Методика составления и организация процесса бюджетирования в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы явилось исследование организации бюджетирования на предприятии. Для достижения поставленной цели в курсовой работе изучены:
1. Назначение, цели и функции бюджетирования;
2. Этапы планирования бюджета и его виды и формы;
3. Методика составления и организация процесса бюджетирования в организации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...2
1. Назначение, цели и функции бюджетирования………………………..4
1.1 Этапы планирования, виды и формы бюджетов………………………9
1.2 Методика составления и организация процесса бюджетирования в организации…………………………………………………………………14
1.3 Заключение……………………………………………………………...17
2. Расчет финансового плана предприятия……………………………….18
2.1 Расчетная часть………………………………………………………....18
Список используемой литературы……….………………………………..66

Файлы: 1 файл

Финорг курсач (готов).docx

— 186.73 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2

  1. Назначение, цели и функции бюджетирования………………………..4

1.1 Этапы планирования, виды и формы бюджетов………………………9

1.2 Методика составления и организация процесса бюджетирования в организации…………………………………………………………………14

1.3 Заключение……………………………………………………………...17

2. Расчет финансового плана предприятия……………………………….18

2.1 Расчетная часть………………………………………………………....18

Список используемой литературы……….………………………………..66

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  выбранной темы курсовой работы определяется тем, что бюджетирование играет важнейшую роль в развитие предприятия и в получении наиболее высокой прибыли. Управление предприятием невозможно без финансового планирования работы предприятия, а также контроля за выполнением разработанных финансовых планов. Поэтому планирование и контроль результата деятельности предприятия стали невозможными без формирования бюджета как основного инструмента гибкого управления и служащего для обеспечения достоверной информацией. В нём отражаются результаты планирования и контроля в виде определённых финансовых данных. С его помощью разрабатывается стратегия эффективного развития предприятия в условиях конкуренции, а также неопределённости в условиях рыночной экономики и он служит важным инструментом достижения его целей.                                               Целью курсовой работы явилось исследование организации бюджетирования на предприятии. Для достижения поставленной цели в курсовой работе изучены:

1. Назначение, цели и функции бюджетирования;

2. Этапы планирования бюджета и  его виды и формы;

3. Методика составления и организация  процесса бюджетирования в организации.

В курсовой работе широко используются методы и приемы бухгалтерского управленческого  учета, а так же методика статистической обработки информации.

Информационную  базу курсовой работы составили труды  отечественных ученых в области  управленческого учета, материалы  периодической печати, а так же личные наблюдения автора.

Курсовая  работа выполнена с учетом объективных  условий объекта исследования и  учитывает его экономическое  положение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Назначение, цели и функции бюджетирования

Бюджетирование – это процесс согласованного планирования и управления деятельностью организации с помощью бюджетов (смет) и экономических показателей, позволяющих определить вклад каждого подразделения и каждого менеджера в достижение общих целей. [6]

В самом общем виде назначение бюджетирования в организации заключается в  том, что это основа [3, с.50]:

• планирования и принятия управленческих решений в компании;

• оценки всех аспектов финансовой состоятельности  компании;

• укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных  структурных подразделений интересам  компании в целом и собственникам  ее капитала.

При этом в каждой компании может  быть свое назначение бюджетирования. Поэтому, необходимо помнить, что в  каждой компании в качестве управленческой технологии назначение бюджетирования может преследовать свои собственные  цели и использовать свои собственные  средства, свой собственный инструментарий. Прежде всего, бюджеты разрабатываются  для компании в целом и для  отдельных структурных подразделений  с целью прогнозирования финансовых результатов, установления целевых  показателей финансовой эффективности  и рентабельности, лимитов наиболее важных (критических) расходов, обоснования  финансовой состоятельности бизнесов, которыми занимается данная компания, или реализуемых ею инвестиционных проектов.

Бюджетирование позволяет руководству организации с очень сильной вероятностью оценить эффективность принимаемых решений, оптимальным образом распределить ресурсы предприятия, намечать пути развития персонала и предприятия, а также избегать кризисных ситуаций.

В процессе бюджетирования цели (задачи) системы бюджетирования определяют исходя из целей организации.

В зависимости от характера и  масштаба деятельности организации  определяют: общие, главные, частные  цели.

Итак, можно сформулировать следующие  общие цели бюджетирования (рис.1):

Рис.1. Общие цели бюджетирования.

Исходя из этого, можно обозначить главные цели бюджетирования следующим  образом (рис.2) [7, с.8]:

 

 

 

Главные цели бюджетирования

1. Планирование и контроль

2. Распределение ответственности

3. Оптимизация

4. Мотивация персонала

Контроль за результатами деятельности предприятия осуществляется путем сопоставления плановых и фактических результатов деятельности и последующим их детальным анализом причин отклонений.

Делегирование ответственности за понесенные издержки, полученные доходы и прибыль.

Обеспечивает наилучшее использование  ограниченных ресурсов.

Предоставляет сотрудникам информацию о намеченных целях в количественном выражении и обеспечивает возможность  оценить эффективность их работы.


 

Рис.2. Главные цели бюджетирования.

 

Таким образом общие цели бюджетирования направлены на выполнение стратегических задач предприятия, а выполнение тактических задач содействуют главные цели бюджетирования.

К частным целями бюджетирования относятся (рис.3) [8, с.31]:

Частные цели бюджетирования:

1. Максимизация выручки(дохода)

2. Минимизация затрат

3. Удержание и расширение рынка  сбыта

4. Достижение и поддержание определенных  темпов роста

5. Экономических показателей организации  Максимизация рыночной стоимости  организации

6. Технологическое лидерство в  отрасли

7. Создание определенного имиджа  организации

Рис.3. Частные цели бюджетирования.

Бюджетирование может рассматриваться как одна из целей организации, но в, то, же время система бюджетирования должна реализовывать несколько поставленных целей в зависимости от временных границ их функционирования, сферы применения и степени детализации.

Бюджетирование выполняет следующие  основные функции (табл.1):

Таблица 1. – Основные функции бюджетирования

Основные функции бюджетирования

Название

Характеристика

Функция планирования

Исходя из стратегических целей предприятия, система бюджетирования решает задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Формируется количественная определенность выбранным перспективам развития предприятия, все затраты и результаты приобретают денежное выражение.

Функция учета

Формирует основу управленческого учёта. Позволяет получать точную информацию: по подразделениям, видам продукции  и т.п. Также позволяет сравнивать намеченные цели с действительными  результатами работы предприятия.

Функция контроля

Бюджет представляет собой набор  показателей (критериев) которые должны использоваться при контроле деятельности предприятия. Также, бюджетное планирование позволяет выявить отклонения от плановых показателей и скорректировать  действия.


 

Бюджеты должны постоянно пересматриваться и корректироваться по мере необходимости  для установления объективности  затрат по достижению поставленных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы планирования, виды и формы бюджетов

Разработка бюджета включает в  себя основные этапы (рис.4):

- постановка проблемы и сбор  исходной информации для разработки  проекта бюджета;

- анализ и обобщение информации, расчет показателей экономической  деятельности предприятия;

- формирование проекта бюджета;

- оценка проекта бюджета;

- утверждение бюджета.

Рис.4. Этапы разработки бюджета.

Данное этапирование проведения бюджетной политики позволяет организации строить ежемесячные планы доходов и расходов, которые обязательны для исполнения всеми службами. Через эти планы осуществляется управление затратами в организации и обеспечивается достижение необходимого уровня экономических показателей (объем продаж, чистая прибыль, рентабельность активов, норма прибыли), без чего невозможно гибкое развитие предприятия.

Экономическая эффективность любого предприятия возможна только в том  случае, если имеются четко заданные и реальные для выполнения параметры  затрат и результатов. С помощью  бюджета и определяются данные параметры. Бюджет же и является инструментом процесса бюджетирования.

Виды бюджетов представлены на рис.5.

Рис.5. Типовая классификация бюджетов организации.

1. Бюджет доходов и расходов  – определяет экономическую эффективность  деятельности предприятия. Данный  бюджет формирует основной финансовый  результат деятельности предприятия,  т.е. его прибыльность.

2. Бюджет движения денежных средств  носит более очевидный характер, он непосредственно планирует  и фиксирует реальные потоки  денежных средств и сравнительно  прост для составления. Бюджет  движения денежных средств определяет  “платежеспособность” предприятия  как разницу поступлений и  “выбытий” денежных средств  за период.

3. Расчетный (прогнозный) баланс - определяет  экономический потенциал и финансовое  состояние предприятия. Расчетный  (прогнозный) баланс является результирующим  бюджетом, при корректной модели  финансового учета он формируется  на основе бюджета доходов  и расходов и бюджета движения  денежных средств.

4. Бюджет продаж - предопределяет  уровень и общий характер всей  деятельности предприятия. Определение  и обоснование объема продаж  и его товарной структуры является  ключевым в системе бюджетирования  любого предприятия, ориентированного  на достижение стратегических  планов.

5. Бюджет запасов готовой продукции  - является планом изменения стоимостного  и физического объема и структуры  запасов готовой продукции предприятия  за бюджетный период.

6. Производственный бюджет –  входит в состав операционного  бюджета и является планом  физического объема и структуры  выпуска (производственной программы)  и производственных затрат и  себестоимости выпуска предприятия  на бюджетный период.

7. Бюджет прямых материальных  затрат – входит в состав  бюджета производственных затрат  и являющийся планом прямых  производственных затрат в части  расходования материальных и  финансовых оборотных ресурсов (сырье,  материалы, комплектующие, субподряд  сторонних организаций).

8. Бюджет накладных расходов  – включает все виды текущих  затрат предприятия, не относящихся  к прямым затратам.

 

Тип бюджета

Характеристика

"снизу вверх"           

"сверху вниз"

сбор и фильтрация бюджетной информации осуществляется от исполнителей к руководству;

Долгосрочные

 от полугода до года;

Непрерывный (скользящий) бюджет

По мере того, как заканчивается  месяц(квартал) к "старому" бюджету добавляется новый. Он составляется в условиях неопределенности: на первый квартал – максимально подробный бюджет; на последний квартал – приблизительные данные.

Постатейный бюджет

Ограничение суммы каждой отдельной  статьей расхода без переноса в другую статью.

Бюджет с временным периодом

Неизрасходованный остаток средств  переносится на следующий период.

Статистический (жесткий и гибкий) бюджет

Статистический – когда цифры находятся вне зависимости от объемов производства (постоянные затраты);

Бюджет с нулевым уровнем, преемственный  и предполагаемый

Нулевой уровень → каждый раз составляется заново преемственный бюджет → имеющиеся  шаблоны, в которые вносят коррективы. Несколько вариантов альтернативных событий, выбирается только один.

Недостижимый

если на практике не удается достигнуть целей бюджета;

Генеральный (общий)

охватывает общую деятельность предприятия;

Информация о работе Методика составления и организация процесса бюджетирования в организации