Методы анализа финансового состояния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Анализ финансового состояния организации позволяет сформировать представление о ее истинном финансовом положении и оценить финансовые риски, которые она несет, что определяет актуальность финансового анализа.
Финансовое состояние характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования организации, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1. Сущность, цели, задачи, значение и пользователи анализа финансового состояния 4
1.2. Информационное обеспечение анализа финансового состояния 8
2. МЕТОДИКА АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФИНАНСОВЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ 13
2.1 Виды анализа финансового состояния 13
2.2. Оценка финансового состояния с применением финансовых коэффициентов 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список используемых источников 27

Файлы: 1 файл

методы анализа финансового состояния.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

 

Показатели  ликвидности характеризуют способность предприятия рассчитываться по своим краткосрочным обязательствам, т.е. рассчитываться по своей кредиторской задолженности в ближайшем периоде.

В этой связи  анализируется способность активов  превращаться в деньги.

Активы.

А1 – первоклассные ликвидные средства или средства находящиеся в немедленной готовности – это денежные средства;

А2 – быстро реализуемые активы (сейчас деньгами не являются, но могут быть превращены в деньги) – это ЦБ, депозиты, дебиторская задолженность (товар отгруженный, счета выставленные);

А3 – медленно реализуемые активы (запасы сырья, незавершенное производство, готовая продукция).

А4 – трудно реализуемые активы (ОС, незавершенное строительство, другие внеоборотные активы).

 

Активная часть  баланса построена по росту или убыванию ликвидности активов.

Пассивы.

П1 – наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность предприятия – то, что нужно гасить в ближайшие дни, к примеру, выставленные счета, бюджету, по заработной плате).

П2 – краткосрочные кредиты и займы.

П3 – долгосрочные кредиты и займы.

П4 – постоянная задолженность (собственный капитал).

 

Принято считать, что предприятие имеет отличную ликвидность, если выдержаны следующие  соотношения:

А1 > П1

А2 > П2

А3 > П3

А4 < П4

 

В этом случае выдержано временное соотношение между активами и обязательствами.

Соотношение А4 < П4 говорит о том, что не весь собственный капитал потрачен на трудно реализуемые активы – ОС и пр. Часть потрачена и на формирование оборотных средств. Т.е. если, что случится и надо погашать все свои обязательства или больше не дадут кредита, то предприятие не остановится, хотя и значительно сократит производство. Это говорит о самостоятельности предприятия.

Финансовая  устойчивость предприятия – это  способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующая его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска.

Устойчивое финансовое состояние не является счастливой случайностью, а итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты деятельности предприятия.

Определяют  уровень обеспеченности предприятия  собственными источниками формирования оборотных активов.

Ис44, где П4 – собственный капитал, А4 – внеоборотные активы.

 

Финансовая устойчивость предприятия во многом зависит от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных  и заемных средств) и от оптимальности структуры активов  и в первую очередь от соотношения основного и оборотного капитала. Финансовое положение предприятия во многом зависит от того, насколько оптимально соотношение собственного и заемного капитала. Выработка правильной финансовой стратегии в этом вопросе поможет многим предприятиям повысить эффективность своей деятельности.

Деловая активность коммерческой организации проявляется в динамичности ее развития, достижения поставленных ею целей, которые отражают натуральные  и стоимостные показатели, в эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта своей продукции. Она характеризуется показателями оборачиваемости и эффективности использования активов.

Финансовое положение  предприятия, его платежеспособность, непосредственно зависит от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.

Оценка результативности финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования.

а) анализ рентабельности;

б) анализ деловой активности.

 

Таблица 2.2

Показатели  оценки деловой активности

Наименование  показателя

Что показывает

Как рассчитывается

Комментарии

1

2

3

4

Показатели  деловой активности

     

Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала

Скорость оборота  материальных и денежных ресурсов предприятия за анализируемый период или сколько рублей оборота(выручки) снимает с каждого рубля данного вида активов

Отношение чистой выручки от реализации к средней за период величине стоимости материальных оборотных средств, денежных средств и краткосрочных ценных бумаг

Нормативного  значения нет, однако усилия руководства  предприятия во всех случаях должны быть направлены на ускорение оборачиваемости. Если предприятие постоянно прибегает к дополнительному использованию заемных средств (кредиты, займы, кредиторская задолженность), значит сложившаяся скорость оборота генерирует недостаточное количество денежных средств для покрытия издержек и расширения деятельности

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

Скорость оборота  вложенного собственного капитала или активность денежных средств, которыми рискуют акционеры

Отношение чистой выручки от реализации к среднему за период объему собственного капитала

Нормативного  значения нет.

Если показатель рентабельности собственного капитала не обеспечивает его окупаемость, то данный коэффициент оборачиваемости означает бездействие части собственных средств, то есть свидетельствует о нерациональности их структуры. При снижении рентабельности собственного капитала необходимо адекватное увеличение оборачиваемости


 

 

Длительность нахождения средств в обороте определяется совокупным влиянием разнонаправленных  внутренних и внешних факторов. К  их числу относится сфера деятельности предприятия (производственная, снабженческо-сбытовая, посредническая и др.), отраслевая принадлежность, масштабы предприятия. Не меньшее воздействие на оборачиваемость активов оказывает экономическая ситуация в стране и связанные с ней условия хозяйствования предприятия.

Однако, период нахождения средств в обороте в значительной степени определяется внутренними условиями деятельности предприятия, и в первую очередь уровнем эффективности управления его активами. В зависимости от применяемой ценовой политики, структуры активов, методики оценки товарно-материальных запасов предприятие имеет большую или меньшую свободу воздействия на длительность оборота своих средств.

Анализ оборачиваемости  активов  оценивается следующими основными показателями:

  • скоростью оборота – количество оборотов, которое делают за анализируемый период активы предприятия или его составляющие;
  • периодом оборота – средний срок, за который возвращаются вложенные в производственно-коммерческие операции денежные средства.

Ускорение оборачиваемости  активов уменьшает потребность  в них, позволяет предприятиям высвобождать часть оборотных средств либо для непроизводственных или долгосрочных производственных нужд предприятия (абсолютное высвобождение), либо для дополнительного выпуска продукции (относительное высвобождение). Увеличение числа оборотов достигается за счет сокращения времени производства и времени обращения. Для этого надо совершенствовать технологию, механизировать и автоматизировать труд, а также развивать специализацию и кооперирование, улучшать прямые межорганизационные связи, ускорять перевозки, документооборот и расчеты.

Показатели рентабельности характеризуют деятельность предприятия с разных сторон, поэтому чтоб не впасть в заблуждение, надо использовать весь комплекс показателей.

Исторически сложилось:

    1. Рентабельность отдельных изделий:

Расчет этой рентабельности позволяет принимать управленческие решения относительно производства и избегать накопления убытков. Расчет этого показателя требует отлаженной системы калькуляции, для определения себестоимости.

    1. Рентабельность продукции:

3.   Общая  рентабельность:

, где Прибыль_валовая,  ОПФ – основные производственные  фонды, МОС – материальные  оборотные средства (ТМЦ). Значение (роль) этого показателя на сегодня  снизилось. В связи с переходом  к рынку на первое место вышли другие показатели, а эти три отошли на задний план.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Финансовое  состояние предприятия формируется  под воздействием большого количества факторов, как внешнего, так и  внутреннего характера. Поскольку  внешние факторы не контролируемы, грамотный руководитель должен распознавать изменения внешней среды и уметь адаптировать под них внутренние ресурсы предприятия

Анализ финансового  состояния сегодня становится все  более востребованным на предприятиях и в компаниях разных сфер деятельности. Он является условием цивилизованных отношений в бизнесе, служит обоснованием принимаемых решений на различных уровнях управления. Универсальность подходов, наличие информационной базы и широкий выбор аналитического инструментария способствуют превращению практического анализа в креативный вид управленческой деятельности, позитивному развитию бизнеса, а также возрождению экономической культуры российских предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

  1. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. М.: ДИС, 2009.
  2. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия / Пер. с франц. под ред. Л.П. Белых. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2009г
  3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Москва: Финансы и статистика, 2011 г.
  4. Балабанов А. И., Балабанов И. Т., Финансы. - СПб: «Питер», 2008. - 192с.
  5. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта / Финансы и статистика, 2009г.
  6. Барнгольц С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития / Финансы и статистика, 2008г.
  7. Белобжецкий И.А., Прибыль предприятия // Финансы, №5, 2010 г.
  8. Ван Хорн, Дж. К. Основы управления финансами. Перевод с англ. Москва, Финансы и статистика. 2008 год, 799 с.
  9. Горбунов И.Р. Снижали-веселились, подсчитали... // Экономикам жизнь №12, июль 2009 г.
  10. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Годовая и квартальная бухгалтерская отчетность. М.: “Дело и Сервис”, 2009г.
  11. Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.: “Бухгалтерский учет”, 2010г.
  12. И.А. Бланк. Стратегия и тактика управления финансами. Киев; 2008 г.
  13. Ковалев В.В. Финансовый анализ. М.: “Финансы и статистика”, 2009г.
  14. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - Москва "Финансы и статистика", 2009 год.
  15. Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. М.: "Финансы и статистика",2009 г.
  16. Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. М.: “Финансы и статистика”, 2011г.

 


Информация о работе Методы анализа финансового состояния