Международное движение капитала и его особенности в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть основные аспекты государственного и межгосударственного регулирования движения капитала.
Работа состоит из введения, основной части и списка литературы.

Содержание работы

1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА 4
1.1 Сущность и формы движения капитала 4
1.2. Мотивы осуществления прямых зарубежных инвестиций 6
1.3. Последствия экспорта и импорта капитала 9
1.4 Влияние движения капиталов на платежный баланс 12
2. ПЕРСПЕКТИВЫ, ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА 16
2.1. Глобализация и порождаемые ею проблемы 16
2.2. Международные экономические организации 18
2.3. Свободные экономические зоны и международное движение капитала 21
3. ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА НА МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ 27
3.1 Приоритетные факторы в процессе международной миграции капитала 27
3.2. Участие Республики Беларусь в международном движении капитала 29
Заключение 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Международное движение капитала и его особенности в современных условиях.docx

— 108.55 Кб (Скачать файл)

1) Годовые объемы привлеченных иностранных инвестиций незначительны и неадекватны огромным потребностям страны и возможностям их продуктивного использования.

2)    Мизерно значение иностранных инвестиций на душу населения.

3)    В структуре иностранных инвестиций, начиная с 1994 года и в ближайшей перспективе, опережающими темпами растут прочие инвестиции по сравнению с прямыми и портфельными, что само по себе фактор неблагоприятный, так как преобладающие ресурсы являются возвратными и платными.

Наиболее привлекательными для  иностранного капитала сферами  экономики  нашей страны являются финансы, пищевая промышленность, торговля и общественное питание.

Основное направление инвестиционной деятельности для Республики Беларусь – привлечение прямых иностранных  инвестиций. Это объясняется большим  износом основных фондов большинства  предприятий страны. В связи с  этим, необходимо привлекать инвесторов, которые будут иметь долгосрочный интерес к хозяйственной деятельности в Беларуси, т. е. привлечение стратегических иностранных инвесторов. Для привлечения  подобных инвесторов необходимо обладать относительно более дешевой по сравнению  с другими странами квалифицированной  рабочей силой, научно-техническим  потенциалом, обладать хорошей производственной инфраструктурой, занимать удобное  для инвестора географическое положение, иметь емкий рынок конечной продукции. РБ, в той или иной степени, обладает этими условиями.  
   Однако существует и ряд факторов, настораживающих, а иногда и отталкивающих иностранных инвесторов. К ним можно отнести: 
   - нестабильность валютного режима; 
   - низкая покупательская способность населения; 
   - остановка многих промышленных предприятий; 
   - неопределенность политики приватизации. 
   В связи с этим, инвестиционная активность проявляется лишь в отраслях с быстрой отдачей, и практически отсутствуют долгосрочные инвестиционные проекты. 
   Согласно данным, опубликованным Национальным комитетом статистики Республики Беларусь, за 2009 г. в реальный сектор экономики (за исключением банковской сферы) иностранные инвесторы вложили 9,3 млрд. USD, что на 42,6% больше, аналогичный показатель за предыдущий год. Большая часть поступлений (38,4%) приходится на транспорт, далее следуют промышленность (30,3%) и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (15,9%). 

Рисунок 3.1 – Структура поступления иностранных инвестиций по странам-инвесторам, %

Примечание. Источник – []

 

 

 

Основными источниками поступления иностранных  инвестиций являются Россия (65,3%), что  обусловлено тесными экономическими связями с данным государством, Австрия (10%) и страны, являющиеся оффшорными зонами (около 10%). Подобные цифры свидетельствуют о возможности существенного усиления зависимости экономики Беларуси от Российской Федерации.  
   В соответствии с прогнозом Комиссии ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 2009 году в мире предполагалось сокращение объема прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на 39%. Данный прогноз сбылся. Например, в России по предварительным данным Минэкономразвития РФ объем ПИИ уменьшился на 38,4%. Данная тенденция прослеживается и в других странах. Однако для экономики Республики Беларусь изменение данного показателя диаметрально противоположно. Для объяснения данного явления необходимо изучение структуры поступления зарубежного капитала. 
   Прежде всего, следует обратить внимание на поступление прямых иностранных инвестиций. Чистый приток иностранного капитала в Республику Беларусь сократился по сравнению с аналогичным периодом (январь-сентябрь) 2008 года на 41,3%, что в денежном выражении составляет 1184,3 млн. долларов. Валовой объем поступивших прямых иностранных инвестиций в экономику составил 1686,1 млн. USD, что на 46,6% меньше уровня января–сентября 2008 г. В форме реинвестированных доходов Республика Беларуси получила 353,4 млн. USD, а в форме кредитов и займов иностранных материнских компаний, предоставленных дочерним предприятиям в Республике Беларусь, – 545,1 млн. USD. Наиболее проблемной оказалась задача привлечения иностранного акционерного капитала. За январь-сентябрь 2009 года он составил 787,6 млн. USD и сократился по сравнению с январем–сентябрем 2008 г. в 2 раза.

 

Рисунок 3.2 – Соотношение форм прямых инвестиций в 2009 году

Примечание. Источник – []

Несмотря  на незаинтересованность нашей страны в портфельных иностранных инвестициях  и слабое развитие рынка ценных бумаг, наиболее успешные результаты были достигнуты именно в этой сфере. Так, за период январь-сентябрь 2009 года было сформировано положительное сальдо по операциям  с ценными бумагами – 32,4 млн. USD, что  в 3,1 раза больше чем в аналогичном  периоде предыдущего года. Подобный приток финансовых ресурсов был обусловлен, прежде всего, значительным сокращением активов резидентов РБ, размещенных в бумагах иностранных эмитентов (на 30,9 млн. USD). Обязательства же резидентов Республики Беларусь перед нерезидентами по ценным бумагам белорусских эмитентов увеличились на 1,5 млн. USD. 
   По операциям с коммерческими и другими кредитами, займами, счетами и депозитами, прочими иностранными активами и обязательствами, наблюдался чистый приток финансовых ресурсов в страну в размере 3464,5 млн. USD (за январь–сентябрь 2008 г. – отток капитала в размере 63,1 млн. USD). Иностранные активы резидентов Республики Беларусь увеличились на 574,6 млн. USD (за январь–сентябрь 2008 г. – наблюдался их рост в размере 1831,7 млн. USD). 
   Обязательства перед внешним миром по другим инвестициям увеличились на 4 039,1 млн. USD, что в 2,3 раза больше, чем за январь–сентябрь 2008 г. Приток финансовых ресурсов в значительной степени обусловлен чистым привлечением в страну капитала в форме иностранных кредитов и займов, ростом кредиторской задолженности по внешнеторговым операциям, а также увеличением прочих обязательств органов денежно-кредитного регулирования, связанных с распределением специальных прав заимствования (SDR) МВФ. 
   Из вышеприведенных данных следует, что основным источником иностранных инвестиций в Республику Беларусь за 2009 год стало увеличение задолженности и суммы обязательств перед нерезидентами страны без притока реальных денежных средств. Ведь, в соответствии с системой национальных счетов, любая кредиторская задолженность белорусских предприятий перед своими иностранными инвесторами по любым хозяйственных договорам автоматически зачисляется в состав иностранных инвестиций. 
   Таким образом, целесообразно делать упор не на количество привлеченных инвестиций, а на его качество, структуру, т.е. предпочтения необходимо отдавать лишь тем инвестициям, которые смогут принести в нашу экономику реальный иностранный капитал, инновации и новые технологии.

 

 

 

 

 

 

В республике уделяется большое внимание созданию благоприятной среды для  привлечения инвестиций в экономику. Был создан Инвестиционный Кодекс –  очень хороший закон, предусматривающий  выгодные условия для иностранных  инвесторов. Тем не менее, иностранные  инвесторы к нам не спешат. Причин тому несколько, среди которых можно  назвать и такую как отсутствие хороших инвестиционных проектов. Но это понятно: привлекательные инвестиционные проекты возможно создать на базе современных технологий, которые у нас пока нет.  Кроме того, инвестиционный климат в стране определяется не только хорошими законами, но и их практической реализацией. Осуществляя долгосрочные инвестиции, инвестор должен быть уверен, что законы не изменятся в течение длительного времени или что не будут изданы законы, противоречащие существующим. Практика реформирования экономики показывает, что это условие в нашей республике не всегда соблюдается.

       Объем и структура иностранных вложений в белорусской экономике отражает инвестиционный климат, который, по мнению иностранных инвесторов неудовлетворителен. Речь идет, прежде всего, о правовой нестабильности и постоянно изменяющейся системе регулирования, что делает непредсказуемыми результаты хозяйственной деятельности и рентабельности инвестиционных проектов; о слаборазвитой рыночной инфраструктуре; о недостаточной разработанности законодательства относительно страхования, залога и гарантий, о низком уровне личной безопасности инвесторов и т.п. Жесткая налоговая система также дестабилизирует инвестиционную деятельность.

Тем не менее, в последние годы проведена  определенная работа по принятию основополагающих законодательных актов в сфере  международного инвестиционного сотрудничества, причем в двух направлениях. Это, во-первых, совершенствование собственно белорусского законодательства в области международного инвестиционного сотрудничества, во-вторых, заключение международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Что касается первого направления, то следует, прежде всего, констатировать: в настоящее время в основном создана система правовых актов, регулирующих инвестиционную сферу.

Помимо движения предпринимательского капитала, миграция денежного капитала в значительной степени осуществляется через перераспределительный механизм мирового рынка ссудных капиталов.

Кредиты и займы – нормальные явления в экономической деятельности любого правительства, и практически  все страны мира имеют тот или  иной государственный долг.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В 2009 году мировая экономика замедлила темпы роста, и это замедление перешло в 2011 год. Прогнозируемое снижение темпов стало причиной одновременного ужесточения монетарной политики ведущими центральными банками мира в прошлом году. Это был один из фундаментальных факторов, оказавших решительное влияние на мировую экономическую динамику. Он привнес новую интригу на мировые рынки, как ресурсов, так и готовой высокотехнологичной продукции. Вторым фундаментальным фактором, который обязательно оказывает влияние на мировую экономическую динамику, является все та же нефть.

Международное движение капитала, занимая  ведущее место в международных  экономических отношениях, оказывает  огромное влияние на мировую экономику.

Активизировавшийся в начале 70-х  годов процесс интернационализации  рынков капитала проявляется в постоянно  увеличивающихся объемах перелива капитала между государствами рыночной экономики. Об этом свидетельствует  общий рост прямых и портфельных  инвестиций, увеличение объема долгосрочных и краткосрочных кредитов, рост масштабов  операций на рынке валют и др.

Играя стимулирующую роль в развитии мировой экономики, международное  движение капитала вызывает различные  последствия для стран-экспортеров  и импортеров капитала.

К числу последствий для стран, экспортирующих капитал, можно отнести  следующие:

1) вывоз капитала за рубеж без адекватного привлечения иностранных инвестиций ведет к замедлению экономического развития вывозящих стран;

2) вывоз капитала отрицательно сказывается на уровне занятости в стране-экспортере;

3) перемещение капитала за границу неблагоприятно отображается на платежном балансе страны.

Для стран, ввозящих капитал, положительные  последствия могут быть следующими:

 –  регулируемый импорт капитала способствует экономическому росту страны-реципиента капитала;

–  привлекаемый капитал создает новые рабочие места;

–  иностранный капитал приносит новые технологии, эффективный менеджмент, содействует ускорению в стране научно-технического прогресса;

–  приток капитала способствует улучшению платежного баланса страны-реципиента.

В свою очередь имеются и отрицательные  последствия привлечения иностранного капитала:

–  приток иностранного капитала, "подминая" местный капитал, либо пользуясь его бездействием, вытесняет его из прибыльных отраслей. В результате при определенных условиях это может привести к однобокости развития страны и угрозе ее экономической безопасности;

–  импорт капитала часто связывается с проталкиванием на рынок страны-реципиента товаров, уже прошедших свой жизненный цикл, а также снятых с производства в результате выявленных недоброкачественных свойств;

–  импорт ссудного капитала ведет к увеличению внешней задолженности страны.

Последствия международного движения капитала сказываются на социально-экономических  и политических целях конкретной страны. Естественно, они различны для  развитых и слаборазвитых стран, а также стран с переходной экономикой.

Однако в любом случае нельзя уповать на возможность использования  только положительных факторов, отсекая  отрицательные последствия. Государственная  политика должна искать компромиссы, выделяя  приоритетные факторы в таком  сложном и противоречивом процессе, как международная миграция капитала.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИВЦ "Маркетинг", 2005 - 264 с.
  2. Киреев А.А. Международная экономика. -М., Международные отношения, 2 Феникс, 2005.
  3. Мировая экономика /под ред. В. К. Ломакина. - М., Анкил, 2004.- 742 с.
  4. Рыбалкин В.Е., Щербанин Ю.А., Балдин Л.В. Международные экономические отношения. Учебник. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006, 503 с.
  5. Экономика:Учебник/Ред.А.С.Булатов. -М.:Экономистъ,2006.-831с
  6. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник / Антонова Н.Б. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002.549 с.
  7. Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебное пособие. – Минск: БГЭУ, 2007. 415 с.
  8. В.А.Лялин, П.В.Воробьёв/ Рынок ценных бумаг.–М.: Проспект,2006. 99 с.
  9. Новик С.В. Рынок ценных бумаг: Белорусские перспективы. - Мн.: Альвена, 2001. 112 с.
  10. Статистический ежегодник / Сост. В.И. Зиновский, И.А. Костевич, В.Г. Михно, В.С.Метеж, Е.И. Кухаревич, Е.М. Палковская. - /Министерство статистики и анализа РБ/ 2008 г., Мн.: 2008 г. С. 552-553.
  11. Статистическая информация Национального банка Республики Беларусь. mail@infobank.by.
  12. Тимошенко О. Перспективы развития ценных бумаг // Новая экономическая газета. – 2008. 2 марта. С. 24.
  13. Тихонов, А.О. Денежно-кредитная система Республики Беларусь: ретроспективный анализ. — Минск: Банкаўскi веснiк, май 2009.с.12.
  14. Формирование эффективного рынка капитала в Республике Беларусь // Котова В. А., канд. экон. наук, доц. Академия управления при Президенте Республики Беларусь Вестник БНТУ, № 6, 2009. с.  76-78
  15. Федорова А. Лидер по облигациям – Приорбанк // Новая экономическая газета. – 2009. 3 февраля. С. 24.
  16. Экономическая теория: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: «ВЛАДОС», 2001.594 с.
  17. www.belstat.gov.by.
  18. www.interfax.by/news/belarus/70888

Информация о работе Международное движение капитала и его особенности в современных условиях