Кредитование коммерческих банков на примере ОАО "Сбербанк России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Сбербанк России - это лидер банковской системы Российской Федерации, основа её стабильности и надёжности. Стратегической целью банка является выход на качественно новый уровень обслуживания клиентов и сохранение позиции современного первоклассного конкурентоспособного банка Восточной Европы. Это предполагает создание системы, устойчивой к возможным экономическим потрясениям, как в России, так и за рубежом, путём оптимального распределения пропорций между тремя основными направлениями деятельности - работой с физическими лицами, юридическими лицами и государством. С этой целью Сбербанк поддерживает оптимальное соотношение между следующими направлениями деятельности в области кредитования:

Содержание работы

Введение
1 Роль кредитных операций в деятельности Сбербанка РФ

2 Объекты и субъекты кредитования в Сбербанке РФ

2.1 Сущность кредитных операций

2.2 Кредитование физических лиц

2.3 Кредитование корпоративных клиентов

3 Условия кредитования клиентов

3.1 Условия кредитования индивидуальных заемщиков

3.2 Условия кредитования юридических лиц

4 Методика определения кредитоспособности в Сбербанке РФ

4.1 Проблемы и суждения

4.2 Перспективные и новые методы оценки кредитоспособности

4.3 Порядок определения кредитоспособности заемщиков в учреждениях Сбербанка

5 Концепция управления рисками

5.1 Понятие риска и механизм его исследования

5.2 Классификация рисков

5.3 Система управления рисками в Сбербанке РФ

6 Анализ активных операций Сбербанка РФ

6.1 Анализ динамики и структуры актива баланса банка

6.2 Анализ доходов, расходов и финансового результата банка

Заключение

Файлы: 1 файл

СБ.docx

— 175.85 Кб (Скачать файл)

 
Показатели

 
2003

 
2004

 
Отклонения

 
абс.

 
отн.

 
1. Доходы всего, в т.ч. :

 
604272077

 
678989778

 
74717701

 
12,36

 
1.1. Процентные

 
136643499

 
172675095

 
36031596

 
26,37

 
1.2. Непроцентные

 
467628578

 
506314683

 
38686105

 
8,27

 
2. Расходы всего, в т.ч. :

 
549569744

 
503886140

 
-45683604

 
-8,31

 
2.1. Процентные

 
74407854

 
84182964

 
9775110

 
13,14

 
2.2. Непроцентные

 
475161890

 
419703176

 
-55458714

 
-11,67

 
3. Процентная маржа (п.1.1.-п.2.1.)

 
62235645

 
88492131

 
26256486

 
42,19

 
4. Непроцентная маржа (п.1.2.-п.2.2.)

 
-7533312

 
86611507

 
94144819

 
-1249,71

 
5.Общий финансовый результат  (п.3+п.4)

 
54702333

 
175103638

 
120401305

 
220,10

 
6.Непредвиденные расходы, влияющие  на финансовый результат

 
15885955

 
131432756

 
115546801

 
27,35

 
7. Прибыль за отчетный период (п.5-п.6)

 
38816378

 
43670882

 
4854504

 
12,51

 
8. Активы всего

 
1463660898

 
1944287656

 
480626758

 
32,84

 
9. Коэффициент процентной маржи  (п.3/п.8*100)

 
4,252

 
4,551

 
0,295

 
 -

 
10. Коэффициент непроцентного дохода (п.1.2./п.8*100)

 
31,95

 
26,04

 
-5,91

 
 -

 
11. Общая рентабельность (п.7/п.1*100)

 
6,42

 
6,43

 
0,01

 

 
12. Коэффициент частной рентабельности (п.3/п.1.1*100)

 
45,6

 
51,2

 
5,6

 
 -

 
13. Собственные средства брутто

 
139951514

 
173524531

 
33573017

 
23,99

 
14. Рентабельность капитала (п.7/п.13*100)

 
27,7

 
25,2

 
-2,5

 


 
 
 
Проведем факторный анализ коэффициента процентной маржи и показателя общей  рентабельности. 
К-т ПМ2003=4,252; 
 
К-т ПМусл=88492131:1463660898=6,046; 
 
К-т ПМ2004=4,551; 
 
∆К-т ПМ проц. маржа=6,046-4,252=1,79; 
 
∆К-т ПМ сумма активов=4,551-6,046=-1,495; 
 
∆К-т ПМ проц. маржа + ∆К-т ПМ сумма активов = 0,295. 
 
Рент. общ.2003 =6,42; 
 
Рент. общ. усл=43670882:604272077=7,23; 
 
Рент. общ.2004=6,43; 
 
∆Рент. общ. сумма приб. =7,23-6,42=0,81; 
 
∆Рент. общ. сумма дох.=6,43-7,23=-0,8; 
 
∆Рент. общ. сумма приб + ∆Рент. общ. сумма дох= 0,01. 
Изобразим на рисунке 8 динамику процентной и непроцентной маржи. 
 
 
Рисунок 8 – Динамика процентной и непроцентной маржи 
Вывод: За анализируемый период процентная маржа возросла на 26256486 т.р. (42,2%). Это объясняется опережающими темпами роста процентных доходов – 26,4% над процентными расходами – 13,14%. В 2003 году непроцентная маржа являлась бременем, т.к. имела отрицательное значение. Бремя снижает общий финансовый результат, поглощая часть процентной маржи. Однако уже к 2004 году финансовый результат банка возрос на 120401305 т.р. в результате того, что непроцентная маржа возросла значительно. С учетом непредвиденных расходов финансовый результат в 2003 году составил 38816378 т.р., в 2004 – 43670882 т.р., увеличившись на 4854504 т.р. (12,5%). 
 
Расчеты показывают, что уровень процентной маржи на рубль активов превышает мировые стандарты, кроме того, показатель увеличивается на 0,295%. При этом рост процентной маржи приводит к увеличению коэффициента на 1,79%; активов – к снижению на 1,495%.  
 
Коэффициент непроцентного дохода значительно превышает мировые стандарты, однако снижается к концу периода на 5,9%.  
 
Общая рентабельность банка увеличилась на 0,01%, при этом в результате увеличения суммы прибыли показатель возрос на 0,81%; доходов – снизился на 0,8%.Уровень частной рентабельности также возрастает на5,6%, что объясняется опережающими темпами роста процентной маржи над процентными доходами. Рентабельность капитала снизилась на 2,6% в результате того, что темп прироста собственных средств выше темпа прироста прибыли отчетного года.  
 
Таким образом, перед банком стоят задачи обеспечения необходимого уровня процентной маржи путем проведения грамотной процентной политики, основанной на учете рыночной конъюнктуры при эффективной рекламной поддержке. 
 
 
Заключение 
В соответствии с принятой Концепцией развития Сбербанка России, миссией Сбербанка России является обеспечение потребности каждого клиента, в том числе частного, корпоративного и государственного, на всей территории России в банковских услугах высокого качества и надежности; обеспечение устойчивого функционирования российской банковской системы, сбережение вкладов населения и их инвестирование в реальный сектор экономики; содействие развитию экономики России. Для достижения поставленных целей банк решает следующие задачи: 
 
- внедряет новую технологию работы с клиентом, основанную на сочетании стандартных технологий с индивидуальным подходом к каждому клиенту; 
 
- сохраняет лидирующую роль на розничном рынке страны; 
 
- усиливает работу с корпоративными клиентами, привлечь и закрепить на долгосрочную перспективу максимальное количество первоклассных клиентов; 
 
- увеличивает удельный вес корпоративных клиентов в привлеченных средствах до 25%, долю кредитов и долговых обязательств корпоративных клиентов в активах нетто до 45%; 
 
- опираясь на широкую клиентскую базу, обеспечивает сбалансированное состояние структуры активов и пассивов, внедряет современные методы управления ими; 
 
- повышает удельный вес непроцентных доходов в структуре общих доходов банка за счет развития услуг, предоставляемых клиентам, обеспечивая долю комиссионных доходов в чистом операционном доходе не менее 15%; 
 
- внедряет в банк полнофункциональную систему управления рисками; 
 
- повышает управляемость банком путем расширения самостоятельности территориальных банков. 
 
Банк в настоящее время эффективно использует имеющиеся конкурентные преимущества, к которым относятся доверие клиентов, более чем полуторавековая история, богатые традиции и опыт обслуживания частных лиц. 
 
Поставленные цели и задачи требуют от банка принятия маркетинговой политики, отвечающей потребностям и предпочтениям целевых групп существующих и потенциальных клиентов. Сбербанк видит своих клиентов среди всех групп населения страны, предприятий любой формы собственности во всех отраслях народного хозяйства, кредитных организаций и других финансовых учреждений, институтов государственного управления. Банк при этом остается социально ориентированным и учитывает это при работе с клиентами. Сбербанк прогнозирует развитие потребностей клиентов, появление новых направлений банковского бизнеса, проводит маркетинговые исследования, разрабатывает и предлагает полный спектр банковских продуктов и услуг.  
 
Важнейшей проблемой экономики в целом и банковской системы в частности является комплексное раскрытие содержания рисков с позиций участников операций; снятие принципиальных разногласий в различных трактовках управления рисками; определение направлений совершенствования управления рисками как условия стабилизации экономики. Как было отмечено ранее, в целом система управления рисками по учреждениям Сбербанка Росси является достаточно эффективной. Банк реализует требования мирового банковского сообщества об усилении внутреннего банковского контроля, в частности, при оценке кредитного, операционного, и рыночного рисков, а также по достаточности капитала.  
 
Банк должен оперативно реагировать на изменения в политической, социальной, экономической среде. Особое внимание следует уделять системным рискам, связанным с изменением условий банковской деятельности по решению законодательных и регулирующих органов, а также с ухудшением состояния экономики, государственного бюджета и долга, изменением темпа инфляции и динамики валютного курса. Несмотря на принятие закона о борьбе с легализацией криминальных доходов, данный непредвиденный риск, обусловленный фактами криминализации банковской системы, достаточно высок. С целью нейтрализации подобных непредвиденных рисков в Сбербанке получает свое дальнейшее развитие система комплаенс – контроля.  
 
Отсутствие или недостаток имущественно залога высокодоходных операций на рынке ценных бумаг, высокий риск невозврата кредита, большие операционные издержки, требуют от банков более активного участия в кредитовании малого бизнеса. Традиционная методика оценки кредитоспособности заемщика неприемлема для малого бизнеса из-за высокого процента ошибок в его финансовой отчетности, использования различных схем ухода от налогообложения. В связи с этим можно предложить более эффективную технологию анализа финансового состояния малого предприятия: составление представителем банка баланса, отчета о прибылях и убытках, движении денежных средств на основе данных, представленных заемщиком, или первичных документов, полученных им при посещении проверяющими; финансовый анализ всех видов деятельности заемщика; учет при составлении отчета о прибылях и убытках расходов на семью; лимит суммы ежемесячного погашения кредита не выше 70% остатка денежных средств на конец месяца за вычетом расходов на семью; проверка наличия неофициальных заимствований у частных кредиторов на основе сравнительного анализа отчетности за несколько периодов; налаживание длительного сотрудничества банка с малым предприятием. 
 
Развитие Интернет – технологий может не только ослабить конкурентные преимущества Сбербанка в собственной технологической инфраструктуре и создать реальную угрозу увеличения риска технологической неконкурентоспособности, что требует от банка принятия адекватных мер. Сочетание системы «Банк – Клиент» на базе Интернет – технологий и собственной надежной расчетной системы, обеспечивающей необходимую скорость проведения платежей, позволит банку соответствовать требованиям информационной безопасности расчетов с использованием Интернета и выйти на лидирующие позиции в данной технологической сфере.  
 
Таким образом, Сбербанк России, являясь банком общенационального масштаба, должен стать эталоном банковской системы страны. Банк стремится к наивысшим стандартам обслуживания клиентов, защищает интересы каждого клиента. Банк считает важным обнародовать и строго придерживаться в своей деятельности следующих принципов корпоративной политики: 
 
- банк соблюдает законы, этические нормы и правила честного ведения бизнеса, безусловно выполняет свои обязательства и дорожит своей репутацией; 
 
- банк придерживается принципа нейтральности в отношении финансово-промышленных групп, политических партий и объединений и осуществляет свою деятельность в интересах вкладчиков, клиентов и акционеров; 
 
- банк не финансирует экологически вредные и социально опасные производства, проекты и программы; 
 
- банк учитывает социальную значимость своей деятельности и рассматривает социальный фактор наряду с экономическим; 
 
- банк развивает новые операции и направления, исповедуя принцип умеренного консерватизма; 
 
- банк чтит традиции российского предпринимательства, способствует их возрождению. 
 
Сбербанк России, не имея льгот и преференций, работая с другими банками в рамках единой, установленной Банком России нормативной базы, является лидером на большинстве сегментов рынка, успешно конкурирует с крупными коммерческими кредитными организациями на российском рынке банковских операций и услуг. 
 
 
Литература 
1. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело. – С-Пб: Питер, 2002 – 314с. 
 
2. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. – М: Финансы и статистика, 2003 – 725с. 
 
3. Гамза В.А. Об оценке кредитоспособности заемщика. – Деньги и кредит. – 2005. - №2, с.50-54. 
 
4. Жарковская Е.П. Банковское дело: курс лекций. – М: Омега-Л, 2003 – 289с. 
 
5. Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. – М: Банки и биржи, 1997 – 328с. 
 
6. Инструкция Сбербанка РФ «О кредитовании юридических лиц учреждениями Сбербанка РФ» от 26.10.1993 №26 – р. 
 
7. Колесников В.И., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. – М: Финансы и статистика, 1999 – 684с. 
 
8. Кондратюк Е.А. Понятие банковских рисков и их классификация. – Деньги и кредит. – 2004. - №6, с.43-50. 
 
9. Лаврушин О.И. Банковское дело. – М: Финансы и статистика, 2004 – 760с. 
 
10. Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки. – М: Финансы и статистика, 2004 – 764с. 
 
11. Осипенко Т.В. Бюро кредитных историй как инструмент снижения банковских рисков. – Банки. – 2003. - №2, с.12-19. 
 
12. Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческих банков. – М: Финансы и статистика, 1996 – 216с. 
 
13. Положение ЦБР «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с размещением и привлечением денежных средств банками» от 24.12.1998 №64 – П. 
 
14. Положение ЦБР «О порядке предоставления кредитными организациями денежных средств и их возврата» от 27.07.2001 №144 – П. 
 
15. «Правила кредитования физических лиц учреждениями Сбербанка РФ» от 10.07.1997 № 229 – р. 
 
16. Прохно Ю.П. Теоретические и практические аспекты оценки предприятия – заемщика коммерческим банком. – Деньги и кредит. – 2004. - №7, с.46-49. 
 
17. Роуз С. Питер. Банковский менеджмент. – М: Дело Лтд, 1995 – 405с. 
 
18. Русанов Ю.Ю. Проблемы управления рисками. – Деньги и кредит. – 2004. - №4, с.56-62. 
 
19. Самойлов А.А. Анализ финансового положения предприятий как потенциальных заемщиков. – Деньги и кредит. – 2004. - №9, с. 29-32. 
 
20. Симонов Ю.Ф. Жилищный кредит (ипотека). – Ростов-на-Дону: МарТ, 2004 – 156с. 
 
21. Тутова Н.И. Роль рейтинговой оценки в банковской деятельности. – Банки. – 2004. - №7, с. 27-31.

 

 

 
[1] Концепция развития Сбербанка России:http://www.sbrf//. ru

 
[2] Правила кредитования физических лиц учреждениями Сбербанка РФ от 10.07.97 №229 - р.(Приложение 1)

 
[3] Инструкция «О кредитовании юридических лиц учреждениями Сбербанка РФ»  от 30.05.2000г. № 26 –р. (Приложение 2)

 
[4] Теоретические и практические аспекты оценки заемщика коммерческим банком//Деньги и кредит №7/2004

 
[5] Об оценке кредитоспособности заемщика// Деньги и кредит №2/2005

 
[6] Проблемы управления рисками // Деньги и кредит № 4/2004

 
[7] Понятие банковских рисков и их классификация// Деньги и кредит №6/2004


Информация о работе Кредитование коммерческих банков на примере ОАО "Сбербанк России"