Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:24, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть основные аспекты государственного и межгосударственного регулирования движения капитала.
Работа состоит из введения, основной части и списка литературы.
1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА 4
1.1 Сущность и формы движения капитала 4
1.2. Мотивы осуществления прямых зарубежных инвестиций 6
1.3. Последствия экспорта и импорта капитала 9
1.4 Влияние движения капиталов на платежный баланс 12
2. ПЕРСПЕКТИВЫ, ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА 16
2.1. Глобализация и порождаемые ею проблемы 16
2.2. Международные экономические организации 18
2.3. Свободные экономические зоны и международное движение капитала 21
3. ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА НА МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ 27
3.1 Приоритетные факторы в процессе международной миграции капитала 27
3.2. Участие Республики Беларусь в международном движении капитала 29
Заключение 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
3) Усиление диспропорций в мировой экономике и нарастание социальной поляризации. Разрыв между нищим большинством и богатым меньшинством все больше.
4) Экологическая проблема. Наступила реальная опасность экологической катастрофы. Это вызвано деградацией жизненно важной для здоровья человека природной среды, разрушительным техногенным влиянием на биосферу, усиливающимся воздействием парникового эффекта на климат планеты, необратимыми потерями в генофонде планеты в связи с исчезновением многих видов животных и растений.
5) Мировой терроризм.
6)Угроза здоровью и жизни людей из-за эпидемий (малярия, «птичий грипп», туберкулез).
7) Геополитические конфликты (Ирак, Израиль и Палестина).
В качестве проблем, потенциально способных вызвать негативные последствия от глобализационных процессов во всех странах, можно назвать:
– неравномерность распределения преимуществ от глобализации в разрезе отдельных отраслей национальной экономики;
– возможная деиндустриализация национальных экономик;
– возможность перехода контроля над экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, в том числе к более сильным государствам, ТНК или международным организациям;
– возможная дестабилизация финансовой сферы, потенциальная региональная или глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. Локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия.
Наиболее болезненные
Глобализация для таких стран порождает, помимо вышеперечисленных, и еще множество других проблем:
– увеличение технологического отставания от развитых стран;
– рост социально-экономического расслоения, маргинализацию (т.е. разрушение государственного общества, представляющее собой процесс распада социальных групп, разрыв традиционных связей между людьми, потерю индивидами объективной принадлежности к той или иной общности, чувства причастности к определенной профессиональной или этнической группе);
– обнищание основной массы населения;
– усиление зависимости менее развитых стран от стабильности и нормального функционирования мирохозяйственной системы;
– ограничение ТНК способности государств проводить национально ориентированную экономическую политику;
– рост внешнего долга, прежде всего международным финансовым организациям, который препятствует дальнейшему прогрессу.
Наибольший выигрыш от участия в глобализации имеют промышленно развитые страны, получающие возможность снижать издержки производства и сосредоточиваться на выпуске наиболее доходной наукоемкой продукции, перебрасывать трудоемкие и технологически грязные производства в развивающиеся страны. Но и промышленно развитые страны могут пострадать от процессов глобализации, которые, если с ними не совладать, увеличат безработицу, усилят нестабильность финансовых рынков и т.д.
В качестве наиболее часто обсуждаемых социально-политических проблем, потенциально имеющих место в развитых странах в связи с процессами глобализации, можно назвать:
– рост безработицы в результате:
– внедрения новых технологий, что приводит к сокращению рабочих мест в промышленности, усиливает социальную напряженность;
– изменения структуры производства и перемещения массового выпуска трудоемких видов товаров в развивающиеся страны, что тяжело ударяет по традиционным отраслям этих стран, вызывая там закрытие многих производств;
– возросшей мобильности рабочей силы;
– выдвинувшиеся на первый план ТНК нередко ставят собственные интересы выше государственных, в результате чего роль национальных государств ослабевает и часть функций переходит к различным надгосударственным организациям и объединениям.
Усложнение характера вопросов, подлежащих решению в повседневной международной жизни, обусловливает необходимость оперативного решения при помощи институционального механизма. Таким механизмом являются международные экономические организации (МЭО).
МЭО делятся на 2 категории: межправительственные и неправительственные.
Международные правительственные
организации – это
Эти организации имеют систему
постоянно действующих органов
и обладают международной
Выделяют следующие виды МЭО:
1) Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира.
Это прежде всего система ООН, включающая ООН и специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоятельными МЭО. Среди них можно выделить МВФ, МБРР, ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию).
2) Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера, которые создаются государствами для решения различных вопросов, в т.ч. экономических и финансовых. Напр., Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
3) МЭО, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка.
В этом случае они чаще всего выступают в форме товарных организаций, объединяющих круг стран. Напр., Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК, 1960), Международное соглашение по олову (1956), Международные соглашения по какао, по кофе, Международное соглашение по текстильным товарам (МСТТ, 1974).
4) МЭО, представленные полуформальными объединениями типа «семерки» (США, Япония, Канада, Германия, Франция, Великобритания и Италия).
5) Различные торгово-экономические, валютно-финансовые и кредитные, отраслевые и специализированные экономические и научно-технические организации.
ООН – Организация Объединенных Наций, создана в 1945г. Система ООН состоит из Объединенных Наций с ее главными и вспомогательными органами, 18 специализированных учреждений, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и ряда программ, советов и комиссий.
Цели ООН:
– поддержание международного мира и безопасности путем принятия эффективных коллективных мер и мирного урегулирования споров;
– развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения народов;
– обеспечение международного сотрудничества по разрешению международных экономических, социальных, культурных и гуманитарных проблем и поощрение к правам человека.
ВТО – Всемирная Торговая Организация. Начала действовать с 01.01.1995г., является преемницей действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ВТО является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой организации. Основополагающими принципами ВТО являются:
– предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе;
– взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
– регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
– отказ от использования количественных ограничений;
– содействие справедливой конкуренции;
– разрешение торговых споров путем консультаций.
Группа Всемирного Банка. Всемирный Банк – это многостороннее кредитное учреждение, состоящее из 5 тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является повышение уровня жизни в развивающихся странах за счет финансовой помощи развитых стран.
МБРР (Международный банк реконструкции и развития) основан в 1945г., цель: предоставление кредитов относительно богатым развивающимся странам.
МАР (Международная ассоциация развития) основана в 1960г., цель: предоставление льготных кредитов беднейшим развивающимся странам.
МФК (Международная финансовая корпорация) создана в 1956г., цель: содействие экономическому росту в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору.
МАИГ (Международное агентство по инвестиционным гарантиям) основано в 1988г., цель: поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных некоммерческими рисками.
МЦУИС (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров) создан в 1966г. Цель: содействие увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров м/у правительствами и иностранными инвесторами; консультирование, научные исследования, информация об инвестиционном законодательстве.
МВФ – Международный валютный фонд. Создан в 1945г.
Функции:
– поддержание общей системы расчетов;
– наблюдение за состояние международной валютной системы;
– содействие стабильности обменных курсов валют;
– предоставление краткосрочных и среднесрочных кредитов;
– предоставление консультаций и участие в сотрудничестве.
Каждое государство, вступая в члены МВФ, вносит определенную сумму – подписную квоту (более богатая страна вносит большую квоту и обладает большим количеством голосов). Для оказания финансовой поддержки своим членам МВФ использует следующие механизмы:
Обычные механизмы:
– политика траншей (кредиты в виде долей, составляющих 25% квоты данной страны);
– механизм расширенного финансирования (кредитование в течение 3 лет в целях преодоления трудностей с платежным балансом).
Специальные механизмы:
– кредитование в случае непредвиденных обстоятельств (напр., рост цен на импортируемое зерно);
– финансирование буферных запасов (кредит на пополнение запасов сырья).
Чрезвычайная помощь (в форме закупок товаров с тем, чтобы решить проблемы платежного баланса).
Неотъемлемой частью международных экономических отношений второй половины XX века стали свободные (специальные) экономические зоны (СЭЗ). Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.
Со времени подписания в 1973г. Киотской
конвенции, определившей свободную
зону как своеобразный внешнеторговый
анклав, где товары считаются находящимися
за пределами таможенной территории,
СЭЗ получили широкое распространение
во многих странах. В 90-е годы в мире
функционировало несколько
Международные корпорации рассматривают
СЭЗ как благоприятные
Свободные экономические зоны представляют
собой часть национального
Как правило, свободная экономическая зона – это в той или иной степени обособленная географическая территория.
В научных публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин «свободные экономические зоны». Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, применяемые во многих из них экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически, государство в этих зонах лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.
Для некоторых стран «свободные зоны» по существу являются специальными в смысле экстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. Для таких зон больше подходит термин «специальные экономические зоны».
Информация о работе Международное движение капитала и его особенности в современных условиях