Нормирование оборотных средств на улан-удэнском ЛВРЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 06:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ нормирования оборотных средств в запасах товарно-материальных ценностей на предприятии. Для решения поставленного вопроса необходимо выполнение следующих задач:
- изучение и самостоятельная работа с учебными материалами, раскрывающими данную тему;
- изучение оборотных средств предприятия и запасов товарно-материальных ценностей;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты нормирования оборотных средств
1.1 Состав и классификация оборотных средств…………………………………5
1.2 Принципы нормирования расхода и запасов материала…………………….7
1.3 Методы нормирования оборотных средств………………………………….10
Глава 2. Анализ нормирования оборотных средств ЛВРЗ
в запасах материалов
2.1 Характеристика деятельности ЛВРЗ………………………………………..14
2.2 Анализ структуры и динамики оборотных средств на ЛВРЗ………………16
2.3 Нормирование оборотных средств на ЛВРЗ………………………………...20
2.4 Мероприятия по улучшению нормирования запасов материалов…………26
Заключение………………………………………………………………………...28
Список использованных источников…………………………………………….30
Приложения………………………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по финмену.docx

— 96.14 Кб (Скачать файл)

Формула определения потребности  в запасах товарно-материальных ценностей (Пм) будет иметь номер 1.2.

                             (1.2)

где МРi – однодневный расход ресурсов материала i, руб.;

Дзм – норматив (потребность) запаса материалов i в днях;

 i….n – номенклатура применяемых материалов на предприятии.

Норматив потребности  запаса материала i складывается из следующих элементов: времени нахождения материалов в пути (транспортный запас); времени на приемку, разгрузку, сортировку, складирование и подготовку к производству (подготовительный запас); времени нахождения на складе в виде текущего запаса и страхового запаса. [12]

Величина транспортного  запаса рассчитывается методом прямого  счета или аналитически.

Прямым путем определяется промежуток времени между датой  оплаты счета за материал и его  приемкой потребителем. Так, если материал оплачен 10 февраля, а получен 17 февраля, то время нахождения его в пути составляет 7 дней.

Но если величина разрыва  между временем оплаты и получения  одного и того же материала колеблется, то определяется средняя его величина. А по i-й номенклатуре материалов для определения норматива запасов товарно-материальных ценностей составляются аналитические расчетные таблицы.

Время пребывания материалов в подготовительном запасе определяется исходя из фактических затрат, устанавливаемых  хронометражем, или по отчетным данным за предшествующий период

При определении времени  подготовки материалов к производству можно руководствоваться перечнем соответствующих технологических  операций и условиями их выполнения.

В качестве нормы текущего складского запаса; запаса, обеспечивающего  потребность производства на период между каждыми двумя очередными поступлениями материала от поставщиков, принимают половину средневзвешенного  интервала. Текущий запас является определяющим в поэлементном расчете  запасов.

Расчет в днях среднего текущего запаса, включаемого в норму  оборотных средств, определяют по формуле (1.3).

                            (1.3)

где ТЗ – норматив времени  на текущий запас;

Ти – длительность интервала между поступлениями материалов, дней.

 Расчет среднего интервала  между поставщиками одного материала  разных предприятий определяется аналитически с помощью таблиц.  

Зная ежедневное потребление  материальных ресурсов в денежном выражении (Однодневный выпуск продукции × Норму расхода материалов на единицу продукции × Цену единицы материалов), можно определить стоимость текущего запаса. [12]

Порядок расчета нормы  текущего запаса на анализируемом предприятии  выглядит следующим образом:

- определяется план производства  продукции на следующий период;

- определяется потребность  в материалах на плен производства: норма расхода конкретного материала  в натуральном выражении для  производства деталей для каждого  изделия умножается на запланированный  выпуск изделий. Потребность в  материалах в натуральном выражении  умножается на цену натуральной  единицы материала;

- полученная величина  уменьшается на сумму остатка  материальных ресурсов на складах  предприятия на начало планируемого  периода.

В зарубежной практике для  формирования текущих запасов используется формула Вильсона (1.4).

,                         (1.4)

где Q – оптимальная величина закупаемой партии сырья;

2 – постоянный коэффициент;

m – годовой объем закупаемого материала в натуральных измерителях;

О – издержки по обслуживанию;

К – цена за единицу материала;

Z – издержки по складированию, % от стоимости среднегодового текущего запаса (выражается в виде десятичной дроби). [7]

Определение величины закупаемой партии материалов зависит от суммарных  издержек по складированию и обслуживанию закупок. Критерием оптимизации  является минимизация совокупных издержек. Если издержки по складированию увеличиваются  одновременно с увеличением партии закупаемых материалов, то издержки по обслуживанию, приходящиеся на одну закупку, как правило, неизменны и зависят от количества сделанных закупок. Увеличение партии закупаемого сырья приводит, с одной стороны, к росту издержек по складированию, а с другой – к снижению издержек по обслуживанию закупок.

Норма страхового запаса устанавливается  в зависимости от потребности  предприятия в материалах и возможных  задержек поступления от поставщиков. При этом принято, что если осуществляются поставки в пределах одного города, то страховой запас либо не предусматривается, либо образуется по отдельным позициям в размере до 30% нормы текущего запаса.

Общий норматив запасов товарно-материальных ценностей Пм складывается суммированием транспортного, страхового, текущего, подготовительного запасов по каждому наименованию материалов или комплектующих.

Для анализа нормирования запасов товарно-материальных ценностей  необходимо установить способы нормирования, применяемые на предприятии и  определить их эффективность и современность. Затем следует рассчитать согласно методике оптимальные размеры запасов  по отдельным номенклатурам и  сопоставить это с реальными  фактами.

Таким образом, в ходе рассмотрения теоретических аспектов нормирования оборотных средств  отметим, что: сущность оборотных средств определяется их экономической ролью, необходимостью обеспечения воспроизводственного процесса, включающего как процесс производства, так и процесс обращения; на любом предприятии основой для составления финансового плана по закупкам материалов и по формированию остатка материалов на складе являются нормы расхода материала; метод нормирования оборотных средств позволяет сконцентрироваться не только на повышении скорости протекающих процессов, но и на повышении их эффективности.

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НОРМИРОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ  СРЕДСТВ ЛВРЗ В ЗАПАСАХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ КОЛЕСНЫХ ПАР

 

2.1 Характеристика  деятельности ЛВРЗ

 

«Улан-Удэнский ЛВРЗ ВСЖД МПС РФ» самое мощное, сложное и универсальное предприятие  по ремонту производственного состава  и производству запасных частей в  системе Министерства путей сообщения  Российской Федерации, единственное производство такого рода в азиатской ее части.

Улан-Удэнский Локомотивовагоноремонтный  завод – филиал открытого акционерного общества «Российские Железные Дороги»  – самое крупное ремонтное  предприятие в системе Российских Железных Дорог, единственное производство такого рода в Азиатской части  России.

ЛВРЗ был построен в период с 1932 по 1938 год для капитального и среднего ремонта паровозов. В  связи с введением на железных дорогах страны новых видов тяги возникла необходимость в ремонте  электровозов и тепловозов и в 1961-1965 г.г. по проекту Гипрозаводтранса паровозоремонтные цехи предприятия были приспособлены для ремонта электровозов и тепловозов, а в 1978 году Министерство Путей Сообщения поручило «Гипрозаводтранс» выполнить проект расширения ЛВРЗ со специализацией его локомотиворемонтного производства на ремонт современных электровозов ВЛ-80.

На ЛВРЗ производят ремонт цельнометаллических пассажирских вагонов: купейных, жестко-открытых, вагонов-ресторанов, при этом завод имеет возможность  выполнять по желанию заказчика  модернизацию ремонтируемых вагонов.

На заводе выполняется  капитальный ремонт (Kp1, Кр2, КРП) электровозов ВЛ 80т, ВЛ 8Ос, ВЛ 8Ор и ВЛ 85, ВЛ 80млп, предназначенных  для вождения тяжеловесных грузовых поездов.

ЛВРЗ является ремонтным предприятием в системе  Российские железные дороги. Акции  ОАО Российские железные дороги принадлежат  государству. Российские железные дороги является монополией и формирует  объемы заказов, на ремонт подвижного состава – вагонов и электровозов и запасных частей согласно потребностей железных дорог. Основными потребителями  заводской продукции являются Дальневосточная, Забайкальская, Восточно-Сибирская, Красноярская, Западно-Сибирская, Южно-Уральская, Свердловская, Октябрьская, Приволжская, Северная, Горьковская, Куйбышевская, Московская, Северо-Кавказская, Юго-Восточная железные дороги, Улан-Баторская  железная дорога (МНР), заводы ОАО «РЖД»  и другие промышленные предприятия  страны.

Завод находится  в федеральной собственности, Восточно-Сибирской  железной дороги по отношению к заводу, является выше стоящим органом управления. Следует отметить, что с октября 2003 года завод стал Филиалом ОАО  «РЖД» (Российские железные дороги).

ЛВРЗ является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный  и другие счета в учреждениях  банков Российской Федерации, печать установленного образца со своим наименованием, угловой штамп, бланки.

Местонахождение завода: Российская Федерация, Республика Бурятия, 670002, г. Улан – Удэ, ул. Лимонова 2.

Завод осуществляет следующие основные виды деятельности:

  1. Ремонт и модернизацию электровозов, тепловозов, пассажирских вагонов, железнодорожной техники, дизелей, колесный пар, электрических машин, их узлов.
  2. Производство машиностроительной и металлургической продукции.
  3. Выполнение на договорной основе заказов в соответствии с отдельными заданиями Министерства путей сообщения РФ.
  4. Выпуск и реализацию товарно-материальных ценностей.
  5. Коммерческую, посредническую и торгово-закупочную деятельность.
  6. Сбор лома, черных и цветных металлов, его переработку и реализацию и так далее.

В настоящее  время на заводе сложились три  производства:

Локомотиворемонтное (ЛРП)

Вагоноремонтное (ВРП)

Литейно-механическое (ЛМП)

Десять цехов  входит во вспомогательное производство, в том числе инструментальный, ремонтно-механический с участком технической  оснасти, деревообрабатывающий, электроремонтный, газокислородный. Завод ремонтирует  электровозы переменного тока, тепловозы, пассажирские вагоны, изготавливает  запасные части для железных дорог  и заводов министерства путей  сообщения.

ЛВРЗ имеет  большое количество поставщиков  материальных ресурсов. Такие предприятия  как: ООО «Дизель», «Транссибмагистраль»; ОАО «Байкальский мост» г. Москва; Ж/Д Депо г. Иркутск; и др. являются одними из главных поставщиков, с  которыми завод сотрудничает длительный период времени. С этими поставщиками поддерживаются постоянные, деловые  контакты, в деятельности ЛВРЗ они  играют одну из важнейших ролей, так  как от их своевременных поставок зависит производственный процесс.[16]

 

2.2 Анализ структуры и динамики  оборотных средств на Улан  – Удэнском  ЛВРЗ

 

Оборотные средства – это  денежные средства, авансированные в  оборотные производственные фонды  и фонды обращения.

Сущность оборотных средств  определяется их экономической ролью, необходимостью обеспечения воспроизводственного процесса, включающего как процесс  производства, так и процесс обращения. Оборотные производственные средства и средства обращения подразделяются на различные элементы, составляющие материально-вещественную структуру  оборотных средств.

Исходные  данные для анализа (Приложение 1, 2) структуры имущества предприятия и источников его формирования представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Динамика состава, структуры имущества предприятия и источников его формирования, тыс. руб.

Показатели

2009

2010

2011

 

тыс.

руб.

уд.

вес %

тыс.

руб.

уд.

вес %

тыс.

руб.

уд.

вес %

Состав имущества

           

Стоимость имущества

в том числе:

2120705

100

4228624

100

5363397

100

внеоборот. активы

681431

32,1

565644

13,4

527750

9,8

оборотные активы

из них:

1439274

67,9

3662980

86,6

4835648

90,2

запасы

743937

35,1

1826303

43,2

2264508

42,2

денежные ср-ва и расчеты

695339

32,8

44342

1,05

84341

1,6

дебиторская задолженность

359289

 

1279293

30,3

1759385

32,8

Соотношение оборотных и основных средств

2,11

 

6,48

 

9,16

 

Источники образования имущества

           

Источники формирования имущества-всего  в том числе:

2120705

100

4228624

100

5363397

100

собственные

1374417

64,8

1352869

31,99

1732460

32,3

заемные

746288

35,2

2875756

68,01

3630936

67,7

Соотношение заемных и собственных  источников

0,54

 

2,13

 

2,09

 

 

Общая стоимость  имущества ОАО “ЛВРЗ” за анализируемые три года увеличилась на 252,9%, что свидетельствует о подъеме хозяйственной деятельности предприятия.

Тенденция увеличения стоимости имущества за анализируемый  период на 3242692 тыс. рублей сопровождалась внутренними изменениями в активе: при уменьшении стоимости внеоборотных активов на 153681 тыс. рублей (снижение на 22,6%) произошло увеличение оборотных средств на 4691721 тыс. рублей.

Информация о работе Нормирование оборотных средств на улан-удэнском ЛВРЗ