Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 18:55, доклад
Под оборотным капиталом организации понимают финансовые ресурсы организации, инвестируемые в оборотные активы. При этом различают оборотные фонды ифонды обращения.
Оборотные фонды — это часть производственных фондов организации, вещественные элементы которых в процессе производства (в отличие от основных фондов) расходуются в течение одного производственного цикла, и их стоимостьпереносится на продукт труда целиком и сразу, при этом они теряют свою натурально-вещественную форму.
Нц - новая цена производимого или вновь освоенного изделия (руб.);
С - скалькулированная полная себестоимость изделия (руб.);
Р - требуемая рентабельность изделия к полной его себестоимости (%);
Прибыль, включаемая в цену данного вида продукции может быть определена и не только пропорционально полной себестоимости. В тех случаях, когда в цене необходимо полнее учесть трудоемкость изделия, может применяться метод нормативной стоимости обработки. Принципиально он отличается от рассмотренного метода, способом включения прибыли в состав цены - пропорционально стоимости обработки изделия (изготовления, переработки), которая представляет собой денежное выражение текущих затрат на оплату труда. Эти затраты принимаются в расчет в части включаемых в себестоимость единицы данного вида продукции.
В ходе применения других методов ценообразования используются классификационные признаки деления состава элементов затрат и статей калькуляции себестоимости изделия на денежное выражение постоянных и переменных затрат на производство изделия. К таким способам расчета цены предприятия относятся следующие три метода:
1. маржинальных издержек;
2. прямых затрат;
3. рентабельности проекта инвестиций.
Метод формирования цены товара исходя из маржинальных издержек, основан на определении составляющих валовой маржи. Он базируется на разделении полной себестоимости изделия на денежное выражение постоянных и переменных издержек на производство и реализацию товара. Для этого подсчитывается общая сумма прямых переменных затрат на единицу изделия к которой плюсуется желательная величина валовой маржи на единицу этого изделия. Последняя определяется исходя из прогнозируемых в расчете на год показателей: выпуска этой продукции, постоянных затрат и желаемой прибыли.
Гос регулирование цен
Государственное регулирование
цен – это вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования
с целью перераспределения прибыли между
различными группами предпринимателей.
Политика цен осуществляется через анализ
практики формирования цен и их регулирования,
контроля за соблюдением государственной
дисциплины цен, через ограничения негативных
последствий монополистической деятельности
в порядке, предусмотренном антимонопольным
законодательством.
Ценовая политика является частью экономической
политики государства и в условиях рыночных
отношений имеет особо важное значение.
Она содействует развитию рыночных отношений,
служит средством защиты частной, государственной,
муниципальной и иных форм собственности,
способствует замедлению инфляции и смягчению
ее негативных экономических и социальных
последствий, в то же время способствует
развитию конкуренции, свободному перемещению
товаров, услуг и финансовых средств, свободной
экономической деятельности.
Государственные цены в рыночной экономике
устанавливаются на :
- продукцию предприятий-монополистов;
- базовые (для экономики данной страны)
ресурсы;
- социально значимые товары.
Система государственных цен состоит
из двух элементов:
а) фиксированные или твердые цены, жестко
устанавливаемые
государственными органами;
б) регулируемые цены.
Фиксированные цены устанавливаются на
местах органами исполнительной власти
(администрациями). Как правило, они распространяются
на некоторые товары первой необходимости
(хлеб, молочные продукты, сахар и т.д.)
При этом товаропроизводители получают
дотации из бюджета для возмещения затрат,
которые не покрываются за счет фиксированных
цен. Изменение такой цены в какую-либо
сторону производителем или продавцом
товара преследуется по закону.
Регулируемые цены - их величина определяется
госорганами с учетом изменения экономической
конъюнктуры, но это воздействие ограничено
и чаще всего состоит в установлении предельного
уровня цены на определенные группы товаров.
Применяются и другие методы регулирования.
Контрактные цены - величина этих цен устанавливается
предваряющим акт купли-продажи соглашением,
документально зафиксированным контрактом
между продавцами и покупателями.
Различный уровень цен на однотипные товары
вызывает необходимость использования
мировых цен - денежного выражения интернациональной
стоимости (ценности) блага.
В условиях перехода к рынку в России, когда произошла серьезная разбалансированность экономики, роль государства заключается в создании рыночных структур в целях обеспечения нормальных условий развития рынка. На это направлено развитие предпринимательства, принятие антимонопольного законодательства и т.д. Проведение государством антимонопольной политики должно снять искусственное ограничение и способствовать развертыванию конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, её поддержанию и всяческому поощрению и развитию на этой основе рыночного ценообразования. Однако конкуренция может быть и разрушительной силой, разоряя целые группы производителей. Поэтому задача государственной власти состоит в том, чтобы обеспечивать такое соотношение монополии и конкуренции, которое не привело бы к разрушительным последствиям.
Антимонопольная политика
– это политика государства, направленная
на ограничение, регулирование монополий,
слияний, поглощений, картелей, ценового
диктата, противоконкурентных действий.
1.2 Государственное регулирование
цен и антимонопольная политика: формы
и методы
Рассмотрим основные формы государственного
регулирования цен.
1. Наблюдение за ценами со стороны правительственных
органов. Проводится в основном центральными
статистическими управлениями. Главная
цель наблюдения - выявление роста стоимости
жизни для определения индекса номинального
повышения заработной платы и пенсий,
а также для того, чтобы выяснить, как повышение
цен влияет на издержки производства и
национальную конкурентоспособность.
2. Косвенное воздействие на цены. Оно состоит
в том, что вводятся или отменяются те
или иные количественные и таможенные
ограничения во внешней торговле, изменяются
учетные ставки, варьируются налоги, увеличиваются
или уменьшаются размеры эмиссии денег
и т.п.
3. Государственное вмешательство в процесс
ценообразования. Здесь имеется в виду
санкционированное правительственными
органами завышение издержек производства.
4. Лидерство в ценах. Такое явление наблюдается
в тех сферах, где значительна доля государства.
Государственные предприятия, контролируя
значительную долю рынка, при ограниченном
предложении могут стать лидирующими
в ценах и определять их уровень в целом
по отраслям. Аналогичная ситуация возникает
в отраслях, где государство является
крупным заказчиком и покупателем - во
многих видах строительства, в производстве
вооружений и других товаров для армии.
5. Прямое государственное воздействие
на цены. Его оказывают государственные
субсидии, снижающие издержки индивидуальных
производителей. Один из видов таких субсидий
- снижение или замораживание цен на отдельные
товары и услуги, достигаемые путем специальных
доплат производителю или потребителю.
6. Особое направление - государственное
воздействие на внешнеторговые цены. Оно
ведется государственным поощрением экспорта
через освобождение экспортеров от налогов,
а в некоторых странах - с помощью экспортных
субсидий, представления льготных кредитов
и транспортных тарифов.
7. Установление фиксированных льготных
цен и тарифов на товары и услуги, производимые
в государственном секторе экономики.
Примером здесь могут служить цены на
минеральное сырье, добываемое в государственных
предприятиях, на энергию, железнодорожные,
почтово-телеграфные тарифы. Эти искусственно
сдерживаемые цены и тарифы способствуют
снижению издержек производства в частном
хозяйстве.
8. Правительственный контроль над ценами
в форме их фиксации или установления
пределов их повышения. Это типичное средство
административного хозяйственного регулирования.
Применяется оно редко и, как правило,
в условиях рыночного хозяйства является
в долгосрочном аспекте неэффективным.
9. Передача прав установления и контроля
над ценами на определенные виды товаров
наднациональным органам. Примеры: установление
цен на уголь и черные металлы Европейским
объединением угля и стали, временная
фиксация цен на сельскохозяйственные
товары в Европейском Сообществе, унификация
транспортных тарифов внутри интеграционных
объединений, унификация налогов как важного
фактора ценообразования.
Антимонопольная политика имеет несколько
основных направлений:
1. Стимулирование предпринимательства
2. Развитие конкурентных начал
3. Организационно-правовое обеспечение
антимонопольной политики
Выделяют два метода антимонопольного
регулирования: прямой и косвенный. Прямой
метод регулирования включает меры, устраняющие
или предупреждающие монопольное положение
отдельных субъектов на рынке. А к мерам
косвенного регулирования относятся преимущественно
финансово-кредитные методы предупреждения
и преодоления монополистических явлений
в экономике.
Кредиторка
Обязательства предприятия, которые возникают в ходе его текущей деятельности, составляют кредиторскую задолженность, т.е. совокупность финансовых обязательств перед кредиторами. В деятельности предприятия возможна задолженность контрагентам - поставщикам и подрядчикам, работникам предприятия, бюджету, внебюджетным социальным фондам, дочерним, зависимым предприятиям, по полученным авансам и т.д. В первую очередь к кредиторской относят задолженность, которая возникает при расчетах с поставщиками. Понятие "заемные средства" и "кредиторская задолженность" близки по смыслу. В то же время кредиторская задолженность, образуемая в расчетах с контрагентами, заметно отличается от заемных средств. У кредиторской задолженности должны быть объективные лимиты и критерии. Ее неоправданный рост недопустим. Объем кредиторской задолженности должен быть увязан с финансовым положением предприятия, сопоставим с дебиторской задолженностью, соответствовать размерам предприятия. Если кредиторская задолженность превышает дебиторскую, то это можно считать позитивным фактором, увеличивающим объемы привлеченных на предприятие средств. Управление кредиторской задолженностью означает применение предприятием наиболее приемлемых для него форм, сроков, а также объемов расчетов с контрагентами. Управление кредиторской задолженностью сводится к тому, чтобы последняя, снижая дефицит оборотных средств, не ослабляла финансовую устойчивость предприятия. Управление кредиторской задолженностью предполагает избирательный подход к контрагентам предприятия. Соответствующим образом следует построить и расчеты с ними. Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на финансовые результаты хозяйствующего субъекта. Порядок списания регулируется ГК РФ и актами Президента РФ.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Сущность
и основные этапы процесса
управления кредиторской
Для того, чтобы эффективно управлять долгами компании необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации: составить бюджет кредиторской задолженности, разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за плановые. Вторым шагом в процессе оптимизации кредиторской задолженности должен быть анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений. На третьем этапе, в зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами.
Стратегический подход
Для того, чтобы отношения
с кредиторами максимально
Первый основополагающий вопрос, который в связи с этим встает перед руководством фирмы это: вести бизнес за счет собственных или привлеченных средств? Второй "дилеммой" является количественное соотношение собственного и заемного капитала. Ответы на данные вопросы зависят от множества факторов как внешнего (отраслевые особенности, макроэкономические показатели, состояние конкурентной среды и т. д.), так и внутреннего (корпоративного) порядка (возможности учредителей, кредитоспособность, оборачиваемость активов, уровень рентабельности, дефицит денежных средств, краткосрочные цели и задачи, долгосрочные планы компании и многое другое).
Принято считать, что
предприятие, которое пользуется в
процессе своей хозяйственной
Менеджеры в ходе разработки стратегии кредитования собственного бизнеса должны исходить из решения следующих первоочередных задач - максимизации прибыли компании, минимизации издержек, достижения динамичного развития компании (расширенное воспроизводство), утверждения конкурентоспособности - которые, в конечном итоге и определяют финансовую устойчивость компании. Финансирование данных задач должно быть достигнуто в полном объеме. Для этого, после использования всех собственных источников финансирования (собственный капитал и прибыль - наиболее дешевые ресурсы), должны быть в заданном объеме привлечены заемные средства кредиторов. При этом наиболее весомым ограничивающим фактором в процессе планирования использования заемного капитала необходимо считать его стоимость, которая должна позволять сохранить рентабельность бизнеса на достаточном уровне.
Тактические особенности
Следующим этапом в ходе разработки политики использования кредитных ресурсов является определение наиболее приемлемых тактических подходов. Существует несколько потенциальных возможностей привлечения заемных средств:
1) средства инвесторов (расширение уставного фонда, совместный бизнес);
2) банковский или финансовый кредит (в том числе выпуск облигаций);
3) товарный кредит (отсрочка оплаты поставщикам);
4) использование собственного "экономического превосходства"
Средства инвесторов. Так как, процесс привлечения дополнительных финансовых ресурсов для целей собственного бизнеса рассматривается нами с точки зрения максимизации безопасности данного процесса, то следует остановиться на двух наиболее важных, в данном аспекте, характеристиках этого способа займа. Первая - относительная дешевизна: как правило, инвесторы, обменивающие свои средства на корпоративные права (доли, акции) рассчитывают на дивиденды, которые фиксируются в учредительных документах (или устанавливаются на собрании участников) в виде процентов. При этом, в случае отсутствия прибыли на предприятии, вложенный в дело капитал может быть "бесплатным". Вторая особенность - возможность инвесторов влиять на процессы управления в созданном хозяйственном обществе (право голоса на собрании акционеров или участников). Поэтому следует позаботиться о сохранении контрольного пакета. Иначе ваш, изначально собственный капитал, может превратиться в капитал, переданный в займы новому инвестору. Отсюда следует вывод о явной ограниченности размеров привлекаемых средств корпоративных инвесторов: в общем случае их не должно быть больше ваших первоначальных инвестиций: даже если акции (паи) "распылены" между несколькими держателями, то все равно остается риск (особенно если речь идет об успешном предприятии) сосредоточения корпоративных прав под единым контролем.
Финансовый (денежный) кредит, как правило, предоставляется банками. Это один из наиболее дорогостоящих видов кредитных ресурсов. Ограничивающие факторы: высокий процент, необходимость надежного обеспечения, "создание" солидных балансовых показателей. Не смотря на "дороговизну" и "проблематичность" привлечения, возможности банковского кредита (в отличие от инвестиционного) должны быть использованы компанией на все 100%. Если проект, реализуемый компанией действительно "рассчитан" на конкурентоспособный уровень рентабельности, то прибыль, полученная от использования финансового кредита всегда будет превышать необходимый к уплате процент. Банки хотя и дают предпочтение такому виду обеспечения предоставленных кредитов, как залог, но могут довольствоваться и гарантией третьего лица (если имеются платежеспособные учредители или другие заинтересованные лица). Балансовые показатели также обладают некоторой "гибкостью", как в процессе их формирования, так и в ходе их восприятия принимающей стороной. Наличие презентабельных отчетных показателей, хотя и выступает обязательным условием для банковского служащего, но может, в какой-то степени, игнорироваться в виду наличия реальных гарантий и обеспечения предоставляемого кредита. Одним существенным недостатком финансовых заемных средств, особенно в сравнении с инвестиционными, является наличие строго определенных сроков их возврата.