Оценка стоимости бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - всестороннее изучение и оценка стоимости бизнеса на примере предприятия легкой промышленности.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
изучить сущность и понятие оценочной деятельности;
определить цели и факторы, определяющие стоимость бизнеса;
рассмотреть виды стоимости имущества;
изучить принципы оценки имущества;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы оценки стоимости бизнеса………………………………….5
1.1. Бизнес как объект оценки……………………………………………………………….5
1.2. Цели и факторы, учитываемые при определении стоимости бизнеса………………7
1.3. Виды стоимости имущества…………………………………………………………...10
1.4. Принципы оценки имущества……………………………………………………........11
1.5. Подходы и методы, используемые при оценке стоимости предприятия (бизнеса)………………………………………………………………………………………...16
1.6. Метод дисконтирования денежного потока………………………………………….18
Глава 2. Оценка стоимости бизнеса (предприятия) ООО «Batell»…………………………20
2.1. Краткая характеристика предприятия………………………………………………...20
2.2. Оценка бизнеса ООО «Batell»…………………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………………………......28Список литературы…………………………………………………………………………….30
Приложение

Файлы: 1 файл

1.docx

— 87.91 Кб (Скачать файл)

Введение

Развитие рыночной экономики  в России привело к разнообразию форм собственности. Появилась особенность  по своему усмотрению распорядиться  принадлежащими собственнику квартирой, домом, другой недвижимостью, подыскать  себе новое жилище или помещение  для офиса, вложить свои средства в бизнес.

У каждого, кто задумается реализовать свои права собственника, возникает много проблем и  вопросов. Одним из основных является вопрос о стоимости собственности. С этой проблемой сталкиваются предприятия, фирмы, акционерные общества, финансовые институты. Акционирование предприятий, развитие ипотечного кредитования, фондового  рынка и системы страхования  также формирует потребность  в новой услуге - оценке стоимости  объектов и прав собственности.

В производственно-экономической  практике экономических субъектов  появляется множество случаев, когда  возникает необходимость оценить  рыночную стоимость имущества предприятий. Без нее не обходится ни одна операция по купле-продаже имущества, кредитованию под залог, страхованию, разрешению имущественных споров, налогообложению  и т.д. Отсюда возникает потребность  в специалистах по оценочной деятельности. Оценочная деятельность является основной частью процесса реформирования экономики  и создания правового государства.

Процесс приватизации, возникновение  фондового рынка, развитие системы  страхования, переход коммерческих банков к выдаче кредитов под залог  имущества формируют потребность  в новой услуге - оценке стоимости  предприятия (бизнеса), определении  рыночной стоимости его капитала.

Капитал предприятия - товар  уникальный и сложный по составу, его природу в значительной степени  определяют конкретные факторы. Поэтому  необходима комплексная оценка капитала с учетом всех соответствующих внутренних и внешних условий его развития. Потребность в определении рыночной стоимости предприятия не исчерпывается  операциями купли-продажи. Возрастает потребность в оценке бизнеса  предприятий при многочисленных и сложных вариантах реализации стоимости имущественных прав - акционировании, привлечении новых пайщиков и  выпуске дополнительных акций, страховании  имущества, получении кредита под  залог имущества, исчислении налогов, использовании прав наследования и  т.д.

Определение рыночной стоимости  предприятия способствует его подготовке к борьбе за выживание на конкретном рынке, дает различное представление  о потенциальных возможностях предприятия. Процесс оценки бизнеса предприятий  служит основанием для выработки его стратегии. Он выявляет альтернативные подходы и определяет, какой из них обеспечивает компании максимальную эффективность, а, следовательно, и более высокую рыночную цену.

По мере того как в нашей  стране появляются независимые собственники предприятий и фирм, все острее становится потребность в определении  рыночной стоимости их капитала.

Поэтому данная тема курсовой работы является актуальной, т.к. в условиях рынка невозможно эффективно руководить любой компанией без реальной оценки бизнеса. Оценка стоимости предприятия  выступает универсальным показателем  эффективности любых управленческих стратегий. При покупке-продаже имущества, при оценке интеллектуальной собственности, при переоценке основных фондов, при  осуществлении амортизационной  политики и при большинстве других рыночных действий реальная оценка объективно необходима. Без профессиональной оценки невозможно, в частности, цивилизованное становление рынка недвижимости.

Цель  данной курсовой работы - всестороннее изучение и оценка стоимости бизнеса  на примере предприятия легкой промышленности.

В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:

  • изучить сущность и понятие оценочной деятельности;
  • определить цели и факторы, определяющие стоимость бизнеса;
  • рассмотреть виды стоимости имущества;
  • изучить принципы оценки имущества;
  • рассмотреть подходы и методы в оценке стоимости бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы оценки стоимости бизнеса

1.1. Бизнес как объект оценки

Бизнес  не просто набор имущества. Бизнес это  и система отношений, складывающихся вокруг этого имущества. Бизнес –  это способность набора имущества  приносить добавленную стоимость. А раз так, то и оценка бизнеса  не сводится к оценке имущественного комплекса. Есть что-то ещё, что и  создаёт добавленную стоимость. Этим «что-то» являются нематериальные активы. И именно они увеличивают  стоимость вашей компании, по сравнению  со стоимостью имущественного комплекса. Именно они, эти нематериальные активы, являются инструментом «извлечения» добавленной  стоимости из имущества (или из информации). И они же способствуют увеличению стоимости «материальной составляющей», путём капитализации прибыли.

Оценка  бизнеса - это оценка рыночной стоимости  собственного капитала предприятия  или какой-либо его части (например, 10%-ного пакета акций). Оценка стоимости  акций предприятия может рассматриваться  как частный случай оценки бизнеса. Сразу оговоримся: оценка бизнеса  и оценка рыночной стоимости имущества - это далеко не тождественные понятия, так как оценка бизнеса предполагает определение стоимости предприятия  для собственника (который, предположим, решил его продать), а часть  активов, т.е. имущества, как известно, может финансироваться за счет заемного капитала.

Признано, что любые изменения в управлении предприятием должны созреть, т.е. иметь  объективную почву для своего появления. И, пожалуй, именно сейчас рынок  предъявляет все более жесткие  требования к эффективности управления.

Специалисты считают, что не знать, сколько стоит  твое предприятие сейчас тождественно непониманию своего места на рынке  и стратегических приоритетов развития. Понятно, что любая стратегия  поддерживается конкретными управленческими  действиями. При этом создание структурного подразделения, дающего в любой  момент ответ на вопрос о стоимости  предприятия, это только первый шаг. За ним должна последовать цепочка  четко взаимоувязанных шагов  по постановке системы управления стоимостью.

Правовые основы оценки стоимости предприятия (бизнеса)

Практика оценки существовала в России до Октябрьского переворота 1917 года, как и в других наиболее развитых в тот период странах. Однако как самостоятельная дисциплина она сформировалась в тридцатые  годы в США. Переход к рыночной экономике в нашей стране привел к появлению новой профессии, утвержденной Министерством труда  Российской Федерации, — оценщик. В  соответствии с растущими потребностями  в новом виде услуг разрабатываются  законодательные и методические основы новой области экономики  — оценки собственности. Начало подготовке профессиональных оценщиков в нашей стране было положено Институтом экономического развития Всемирного банка реконструкции и развития. Силами Института осуществлялось обучение, основанное на учебных материалах, разработанных Американским обществом оценщиков. На подобных программах базировались и семинары, проводимые российскими общественными организациями, например Институтом независимых оценщиков. Эти шаги послужили процессу становления и развития оценочной деятельности в России, но их недостатком является ориентация на зарубежные разработки в области оценки, которые в силу специфики российского бизнеса требуют серьезной адаптации.

Мощным импульсом развития оценочной деятельности бизнеса стали переоценки основных фондов 1995—1997 гг., в ходе которых разрешалось привлечение независимых экспертных организаций для определения рыночной стоимости имущества предприятий. В 2000-2002 гг. возрастает интерес к проблемам, связанным с оценкой объектов собственности, со стороны как органов власти и управления, так и предпринимателей. По мере развития и становления оценочного бизнеса, все более явной стала необходимость привлечения к оценки юристов, экономистов-бухгалтеров, строителей-проектировщиков.

Оценка бизнеса сегодня  — комплекс услуг, который начинается с правовой экспертизы. Затем идет финансовый анализ и при необходимости  — корректировка баланса, разработка проектов реструктуризации и реконструкции. Заканчивает процесс оценщик, который  обобщает работу других специалистов и дает рекомендации по наиболее эффективному управлению предприятием.

Оценка предприятия — это определение в денежном выражении стоимости предприятия, учитывающей его полезность и затраты, связанные с получением этой полезности. В условиях нестабильности российской экономики, отражающейся на положении российских предприятий на рынке, оценка стоимости предприятия и его активов приобретает особое значение.

При осуществлении оценочной  деятельности предприятие рассматривается  как единое целое, в состав которого входят все виды имущества и права  на него. Предприятие как имущественный  комплекс включает все виды имущества, предназначенного для его деятельности: земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и  продукцию, нематериальные активы, в  том числе гудвилл (в отечественной  практике — деловая репутация), права  на товарный знак, фирменное наименование и другие исключительные права. Владелец бизнеса имеет право продать  его, заложить, застраховать и завещать, т.е. бизнес (предприятие) может быть предметом сделки и является товаром, имеющим следующие особенности:

  • вложения в этот товар осуществляются с целью отдачи в будущем, обеспечения определенным доходом собственника предприятия, т.е. являются инвестиционными;
  • бизнес является системой, но его подсистемы и элементы могут продаваться отдельно, становясь основой формирования новой системы;
  • потребность в этом товаре зависит от процессов, которые происходят как внутри самого товара, так и во внешней среде (финансовое состояние предприятия, экономическая и политическая стабильность в стране, социальные факторы и др.); состояние бизнеса тесно связано с состоянием экономики и общества, что влечет участие государства в регистрации, совершении сделок купли-продажи и оценке этого товара;
  • финансово убыточное предприятие может положительно оцениваться рынком из-за имиджа конкретного наименования на рынке.

Объектом оценки является любая собственность, т.е. любое имущество в совокупности с пакетом связанных с ним прав. Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» объектом оценки могут быть:




 


 

 

 

 

 

Схема 1. Объекты оценки

 

Субъектами оценки бизнеса выступают профессиональные оценщики, обладающие специальными знаниями, и потребители их услуг (заказчики).

 

1.2. Цели и факторы, учитываемые при определении стоимости бизнеса

При определении стоимости  бизнеса оценщик анализирует влияющие на нее различные микро- и макроэкономические факторы. Макроэкономические показатели характеризуют инвестиционный климат в стране, содержат информацию о том, повлияет ли и как именно на деятельность предприятия изменение макроэкономической ситуации. Факторы макроэкономического риска образуют систематический риск, возникающий из внешних событий, и не могут быть устранены диверсификацией в рамках национальной экономики. Стоимость предприятия, действующего в условиях высокого риска, ниже, чем стоимость аналогичного предприятия, функционирование которого связано с меньшим риском. Обычно более высокий доход характеризуется большей степенью риска.

Основные факторы, влияющие на стоимость бизнеса:

  • ликвидность доли и (или) бизнеса (зависит от спроса);
  • полезность бизнеса для собственника: характеристики дохода (величина, время получения дохода) и риски, связанные с его получением;
  • нематериальные активы, имидж предприятия на рынке;
  • размер оцениваемой доли бизнеса;
  • перспективы развития оцениваемого бизнеса;
  • финансовое положение предприятия (наличие собственных средств, оборачиваемость капитала и др.);
  • затраты на создание аналогичных предприятий;
  • степень конкурентной борьбы в данной отрасли;
  • диверсификация производства (состав и структура выпускаемой продукции, услуг);
  • качество выпускаемой предприятием продукции;
  • технология и затраты производства;
  • степень изношенности оборудования;
  • ценовая политика;
  • взаимоотношения с потребителями и поставщиками;
  • уровень управления;
  • кадровый состав предприятия.

Ликвидность доли и (или) бизнеса  зависит от спроса. Спрос определяется предпочтениями потребителей, зависящими от того, какие доходы приносит данный бизнес собственнику, какова получаемая при сделке степень контроля, какие риски связаны с получением доходов, какова социально-политическая и экономическая среда функционирования бизнеса. Бизнес имеет стоимость, если может быть полезен реальному или потенциальному собственнику. Полезность для каждого потребителя индивидуальна. Чем больше полезность, тем выше величина оценочной стоимости.

При оценке предприятий особенно важен анализ следующих внутренних факторов: диверсификация производства (отдельно учитывается при определении ставки дисконтирования); ценовая политика и качество продукции (влияют на спрос); степень изношенности оборудования (влияет на вес затратного подхода в итоговом согласовании); финансовое состояние (основа для прогнозирования доходов, существенно влияет на стоимость бизнеса); взаимоотношения с потребителями и поставщиками, уровень управления, кадровый состав предприятия, нематериальные активы предприятия (фирменное имя, знаки, патенты, технологии, маркетинговая система и др.); степень контроля (в среднем на 20 — 35% может повлиять на итоговую стоимость пакета акций). Анализ факторов, влияющих на стоимость предприятия, становится важной задачей, решение которой необходимо для получения обоснованной стоимости бизнеса.

В западных странах, и в  особенности в Соединенных Штатах, интерес к оценке бизнеса растет с начала 80-х годов XX в. Использование  данных о стоимости фирмы вышло  за довольно узкие рамки переговоров  о цене при переходе прав собственности. Оценка и прогнозирование стоимости  фирмы используются не только при  решении вопроса о возможной  цене продажи предприятия (бизнеса), но и в качестве критерия выбора стратегии развития.

Информация о работе Оценка стоимости бизнеса