Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 06:10, курсовая работа
Целью данной работы является анализ нормирования оборотных средств в запасах товарно-материальных ценностей на предприятии. Для решения поставленного вопроса необходимо выполнение следующих задач:
- изучение и самостоятельная работа с учебными материалами, раскрывающими данную тему;
- изучение оборотных средств предприятия и запасов товарно-материальных ценностей;
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты нормирования оборотных средств
1.1 Состав и классификация оборотных средств…………………………………5
1.2 Принципы нормирования расхода и запасов материала…………………….7
1.3 Методы нормирования оборотных средств………………………………….10
Глава 2. Анализ нормирования оборотных средств ЛВРЗ
в запасах материалов
2.1 Характеристика деятельности ЛВРЗ………………………………………..14
2.2 Анализ структуры и динамики оборотных средств на ЛВРЗ………………16
2.3 Нормирование оборотных средств на ЛВРЗ………………………………...20
2.4 Мероприятия по улучшению нормирования запасов материалов…………26
Заключение………………………………………………………………………...28
Список использованных источников…………………………………………….30
Приложения………………………………………………………………………..31
Формула определения потребности в запасах товарно-материальных ценностей (Пм) будет иметь номер 1.2.
(1.2)
где МРi – однодневный расход ресурсов материала i, руб.;
Дзм – норматив (потребность) запаса материалов i в днях;
i….n – номенклатура применяемых материалов на предприятии.
Норматив потребности запаса материала i складывается из следующих элементов: времени нахождения материалов в пути (транспортный запас); времени на приемку, разгрузку, сортировку, складирование и подготовку к производству (подготовительный запас); времени нахождения на складе в виде текущего запаса и страхового запаса. [12]
Величина транспортного запаса рассчитывается методом прямого счета или аналитически.
Прямым путем определяется промежуток времени между датой оплаты счета за материал и его приемкой потребителем. Так, если материал оплачен 10 февраля, а получен 17 февраля, то время нахождения его в пути составляет 7 дней.
Но если величина разрыва между временем оплаты и получения одного и того же материала колеблется, то определяется средняя его величина. А по i-й номенклатуре материалов для определения норматива запасов товарно-материальных ценностей составляются аналитические расчетные таблицы.
Время пребывания материалов в подготовительном запасе определяется исходя из фактических затрат, устанавливаемых хронометражем, или по отчетным данным за предшествующий период
При определении времени
подготовки материалов к производству
можно руководствоваться
В качестве нормы текущего складского запаса; запаса, обеспечивающего потребность производства на период между каждыми двумя очередными поступлениями материала от поставщиков, принимают половину средневзвешенного интервала. Текущий запас является определяющим в поэлементном расчете запасов.
Расчет в днях среднего текущего запаса, включаемого в норму оборотных средств, определяют по формуле (1.3).
(1.3)
где ТЗ – норматив времени на текущий запас;
Ти – длительность интервала между поступлениями материалов, дней.
Расчет среднего интервала
между поставщиками одного
Зная ежедневное потребление материальных ресурсов в денежном выражении (Однодневный выпуск продукции × Норму расхода материалов на единицу продукции × Цену единицы материалов), можно определить стоимость текущего запаса. [12]
Порядок расчета нормы текущего запаса на анализируемом предприятии выглядит следующим образом:
- определяется план
- определяется потребность
в материалах на плен
- полученная величина
уменьшается на сумму остатка
материальных ресурсов на
В зарубежной практике для формирования текущих запасов используется формула Вильсона (1.4).
, (1.4)
где Q – оптимальная величина закупаемой партии сырья;
2 – постоянный коэффициент;
m – годовой объем закупаемого материала в натуральных измерителях;
О – издержки по обслуживанию;
К – цена за единицу материала;
Z – издержки по складированию, % от стоимости среднегодового текущего запаса (выражается в виде десятичной дроби). [7]
Определение величины закупаемой партии материалов зависит от суммарных издержек по складированию и обслуживанию закупок. Критерием оптимизации является минимизация совокупных издержек. Если издержки по складированию увеличиваются одновременно с увеличением партии закупаемых материалов, то издержки по обслуживанию, приходящиеся на одну закупку, как правило, неизменны и зависят от количества сделанных закупок. Увеличение партии закупаемого сырья приводит, с одной стороны, к росту издержек по складированию, а с другой – к снижению издержек по обслуживанию закупок.
Норма страхового запаса устанавливается в зависимости от потребности предприятия в материалах и возможных задержек поступления от поставщиков. При этом принято, что если осуществляются поставки в пределах одного города, то страховой запас либо не предусматривается, либо образуется по отдельным позициям в размере до 30% нормы текущего запаса.
Общий норматив запасов товарно-материальных ценностей Пм складывается суммированием транспортного, страхового, текущего, подготовительного запасов по каждому наименованию материалов или комплектующих.
Для анализа нормирования запасов товарно-материальных ценностей необходимо установить способы нормирования, применяемые на предприятии и определить их эффективность и современность. Затем следует рассчитать согласно методике оптимальные размеры запасов по отдельным номенклатурам и сопоставить это с реальными фактами.
Таким образом, в ходе рассмотрения теоретических аспектов нормирования оборотных средств отметим, что: сущность оборотных средств определяется их экономической ролью, необходимостью обеспечения воспроизводственного процесса, включающего как процесс производства, так и процесс обращения; на любом предприятии основой для составления финансового плана по закупкам материалов и по формированию остатка материалов на складе являются нормы расхода материала; метод нормирования оборотных средств позволяет сконцентрироваться не только на повышении скорости протекающих процессов, но и на повышении их эффективности.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НОРМИРОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ЛВРЗ В ЗАПАСАХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ КОЛЕСНЫХ ПАР
2.1 Характеристика деятельности ЛВРЗ
«Улан-Удэнский
ЛВРЗ ВСЖД МПС РФ» самое мощное,
сложное и универсальное
Улан-Удэнский Локомотивовагоноремонтный
завод – филиал открытого акционерного
общества «Российские Железные Дороги»
– самое крупное ремонтное
предприятие в системе
ЛВРЗ был построен в период с 1932 по 1938 год для капитального и среднего ремонта паровозов. В связи с введением на железных дорогах страны новых видов тяги возникла необходимость в ремонте электровозов и тепловозов и в 1961-1965 г.г. по проекту Гипрозаводтранса паровозоремонтные цехи предприятия были приспособлены для ремонта электровозов и тепловозов, а в 1978 году Министерство Путей Сообщения поручило «Гипрозаводтранс» выполнить проект расширения ЛВРЗ со специализацией его локомотиворемонтного производства на ремонт современных электровозов ВЛ-80.
На ЛВРЗ производят
ремонт цельнометаллических
На заводе выполняется капитальный ремонт (Kp1, Кр2, КРП) электровозов ВЛ 80т, ВЛ 8Ос, ВЛ 8Ор и ВЛ 85, ВЛ 80млп, предназначенных для вождения тяжеловесных грузовых поездов.
ЛВРЗ является
ремонтным предприятием в системе
Российские железные дороги. Акции
ОАО Российские железные дороги принадлежат
государству. Российские железные дороги
является монополией и формирует
объемы заказов, на ремонт подвижного
состава – вагонов и
Завод находится в федеральной собственности, Восточно-Сибирской железной дороги по отношению к заводу, является выше стоящим органом управления. Следует отметить, что с октября 2003 года завод стал Филиалом ОАО «РЖД» (Российские железные дороги).
ЛВРЗ является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в учреждениях банков Российской Федерации, печать установленного образца со своим наименованием, угловой штамп, бланки.
Местонахождение завода: Российская Федерация, Республика Бурятия, 670002, г. Улан – Удэ, ул. Лимонова 2.
Завод осуществляет следующие основные виды деятельности:
В настоящее время на заводе сложились три производства:
Локомотиворемонтное (ЛРП)
Вагоноремонтное (ВРП)
Литейно-механическое (ЛМП)
Десять цехов входит во вспомогательное производство, в том числе инструментальный, ремонтно-механический с участком технической оснасти, деревообрабатывающий, электроремонтный, газокислородный. Завод ремонтирует электровозы переменного тока, тепловозы, пассажирские вагоны, изготавливает запасные части для железных дорог и заводов министерства путей сообщения.
ЛВРЗ имеет большое количество поставщиков материальных ресурсов. Такие предприятия как: ООО «Дизель», «Транссибмагистраль»; ОАО «Байкальский мост» г. Москва; Ж/Д Депо г. Иркутск; и др. являются одними из главных поставщиков, с которыми завод сотрудничает длительный период времени. С этими поставщиками поддерживаются постоянные, деловые контакты, в деятельности ЛВРЗ они играют одну из важнейших ролей, так как от их своевременных поставок зависит производственный процесс.[16]
2.2 Анализ структуры и динамики оборотных средств на Улан – Удэнском ЛВРЗ
Оборотные средства – это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения.
Сущность оборотных средств
определяется их экономической ролью,
необходимостью обеспечения
Исходные данные для анализа (Приложение 1, 2) структуры имущества предприятия и источников его формирования представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Динамика состава, структуры имущества предприятия и источников его формирования, тыс. руб.
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 | |||
тыс. руб. |
уд. вес % |
тыс. руб. |
уд. вес % |
тыс. руб. |
уд. вес % | |
Состав имущества |
||||||
Стоимость имущества в том числе: |
2120705 |
100 |
4228624 |
100 |
5363397 |
100 |
внеоборот. активы |
681431 |
32,1 |
565644 |
13,4 |
527750 |
9,8 |
оборотные активы из них: |
1439274 |
67,9 |
3662980 |
86,6 |
4835648 |
90,2 |
запасы |
743937 |
35,1 |
1826303 |
43,2 |
2264508 |
42,2 |
денежные ср-ва и расчеты |
695339 |
32,8 |
44342 |
1,05 |
84341 |
1,6 |
дебиторская задолженность |
359289 |
1279293 |
30,3 |
1759385 |
32,8 | |
Соотношение оборотных и основных средств |
2,11 |
6,48 |
9,16 |
|||
Источники образования имущества |
||||||
Источники формирования имущества-всего в том числе: |
2120705 |
100 |
4228624 |
100 |
5363397 |
100 |
собственные |
1374417 |
64,8 |
1352869 |
31,99 |
1732460 |
32,3 |
заемные |
746288 |
35,2 |
2875756 |
68,01 |
3630936 |
67,7 |
Соотношение заемных и собственных источников |
0,54 |
2,13 |
2,09 |
Общая стоимость имущества ОАО “ЛВРЗ” за анализируемые три года увеличилась на 252,9%, что свидетельствует о подъеме хозяйственной деятельности предприятия.
Тенденция увеличения стоимости имущества за анализируемый период на 3242692 тыс. рублей сопровождалась внутренними изменениями в активе: при уменьшении стоимости внеоборотных активов на 153681 тыс. рублей (снижение на 22,6%) произошло увеличение оборотных средств на 4691721 тыс. рублей.
Информация о работе Нормирование оборотных средств на улан-удэнском ЛВРЗ