Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 18:23, дипломная работа
Цель исследования: изучить и проанализировать современные методы набора и отбора персонала в организации при проведении конкурса, а также рассмотреть методы оценки, используемые при проведении конкурса в таможенные органы РФ.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
Изучена отечественная и зарубежная литература по вопросу профессионального набора и отбора персонала;
Дан комплексный анализ технологии набора и отбора персонала;
Введение
Глава 1. Теоретические основы подбора кандидатов на вакантные рабочие места при проведении конкурса
1.1 Общая организация набора кадров
1.2 Набор персонала
Глава 2. Анализ основных требований и компетенций, предъявляемые к кандидатам при поступлению на таможенную службу
2.1 Понятие отбора персонала, критерии, принципы
2.2 Методы отбора персонала
2.3 Условия, запреты, ограничения при приеме на работу
Глава 3. Методика оценки кандидатов на вакантные рабочие места при проведении конкурса
3.1 Понятие оценки, функции оценки персонала
3.2 Методы оценки персонала, критерии оценки, требования к кандидатам
3.3 Особенности оценки кандидатов в таможенных органах на примере Мурманской таможни
Заключение
Список использованной литературы
Результатом первого этапа является список кандидатов, в наибольшей степени соответствующих установленным требованиям и допущенных к дальнейшему участию в конкурсе. Список кандидатов, допущенных к участию во втором этапе конкурса, утверждается конкурсной комиссией.
Второй этап конкурса включает проведение конкурсных процедур, оценку и сравнение кандидатов по профессионально значимым критериям. Выполнение конкурсных процедур второго этапа конкурса разделяется на две стадии.
На первой стадии происходит оценка качеств кандидатов на основе анализа результатов выполнения формализованных методик, а также в ходе групповых дискуссий и специальных заданий. Характер заданий и предлагаемые кандидатам темы групповых дискуссий должны быть связаны с будущей профессиональной деятельностью и утверждены конкурсной комиссией.
На второй стадии оценка кандидатов происходит на основании результатов собеседования с руководителем подразделения, на работу в котором претендует кандидат. В ходе такого управленческого интервью уточняется информация, полученная по результатам конкурсных процедур, и оцениваются профессиональные и личностные качества кандидатов.
Необходимые условия для начала второго этапа конкурса:
а) готовность необходимых методических материалов;
б) наличие подготовленных экспертов для проведения конкурсных процедур и оценки результатов.
Заключительный этап включает в себя подведение итогов оценки по всем процедурам, прием и рассмотрение апелляций, утверждение и оглашение результатов, оповещение общественности и анализ его результатов.
Решение об итогах конкурса принимается конкурсной комиссией после завершения всех конкурсных процедур и определения результатов второго этапа. Основаниями для подведения итогов конкурса и принятия окончательных кадровых решений конкурсной комиссией являются:
– сумма баллов по критериям оценки, полученных кандидатом в результате прохождения всех конкурсных процедур;
– мнение руководителя подразделения, проводившего итоговое собеседование с кандидатом.
По итогам всех пройденных процедур на каждого кандидата заполняется «Шкала оценки профессиональных качеств государственных служащих»; затем составляется рейтинг кандидатов и заполняется соответствующий бланк, который и является документом для подведения итогов конкурса.
По итогам конкурса конкурсная комиссия принимает решение о признании одного из участников выигравшим конкурс и получившим право на замещение вакантной должности гражданской службы.
Решение конкурсной комиссии об утверждении окончательных итогов конкурса принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на соответствующую должность либо для отказа в таком назначении. При этом в решении конкурсной комиссии указывается конкретный срок испытания после приема на работу, в пределах от трех до шести месяцев для кандидата, впервые поступающего на работу в организацию.
Итоговым результатом конкурса является утвержденный конкурсной комиссией список кандидатов на замещение вакантных должностей, а также список кандидатов, рекомендованных в кадровый резерв.
Требования к работнику непосредственно вытекают из характера работы, которую кандидату придется выполнять. Потому не может быть плохого или хорошего кандидата вообще, может быть хороший или плохой кандидат относительно требований, которые к нему предъявляются на конкретном рабочем месте. Профессиональный подход к определению требований, которые будут выступать в качестве критериев отбора и которые предъявляются претенденту на свободную вакансию, предполагает составление специального документа («спецификации работы»). В одних случаях требования к работнику могут выступать в качестве самостоятельного документа. В других они являются частью должностных инструкций (документа, в котором содержатся основные обязанности, полномочия и ответственность работника, отношения подчиненности внутри организации и связи за ее пределами, а также стандарты исполнения работы). Значительным преимуществом второго подхода является то, что в этом случае содержание работы и требования к ее исполнителю неразрывны.
Составленные на основе должностных обязанностей требования к кандидату должны отвечать на два основных вопроса: какой кандидат, и зачем нам нужен? какие его качества и характеристики необходимо будет оценить в ходе интервью и тестирования, с тем, чтобы потом правильно сделать окончательный выбор?
При определении требований к будущему кандидату важно учитывать ряд обстоятельств, облегчающих поиск кандидатов и принятие заключительного решения. А именно, требования к кандидатам должны:
В свою очередь данные требования, связанные с характером выполнения работы, также можно разделить в зависимости от важности их учета при принятии окончательных решений. Так, могут быть выделены следующие группы требований к кандидатам:
* необходимые;
* желательные;
* не совместимые
с выполнением данной
Например, необходимые квалификационные требования к должностям гражданской службы включают требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей (ст.12).7
Ограничения, связанные с гражданской службой определяются в ст.168.
На практике организации, формируя требования к кандидатам и критерии их отбора, как правило, придерживаются двух основных подходов.
Первый подход заключается в том, что наличие у работника ряда выдающихся качеств и характеристик может компенсировать отсутствие у него при приеме на работу других качеств. Например, если кандидат показал блестящие знания в области бухгалтерского учета, но слабо знает некоторые программы работы на компьютере, организация может принять такого кандидата на работу, одновременно предоставив ему возможность повысить квалификацию в области использования современных компьютерных технологий. Организации, которые следуют данной стратегии при подборе кадров, как правило, концентрируют свое внимание больше на определении желательных качеств кандидата, чем на установлении жестких критериев при их отборе. Данный подход является достаточно гибким и предоставляет большую свободу при принятии решений в процессе отбора кандидатов.
Второй подход является относительно более жестким. Он исходит из того, что все установленные организацией требования являются критическими для успешного выполнения данной работы. При этом компенсация отсутствия у кандидата одних качеств, другими не допускается. При таком подходе кандидаты, не отвечающие хотя бы одному из перечисленных критериев, могут быть либо сразу, либо на любой стадии отбора исключены из числа претендентов на имеющуюся вакансию.
Таким образом, выбор критериев отбора определяется в каждой конкретной ситуации характером вакантной должности, ее важностью для организации, традициями и финансовым состоянием, а также квалификацией сотрудников, занятых процессом подбора. Успех отбора в равной степени зависит от эффективности работы в реализации каждого его этапа в отдельности и способности управлять им как единым процессом.
В последнее время все большую популярность при наборе персонала завоевывает подход к определению требований к будущим кандидатам через ключевые компетенции. При этом наиболее часто речь идет об управленческих компетенциях.
Под управленческими компетенциями понимаются знания, опыт, навыки, поведение, критические для достижения стратегических результатов работы организации.
Все управленческие компетенции могут быть разделены на три группы:
Подход к привлечению и развитию персонала через ключевые компетенции успешно используют многие иностранные и российские организации (например, объединение «Северсталь»).
По результатам обследования, проведенного кадровым агентством Kelly Services, наиболее востребованными в последнее время управленческими компетенциями являются:
Причем, если говорить о соотношении технических и личностных компетенций, то чем выше позиция руководителя, тем большее значение для его успешной деятельности начинают приобретать не столько специальные знания в конкретной области, сколько его личностные компетенции и эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence – EI).
1.2.1 Внутренние источники привлечения персонала
Во многих случаях являются более предпочтительными (особенно если менеджеры заранее осведомлены об их возможных недостатках и знают, как их устранить)9 с точки зрения соответствия указанным критериям внутренние источники набора:
1.2.2 Внешние источники привлечения персонала
Рекомендуется использовать, когда нет подходящего кандидата внутри организации или переобучение его требует значительных средств и времени, либо когда организация выбрала для себя стратегию постоянного пополнения организации «свежими силами» и идеями со стороны. Некоторые организации иногда используют данную стратегию также как средство экономии по фонду заработной платы, поскольку зачастую новым работникам платят относительно меньше, чем получают за выполнение аналогичной работы кадровые сотрудники предприятия. В западных фирмах значительное распространение также получила практика так называемой охоты за головами. В ее основу положена идея о том, что лучшие кандидаты – это не те, кто ищет работу в какой-либо другой фирме, а те, кто успешно работает и не думает о переходе на работу в другую организацию.
Поскольку подбор работников со стороны связан с определенными рисками для организации, к выбору источников набора со стороны необходимо подходить с особой тщательностью. Наиболее часто используемые внешние источники набора персонала. (см.Таблицу 2)
Таблица 210
Внешние источники набора персонала
Внешние источники набора |
Достоинства |
Ограничения и риски |
Рациональная сфера применения |
Местная газета |
Быстрота (выходит, как правило ежедневно) |
Слишком широкий охват кандидатов. Региональные ограничения (обращение главным образом к местным кандидатам) |
Хороший способ для набора конторских служащих и административных служащих низшего звена |
Журналы |
Обычно читают заинтересованные специалисты. Отсутствуют региональные ограничения |
Журналы, как правило, выходят раз в месяц |
Удачный способ подбора специалистов, но требует времени |
Радио и телевидение |
Большая аудитория. Быстрота. Повторяемость обращений (навязчивая реклама) |
Краткие обращения (отсутствуют детали). Могут обратиться слишком много нежелательных кандидатов |
Используется, когда надо быстрое и широкое воздействие, при наборе большого количества кандидатов и при их дефиците на рынке труда |
Интернет |
Быстрота. Массовость получающей информацию аудитории. Дешевый способ |
Могут обратиться много нежелательных кандидатов |
В основном для подбора руководителей и специалистов |
Образовательные учреждения |
Выбор учреждения, гарантирующего хорошую подготовку. Возможность получения рекомендаций на кандидатов |
Учащиеся, как правило, не имеют опыта работы. Иногда необходимо ждать, пока они закончат учебное заведение |
Временная занятость. Работа на условиях неполного рабочего времени |
Государственная служба занятости |
Не требуется платить за подбор кандидатов. Кандидаты прошли или могут пройти подготовку за счет средств службы занятости |
Безработные граждане могут утратить профессиональные навыки, особенно в период длительного отсутствия работы |
Как правило, для подбора технического персонала, конторских служащих низшего звена |
Частные агентства |
Имеют опыт работы в определенной сфере. Заинтересованы выполнить заказ качественно и в установленные сроки |
Услуги частных агентств могут дорого стоить. Агентство владеет информацией о работниках, которых может предлагать другому работодателю |
В зависимости от специализации агентства |