивости предпринимательских фирм в данной отрасли по отношению к фирмам других отраслей и, как правило, служит оценкой отраслевого риска. Об уровне внутриотраслевой конкуренции можно судить по следующей информации:

  • степень ценовой и неценовой конкуренции;
  • легкость или сложность вхождения организации в отрасль;
  • наличие или недостаток близких и конкурентоспособных по цене заменителей;
  • рыночная способность покупателей;
  • рыночная способность поставщиков;
  • политическое и социальное окружение.

Однако перечисленные  условия, в которых функционирует  отрасль, подвержены неожиданным, иногда резким изменениям. Поэтому предпринимательским фирмам необходимо постоянно учитывать отраслевой риск при любых видах деятельности.

Инновационный риск особенно важен в современной  предпринимательской деятельности, которая находится на этапе увеличения капиталов, используемых как для производства существующих товаров и услуг, так и для создания новых, ранее не производимых.

Инновационный риск - это вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров и услуг, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке. Инновационный риск возникает в следующих ситуациях:

  • при внедрении более дешевого метода производства товара или услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции будут приносить предпринимательской фирме временную сверхприбыль до тех пор, пока она является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации фирма сталкивается лишь с одним видом риска -- возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;
  • при создании нового товара или услуги на старом оборудовании. В этом случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия качества товара или услуги в связи с использованием старого оборудования;
  • при производстве нового товара или услуги при помощи новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает в себя: риск того, что новый товар или услуга может не найти покупателя; риск несоответствия нового оборудования и технологии необходимым требованиям для производства нового товара или услуги; риск невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не подходит для производства иной продукции, в случае неудачи.

Таким образом, рассмотрев классификацию предпринимательских  рисков необходимо отметить, что данная классификация в некоторой степени условна, так как провести жесткую границу между отдельными видами рисков довольно сложно. Многие риски взаимосвязаны между собой, и изменения в одном из них вызывают изменения в другом, но все они в конечном счете влияют на результаты деятельности предпринимательской фирмы и требуют учета для успешной деятельности этой фирмы.

 

    1. Методы и приемы снижения предпринимательских рисков

 

В основе предпринимательской  активности лежит ожидание получить доход, превышающий обычный, средний  сложившийся. Эти ожидания достаточно неопределенны – могут сбыться или нет, поэтому всегда предпринимательство ассоциируется с риском.

Процесс принятия решений в экономике на всех уровнях  управления, и особенно в сфере  инновационного предпринимательства, происходит в условиях постоянно присутствующей неопределенности.

В экономике  под неопределенностью следует  понимать неясную, точно не известную  обстановку, неполноту или не точность информации об условиях инновационной  деятельности, которые обуславливают  частичную или полную неопределенность конечных результатов этой деятельности и связанных с ней затрат. Причинами неопределенности инновационного предпринимательства или процесса нововведений при наиболее общем подходе являются три основных группы факторов: незнание, случайность и противодействие.

Первая группа – незнание, т.е. неполнота, недостаточность  наших знаний, информации, сведений о внешней экономической и  окружающей среде, связанная с ее нестабильностью, и, как следствие, о будущем событии или предполагаемом результате предпринимаемых действий, необходимых для принятия решений.

Вторая группа – случайность, т.е. то будущее событие, что в сходных условиях происходит не одинаково. Выход нового оборудования из строя, сбои при использовании  «ноу-хау» или новой технологии, изменение в спросе на нововведения (продукцию инновационного типа), неожиданный срыв по их сбыту, прекращение снабжения и т.п. – все это относится к случайной причине.

Противоположностью  случайности является достоверное  событие, которое всегда происходит.

Третья группа – противодействие, т.е. это может  быть неопределенность спроса на нововведения (продукцию инновационного типа) и  трудности ее сбыта, обусловленные  действиями конкурентов, конфликты  между подрядчиком и заказчиком, нарушение договорных обязательств поставщиками, трудовые конфликты в коллективе, недобросовестная конкуренция и др.

Неопределенность  носит как объективный, так и  субъективный характер. К конкретным типам неопределенности, имеющим  объективный характер, относятся: техническая  неопределенность, неопределенность социально-политической обстановки, неопределенность экономических оценок затрат на будущие мероприятия, неопределенность вследствие неоднозначности поведения людей, статическая неопределенность и т.д. Субъективные факторы связаны с недостаточным уровнем развития общественных наук, несовершенством методов прогнозирования, с отсутствием времени и средств для проведения конкретных исследований и т.д.

Проблема управления рисками стара как мир. Риск –  это шансы нанесения ущерба или убытков вследствие занятия предпринимательской деятельностью. Риск окружает нас во времени и пространстве, является сложной неразрешимой и неизбежной частью нашей жизни. Особенно эта проблема актуальна сегодня, когда российские предприятия вне зависимости от формы организации (ОАО, ЗАО, ООО и др.) и собственности (государственная, частная и др.) в процессе своей финансово-хозяйственной деятельности подвержены рискам, присущим странам с рыночной экономикой. Если еще в недалеком прошлом (в советский период) государство практически принимало на себя все риски предприятий и организации, то в рыночной России ситуация в корне изменилась – хозяйствующий субъект вынужден самостоятельно принимать меры по разрешению или снижению степени влияния предпринимательских и финансовых рисков.

Средствами разрешения рисков являются: избежание их, удержание, передача.

Избежание риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском. Однако избежание  риска для инвестора зачастую означает отказ от прибыли.

Удержание риска – это оставление риска за инвестором, т. е. на его ответственности. Так, инвестор, вкладывая венчурный капитал, заранее уверен, что он может за счет собственных средств покрыть возможную потерю венчурного капитала.

Передача риска означает, что инвестор передает ответственность за риск кому-то другому, например, страховой компании. В данном случае передача риска произошла путем страхования риска.

Снижение степени риска  – это сокращение вероятности  и объема потерь.

Для снижения степени риска  применяются различные методы. Наиболее распространенными являются:

1) диверсификация;

2) приобретение дополнительной  информации о выборе и результатах;

3) лимитирование;

4) самострахование;

5) страхование;

6) хеджирование.

Диверсификация представляет собой процесс распределение капитала между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой.

Диверсификация позволяет  избежать части риска при распределении  капитала между разнообразными видами деятельности. Например, приобретение инвестором акций пяти разных акционерных обществ вместо акций одного общества увеличивает вероятность получения им среднего дохода и соответственно снижает степень риска.

Диверсификация – это  рассеивание инвестиционного риска. Однако она не может свести инвестиционный риск до нуля. Это связано с тем, что на предпринимательство и инвестиционную деятельность хозяйствующего субъекта оказывают влияние внешние факторы, которые не связаны с выбором конкретных объектов вложения капитала, и, следовательно, на них не влияет диверсификация.

Приобретение информации о выборе и результатах. Информация играет важную роль при снижении степени  риска. Предпринимателю часто приходится принимать рисковые решения, когда  результаты вложения капитала не определены и основаны на ограниченной информации. Если бы у него была более полная информация, то он мог бы сделать более точный прогноз и снизить риск.

Лимитирование – это установление лимита, т. е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т. п. Лимитирование  является важным приемом снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд. Хозяйствующими субъектами он применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т. п.

Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию. Самострахование представляет собой децентрализованную форму создания натуральных и страховых (резервных) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте, особенно в тех, чья деятельность подвержена риску.

Основная задача самострахования  заключается в оперативном преодолении  временных затруднений финансово-коммерческой деятельности. В процессе самострахования  создаются различные резервные и страховые фонды. Эти фонды в зависимости от цели назначения могут создаваться в денежной или натуральной форме.

Так, фермеры и другие субъекты сельского хозяйства создают, прежде всего, натуральные страховые  фонды: семенной, фуражный и др. их создание вызвано вероятностью наступления неблагоприятных климатических и природных условий.

Резервные денежные фонды  создаются, прежде всего, на случай покрытия непредвиденных расходов, кредиторской задолженности, расходов по ликвидации хозяйствующего субъекта. Создание их является обязательным для акционерных обществ.

Акционерные общества и предприятия  с участием иностранного капитала обязаны  в законодательном порядке создавать  резервный фонд в размере не менее 15% и не более 25% от уставного капитала.

Резервный фонд акционерного общества используется для финансирования непредвиденных расходов, в том числе также на выплату процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности прибыли для этих целей.

Хозяйствующие субъекты и граждане для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования.

Наиболее важным и самым распространенным приемом  снижения степени риска является страхование риска.

Сущность страхования  – инвестор готов отказаться от части своих доходов, чтобы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля.

В настоящее  время появились новые виды страхования (титула, предпринимательского риска  и др.).

Титул – законное право собственности на недвижимость, имеющее документальную юридическую сторону. Страхование титула – это страхование от событий, произошедших в прошлом, последствия которых могут отразиться в будущем. Оно позволяет покупателям недвижимости рассчитывать на возмещение понесенных убытков в случае расторжения судом договора купли-продажи недвижимости.

Информация о работе Краткосрочная политика предприятия