Методы управления запасами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Запасы представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности воспроизводства. Эту важную роль играют все составные части совокупного материального запаса, в том числе товарно-материальные запасы, находящиеся у предприятия отраслей обращения.
Общепринятым является отнесение продуктов труда к товарным запасам у предприятий отраслей обращения от момента их поступления на эти предприятия до момента погрузки на транспортные средства для отправки или непосредственной передачи потребителям.

Содержание работы

Введение………………..……………………………………………………………………….3

Логистика запасов в логистической системе промышленного
предприятия.
Место логистики запасов в логистической системе организации………………………………………………………………………………………..4
Причины для создания товарно-материальных запасов………………………………6
Категории товарно-материальных запасов………………………………………………8
Виды товарно-материальных запасов…………………………………………………...10
2.4.1 Классификация по месту нахождения………………………………………………...10
2.4.2 Классификация по исполняемой функции……………………………………………10
2.4.3 Классификация по времени……………………………………………………………..10

Характеристика систем управления запасами.
Логистические системы управления запасами…………………………………………12
Основные системы управления запасами………………………………………………17
Система с фиксированным размером заказа. Расчет «EOQ»…………………...17
Система с фиксированным интервалом времени между заказами……………..18
Прочие системы управления запасами………………………………………………….20
Система с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня……………………………………………………………………………………..........…20
3.3.2. Система «минимум-максимум»………………………………………………………..20

Определение оборотных заделов при межоперационном пролеживании…………21

5. Выявление и определение страхового запаса………………………………………….23

Заключение. Возможности решения проблемы управления запасами…………….24

Используемая литература………………………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota._Metodyi_upravleniya_zapasami_predpriyatiya.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

     Благодаря  ряду факторов многие предприятия последовательно связаны друг с другом, производство и система запасов приобретают взаимозависимый характер. В такой ситуации управление производством означает организацию работы не только каждого звена в отдельности, но и всех вместе как единого целого. Многие фирмы стали исходить из метода комплексного регулирования, позволяющего гармонично соединить все звенья и соразмерить объемы производства и запасов. В целях снижения соразмерности объемов производства в товарно-материальных запасов наиболее широко применяется такой метод контроля, как обратная связь в системе производственных запасов.

     Благодаря  целенаправленному применению организационных,  плановых и контрольных мероприятий можно, с одной стороны, воспрепятствовать созданию излишних запасов, а с другой - устранить такой недостаток, как отсутствие готовности к поставкам.[14]

     С развитием  логистики в фирмах началась  перестройка управления материальными запасами и их тесная координация с общим материальным потоком фирм. В соответствии с целями этой перестройки были созданы отделы материальных потоков, не зависящие от сектора складов производственного отдела предприятия. Среди экстренных задач перед вновь созданными отделами можно выделить «сведение до нуля погрешностей в складировании» и «передачу данных о состоянии складских запасов в масштабе реального времени».

     Принятые меры  дали положительные результаты - произошло повышение эффективности транспортировки товаров и погрузочно-разгрузочных работ. Однако по мере рационализации материальных потоков на первый план выдвинулась проблема управления складскими запасами.

     Учитывая потенциальное  значение запасов, исследование  логистической системы должно рассматривать проблему управления запасами, включая поиск ответов на такие вопросы, как:

  • какой уровень запасов следует иметь на каждом предприятии для обеспечения требуемого уровня обслуживания потребителя;
  • в чем состоит компромисс между уровнем обслуживания потребителя и уровнем запасов в системе логистики;
  • какие объемы запасов должны быть созданы на каждой стадии логистического и производственного процесса;
  • должны ли товары отгружаться непосредственно с предприятия;
  • каково значение компромисса между выбранным способом транспортировки и запасами;
  • каковы общие уровни запасов на данном предприятии, связанные со специфическим уровнем обслуживания;
  • как меняются затраты на содержание запасов в зависимости от изменения числа складов;
  • как и где следует размещать страховые запасы.[11]

     Одним  из вариантов решения проблем  складирования является «производство без складов», внедрение которого невозможно без кардинальных изменений во всем комплексе процессов, обеспечивающих производство. При этом необходимо решить несколько задач, среди которых выделим задачу создания высокоточной информационной системы по складированию, позволяющую использовать банк данных в реальном масштабе времени.

     При использовании  данной системы продукция выпускается  лишь в объеме, обеспечивающем сбыт. Исходное сырье и материалы закупаются только в размерах, необходимых для удовлетворения спроса. В образной форме эту систему можно свести к формуле: производится только необходимая продукция, только тогда, когда это требуется, и только в требуемом объеме.

     Ранее, когда  производство работало на стабильный  рынок, оно могло существовать без учета этих факторов? В условиях постоянного снижения стабильности рынка и активного отслеживания спроса это стало невозможно. Дорогостоящие резервные запасы вытесняются системой информации и надлежащей организацией управления, дающими большой эффект. В связи с чем логистика снабжения не может абстрагироваться от того, что происходит на конечных стадиях. Причем ключевым фактором является знание положения на рынке и условия доступа на него.

     Последние  новшества в сфере производства (дифференциация продукции на возможно более поздней стадии производства на базе максимально однотипных комплектующих; использование выгод массового производства не на стадии сборки, а на стадии изготовления комплектующих изделий; стремление к максимальному удовлетворению потребностей клиента на этапе выбора товара для производства) требуют его гибкости на цеховом уровне, достигаемой как за счет расширения возможностей по переналадке оборудования, так и благодаря применению новых методов управления запасами.

     Общим  ориентиром для субъектов хозяйствования  в управлении материальными запасами  является их минимизация в  допустимых пределах, имеющая целью  ускорение оборота собственных и привлеченных средств, повышение на этой основе конкурентоспособности, упрочение и расширение своей нити на рынке товаров, работ и услуг.

      Одним из методов сокращения  запасов, повышения гибкости производства  и возможности противостояния возрастающей конкуренции стал метод «Точно в срок», получивший наибольшее распространение в США и странах Западной Европы. Этот метод, кардинально преобразивший традиционные представления об управлении производством, включая товарно-материальные запасы, уходит своими корнями не только в сферу экономики, но и глубже - в сферу потребления готовой продукции. С внедрением в практику фирм метода «точно в срок» произошла увязка требований клиентов, стратегии продажи и экономики производства с планированием и управлением производственного процесса.

     Принципиальная  идея данного метода базируется  на трех предпосылках.

     Во-первых, предполагается, что заявки потребителей  готовой продукции должны ожидать  не ее запасы, а производственные  мощности, готовые перерабатывать  сырье и материалы, поступающие почти с «колес». Вследствие чего объем производственных запасов, рассматриваемый как замороженные мощности, минимизируется.

     Во-вторых,  в условиях минимизации запасов  необходима непрерывная рационализация в организации и управлении производством, ибо высокий объем запасов нивелирует ошибки и недостатки производства, несинхронизированные операции, используемые производственные мощности, ненадежная работа поставщиков, а также другие недостатки отходят на второй план.

     В-третьих,  для оценки эффективности производственного  процесса, помимо уровня затрат и производительности фондов, следует включить срок реализации заявки, так называемую длительность полного производственного цикла. Короткие сроки реализации заявок облегчают управление предприятием и способствует росту конкурентоспособности благодаря возможности гибкого реагирования на изменения внешних условий.

     В  практическом плане указанные  предпосылки приводят к требованию  максимального сокращения продолжительности производственного цикла, что достигается за счет:

  • снижения запасов оборотных средств и поточного производства;
  • сокращения объема производственных и транспортируемых партий;
  • надлежащего размещения рабочих мест и транспортных путей;
  • изменений конструкций станков и оборудования и подготовки персонала с целью максимального сокращения сроков технического перевооружения производства.[16]

     Производственный  процесс при применении метода  «Точно в срок» рассматривается как логистическая цепь, представляющая собой прохождение материалопотока от поставщиков (партнеров по кооперации) к потребителям через очередные стадии обработки: поставщики – склад заготовок – предварительная обработка – окончательная обработка – монтаж – склад готовых изделий – потребители.

     В  противоположность традиционным  методам управления, в соответствии  с которыми центральное звено планирования производства выдает производственные задания всем отделам и промышленным подразделениям, при методе «Точно в срок» централизованное планирование касается только последнего звена логистической цепи, то есть склада готовой продукции. Все другие производственные и снабженческие единицы получают распоряжения непосредственно от очередного (находящегося ближе к концу) звена логистической цепи. Производственное задание всегда выдается подразделению, использующему (или обрабатывающему) данную деталь. Тем самым материалопоток от «источника» к «потребителю» предваряется потоком информации в обратном направлении, то есть производству «Точно в срок» предшествует  информация «Точно в срок». Поскольку в системе «Точно в срок» роль централизованного планирования ограничена, то значение производственного задания от «потребителя» к «источнику» чрезвычайно возрастает. Это практически означает то, что выполнение плановых заданий (касающихся готовой продукции) проводится очень точно, иногда даже за счет сверхурочного времени.[3]

     Как  известно, успех на рынке продукции  и, следовательно, успех предприятия  в условиях современной экономики  зависит прежде всего от трех  факторов: нововведений, производительности (эффективности) и качества продукции. Если проблемы инноваций в принципе находятся вне сферы стратегии «Точно в срок», то производительность труда и качество продукции связаны с ней непосредственно. Требование эффективности и максимального сокращения продолжительности производственного цикла приводит к тому, что необходимостью становится отказ от межоперационных контрольных мест. Одновременно повышаются требования к качеству готовой продукции. На помощь новым способам организации производства приходит здесь самая современная техника. В то же время на тех участках производственного процесса, где использование современных решений измерительной техники еще невозможно, в качестве переходной ступени используются системы самоконтроля, подкрепленные соответствующими материальными стимулами.

     Фирмы,  внедряющие стратегию «Точно в срок» обычно начинают с выделенного производственного участка, после же получения соответствующего опыта распространяют применение указанного метода на очередные участки и предприятия. Зарубежный опыт свидетельствует, что фирмы, взявшие на вооружение данный метод, как правило, от него не отступают и не возвращаются к традиционным методам управления производства.

     В  течение последних 15 лет в промышленно  развитых странах было разработано  множество моделей, имеющих отношение  к различным вопросам управления запасами. При помощи моделирования доказывается эффективность применяемых мер внутри производства или производственной программы,  поскольку могут быть измерены периоды прохода продукта через всю технологическую линию. При помощи моделирования можно также проверить проекты гибких производственных участков, обслуживаемых автоматическими транспортными средствами, оценить затраты на материально-техническое снабжение производства.

     Фирмы  часто используют математические  модели для выбора уровней запасов путем балансирования затрат на подготовительные операции или расходов на выполнение заказа и сопоставления затрат  при дефиците запасов с затратами на хранение запасов. Затраты на хранение запасов включают в себя не только затраты на содержание запасов на складе, издержки вследствие порчи продукции и стоимость морального износа, но и издержки капитала. Иными словами, норму прибыли, которую можно было бы получить путем использования других возможностей инвестиции при эквивалентном риске.[6]

     Один  из вариантов снижения риска  при хранении запасов - использование  технологий, основанных на системах гибкого производства, на его роботизации. В данном случае преимуществом является сокращение времени и затрат на подготовительные операции. Это делает экономически выгодным изготовление изделий небольшими партиями, что особенно важно в условиях жесткой конкуренции и постоянных изменений требований рынка. Особенно важно подчеркнуть, что при этом существенно снижается и риск морального устаревания запасов.

 

Основные системы  управления запасами

      Логистическая система управления  запасами проектируется с целью  непрерывного обеспечения потребителя каким-либо видом материального ресурса. Реализация этой цели достигается решением следующих задач:

  • учет текущего уровня запаса на складах различных уровней;
  • определение размера гарантийного (страхового) запаса;
  • расчет размера заказа;
  • определение интервала времени между заказами.

     Для  ситуации, когда отсутствуют отклонения  от запланированных показателей и запасы потребляются равномерно, в теории управления запасами разработаны две основные системы управления, которые решают поставленные задачи, соответствуя цели непрерывного обеспечения потребителя материальными ресурсами. Такими системами являются:

  1. система управления запасами с фиксированным размером заказа;
  2. система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами.[8]

     Система с фиксированным размером  заказа

     Само  название говорит об основополагающем  параметры системы. Это - размер заказа. Он строго зафиксирован и не меняется ни при каких условиях работы системы. Определение размера заказа является первой задачей, которая решатся при работе с данной системой управления запасами. В системе с фиксированным размером заказа объем закупки должен быть не только рациональным, но и оптимальным, то есть самым лучшим. Критерием оптимизации должен быть минимум совокупных затрат на хранение запасов и повторение заказа. Данный критерий учитывает три фактора, действующих на величину совокупных затрат:

  • используемая площадь складских помещений;
  • издержки на хранение запасов;
  • стоимость оформления заказа.

     Эти  факторы тесно взаимосвязаны  между собой, причем само направление  их взаимодействия неодинаково  в разных случаях. Желание максимально сэкономить затраты на хранение запасов вызывает рост затрат на оформление заказов. Экономия затрат на повторение заказа приводит к потерям, связанным с содержанием излишних складских помещений, и, кроме того, снижает уровень обслуживания потребителя. При максимальной загрузке складских помещений значительно увеличиваются затраты на хранение запасов, более вероятен риск появления неликвидных запасов.

Информация о работе Методы управления запасами предприятия