Кредиторская задолженность предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данного дипломного проекта – рассмотрение основных теоретических проблем с кредиторской задолженностью предприятий жилищно-коммунальной сферы, выявление имеющихся недостатков и разработка организационно-технических мероприятий, направленных на снижение кредиторской задолженности УО «ООО «МАК-2001».

Задачей дипломной работы является выявление резервов снижения кредиторской задолженности предприятии жилищно-коммунальной сферы, и разработка мероприятий направленных на её понижение.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

Значительную роль в финансовом оздоровлении предприятий сыграла реструктуризация кредиторской задолженности.[3]

Публикаций на тему реструктуризации кредиторской задолженности предприятий в различных изданиях было великое множество. Но до сих пор эта проблема стоит на повестке дня. Реструктуризация является одним из способов поступлений налоговых платежей в бюджет.

Несмотря на, казалось бы, улучшение экономической ситуации в стране, задолженность налогоплательщиков не уменьшается. "Зависшие" долги предприятий являются фактором их недостаточной финансовой устойчивости и инвестиционной непривлекательности. В связи с этим, одним из путей разрешения проблемы неплатежей является реструктуризация. Она выгодна не только государству, но и самому налогоплательщику. В процессе реструктуризации сумма задолженности предприятий распределяется во времени, составляется график реструктурируемых сумм. Кроме того, существует возможность списания долгов по пени при полной уплате задолженности.

          В процессе реструктуризации прекращается начисление пени на отсроченные платежи, разблокируются счета налогоплательщиков, снимаются аресты с имущества предприятий. В совокупности эти меры являются шагом на пути нормализации собираемости налоговых платежей и оздоровления экономики.

В последнее время всё большее количество предприятий-должников всех форм собственности обращаются к реструктуризации.

Реструктуризация различного рода долгов представляет собой сложный процесс, в каждом конкретном случае её проведение зависит от тех обстоятельств, которые сложились в результате хозяйственной деятельности организации. Положительные или негативные моменты проведения реструктуризации долгов во многом зависят  от характера условий ранее заключенных договоров, предусмотренных штрафных санкций, объема и вида долгов или обязательств, сроков их исполнения или выплат.

Эффективность реструктуризации кредиторской задолженности во многом зависит от реализации применяемой расчетной политики в отношениях с поставщиками, банками, заказчиками, налоговыми органами и другими организациями.

Методология реструктуризации задолженности организации должника, которая проводится на стадиях предупреждения банкротства, финансового оздоровления и внешнего управления, может состоять из следующих этапов:

1.     Определение и анализ состава кредиторской задолженности.

2.     Выбор наиболее рациональных способов (методов, направлений) реструктуризации кредиторской задолженности организации.

3.     Разработка плана погашения имеющихся и оплаты новых возникающих обязательств.

4.     Подготовка соответствующей документации по соглашениям с кредиторами и их реализация.

Основное правило для начала процесса реструктуризации – полная уплата текущих платежей. Решение о реструктуризации принимается налоговым органом по месту постановки на учёт налогоплательщика.

При принятии решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в  федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пени и штрафам – в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам. С сумм задолженности по налогам и сборам организация должна будет ежеквартально уплачивать проценты за пользование бюджетными средствами.

Организации, не имевшей задолженности по налогам и сборам, предоставляется право погашения задолженности по пени и штрафам в течение 10 лет.

Организация должна будет при этом в полном объёме вносить начисленные текущие налоговые платежи и осуществлять платежи по утверждённому графику погашения реструктуризированной задолженности.

Главной задачей организации является мобилизация налоговых платежей во все уровни бюджета как текущих, так и уплачиваемых в счет погашения графиков реструктуризированной задолженности, что требует слаженной работы налоговых, финансовых и казначейских органов на местах.[4]

 

 

1.3.         Управление кредиторской задолженности

Управление кредиторской задолженностью предполагает применение организацией наиболее подходящих и выгодных форм и сроков расчетов с контрагентами, и в самых общих чертах сводится к сохранению финансовой стабильности фирмы при снижении дефицита оборотных средств.

Эффективное управление долгами компании во многом определяется избирательным подходом к контрагентам и гибкой системой расчетов с ними.

              Структура отечественного финансового, банковского и промышленного капитала всё менее стала удовлетворять требованиям инвесторов. Движение к рыночной экономике оказалось сопряжено с существенной деформацией источников в сторону долгового финансирования. Широко распространилась такая  форма заимствований в реальном секторе, как неплатежи поставщикам, работникам, бюджету и внебюджетным фондам.[5]

Принято полагать, что для повышения деловой активности реального сектора экономики необходимо снизить налоги. По разным оценкам, сегодня у предприятий – плательщиков налогов изымается от 2/3 до 2/4 всех денежных  накоплений. Но ведь так или примерно так было по существу всегда. Поэтому неслучайно всегда актуальным для предприятий оставался вопрос о льготах по налогообложению. В последние годы произошел процесс снижения давления реального сектора в направлении освобождения или частичного освобождения от уплаты налогов. На мой взгляд, это имеет принципиальное значение для определения лучших вариантов снижения налогового бремени предприятий.

              Для того, чтобы эффективно управлять долгами компании необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации: составить бюджет кредиторской задолженности, разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за плановые. Вторым шагом в процессе оптимизации кредиторской задолженности должен быть анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений. На третьем этапе, в зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами.

Для того, чтобы определить степень зависимости компании от кредиторской задолженности необходимо рассчитать несколько следующих показателей.[6]

Коэффициент зависимости предприятия от кредиторской задолженности. Рассчитывается как отношение суммы заемных средств к общей сумме активов предприятия. Этот коэффициент дает представление о том, на сколько активы предприятия сформированы за счет кредиторов.

Баланс задолженностей. Определяется как отношение суммы кредиторской задолженности к сумме дебиторской задолженности. Данный баланс следует составлять с учетом сроков двух этих видов задолженностей.

Описанные выше экономические показатели дают, в основном, количественную оценку кредиторской задолженности. Для более полного анализа состоя кредиторской задолженности, следует дать и качественную характеристику данных пассивов.

Коэффициент рентабельности кредиторской задолженности. Определяется как отношение суммы прибыли к сумме кредиторской задолженности, которые отражены в балансе. Данный показатель характеризует эффективность привлеченных средств и его особенно целесообразно анализировать по периодам. При этом должна быть определена зависимость динамики изменений этого коэффициента от тех основных факторов, которые повлияли на его рост или снижение (изменения сроков возврата, структуры кредиторов, средних размеров и стоимости кредиторской задолженности и т. д.) [7]

Рассмотрим проблемы кредиторской задолженности в сфере жилищно-коммунальных услуг.

2. Анализ  управления кредиторской задолженностью предприятия              в Управляющей компании ООО «МАК-2001»

Целью деятельности любого предприятия жилищно-коммунальной сферы является оказание услуг, выполнение работ установленного объема и качества, в определенные сроки.

В настоящее время предприятия жилищно-коммунальной сферы нахо­дятся в сложном положении. Это вызвано различными причинами, среди которых можно выделить следующие:

                  проблемы инфляции;

                  про­блемы будущих цен на ресурсы;

                  платежеспособность;

                  отсутствие практического опыта формирования инвестиционной политики;

                  недо­статочность проработки методических вопросов разработки инвести­ционных программ;

                  сложность поиска источников финансирования и другие.

Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство постоянно растут, что оформлено в соответствующих постановлениях (табл.1.1). Учитывая внесенные изменения в ст.15 Федерального Закона «Об основах жилищной политики» к 2008 г. планируется завершить переход на полную оплату населением затрат на содержавние и ремонт жилья. Органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно устанавливать размер тарифов на жилищно-коммунальные услуги и максимально допустимую долюсобственных расходов граждан в совокупном доходе семьи на их оплату.

 

 

 

 

Таблица 1.1

Уровень оплаты жилья и коммунальных услуг по ФЗ «Об основах федеральной жилищной политики»

Год

Доля платежей населения в совокупном доходе семьи

Уровень платежей населения

В том числе

на содержание и текущий ремонт жилья

на капитальный ремонт жилья

на коммунальные услуги

2000

19

70

-

 

-

2001

20

*

80

60

65

2002

20

*

90

70

70

2003

21

*

100

80

75

2004

21

*

100

90

80

2005

22

*

100

100

85

2006

23

*

100

100

90

2007

24

*

100

100

95

2008

25

*

100

100

100

 

Следствием роста тарифов является рост дебиторской задолженности жилищно-коммунальных предприятий и, как следствие, их убыточность. На момент анализа просроченная задолженность населения сравнялась с суммой начислений. Покрытие роста убытков ЖКХ из бюджетных источников является второй стороной проблемы, связанной с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Таким образом, астрономические бюджетные расходы разных уровней поступают на лечение «синдромов», а не самой «болезни» жилищно-коммунальной сферы. Ликвидировать причину, т.е. высокую затратность ЖКХ невозможно без кардинальных наукоемких преобразований в отрасли. Решение проблемы затратности жилищно-коммунального хозяйства только с помощью такого маркетингового инструмента как ценообразование в виде повышения доли оплаты жилищно-коммунальных услуг населением, не приводит к желаемому результату.

Проблема усугубляется и огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, которая является источником цепочки неплатежей, охватывающей практически все отрасли экономики.

Основными причинами сложившегося на сегодняшний день тяжелого положения с кредиторской задолженностью в жилищно-коммунальном хозяйстве являются:

      многолетнее занижение муниципальными образованиями уровня платежей граждан в совокупности с их бюджетной неплатежеспособностью, выразившееся в несоответствии установленных показателей уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья и инженерной инфраструктуры и установленного областного уровня при формировании бюджетных средств;

      секвестирование и невозмещение до сегодняшнего дня бюджетных средств, запланированных жилищно-коммунальному хозяйству;

      хронически возрастающие неплатежи граждан за физически потребленные ими жилищно-коммунальные услуги в период изменения их уровня оплаты при проведении жилищно-коммунальной реформы;

      крайне замедленный ход установки приборов учета теплоэнергии и воды, сдерживаемый исполнительными органами власти муниципальных образований и учрежденными ими муниципальными предприятиями, монопольно предоставляющими коммунальные услуги, поскольку потери ресурсов (теплоэнергии и воды), связанные с крайней изношенностью и плохой теплоизоляцией инженерных сетей, как правило, списываются жилищно-коммунальными предприятиями на потребителей, а при фиксированном уровне их оплаты населением – на неплатежеспособный муниципальный бюджет;

      несовершенство тарифной политики в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг и систематическое изменение тарифов на топливно-энергетические ресурсы с последующим соответствующим изменением тарифов на коммунальные услуги в течение одного финансового года без корректировки утвержденного на этот год финансирования;

Информация о работе Кредиторская задолженность предприятий