Средством правового
регулирования лизинговых отношений
являются правовые нормы — общеобязательные правила поведения участников
лизинговых сделок. В зависимости от характера
предписания и способа воздействия на
участников лизинговых отношений нормы
подразделяются на:
- материально-правовые;
- процессуальные.
Материально-правовые нормы
в свою очередь делятся на два вида:
- регулятивные правоотношения, устанавливающие права и обязанности субъектов лизинговых отношений;
- правоохранительные, обеспечивающие (гарантирующие) соблюдение регулятивных норм.
Разновидности материально-правовых
норм, регулирующих лизинговые отношения:
1. Регулятивные:
1.1. Запретительные – запрещают совершать те или иные действия,
нарушающие права участников лизинга;
1.2. Уполномочивающие – поручающие совершать определенные
действия (выкупить объект лизинга и др.);
1.3. Компенсационные – обязывают возмещать
правомерный ущерб (при непоставке объекта
в срок и др.);
2. Гарантирующие:
2.1. Поощрительные – повышают заинтересованность в рациональном
использовании имущества;
2.2. Карательные – принуждают к выполнению регулятивных
норм (штрафы, санкции и т. п.).
На современном этапе
в России можно выделить 4 характерных
периода в становлении лизинга
как экономической формы определенной
совокупности хозяйственных операций
и формирования его правовой среды.
На первом этапе
отсутствие специального законодательства
о лизинге сочеталось с неразвитостью
самой этой формы предпринимательства,
а точнее с отсутствием достаточного опыта
и установившихся представлений о правовом
положении сторон лизинговых сделок.
В 70-х гг. правовой основой аренды машин и оборудования были
положения ГК РСФСР (1964 г.) об имущественной
аренде, а с ноября 1989 г. — основы законодательства
Союза ССР и союзных республик об аренде,
в которых термин «лизинг» не применялся,
хотя лизинговые сделки с иностранными
операторами совершались.
Первый этап ограничивается
концом 80-х гг. Существовала государственная
монополия на внешнеторговые
сделки, коммерческие предприятия
не имели свободного доступа
к иностранной валюте для оплаты
импортного оборудования. Лизинг
рассматривался внешнеторговыми организациями
как одна из форм приобретения или реализации
станков, оборудования, транспортных средств,
вычислительной техники с использованием
специальной формы кредита. Лизинг фиксировался
в соглашениях советских партнеров с иностранными
как аренда на определенный срок, соответствующий
сроку службы сдаваемого в аренду имущества
(или несколько меньший) с сохранением
права собственности за арендодателем.
Предметом лизинга в то время часто был
импорт морских судов, контейнеров, грузового
автотранспорта, а в 1990 г. — нескольких
пассажирских самолетов западно-европейского
производства. Реже практиковалась сдача
в аренду экспортируемых из СССР машин
и оборудования, в первую очередь тракторов
и автомашин.
На втором этапе,
с начала 90-х гг., лизинговая деятельность в России
осуществлялась по аналогии с арендой
без специальных нормативных и законодательных
документов. Правовая неопределенность
увеличивала степень риска партнеров
и тем самым сдерживала предпринимательскую
инициативу и ограничивала практическую
реализацию достижений научно-технического
прогресса [16].
Второй период продолжался
около четырех лет. В это
время внешнеэкономические торговые
отношения были либерализованы,
предприятия получили право выхода
на внешний рынок, в связи с чем у многих из них появился источник
иностранной валюты. Затем появилась возможность
приобретения ее на внутреннем рынке.
Перевод предприятий на арендные формы
хозяйствования и перестройка банковской
системы послужили толчком в развитии
лизинга. Было создано много специализированных
лизинговых компаний: «Балтлиз», «Евролизинг»,
«Россия» и др.
Третий этап, с сентября
1994 г., характеризуется активным
формированием специальной нормативной
базы лизинговых сделок. К концу
1996 г. было принято более десяти нормативных актов.
Четвертый этап
наступил с 29 октября 1998 г., когда
вступил в действие специальный
закон РФ «О лизинге». Указы
Президента РФ, постановления Правительства
России и другие нормативные
акты, регулирующие лизинговые отношения,
должны быть приведены в соответствие с законом
[15].
В современных условиях
права и обязанности участников
лизинговой сделки определяются
в основном нормами гражданского
законодательства и федеральным
законом и финансовой аренде (лизинге)
(ст. 10). При международном лизинге они устанавливаются в соответствии
с законом «О присоединении РФ к Конвенции
УНИДРУА о международном финансовом лизинге»
№ 16-ФЗ от 8 января 1998 г. и нормами национального
законодательства, не противоречащими
международному праву. Режим применяемого
права предусматривается по соглашению
сторон международного договора лизинга.
Лизинговые отношения
закон рассматривает как инвестиционные,
действующие в треугольнике «лизингодатель
(инвестор) — поставщик (производитель)
— лизингополучатель (пользователь, арендатор)». В условиях финансового
кризиса ключевым субъектом действительно
является инвестор, стоящий в начале деловой
цепочки. Он по заявке пользователя (предпринимателя)
приобретает за свои средства в собственность
имущество (например, оборудование) у производителя
(завода) и передает его по договору на
определенное время за плату во владение
и пользование потребителю. Учитывая,
что в конечном счете товаропроизводитель
— пользователь предмета лизинга — в
результате своей предпринимательской
деятельности создает продукцию (услуги),
реализация которой возмещает инвестиции
с процентами, и все затраты поставщика
с прибылью, и комиссионные других посредников,
активной фигурой в лизинге можно считать
арендатора, обеспечивающего коммерческий
успех всех участников сделки [4].
В статье 655 второй
части ГК РФ сущность лизинга
фактически сводится к финансовой
аренде. В пяти других статьях
шестого параграфа гражданского
кодекса установлены основные
права и обязанности сторон
лизинговых сделок. В соответствии
со статьей 6 ГК РФ в случаях, когда данные
отношения прямо не урегулированы законодательством
или соглашением сторон и отсутствует
применяемый к ним обычай делового оборота,
то к таким отношениям применяется гражданское
законодательство, регулирующее сходные
отношения (аналогия закона, права). Следовательно,
при оформлении лизинговых сделок могут
применяться не только договоры лизинга,
но также аренды, особенно в части, не урегулированной
специальным законодательством и не противоречащей
его сущности. Следует помнить, что понятия
«лизинг» и «аренда» полностью не совпадают.
Таким образом,
правовая база регулирования
лизинговых сделок в России
имеет очень высокий статус, поскольку
понятие договора лизинга определено
специальным законом и введено
в Гражданский кодекс. Регулирование бухгалтерского
учета и отчетности, а значит, и порядка
налогообложения при лизинговых операциях
осуществляются на основании действовавших
и ранее документов, касавшихся арендных
сделок, а также специального приказа
Министерства финансов.
Косвенное отношение
к деятельности лизинговых компаний
имеют многие другие законодательные
и нормативные документы, регламентирующие
общие вопросы налогообложения,
бухгалтерского учета и отчетности,
осуществления экспортно-импортных
операций и т. д.
В лизинге регулируются трехсторонние
отношения между лизингодателем, пользователем
(лизингополучателем, арендатором) и продавцом,
а также распределяются между ними права,
обязанности и ответственность за неисполнение
или ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
В Гражданском кодексе (§ 6 «Финансовая
аренда (лизинг)») стороны договора лизинга
не вполне обоснованно названы арендодателем
и арендатором, что не отражает всей специфики
этих отношений.
Инициатором лизинговых
сделок по закону (п. 3 ст. 7) является лизингополучатель-товаропроизводитель,
который сообщает лизингодателю, в каком
оборудовании он нуждается. Именно его
лизинговая компания и покупает у изготовителя,
также указанного арендатором. В лизинговых
отношениях решение многих вопросов зависит
от того, кто выбирал продавца необходимого
имущества. Лизинговая компания лишь формально
признается собственником объекта. Она
его фактически может не принимать на
свой склад и даже не несет риска случайной
гибели имущества, находящегося в пользовании
арендатора.
Риск случайной
гибели, порчи, хищения, преждевременной
поломки, ошибки при монтаже
или эксплуатации и другие
имущественные риски с момента
фактической приемки объекта
лизинга несет не собственник,
как это предусмотрено общегражданским
законодательством (см. ст. 211 ГК РФ), а лизингополучатель-арендатор
(ст. 82 Закона и ст. 669 ГК РФ). Страхование
имущества проводит одна из сторон договора
по соглашению (ст. 21 Закона).
Вместе с тем,
будучи юридическим собственником,
лизинговая компания имеет возможность
в случае невыполнения обязательств
арендатором, в том числе по
своевременной плате за аренду,
расторгнуть договор и получить
оборудование.
Лизинговой компании
как собственнику не обязательно прибегать к залогу
оборудования, чтобы возместить возможные
потери. Кроме того, при объявлении лизингополучателя
банкротом арендуемое имущество не входит
в конкурсную массу [8].
Но распределение
ответственности может быть иным,
если арендодатель играет более активную
роль в выборе продавца. Это нашло отражение
в ст. 665 и 670 ГК РФ. В ст. 665 предусмотрено,
что выбор продавца может осуществляться
арендодателем, а в ст. 670 уточняются последствия
этого: если арендодатель выбирает продавца,
то тем самым он возлагает на себя ответственность
перед арендатором за выполнение продавцом
условий договора купли-продажи. Собственник
оборудования (лизингодатель) не несет
за него почти никакой ответственности,
если в договоре не предусмотрено иное.
Гражданским кодексом (ст. 667) установлена
обязанность лизингодателя уведомлять
продавца, что приобретаемое имущество
предназначено для передачи в аренду определенному
лицу, которому он должен его поставить,
а не арендодателю, являющемуся по договору
покупателем. Более того, лизингополучатель
в известной мере приравнивается законом
к покупателю и многие вопросы он решает
непосредственно с продавцом. Все эти
особенности финансового лизинга, делающие
положение продавца не совсем обычным
(он как бы противостоит двум покупателям
одного и того же имущества), должны быть
ему известны заранее. При лизинге арендодатель
является как бы юридическим собственником
объекта сделки, а пользователь — экономическим
собственником (владельцем), что существенным
образом отличает его от обычного арендатора.
Одна из особенностей лизинга проявляется
и в специфических отношениях продавца
и пользователя имущества. В ст. 670 ГК РФ
указано, что арендатор имеет право и несет
обязанности, как если бы он был стороной
договора купли-продажи. Следовательно,
на него распространяются положения ГК
РФ для покупателя. Пользователь при финансовом
лизинге может предъявлять претензии
непосредственно продавцу по качеству,
комплектности имущества, срокам его поставки,
но не вправе расторгнуть договор купли-продажи.
Он может только ставить вопрос перед
лизингодателем о его расторжении и возмещении
убытков (ст. 10 Закона).
При оперативном лизинге
ответственность за недостатки предмета
лизинга, полностью или частично
препятствующие пользованию им, несет лизингодатель, даже если он во время
заключения договора не знал о таких недостатках.
При обнаружении дефектов лизингополучатель
вправе потребовать от лизингодателя:
- безвозмездно устранить недостатки;
- соразмерно уменьшить лизинговые платежи;
- возместить расходы по устранению недостатков предмета лизинга.
Но лизингодатель не
отвечает за недостатки переданного
в пользование предмета лизинга,
которые были им оговорены при
заключении договора лизинга либо могли
быть обнаружены лизингополучателем во
время осмотра объекта или проверки его исправности,
либо при приеме-передаче.
Лизингополучатель
несет все расходы по содержанию
лизингового имущества, страхованию
своей ответственности за выполнение
обязательств, возникающих вследствие
причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в процессе
пользования предметом лизинга в случаях,
предусмотренных законодательством РФ.
Значительно улучшило
условия для развития в России
импортного и экспортного международного
лизинга письмо Государственного
таможенного комитета РФ от 20 июля 1995 г. № 01-13/10268 «О таможенном
оформлении товаров, временно ввозимых
в рамках лизинговых соглашений». Оно
предусматривает частичное освобождение
от уплат таможенных пошлин и налогов
объектов международного финансового
лизинга, временно ввозимых на территорию
РФ.
При частичном освобождении
от уплаты таможенных пошлин
и налогов за каждый полный
и неполный календарный месяц
уплачивается 3% от суммы таможенных
пошлин и налогов, которая подлежала
бы уплате при выпуске товаров
для свободного обращения или вывезена в соответствии
с таможенным режимом экспорта (периодические
таможенные платежи).
При общей положительной
оценке приведенного письма следует
заметить, что оно предполагает
обязательный возврат имущества,
ввезенного (вывезенного) по лизинговому соглашению, т. е. отождествляет
лизинговые и обычные арендные отношения.
На практике же при лизинге имущество
часто становится собственностью пользователя
и второй раз границу не пересекает. Такое
положение, например, введено в норму распоряжением
Правительства Москвы от 6 февраля 1996 г.
№ 101 «Об изменении порядка передачи в
лизинг оборудования (имущества)», являющегося
собственностью города Москвы. Комитет
по управлению имуществом Москвы может
передавать муниципальное имущество,
находящееся в лизинге, в собственность
пользователя после возмещения в бюджет
города средств, затраченных на его приобретение.