Мотивация трудовой деятельности: виды и методы мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Необходимость проведения исследований мотивации, развития мотивации на предприятиях российской экономики обосновывается и попытками страны найти выход из затянувшегося экономического кризиса, повысить производительность труда, заинтересованность работников в процветании собственных предприятий.
Целью курсовой работы является исследование теоретических основ мотивации трудовой деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность мотивации персонала в организации 5
2. Виды мотивации и методы мотивирования 9
3 Основные теории мотивации 13
4 Мероприятия по совершенствованию мотивации труда 25
Заключение 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

Мотивация.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Потребности постоянно  меняются, поэтому нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала  один раз, окажется эффективной и  в дальнейшем.

С развитием личности расширяются возможности, потребности  в самовыражении. Таким образом, процесс мотивации путем удовлетворения потребностей бесконечен.

Как отмечалось, кроме  экономических (материальных) способов мотивации существуют не экономические, а именно: организационные и морально-психологические.

Организационные способы  мотивирования включают в себя [11]:

- участие в делах  организации (как правило, социальных);

- перспектива приобрести  новые знания и навыки;

- обогащение содержания  труда (предоставление более интересной  работы с перспективами должностного  и профессионального роста).

Морально-психологические  методы мотивирования включают в  себя [13]:

- создание условий,  способствующих формированию профессиональной  гордости, личной ответственности  за работу (наличие известной  доли риска, возможность добиться  успеха);

- присутствие вызова, обеспечение возможностей выразить себя в труде;

- признание (личное  и публичное, а так же ценные  подарки, почетные грамоты, Доска  почета и т.п.). За особые заслуги  – награждение орденами и медалями, нагрудными  знаками, присвоение  почетных званий и др.;

- высокие цели, воодушевляющие  людей на эффективный труд (любое  задание должно содержать в  себе элемент вызова);

- атмосфера взаимного  уважения, доверия. 

Своеобразным комплексным  методом мотивации является продвижение  в должности. Однако этот метод внутренне ограничен, так как, во-первых, в организации число должностей высокого ранга ограничено; во-вторых, продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку.

В практике управления, как  правило, одновременно применяют различные  методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо  использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.

Укрупнено все методы мотивирования можно так же сгруппировать  в следующие четыре вида[4]:

- Экономические мотивы всех типов (зарплата во всех ее разновидностях, включая контрактную, премии, льготы, страховки, беспроцентные кредиты и т.п.).

- Управление по целям. Эта система широко используется в США и предусматривает установление для личности или группы цепи целей, способствующих решению главной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т.п.).

- Обогащение труда - эта система в большей степени относится к неэкономическим методам и означает предоставление людям более содержательной, перспективной работы, значительной самостоятельности в определении режима труда, использовании ресурсов.

- Система участия - в настоящее время существует в многообразных формах: от широкого привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим проблемам производства и управления (Япония) до соучастия в собственности.

В рамках этих групп методов  сегодня разрабатываются  отдельные  методики и системы мотивирования  персонала.

В современном обществе мотивация основывается на знаниях  и механизмах психологии.

3 Основные теории мотивации

Теории мотивации выражаются в конкретных моделях мотивирования  на выполнение определенных действий.

Основные теории мотивации  достаточно подробно изложены в современных  монографиях, посвященных прояснению природы поведения человека в организациях, группах и выработке методов влияния на мотивы деятельности.

Самой известной теорией  мотивации на сегодняшний день является иерархия потребностей А. Маслоу (рис. 4).

Рисунок 4. Иерархия потребностей А. Маслоу

Согласно данной теории, все потребности человека можно разделить на пять групп:

физиологические потребности – необходимы для выживания ;

потребности в безопасности;

социальные потребности  – потребности в причастности к какому-либо человеческому сообществу, группе людей;

потребности в уважении, признании;

потребности в самовыражении.

Располагая потребности  в виде строго иерархической структуры, А Маслоу показал, что потребности  наших уровней (физиологические  и потребности в безопасности) требуют первоначального удовлетворения. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня (причем необязательно полностью). Менеджеру необходимо наблюдать за подчиненными, чтобы определить, какие активные потребности движут ими.

Тем не менее, нередко  определяются определенные недостатки данной теории:

в соответствии с теорией  поведение человека стимулируется  одной активной потребностью, другие же в это время неактивизированы;

иерархия потребностей является излишне жесткой, заданной, тогда в практике она в «чистом» виде вряд ли широко распространена, так как не учитывает индивидуальные и прочие отличия людей;

теория не предусматривает изучения и объяснения воспроизводства потребностей, так как, например физиологические потребности могут быть удовлетворены в данный момент времени, но при этом, очевидно, что факт их удовлетворения придется многократно повторять в ближайшем будущем.

При этом может сложиться ситуация, когда все время индивида может занять:

а) процесс планирования удовлетворения физиологических потребностей и  выбора альтернатив из предлагаемого  рыночной экономикой перечня возможностей удовлетворения;

б) процесс удовлетворения таких  потребностей;

в) оценка степени удовлетворенности и возобновление процесса планирования.

Учитывая, что такие же действия сопровождают процесс удовлетворения другой фундаментальной потребности  – потребности в безопасности, индивиду было бы крайне затруднительно, если вообще возможно, находить время для личных и общественных достижений, для самовыражения и акцентуации [14].

Другие формы мотивации содержаться  в теории Мак Клеланда-Аткинсона, в соответствии с которой оказались  выделенными три уровня мотивов:

потребность власти – желание воздействовать на других людей. Тех, у кого наивысшей является потребность власти и отсутствует склонность к авантюризму или неоправданному применению силы, надо готовить к занятию высших руководящих должностей;

потребность успеха. Удовлетворяется  не провозглашением успеха какого-либо человека, а процессом доведения работы до успешного завершения. Перед людьми с потребностью успеха менеджеры должны ставить задачи с умеренной степенью риска, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленных задач;

потребность в причастии. Означает, что люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских  отношений, оказании помощи другим. Руководителя должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты. Кроме этого, такая атмосфера должны поддерживаться и развиваться.

Таким образом, модель провозглашает  доминирование высших мотивов: потребностей во власти, в успехе, в причастности. Одновременно это является и слабым местом модели, так как она не показывает механизм удовлетворения потребностей менее возвышенных, но порой более насущных и более целеориентировано направляющих поведение работников. Также, как и в теории А. Маслоу, не учитываются различные индивидуальные факторы [15].

Еще одной теорией  мотивации, предполагающей определенные формы мотивации, является концепция организованного роста Литвина-Стрингера, которая демонстрирует как различный организационный климат (поле) влияет на развитие потребностей людей в успехе, власти и признании, а также устанавливает причинно-следственные связи между поведением руководителя и подчиненного (таблица 1).

Таблица 1 - Влияние организации факторов на развитие потребностей работника

Организационные факторы

Внешние потребности  работника

Потребность в успехе

Потребность во власти

Потребность в признании

Структурные ограничения

Снижает

Увеличивает

Снижает

Ответственность

Увеличивает

Увеличивает

Не отражается

Теплота отношений

Не отражается

Не отражается

Увеличивает

Поддержка

Увеличивает

Не отражается

Увеличивает

Награда

Увеличивает

Не отражается

Увеличивает

Конфликт

Увеличивает

Увеличивает

Снижает

Стандарты работы

Увеличивает

Не отражается

Не отражается

Престиж

Не отражает

Снижает

Увеличивает

Риск

Увеличивает

Не отражается

Не отражается


 

Следует, что в зависимости  от того, какой психологический климат или организационные условия сложились в организации будет зависеть доминирование той или иной потребности или, если точнее выразиться, предрасположенность к реализации такой потребности. Так, например, при конфликте снижается потребность в признании, тогда как потребность во власти и в успехе повышается, соответственно при развитии структурных ограничений потребность в успехе, как и в признании снижается, тогда как потребность во власти увеличивается.

Соответственно, такая  зависимость развития мотивации от условий, складывающихся в организации, создает предпосылки к тому, чтобы менеджеры, представители использовали то или иное организационное поле для формирования различных высших потребностей у персонала, управляя, тем самым, мотивацией.

Двухфакторная теория Ф. Герцберга сводит формы мотивации  к двум видам (таблица 2).

Таблица 2. Двухфакторная модель Герцберга

Гигиенические факторы

Мотивации

Политика фирмы и  администрации

Условия работы

Заработок

Успех

Продвижение по службе

Признание и одобрение результатов работы

Межличностные отношения  с начальниками, коллегами и подчиненными

Степень непосредственного  контроля за работой

Высокая степень ответственности

 

 

Возможности творческого  и делового роста


 

Гигиенические факторы  связаны со средой работника, то есть, условиями труда, заработной платой, межличностными отношениями с руководством предприятия, коллегами, политикой предприятия к работнику.

Мотивационные факторы  выражаются в продвижении по службе, признанием и одобрением результатов труда, высокой степенью ответственности и т. п.

В соответствии с проверкой  теории практикой сложилось убеждение, что при недостатке гигиенических  факторов работники, как правило, неудовлетворен работой, тогда как при недостатке мотивирующих факторов неудовлетворенность работой может не наступить. Тем не менее, гигиенические факторы не несут мотивирующего значения.

Тем не менее, представленные формы мотивации вызывают ряд  возражений. Например, при одновременном  полном наличии на предприятии двух групп факторов и их развитии, работники могут дезориентироваться и такое количество мотиваторов будет излишним. При этом их производительность труда может даже снизиться, так как удовлетворение таких работников достигло некоторой максимальной точки и им, попросту, не к чему стремиться в какой-либо момент [31].

Примером процессуальной модели может считаться концепция  В. Врума. В соответствии с данной концепцией мотивация зависит от трех факторов: ожидаемого возможного результата, ожидаемого вознаграждения. В определенных научных источниках можно встретить схематическое изложение данной концепции (рис. 5).


 

 

Рисунок 5. Концепция В. Врума

Тем не менее, теория показывает недостаточность управления только одной группой факторов, чаще всего  в качестве той группы выступают гигиенические факторы, так как в соответствии с теорией они не являются мотивирующими.

Информация о работе Мотивация трудовой деятельности: виды и методы мотивации