Оборотный капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 18:55, доклад

Описание работы

Под оборотным капиталом организации понимают финансовые ресурсы организации, инвестируемые в оборотные активы. При этом различают оборотные фонды ифонды обращения.

Оборотные фонды — это часть производственных фондов организации, вещественные элементы которых в процессе производства (в отличие от основных фондов) расходуются в течение одного производственного цикла, и их стоимостьпереносится на продукт труда целиком и сразу, при этом они теряют свою натурально-вещественную форму.

Файлы: 1 файл

ККФФПП.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Выпуск значительных сумм облигационных  займов осуществляется на фондовой бирже. К таким облигационным займам предъявляются особые критерии:  
оптимальный размер облигационного займа более 200 млн.рублей;  
чистые активы эмитента должны быть больше его уставного капитала;  
наличие реального инвестиционного проекта, на который пойдут полученные заемные средства;  
годовые выплаты по облигационному займу (планируемые) не должны превышать размер годовой бухгалтерской прибыли эмитента до налогообложения.

Положительной стороной данного способа  размещения является возможность в  процессе размещения корпоративного облигационного займа на фондовой бирже определить оптимальную для эмитента доходность облигации, определить оптимальный  процент ставки по купонным выплатам, привлечь большее число инвесторов. Отрицательным моментом является возможность неполного размещения облигаций на первичных торгах, в случае низкого спроса - увеличение уровня доходности облигации и, соответственно, ставки купона.

 

4. Управление дебиторской задолженностью

4.1. Понятие и виды  дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность представляет собой вид активов, характеризующих:

1.                          сумму долгов, причитающихся организации от юридических и физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними;

2.                          счета, причитающиеся к получению в связи с поставками в кредит или оплатой в рассрочку[30].

В соответствии со стандартами бухгалтерского учёта, дебиторская задолженность определяется как сумма, причитающаяся компании или иному лицу от покупателей или иных дебиторов[31].

Наиболее распространенным видом дебиторской задолженности является задолженность покупателей и заказчиков за отпущенные им товары, материалы, услуги, выполненные и неоплаченные в срок работы; превышение задолженности по ссудам, выданным организацией своим работникам, над кредитами, полученными для этих целей. Дебиторская задолженность отвлекает средства из оборота организации, ухудшает ее финансовое положение. Своевременное взыскание дебиторской задолженности - важнейшая задача бухгалтерии организации. По истечении сроков исковой давности она подлежит списанию в убыток в составе внереализационных расходов.

Управление дебиторской задолженностью является составной частью общей  системы управления оборотными активами коммерческой организации. Применительно  к задолженности заказчиков (покупателей) за поставку товаров, оказанные услуги или выполненные работы оно является одновременно элементом маркетинговой политики организации, направленной на максимизацию объема прибыли, установление взаимовыгодных отношений. От управления дебиторской задолженностью в значительной мере зависит как оборачиваемость, так и рентабельность оборотных активов предприятия. В балансе остатки дебиторской задолженности обычно превышают общую сумму материально-вещественных активов, денежных средств и краткосрочных финансовых вложений[32]. В то же время управление дебиторской задолженностью является средством увеличения объема продаж, предоставления заказчикам выгодных условий оплаты поставляемых товаров.

Управление дебиторской задолженностью должно способствовать расширению объема реализации продукции, финансовой устойчивости организации. Как и при управлении иными оборотными активами, принятию любых решений по управлению дебиторской  задолженностью должен предшествовать анализ ее состава, уровня и динамики в предшествующем периоде.

В условиях острого недостатка оборотных  средств, характерного для многих предприятий, завышенные размеры дебиторской  задолженности снижают мобильность  оборотных активов, приводят к неоправданному росту продолжительности финансового цикла.

Поскольку в общей сумме дебиторской  задолженности преобладает задолженность  заказчиков за поставленные им товары, то при анализе дебиторской задолженности  целесообразно сопоставлять ее динамику с динамикой выручки от проданных товаров. Темпы роста выручки от реализации продукции, работ, услуг (без НДС) по данным формы 2 «Отчет о прибылях и убытках» сопоставляются с темпами роста средних остатков дебиторской задолженности по балансу.

Другой важнейший показатель - удельный вес просроченной дебиторской задолженности. С ростом объема продаж общая сумма  просроченной дебиторской задолженности  также возрастает, но ее удельный вес  должен снижаться. Однако многое зависит  от состава покупателей. Если увеличение объема продаж связано с освоением производства и реализацией новых товаров, рассчитанных на иной круг покупателей по сравнению со сложившимся, то возможны существенные изменения как динамики, так и удельного веса просроченной задолженности.

Дебиторская задолженность делится  на две группы[33]:

1.               дебиторская задолженность за товары (работы и услуги), срок оплаты которых не наступил. При приближении срока оплаты необходимо напомнить об этом заказчику;

2.               дебиторская задолженность за товары (работы и услуги), не оплаченные в срок, предусмотренный контрактом. Она в свою очередь подразделяется на следующие группы:

-               ожидаемая в согласованные с заказчиком сроки;

-               труднореализуемая;

-               сомнительная;

-               безнадежная.

Способы управления каждой из этих групп  совершенно разные. Поскольку речь идет о задолженности заказчиков, то принципиальное значение имеет их деление на постоянных и разовых. Задержка платежей постоянными заказчиками может носить случайный характер, и в данном случае меры по инкассации задолженности могут ограничиться напоминанием о ней контрагенту. Применительно к остальной задолженности возможно применение целой системы мер. В отношении задолженности, признаваемой должниками, не имеющими возможности ее погасить вследствие финансовых проблем, необходим поиск взаимоприемлемых решений. Чаще всего применяется отсрочка или рассрочка платежей. Являясь средством привлечения покупателей, отсрочка или рассрочка платежей за поставленную продукцию должна быть экономически эффективной, т.е. потери, вызванные отвлечением собственных средств из оборота, должны перекрываться выгодой от увеличения объема продаж. Так если само предприятие для финансового обеспечения своей текущей деятельности, приобретения сырья и материалов пользуется краткосрочными ссудами банка, то к примеру, пользуясь кредитами банка в среднем 40 дней, нецелесообразно предоставлять покупателям отсрочку платежа в среднем на 60 дней. Средний период предоставления кредита покупателям должен быть меньше среднего периода, на который предприятие получает кредит в банке.

Большое значение имеет и отраслевая специфика: предприятия легкой и пищевой промышленности могут и не предоставлять покупателям отсрочки платежа, а в машиностроении без них практически не обойтись.

По данным финансовой отчетности дебиторская  задолженность делится на следующие  группы:

-                 краткосрочная, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. Она преобладает в общей сумме задолженности, так как предоставление отсрочки платежа на период свыше года встречается крайне редко;

-                 долгосрочная, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

Эта группировка имеет значение для многих финансовых расчетов. В  частности, краткосрочная задолженность  относится к быстрореализуемым  активам и соответственно принимается  в расчет при определении показателя (коэффициента) срочной или промежуточной ликвидности. Долгосрочная дебиторская задолженность относится к медленнореализуемым активам. Правда, любую задолженность можно продать по договору цессии (уступка права требования), и в этом случае ее можно будет приравнять к быстрореализуемым или даже наиболее ликвидным средствам, но в сумме фактически получаемой выручки (обычно не более 50%).

С целью стимулирования заказчиков широко применяют скидки с цены реализации («сконто»), например:

-                 скидка за предоплату в размере 5%;

-                 расчет по примерной схеме «3/15 полная 30», т.е. при расчете в течение 15 дней с момента получения товара предоставляется скидка 3%, при оплате с шестнадцатого по тридцатый день - оплачивается полная стоимость товара, свыше тридцати дней - штраф в размере, указанном в контракте.

В отношении просроченной задолженности  необходим поиск взаимоприемлемых решений: отсрочка или рассрочка  платежа на определенных условиях, расчеты векселями, в отдельных  случаях возможен бартер, расчеты акциями заказчика и др.

Предоставление заказчику отсрочки платежа всегда сопряжено с риском. Когда речь идет о постоянных покупателях, то риск невелик. Предоставление товарного  кредита новому покупателю может  быть обусловлено предоставлением обеспечения: банковской гарантии или поручительства компании с надежной деловой репутацией, залога, надежных векселей к погашению и т.д. Отсрочка платежа должна сочетаться со стимулированием предоплаты системой скидок. Например, при полной предоплате предоставляются скидки 4% от стоимости поставленной продукции, при частичной предоплате в размере 50% стоимости отгруженной партии - скидки 3% и т.д. Система стимулов может сочетаться с системой штрафов, предусматриваемых в договорах за нарушение сроков оплаты. Однако по отношению к постоянным покупателям прибегать к штрафам нецелесообразно.

При решении вопроса о предоставлении заказчику отсрочки или рассрочки  платежей за поставленную продукцию  учитываются его платежеспособность, деловая репутация, опыт прежних взаимоотношений.

Если у предприятия много  заказчиков, то их можно предварительно сгруппировать:

-                 надежные покупатели - им может быть предоставлена отсрочка платежа в запрашиваемых ими размере и сроках;

-                 покупатели, которым может быть предоставлен товарный кредит в ограниченном объеме;

-                 покупатели, которым может быть предоставлен коммерческий кредит только под надлежащее обеспечение;

-                 покупатели, кредитование которых сопряжено с высоким риском неплатежей и поэтому нецелесообразно.

 

 

Управление Ценами

Финансовый менеджер может осуществлять управление ценами при их формировании следующими методами:

-                 установление (пересмотр) уровня базовых отпускных цен;

-                 установление и применение скидок и надбавок к базовым ценам по видам и наименованиям изделий.

При определении уровня базовых отпускных цен следует  различать базовые цены по сравнимой  продукции, производимой в наибольших масштабах в предшествующем периоде. Другие базовые цены - по вновь освоенной (новой) продукции, которая не производилась в предшествующем периоде, составляют базовые цены по несравнимой товарной продукции предприятия. Управление ценой по сравнимой и несравнимой товарной продукции осуществляется на основе плановых калькуляций себестоимости изделия и определения уровня отпускной цены. Для установления цены по новой продукции производственно-технического назначения большое значение имеет первоначально правильное определение экономической эффективности применения изделия потребителем, а по товарам непроизводственного назначения легкой, текстильной, мясомолочной, хлебопекарной, пищевой, кондитерской промышленности и другим продовольственным товарам - потребительной стоимости нового продукта. В обоих случаях имеем дело с потребительской ценностью или полезностью товаров, их способностью удовлетворять определенные потребности и запросы потребителя. Эта потребительная стоимость должна быть правильно выражена в стоимостном, денежном выражении через установленную цену. Потребительная стоимость по существу представляет собой способность товара удовлетворить набор потребностей или претензий потребителя к нему, которые не сводятся лишь к одному качеству изделия. Потребительские свойства товара (мощность двигателя, экономичность потребления им топлива, коэффициент полезного действия и т.п.) могут быть представлены как совокупность параметров, определяющих потребительскую полезность товара. Изменение этих параметров, специфических для каждого нового или улучшенного (модернизированного) изделия, и кладется в основу определения цены на него. Для определения уровня цены по рассматриваемой продукции обычно используют следующие методы, которые могут быть названы параметрическими: балльный метод; метод удельной цены; регрессионный метод.

Балльный метод предусматривает  оценку потребительских свойств  изделия по выделяемым для данного  товара конкретным параметрам его качества и полезности. К этим параметрам могут, например, относиться разнообразные технические, экономические, эргономические, эстетические и т.п. качества и свойства изделия. Каждая такая позиция для формирования цены получает свою оценку по новому изделию в баллах. Затем на основе суммирования и сопоставления суммы баллов по новой и базовой продукции определяется цена новой продукции. Расчет цены при этом ведется по формуле:

где:

Нц -   новая цена вновь освоенного или улучшенного изделия (руб.);

Рц -    расчетная цена базового изделия, приходящаяся на один балл базового изделия (руб.);

Сбн - сумма  баллов вновь освоенного или улучшенного  изделия

При этом расчетная цена базового изделия (Рц) рассчитывается как отношение базовой цены изделия (Бц) к сумме баллов базового изделия (Сби). Присвоение баллов каждому из параметров производится экспертным путем.

Метод удельной цены основывается на выделении главного, или основного  с точки зрения производителя  и потребителя параметра выпускаемой продукции. Например, в электромашиностроении, это может быть мощность троллейбусного электродвигателя в квт.часах или лошадиных силах. При этом определяется удельная цена базового электродвигателя (Уцб), как базовая цена изделия (Бц), приходящаяся на единицу его мощности (Мб). Новая цена, вновь освоенного более мощного электродвигателя вычисляется по следующей формуле:

где:

Мн - значение параметра мощности нового электродвигателя (л.с.).

Регрессионный метод  установления цены связан с определением цены на основании построения уравнений  регрессии. Эти уравнения в математическом виде описывают зависимость изменения  цены от улучшения нескольких параметров качества изделия.

Базовые цены по сравнимой  товарной продукции могут быть представлены как цены без скидок и надбавок к ним, а также налогов, непосредственно  формирующих цену реализации продукции. Основным методом формирования базовой  цены, практически наиболее часто применяемым в отечественной и зарубежной практике предприятий выступает метод полной себестоимости, или денежного выражения полных издержек на производство и реализацию товара. Если предприятие, по каким либо причинам желает установить цену на изделие, то новая цена (Нц) указанным методом определяется следующим образом:

где:

Информация о работе Оборотный капитал