Лизинговые операции в финансовом менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время на рынке лизинговых услуг работает большое количество лизинговых компаний, число которых постоянно растет. Эти компании способны привести в движение высвобождающиеся производственные мощности и значительно удовлетворить потребности промышленных и коммерческих предприятий в использовании оборудования (имущества). Причем при дефиците финансовых ресурсов, эти структуры способны помочь выжить многим предприятиям, обеспечив технологическое оснащения их производства, т.е. заложить основы выхода из кризиса и будущего экономического подъема.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Лизинг, его разновидности, перспективы развития 5
1.1. Понятие лизинга 5
1.2. Виды лизинга 7
1.3. Особенности лизинга в Российской Федерации 11
1.4. Развитие лизинга в Российской Федерации 18
Глава 2. Финансовый лизинг как источник финансирования инвестиций 21
2.1. Методы расчета лизинговых платежей 21
2.2. Сравнительная оценка лизинга, кредита и самофинансирования 24
2.3. Законодательное обеспечение лизинга 26
Заключение 35
Расчетная часть (вариан 4) 38
Список использованной литературы 45

Файлы: 1 файл

Курсовая ФМ.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

Средством правового  регулирования лизинговых отношений  являются правовые нормы — общеобязательные правила поведения участников лизинговых сделок. В зависимости от характера предписания и способа воздействия на участников лизинговых отношений нормы подразделяются на: 

  • материально-правовые;
  • процессуальные.

Материально-правовые нормы  в свою очередь делятся на два вида:

  • регулятивные правоотношения, устанавливающие права и обязанности субъектов лизинговых отношений;
  • правоохранительные, обеспечивающие (гарантирующие) соблюдение регулятивных норм.

Разновидности материально-правовых норм, регулирующих лизинговые отношения:

1. Регулятивные:  

1.1. Запретительные – запрещают совершать те или иные действия, нарушающие права участников лизинга;

1.2. Уполномочивающие – поручающие совершать определенные действия (выкупить объект лизинга и др.);

1.3. Компенсационные  – обязывают возмещать правомерный ущерб (при непоставке объекта в срок и др.);

2. Гарантирующие: 

2.1. Поощрительные – повышают заинтересованность в рациональном использовании имущества;

2.2. Карательные  – принуждают к выполнению регулятивных норм (штрафы, санкции и т. п.).

На современном этапе  в России можно выделить 4 характерных  периода в становлении лизинга  как экономической формы определенной совокупности хозяйственных операций и формирования его правовой среды.

 На первом этапе  отсутствие специального законодательства о лизинге сочеталось с неразвитостью самой этой формы предпринимательства, а точнее с отсутствием достаточного опыта и установившихся представлений о правовом положении сторон лизинговых сделок.

В 70-х гг. правовой основой аренды машин и оборудования были положения ГК РСФСР (1964 г.) об имущественной аренде, а с ноября 1989 г. — основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде, в которых термин «лизинг» не применялся, хотя лизинговые сделки с иностранными операторами совершались.

 Первый этап ограничивается  концом 80-х гг. Существовала государственная  монополия на внешнеторговые  сделки, коммерческие предприятия  не имели свободного доступа  к иностранной валюте для оплаты  импортного оборудования. Лизинг  рассматривался внешнеторговыми организациями как одна из форм приобретения или реализации станков, оборудования, транспортных средств, вычислительной техники с использованием специальной формы кредита. Лизинг фиксировался в соглашениях советских партнеров с иностранными как аренда на определенный срок, соответствующий сроку службы сдаваемого в аренду имущества (или несколько меньший) с сохранением права собственности за арендодателем. Предметом лизинга в то время часто был импорт морских судов, контейнеров, грузового автотранспорта, а в 1990 г. — нескольких пассажирских самолетов западно-европейского производства. Реже практиковалась сдача в аренду экспортируемых из СССР машин и оборудования, в первую очередь тракторов и автомашин.

 На втором этапе,  с начала 90-х гг., лизинговая деятельность в России осуществлялась по аналогии с арендой без специальных нормативных и законодательных документов. Правовая неопределенность увеличивала степень риска партнеров и тем самым сдерживала предпринимательскую инициативу и ограничивала практическую реализацию достижений научно-технического прогресса [16].

 Второй период продолжался  около четырех лет. В это  время внешнеэкономические торговые  отношения были либерализованы, предприятия получили право выхода  на внешний рынок, в связи с чем у многих из них появился источник иностранной валюты. Затем появилась возможность приобретения ее на внутреннем рынке. Перевод предприятий на арендные формы хозяйствования и перестройка банковской системы послужили толчком в развитии лизинга. Было создано много специализированных лизинговых компаний: «Балтлиз», «Евролизинг», «Россия» и др.

 Третий этап, с сентября 1994 г., характеризуется активным  формированием специальной нормативной  базы лизинговых сделок. К концу  1996 г. было принято более десяти нормативных актов.

 Четвертый этап  наступил с 29 октября 1998 г., когда  вступил в действие специальный  закон РФ «О лизинге». Указы  Президента РФ, постановления Правительства  России и другие нормативные  акты, регулирующие лизинговые отношения,  должны быть приведены в соответствие с законом [15].

 В современных условиях  права и обязанности участников  лизинговой сделки определяются  в основном нормами гражданского  законодательства и федеральным  законом и финансовой аренде (лизинге) (ст. 10). При международном лизинге они устанавливаются в соответствии с законом «О присоединении РФ к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге» № 16-ФЗ от 8 января 1998 г. и нормами национального законодательства, не противоречащими международному праву. Режим применяемого права предусматривается по соглашению сторон международного договора лизинга.

Лизинговые отношения  закон рассматривает как инвестиционные, действующие в треугольнике «лизингодатель (инвестор) — поставщик (производитель) — лизингополучатель (пользователь, арендатор)». В условиях финансового кризиса ключевым субъектом действительно является инвестор, стоящий в начале деловой цепочки. Он по заявке пользователя (предпринимателя) приобретает за свои средства в собственность имущество (например, оборудование) у производителя (завода) и передает его по договору на определенное время за плату во владение и пользование потребителю. Учитывая, что в конечном счете товаропроизводитель — пользователь предмета лизинга — в результате своей предпринимательской деятельности создает продукцию (услуги), реализация которой возмещает инвестиции с процентами, и все затраты поставщика с прибылью, и комиссионные других посредников, активной фигурой в лизинге можно считать арендатора, обеспечивающего коммерческий успех всех участников сделки [4].

 В статье 655 второй  части ГК РФ сущность лизинга  фактически сводится к финансовой  аренде. В пяти других статьях  шестого параграфа гражданского  кодекса установлены основные  права и обязанности сторон  лизинговых сделок. В соответствии  со статьей 6 ГК РФ в случаях, когда данные отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применяемый к ним обычай делового оборота, то к таким отношениям применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона, права). Следовательно, при оформлении лизинговых сделок могут применяться не только договоры лизинга, но также аренды, особенно в части, не урегулированной специальным законодательством и не противоречащей его сущности. Следует помнить, что понятия «лизинг» и «аренда» полностью не совпадают.

 Таким образом,  правовая база регулирования  лизинговых сделок в России  имеет очень высокий статус, поскольку  понятие договора лизинга определено  специальным законом и введено  в Гражданский кодекс. Регулирование бухгалтерского учета и отчетности, а значит, и порядка налогообложения при лизинговых операциях осуществляются на основании действовавших и ранее документов, касавшихся арендных сделок, а также специального приказа Министерства финансов.

 Косвенное отношение  к деятельности лизинговых компаний  имеют многие другие законодательные  и нормативные документы, регламентирующие  общие вопросы налогообложения,  бухгалтерского учета и отчетности, осуществления экспортно-импортных  операций и т. д.

 В лизинге регулируются трехсторонние отношения между лизингодателем, пользователем (лизингополучателем, арендатором) и продавцом, а также распределяются между ними права, обязанности и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. В Гражданском кодексе (§ 6 «Финансовая аренда (лизинг)») стороны договора лизинга не вполне обоснованно названы арендодателем и арендатором, что не отражает всей специфики этих отношений.

 Инициатором лизинговых  сделок по закону (п. 3 ст. 7) является лизингополучатель-товаропроизводитель, который сообщает лизингодателю, в каком оборудовании он нуждается. Именно его лизинговая компания и покупает у изготовителя, также указанного арендатором. В лизинговых отношениях решение многих вопросов зависит от того, кто выбирал продавца необходимого имущества. Лизинговая компания лишь формально признается собственником объекта. Она его фактически может не принимать на свой склад и даже не несет риска случайной гибели имущества, находящегося в пользовании арендатора.

 Риск случайной  гибели, порчи, хищения, преждевременной  поломки, ошибки при монтаже  или эксплуатации и другие  имущественные риски с момента  фактической приемки объекта  лизинга несет не собственник,  как это предусмотрено общегражданским  законодательством (см. ст. 211 ГК РФ), а лизингополучатель-арендатор (ст. 82 Закона и ст. 669 ГК РФ). Страхование имущества проводит одна из сторон договора по соглашению (ст. 21 Закона).

 Вместе с тем,  будучи юридическим собственником,  лизинговая компания имеет возможность  в случае невыполнения обязательств  арендатором, в том числе по  своевременной плате за аренду, расторгнуть договор и получить  оборудование.

 Лизинговой компании  как собственнику не обязательно прибегать к залогу оборудования, чтобы возместить возможные потери. Кроме того, при объявлении лизингополучателя банкротом арендуемое имущество не входит в конкурсную массу [8].

 Но распределение  ответственности может быть иным, если арендодатель играет более активную роль в выборе продавца. Это нашло отражение в ст. 665 и 670 ГК РФ. В ст. 665 предусмотрено, что выбор продавца может осуществляться арендодателем, а в ст. 670 уточняются последствия этого: если арендодатель выбирает продавца, то тем самым он возлагает на себя ответственность перед арендатором за выполнение продавцом условий договора купли-продажи. Собственник оборудования (лизингодатель) не несет за него почти никакой ответственности, если в договоре не предусмотрено иное. Гражданским кодексом (ст. 667) установлена обязанность лизингодателя уведомлять продавца, что приобретаемое имущество предназначено для передачи в аренду определенному лицу, которому он должен его поставить, а не арендодателю, являющемуся по договору покупателем. Более того, лизингополучатель в известной мере приравнивается законом к покупателю и многие вопросы он решает непосредственно с продавцом. Все эти особенности финансового лизинга, делающие положение продавца не совсем обычным (он как бы противостоит двум покупателям одного и того же имущества), должны быть ему известны заранее. При лизинге арендодатель является как бы юридическим собственником объекта сделки, а пользователь — экономическим собственником (владельцем), что существенным образом отличает его от обычного арендатора. Одна из особенностей лизинга проявляется и в специфических отношениях продавца и пользователя имущества. В ст. 670 ГК РФ указано, что арендатор имеет право и несет обязанности, как если бы он был стороной договора купли-продажи. Следовательно, на него распространяются положения ГК РФ для покупателя. Пользователь при финансовом лизинге может предъявлять претензии непосредственно продавцу по качеству, комплектности имущества, срокам его поставки, но не вправе расторгнуть договор купли-продажи. Он может только ставить вопрос перед лизингодателем о его расторжении и возмещении убытков (ст. 10 Закона).

При оперативном лизинге  ответственность за недостатки предмета лизинга, полностью или частично препятствующие пользованию им, несет лизингодатель, даже если он во время заключения договора не знал о таких недостатках. При обнаружении дефектов лизингополучатель вправе потребовать от лизингодателя: 

  • безвозмездно устранить недостатки;
  • соразмерно уменьшить лизинговые платежи;
  • возместить расходы по устранению недостатков предмета лизинга.

Но лизингодатель не отвечает за недостатки переданного  в пользование предмета лизинга, которые были им оговорены при  заключении договора лизинга либо могли  быть обнаружены лизингополучателем во время осмотра объекта или проверки его исправности, либо при приеме-передаче.

 Лизингополучатель  несет все расходы по содержанию  лизингового имущества, страхованию  своей ответственности за выполнение  обязательств, возникающих вследствие  причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в процессе пользования предметом лизинга в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

 Значительно улучшило  условия для развития в России  импортного и экспортного международного  лизинга письмо Государственного  таможенного комитета РФ от 20 июля 1995 г. № 01-13/10268 «О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений». Оно предусматривает частичное освобождение от уплат таможенных пошлин и налогов объектов международного финансового лизинга, временно ввозимых на территорию РФ.

 При частичном освобождении  от уплаты таможенных пошлин  и налогов за каждый полный  и неполный календарный месяц  уплачивается 3% от суммы таможенных  пошлин и налогов, которая подлежала  бы уплате при выпуске товаров  для свободного обращения или вывезена в соответствии с таможенным режимом экспорта (периодические таможенные платежи).

 При общей положительной  оценке приведенного письма следует  заметить, что оно предполагает  обязательный возврат имущества,  ввезенного (вывезенного) по лизинговому соглашению, т. е. отождествляет лизинговые и обычные арендные отношения. На практике же при лизинге имущество часто становится собственностью пользователя и второй раз границу не пересекает. Такое положение, например, введено в норму распоряжением Правительства Москвы от 6 февраля 1996 г. № 101 «Об изменении порядка передачи в лизинг оборудования (имущества)», являющегося собственностью города Москвы. Комитет по управлению имуществом Москвы может передавать муниципальное имущество, находящееся в лизинге, в собственность пользователя после возмещения в бюджет города средств, затраченных на его приобретение.

Информация о работе Лизинговые операции в финансовом менеджменте