Мотивация трудовой деятельности: виды и методы мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Необходимость проведения исследований мотивации, развития мотивации на предприятиях российской экономики обосновывается и попытками страны найти выход из затянувшегося экономического кризиса, повысить производительность труда, заинтересованность работников в процветании собственных предприятий.
Целью курсовой работы является исследование теоретических основ мотивации трудовой деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность мотивации персонала в организации 5
2. Виды мотивации и методы мотивирования 9
3 Основные теории мотивации 13
4 Мероприятия по совершенствованию мотивации труда 25
Заключение 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

Мотивация.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

То есть, мотивация, по В. Вруму, принимает формы ценности вознаграждения или ожидания самого вознаграждения.

При реализации данной концепции  необходимо сопоставлять предлагаемое вознаграждение, поощрение с потребностями работников и приводить это в соответствие, устанавливать твердое соотношение между результатами труда и вознаграждением только за эффективную работу. При этом целесообразно формировать высокий, но реалистичный уровень результатов, ожидаемых от подчиненного, поддерживать высокий уровень самооценки подчиненных, делегировать некоторые полномочия, развивать профессиональные знания и навыки.

С точки зрения российской действительности формирование такой  мотивации предусматривает определенную демократичность стилей управления внутри организации, открытость руководства, гибкость структуры. Это, скорее всего, не применимо к предприятиям, которые, характеризуются наличием жесткой административной управленческой вертикали, доминированием административно-командного метода воздействия на персонал [1].

Формы мотивации в  комплексной модели Портера-Лоулера  связаны с пятью переменными: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень  удовлетворения.

Достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником  усилий, его способностей и характерных  особенностей, осознание своей роли в процессе труда. Уровень приложенных  усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что эти усилия действительно повлекут за собой определенный уровень вознаграждения. Достигнутые результаты могут повлечь внутренние вознаграждения (удовлетворение от выполненной работы) и внешние вознаграждения (похвала руководителя, премии). Удовлетворение – это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости. Один из наиболее важных выводов - результативный труд ведет к удовлетворению.

Необходимо отметить, что модель объединяет все существенные понятия процесса мотивации и  учитывает его вероятностный характер, демонстрирует несовпадение практики мотивирования с распространенным заблуждением, что удовлетворенные работники работают лучше неудовлетворенных.

Из модели следует, что  ценность ожидаемого вознаграждения определяется как внутренними, вытекающими из самого процесса выполнения задачи, так и внешними, по отношению к задаче поощрениями. При этом эффективность выполнения задачи зависит от оценки работником необходимых для выполнения задачи действий и его способности их осуществить, что подчеркивает необходимость четкой формулировки целей и предварительного определения работника поставленной перед ним задаче с целью наилучшего ее выполнения и обеспечения сотруднику удовлетворения от процесса решения [16].

Трудностью реализации данной модели является то, что менеджеру нередко трудно выявить психологические основы мотивации и на этой основе подобрать адекватную форму поощрения для работника. Сам работник, в свою очередь, также может иметь искаженное представление о ценности вознаграждения. При реализации  данной модели может быть неоправданно задействован субъективный фактор.

Теория справедливости утверждает, что основная форма мотивации  связана с тем, что работники  субъективно определяют отношение  полученного вознаграждения к затраченным усилиям и вознаграждению других работников в аналогичных условиях. Проще говоря, акцент делается на том, что человек представляет собой общественное существо, привыкшее находиться в определенном коллективе. В случае, если работник обнаруживает некорректность по отношению к себе, у него может начаться внутриличностный конфликт, разрешая который данный работник может снизить качество своего труда [7].

Теория справедливости невольно подводит работодателя к необходимости  использовать такие методы управления мотивацией, которые связаны со значительным объемом разъяснительной работы с персоналом.

К недостаткам реализации теории справедливости можно отнести  то, что сама справедливость понимается по разному управленцами и рабочими, а факторы, приводящих к выработке какого либо одного понятия справедливости, многочисленны.

При рассмотрении зарубежных теорий мотивации неизбежно вплетается фактов определения мотивации группы, так как группы ведут себя по-другому  в сходных условиях, нежели отдельные  работники. Это факт установлен посредством значительного количества прикладных исследований группового поведения.

Ценность рассмотрения групповой мотивации заключается  в том, что предприятие, по сути. Состоит  из формальных и неформальных групп, как основы структурирования обеспеченности реализации экономических интересов.

Структура мотивации  группы зависит от:

  • причин, приведших к образованию группы;
  • основных объединяющих позиций в группе;
  • нацеленности на совместную работу;
  • вида деятельности группы;
  • моральных норм;
  • общих интересов;
  • степени воздействия на группу внешней среды;
  • сомнений и расхождений во взглядах и т. д. [10].

При учете данных факторов группы подвергаются разделению на несколько  основных уровней, сформированных в  основном по степени мотивации.

Первый уровень включает группы, характеризующиеся наличием сильных групповых мотивов, стремлением к цели, при этом все это полностью разделяется всеми членами  коллектива.

Второй уровень характеризуется  наличием групп, имеющих умеренно сильные  мотивы, близкие к стремлению выдержать конкуренцию с группами-аналогами. Члены такого коллектива нередко испытывают гордость за свой коллектив, стараются сделать его престижнее.

На третьем уровне находятся группы, имеющие недостаточно упроченные мотивы, нередко такие  группы объединяются на кратковременной основе.

Четвертый уровень включает эмоциональную мотивацию, не подкрепленную  духовным единством или солидностью  членов такой группы.

На пятом уровне расположены  группы, в которых практически  отсутствует мотивация, такие группы чаще всего стихийны [11].

Исследования отношения  группы к работнику и взаимодействий групповой и индивидуальной мотивации  наблюдаются в работах Д. Мак  Грегора.

Данный исследователь  разработал две теории, объясняющие  формирование двух основных стереотипов  отношения к работнику: теорию «Х» и теорию «Y» организации рекомендуется в управлении персоналом исходить из того, что:

  • работники ненавидят работу;
  • вследствие этого действенными способами стимулирования их деятельности являются угрозы и принуждения;
  • работники склонны стремиться к безопасности;
  • большинство занятых не имеет амбиций;
  • они не желают брать на себя ответственность и ждут, чтобы ими руководили.

Действительно, ряд отраслей экономики, где большинство работников вынуждены трудится в сложных  условиях, где значительное число из них занимается малоквалифицированным трудом, в среде младшего персонала многие положения «Х» могут быть справедливыми. Однако в большинстве случаев, как показала практика, высказанные тезисы не отражают реальности. В этой связи были выдвинуты положения теории «Y».

В теории  «Y» выдвигаются  такие положения, как:

  • работники рассматривают свои профессиональные обязанности как естественное занятие;
  • необходимо приближать цели организации и цели работников на основе различных вариантов заинтересованности, управления мотивацией, формировать общие цели;
  • при этом работники заинтересуются общими целями не только в этой степени, в которой они увидят способ удовлетворения своих потребностей высшего порядка (самосовершенствование).

Естественно, что в  условиях развития рыночных отношений теория «Y» представляется более актуальным средством развития мотивации.

Можно сделать вывод  о том, что в настоящее время  предложено многих различных форм мотивации. Однако необходимость применения конкретных методик мотивационной работы является причиной, с одной стороны, дальнейших исследований трудовой мотивации, с другой, более критического осмысления представленных теорий.

Представляется, что в  каждой теории есть рациональная часть, которая не может быть оспорена, так как ее существование верифицировано практикой. Следовательно, из каждой теории, в зависимости от конкретной ситуации, мы можем принять решение для создавшегося положения либо рекомендацию по работе с персоналом. При этом конкретные формы мотивации будут зависеть от многочисленных переменных, складывающихся в организации, в деятельности персонала организации и их характеристик [27].

Методы мотивации труда, классификация, содержание, особенности  реализации.

Виды методов –  организационные, административные, экономические и социально-психологические.

Организационные – посредством  них организация проектируется, учреждается, организуется во времени  и пространстве, ее деятельность нормализуется, регламентируется и обеспечивается инструкциями, это пассивный метод.

Административные – это активные методы с их помощью происходит вмешательство в саму деятельность. По другому они называются методами властной мотивации и основываются либо на прямом принуждении людей к определенному поведению в интересах организации, либо в создании возможности такого принуждения. Распространены в армии, на транспорте (поощрения, взыскания). Недостаток - ориентация на достижение конечной результативности, а не на ее рост, поощряют исполнительность, а не инициативу.

Экономические методы –  это косвенные методы, входят в административные методы (штраф, премия).

Социальные – психологические  предполагают два направления воздействия  на работника и повышения его  трудовой активности. С одной стороны  раскрытие в человеке его личностных способностей виды стимулирования результативности труда.

Особенности реализации. Методы направления должны использоваться во всей совокупности, одновременно, хотя, естественно, в различных пропорциях и соотношениях, методы управления должны использоваться во всех звеньях  и на всех уровнях больших систем, по всей иерархии. Только при этих условиях можно рассчитывать на эффективность и действительность методов управления. Всегда должны выбираться критично, взвешенно и целесообразно в соответствии с поставленными задачами, характеристиками объекта и субъекта управления [30].

 

 

 

 

 

 

 

4 Мероприятия по совершенствованию мотивации труда

Для формирования эффективной  системы мотивации в организации  требуется наличие определенных факторов и условий, которые позволяют  совершенствовать имеющуюся концепцию и методологию стимулирования труда. Основные мероприятия по совершенствованию системы мотивации на предприятии отражены в таблице 3.

Таблица 3 - Перечень мероприятий по усовершенствованию мотивации труда

Наименование мероприятий

Ожидаемый результат

1. Внедрение гибкой  системы оплаты труда.

Заинтересованность служащего  в выполнении своих обязанностей.

2. Эффективное использование  рабочего времени.

Повышение производительности труда.

3. Условия труда.

Служащий чувствует  себя комфортно и уютно, следовательно, повышается производительность труда и чувство удовлетворенности.

4. Повышение квалификации  муниципального служащего.

Возможность продвижения  по служебной лестнице, сокращение рабочего места.

5. Создание условий  для социальной активности муниципального служащего.

Создание на рабочих  местах духа единой команды.

6. Оценка и поощрения  достигнутых результатов.

С целью повышения  результата.

7. Привлечение подчиненных  к формированию целей и разработке  решений.

С целью повышения  эффективности организации.


Наличие в организации  профессионально пригодного и устойчивого  коллектива сотрудников необходимо для формирования системы мотивации  с элементами индивидуализации, когда  каждый представитель коллектива становится известным по многим параметрам (на основе данных наблюдений, аттестации, бесед, особенностей выполнения профессиональных заданий, проведения в коллективе) и это позволяет выбрать для него единственно верную форму мотивации его индивидуального труда.

В случае же, когда в  организации наблюдается высокая текучесть кадров, формирование эффективной системы мотивации находится под вопросом, так как меняющиеся условия индивидуальной среды в коллективе не позволяют получить как устойчивые данные о каждом сотруднике организации, так и сформированных коллективах.

Информация о работе Мотивация трудовой деятельности: виды и методы мотивации