Оценка стоимости бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - всестороннее изучение и оценка стоимости бизнеса на примере предприятия легкой промышленности.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
изучить сущность и понятие оценочной деятельности;
определить цели и факторы, определяющие стоимость бизнеса;
рассмотреть виды стоимости имущества;
изучить принципы оценки имущества;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы оценки стоимости бизнеса………………………………….5
1.1. Бизнес как объект оценки……………………………………………………………….5
1.2. Цели и факторы, учитываемые при определении стоимости бизнеса………………7
1.3. Виды стоимости имущества…………………………………………………………...10
1.4. Принципы оценки имущества……………………………………………………........11
1.5. Подходы и методы, используемые при оценке стоимости предприятия (бизнеса)………………………………………………………………………………………...16
1.6. Метод дисконтирования денежного потока………………………………………….18
Глава 2. Оценка стоимости бизнеса (предприятия) ООО «Batell»…………………………20
2.1. Краткая характеристика предприятия………………………………………………...20
2.2. Оценка бизнеса ООО «Batell»…………………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………………………......28Список литературы…………………………………………………………………………….30
Приложение

Файлы: 1 файл

1.docx

— 87.91 Кб (Скачать файл)

Результаты оценки оказывают  влияние на многие стороны деятельности предприятия, так же как и финансовое состояние предприятия во многом обусловливает цели и задачи оценки. К сожалению, на большинстве отечественных  предприятий руководители часто  недооценивают необходимость определения  реальной рыночной стоимости предприятия  в целом и его отдельных  активов.

Основные цели оценки бизнеса:

  • решение вопроса о частичной или полной купле-продаже бизнеса, при выходе одного или нескольких участников из обществ и т.д.;
  • выход на фондовые рынки;
  • определение стоимости ценных бумаг предприятия в случае их купли-продажи на фондовом рынке и проведения различного рода операций с ними;
  • оценка качества управления предприятием;
  • повышение эффективности управления предприятием;
  • внесение имущества в уставный капитал предприятия;
  • обоснование инвестиционных проектов развития предприятия;
  • управление финансами предприятия: оценка кредитоспособности, определение стоимости доли предприятия как залога при кредитовании;
  • страхование активов и деловых рисков;
  • выкуп акций у акционеров;
  • определение величины арендной платы при сдаче бизнеса в аренду;
  • эмиссия акций обществом.

При купле-продаже или  реструктуризации предприятия потребность  в оценке возникает во избежание  споров о стоимости имущества  предприятия (основных и оборотных  средств) или бизнеса в целом  с учетом его доходности в краткосрочном  периоде и долгосрочной перспективе. Еще на стадии создания предприятия  независимая оценка может быть полезна  при внесении имущества в уставный капитал. Так как деятельность оценщика регламентируется законодательством, отчет об оценке имеет юридическую  силу и указанные в нем результаты определения стоимости могут  быть использованы в суде при возникновении  каких-либо имущественных споров, в  частности относительно уставного  капитала.

В процессе функционирования практически каждого предприятия  необходима независимая оценка для  управления финансами. Особенно эффективно используется оценка при кредитовании: отчет об оценке является необходимым  документом для получения кредитов под залог имущества.

 

1.3. Виды стоимости имущества

Чтобы получить результат  оценки, необходимый заказчику для принятия обоснованных решений, нужно четко сформулировать цели оценки, в зависимости от которых определению подлежат различные виды стоимости.

Стоимость не является характеристикой, которая сама по себе присуща объектам: наличие стоимости зависит от желания людей и покупательной способности; имущество имеет стоимость только при наличии полезности; для того чтобы иметь стоимость, имущество должно быть относительно дефицитным.

Компоненты стоимости

Спрос

Полезность

Дефицитность

Возможность отчуждаемости  объектов


 

Рис. 1. Компоненты стоимости

Спрос — количество данного товара или услуг, находящее на рынке платежеспособных покупателей.

Полезность определяется способностью имущества удовлетворять некоторые потребности человека. Полезность побуждает желание приобрести определенную вещь. Для инвестора, действующего на рынке недвижимости, наибольшей полезностью будет обладать земельный участок без ограничений на использование и застройку.

Дефицитность — ограниченность предложения. Как правило, при увеличении предложения определенного товара цены на данный товар начинают падать, при уменьшении предложения расти.

Возможность отчуждаемости  объектов — это возможность передачи имущественных прав, что позволяет ей переходить из рук в руки (от продавца к покупателю), т.е. быть товаром. В оценке имущества различают несколько видов стоимости, которые зависят от целей оценки. Если требуется принять решение относительно цены продажи предприятия (его части), определяется рыночная стоимость.

Рыночная стоимость — наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Рыночная оценка основана на учете затрат, связанных с производством товара, времени получения доходов, уровня конкуренции, экономического имиджа предприятия, макро- и микроэкономических условий, влияющих на стоимость объекта.

Понятие стоимости отличается от понятия цены. Стоимость и цена равны только в условиях совершенного рынка.

Цена — денежная сумма, предлагаемая или уплаченная за объект оценки или его аналог в конкретной ситуации. В случае отсутствия тех или иных типичных условий сделки, цена продажи конкретного объекта может отличаться от типичной цены для данного рынка, т.е. от рыночной стоимости аналогов рассматриваемого объекта. Таким образом, рыночная стоимость — это ожидаемая цена при определенных условиях, а цена продажи — это сумма, которую в конкретной ситуации покупатель согласился заплатить, а продавец — принять за объект. Рыночная стоимость является объективной, независимой от желания отдельных участников рынка недвижимости.

 

1.4. Принципы оценки имущества

На стоимость имущества  влияет значительное количество экономических факторов. Принципы оценки позволяют учесть наиболее значимые из них, отражая тенденцию экономического поведения субъектов рыночных отношений.

 

 

 

 

Таблица 1

Группы принципов оценки имущества

 

Принципы, отражающие компоненты объекта

Принципы, основанные на представлениях владельца

Принципы, связанные с рыночной средой

Принцип наилучшего

и наиболее эффективного использования

Вклада

Остаточной продуктивности

Предельной продуктивности

Сбалансированности

Полезности

Замещения

Ожидания

Внешних изменений

Конкуренции

Спроса и предложения соответствия, регрессии, прогрессии

Экономического разделения

Синтез предыдущих трех групп принципов


 

Принципы оценки имущества  взаимосвязаны. На один конкретный объект могут одновременно влиять несколько принципов, в каждой ситуации набор принципов может быть различен. Принципы оценки не могут учесть абсолютно все факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, однако при правильном применении позволяют обеспечить достоверное заключение о его стоимости.

Принципы оценки, отражающие компоненты объекта.

Принцип вклада основан на измерении стоимости каждого элемента, вносимой им в общую стоимость объекта. Улучшения следует производить в разумных пределах, так как произведенные затраты на добавление дополнительного элемента (вклада) могут не соответствовать последовавшему увеличению стоимости объекта.

Принцип остаточной продуктивности. Так как земля физически недвижима, факторы рабочей силы, капитала и управления должны быть привлечены к ней. Сначала должна быть произведена компенсация за эти факторы, а оставшаяся сумма денег идет в оплату пользования земельным участком ее собственнику. Остаточная продуктивность может быть результатом того, что земля дает возможность пользователю извлекать максимальные доходы или до предела уменьшать затраты.

Принцип предельной продуктивности заключается в том, что последовательное добавление ресурсов к основным факторам производства будет сопровождаться увеличением доходности, превышающим затраты на их создание, только до достижения точки максимальной продуктивности. После этого дальнейшие улучшения не будут вызывать приемлемого увеличения стоимости или даже компенсировать произведенные затраты.

Принцип сбалансированности основан на том, что чем более гармоничны и сбалансированы элементы объекта, тем выше его стоимость на рынке; максимальный доход от предприятия можно получить при соблюдении пропорциональности факторов

производства. Предприятие — это система, а одной из закономерностей развития и существования системы является сбалансированность, пропорциональность ее элементов. Наибольшая эффективность предприятия достигается при объективно обусловленной пропорциональности факторов производства. Различные элементы системы

предприятия должны быть согласованы  между собой по пропускной способности и другим характеристикам.

Одним из важных моментов действия данного принципа является соответствие размеров предприятия потребностям рынка: если предприятие является слишком большим для удовлетворения потребностей рынка, то его эффективность падает, особенно если затруднена доставка ресурсов или товаров.

Принципы оценки, основанные на представлениях владельца

Принцип полезности заключается в том, что предприятие с большей полезностью для пользователя обладает и большей стоимостью на рынке. Бизнес имеет стоимость, если может быть полезен реальному или потенциальному собственнику. Полезность для каждого потребителя индивидуальна. Полезность жилья - комфортное проживание, полезность бизнеса - это его способность приносить доход в конкретном месте и в течение данного периода. Полезность может проявляться в способности удовлетворять психологические потребности, например чувство гордости за владение (даже временное) объектом. Чем больше полезность, тем выше величина оценочной стоимости. Конечно, полезность бизнеса в том, чтобы приносить доход.

Принцип замещения гласит, что осведомленный покупатель в условиях открытого рынка не заплатит за предприятие больше, чем за предприятие с эквивалентной полезностью, или больше, чем затраты на возведение аналогичного объекта в приемлемые сроки. Максимальная стоимость имущества не должна быть выше минимальной цены на имущество с такой же полезностью, так как ценность конкретного объекта в глазах покупателя сильно зависит от возможности найти заменяющий сопоставимый объект. Если инвестор анализирует поток дохода, то максимальная цена определяется посредством изучения других потоков доходов с аналогичным уровнем риска и качества. Но покупатель не всегда ограничен бизнесом одного и того же типа. Иными словами, замещающий объект необязательно должен быть точной копией, но он должен быть похож на оцениваемый объект, и собственник рассматривает его как желаемый заменитель. Принцип основан на наличии вариантов выбора у покупателя и отражает наименьшую стоимость, по которой может быть приобретено имущество с эквивалентной полезностью.

Принцип ожидания основан на том, что на стоимость предприятия влияют ожидаемые преимущества от владения объектом и его недостатки. На стоимость бизнеса влияют ожидаемая доходность инвестиций за счет потоков дохода от функционирования и выручка от будущей продажи предприятия. Важны величина, качество и продолжительность ожидаемого будущего дохода. Ожидание будущих выгод от владения предприятием выражается в денежной форме. Будущие выгоды (убытки) от владения объектом могут быть продисконтированы(приведены к текущей стоимости), на основе чего могут вноситься как положительные, так и отрицательные поправки к стоимости объекта оценки.

Принципы оценки, связанные  с рыночной средой

Принцип внешних изменений основан на том, что стоимость предприятия, его имущества зависит от состояния внешней среды, степени политической и экономической стабильности в стране. Поэтому для того чтобы рассмотреть возможные способы использования данного предприятия, необходимо исходить из условий рыночной среды. Спрос на рынке, возможности развития бизнеса, изменение экономических и финансовых условий, международные события, социальные и природные факторы, появление новых технологий и другие факторы определяют альтернативные способы использования предприятия.

Принцип конкуренции основан на том, что рыночные цены устанавливаются на определенном уровне с учетом конкуренции. Если в каком-то районе деловая конкуренция сильна, то строительство еще одного магазина или офисного здания может оказаться убыточным. Если отрасль, в которой действует предприятие, приносит избыточную прибыль, то она привлекает капиталы, так как в нее пытаются проникнуть и другие предприниматели. Это увеличит предложение в будущем и снизит норму прибыли. Отсюда следует, что при оценке стоимости предприятий необходимо учитывать степень конкурентной борьбы в данной отрасли в настоящее время и в будущем. Если ожидается обострение конкурентной борьбы, то при прогнозировании будущих прибылей данный фактор можно учесть либо за счет прямого уменьшения потока доходов, либо путем увеличения фактора риска, что опять же снизит текущую стоимость будущих доходов. При этом итоговая оценка рыночной стоимости предприятия не может превышать текущих цен предложения его аналогов.

Принцип спроса и предложения основан на определении стоимости объекта соотношением спроса и предложения на рынке недвижимости. Стабильное соотношение — стабильные цены. Если на рынке предлагается мало прибыльных предприятий (спрос превышает предложение), цена на них будет выше стоимости. На спрос и предложение воздействуют такие факторы, как уровень доходов, изменение численности и вкусов населения, величина налогов, доступность финансовых ресурсов, величина кредитной ставки и др. Стоимость будет увеличиваться с возрастанием спроса и падением предложения. Но на рынке предприятий могут быть рыночные искажения (монополизм собственника, контроль государства по продаже предприятий).

Принцип соответствия основан на том, что если предприятие соответствует стандартам, предпочитаемым в данное время в конкретной местности, то цена будет приближена к среднерыночным значениям. Учитывается, в какой степени архитектурный стиль, уровни удобств и услуг, предлагаемых застройкой земли, отвечают потребностям и ожиданиям рынка. Если предприятие не характерно для данной местности, т.е. не соответствует требованиям рынка по оснащенности производства, технологии, уровню доходности и т.д., то цена на него скорее всего будет ниже среднего. Предприятия не должны быть одинаковыми, но должны соответствовать определенным рыночным стандартам, характерным для конкретного времени и места.

Информация о работе Оценка стоимости бизнеса