Организационная структура финансового менеджмента в компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Финансовый менеджмент, иначе говоря, управление финансами, представляет собой систему принципов, методов и форм рационального и эффективного регулирования финансовых ресурсов и отношений предприятия с целью обеспечения устойчивой производственно-хозяйственной деятельности, достижения достаточной прибыли и повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
Целью финансового менеджмента является выработка определенных решений для достижения оптимальных конечных результатов и нахождения оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом управлении.

Содержание работы

Ведение ………………………………………………………………………..3
1. Текущий финансовый менеджмент
1.1. Содержание понятия и цель финансового менеджмента………………..5
1.2. Области управленческой науки и практики наиболее тесно связанные с финансовым менеджментом…………………………………………………….9
2. Организационная структура финансового менеджмента Компании
2.1. Структура системы управления финансами на предприятии………..23
2.2.Понятие центров ответственности, их классификация……………….29
2.3. Описание должностей в системе финансового менеджмента………33
Заключение …………………………………………………………………39
Список использованных литературы ……………………………………...40

Файлы: 1 файл

30-12.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Структура исполняющей процедуры. Концептуальная составляющая исполняющей процедуры включает систему понятий, позволяющих описать исполняющую процедуру: деловая операция; процесс ее реализации; процесс реализации основной функции. Структурная составляющая исполняющей процедуры включает: схему деловой операции; схему процесса реализации деловой операции; схему процесса реализации основной функции. Методическая составляющая исполняющей процедуры включает методические рекомендации: по управлению деловыми операциями; по оценке рисков; по компенсации рисков. Организация и контроль исполняющей процедуры являются основным видом оперативной деятельности финансового менеджера. В связи с этим рассмотрим более подробно составляющие исполняющей процедуры.

Деловая операция - совокупность взаимосвязанных (по некоторым характеристикам) сделок, направленная на получение дохода (прибыли). Основой деловой операции является сделка, т. е. действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Обычно в деловых операциях сделки являются двусторонними и их условия закрепляются в возмездных договорах. В простых случаях совокупность взаимосвязанных сделок имеет вид последовательности. В более сложных случаях совокупность сделок имеет более сложную структуру. Среди участников деловой операции выделим основного участника деловой операции, под которым будем понимать ее инициатора и с чьей точки зрения анализируется деловая операция. Последовательность сделок в деловой операции рассматривается с позиции основного участника. Целесообразно ввести понятие схемы и экземпляра деловой операции.

Схема деловой операции фиксирует некоторые общие свойства совокупности сделок и задается:

1. Ролями, в которых выступают хозяйствующие субъекты в деловой операции. Возможные роли: поставщик, потребитель, кредитор и т.д.

2. Структурой взаимных обязательств (определяемых на множестве ролей и фиксируемых соответствующими договорами: кто, кому, что, в какой форме, сумма, дата). Структура взаимных обязательств образует цикл.

3. Видом средств платежа (погашение обязательств производится: денежными средствами, фондовыми ценностями (акциями, облигациями, векселями, ГКО и т д.), прочими ликвидными активами (готовой продукцией, сырьем, материалами, основными средствами и т. д.).

Роли хозяйствующих субъектов определяются смыслом схемы деловой операции и видом рынка (товарным, фондовым и др.), на котором она рассматривается (в общем случае схема деловой операции может охватывать несколько видов рынков - такие схемы, например, возникают при использовании вексельного кредита в условиях неплатежей).

Схема деловой операции описывает тип деловой операции и может быть представлена помеченным графом, вершины которого помечены наименованиями ролей хозяйствующих субъектов, а дуги - наименованиями документов, фиксирующих обязательства и номерами, фиксирующими порядок возникновения (выполнения) обязательств в схеме деловой операции. Нумерацию ребер графа, соответствующих обязательств, целесообразно выполнять в соответствии с последовательностью выполнения этих обязательств. При изображении помеченного графа следует использовать ориентированные дуги, причем дуги указывают направление движения денежных или материальных средств в деловой операции. В зависимости от конкретного состава участников деловой операции возникает та или иная реализация деловой операции (экземпляр деловой операции). Схема деловой операции фиксирует тип деловой операции и позволяет финансовой администрации предприятия: представить деловую операцию в целом; уяснить движение средств (финансовые потоки) в деловой операции; убедиться в соответствии деловой операции существующему правовому и нормативному обеспечению; выделить риски, связанные деловой операцией; в соответствии с последовательностью номеров ребер помеченного графа представить последовательность развития деловой операции.

 

2. Организационная структура  финансового менеджмента Компании 

 

2.1. Структура системы  управления финансами на предприятии

 

Структура финансовых служб предприятия строится, как правило, по функциональному принципу, который предполагает четкое определение функций каждого структурного подразделения и работника. В зависимости от масштаба предприятия, во главе службы могут быть финансовый директор, финансовый менеджер, главный бухгалтер (7; 9).

Малое предприятие: Функции финансового директора (менеджера) возлагаются на главного бухгалтера (рис.2).

 
Рис. 1 Структура финансовой службы малых предприятий

Средние предприятия: На средних предприятиях выделяются отдельно функции учета, исполняемые бухгалтерией и функции финансового директора (менеджера) в данном случае включают в себя планирование, прогнозирование, анализ, контроль, поиск источников финансирования и т.д.

 
Рис. 3. Структура финансовой службы средних предприятий

Крупные предприятия: Отличительной особенностью финансовой службы на крупных предприятиях является большая степень функциональной детализации, в соответствии с которой и формируются структурные подразделения предприятия. Для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел (рис.4).

Вне зависимости от организационной структуры управления фирмой финансовый менеджер отвечает принятие решений в области управления финансов или выработку рекомендаций высшему руководству, за анализ финансовых проблем.

 
 Рис.4. Организационная структура управления крупным предприятием

2.2. Финансовый менеджер: функциональные  обязанности, квалификационная характеристика

Эффективное функционирование предприятия в значительной степени определяется способностью финансового менеджера 

рационально распорядиться существующими финансовыми ресурсами;

своевременно отреагировать на условия динамично изменяющегося рынка;

предотвратить ситуацию возможного банкротства предприятия. 

Среди основных функциональных обязанностей финансового менеджера выделяют: 

организация финансовой работы на предприятии;

разработка прогнозов, проектов и планов вложения капитала (прямые вклады, венчурные вклады, вклады в ценные бумаги);

оценка разных вариантов вложения капитала с учетом степени риска и размера получаемой прибыли, выбор оптимального варианта;

разработка перспективных, текущих, оперативных финансовых планов, планов поступления и использования иностранной валюты;

участие в разработке бизнес-плана предприятия в части финансовых показателей, а также финансовых нормативов;

проведение валютной и кредитной политики;

анализ финансового состояния предприятия;

контроль над исполнением плановых показателей. 

Квалификационная характеристика финансового менеджера.

Квалификационная характеристика финансового менеджера предъявляет к нему требования в области его теоретической подготовки и практических умений работы.

Финансовый менеджер должен знать: 

Теорию менеджмента.

Теорию финансов, кредита и денежного обращения.

Теорию финансового менеджмента.

Бухгалтерский учет.

Экономическую статистику, действующий статистический учет.

Действующее законодательство в области финансовой, кредитной, валютной банковской и биржевой деятельности.

Основные нормативно-законодательные акты по международным расчетам и внешнеэкономической деятельности.

Виды ценных бумаг и порядок их обращения. Особенности обращения ценных бумаг за границей.

Правила и порядок проведения операций на внутреннем финансовом рынке.

Основы совершения операций на международном финансовом рынке.

Основы экономики хозяйствующего субъекта.

Методологию и методику экономического анализа.

Делопроизводство и корреспонденцию. 

Финансовый менеджер должен уметь: 

Читать бухгалтерский баланс.

Разбираться в статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности хозяйствующего субъекта.

Разбираться в финансовой информации, в том числе зарубежной, публикуемой в печати.

Анализировать результаты производственно-торговой и особенно финансовой деятельности хозяйствующего субъекта.

Анализировать и оценивать экономическую эффективность мероприятий по вложению капитала.

Прогнозировать результаты вложения капитала. Оценивать и принимать окончательные решения.

Разрабатывать программы использования финансовых ресурсов.

Составлять финансовый план.

Составлять отчет по использованию финансовых ресурсов и выполнению показателей финансового плана.

Подготавливать документы по финансовым вопросам для предоставления их в банк, налоговую службу и другие органы управления.

Вести переписку по финансовым вопросам с органами управления и с хозяйствующими субъектами.

Осуществлять контроль за выполнением показателей финансового плана, финансовых программ, за эффективным использованием финансовых ресурсов, основных фондом, нематериальных активов, оборотных средств. 

Система организационного обеспечения финансового менеджмента представляет собой взаимосвязанную совокупность внутренних структурных служб и подразделений предприятия, обеспечивающих разработку и принятие управленческих решений по отдельным аспектам его финансовой деятельности и несущих ответственность за результаты этих решений.

Общие принципы формирования организационной системы управления предприятием предусматривают создание центров управления.

Наряду с традиционной интеграцией системы финансового управления с общей его системой в рамках единой организационной структуры предприятия, в практике используется управление отдельными аспектами финансовой деятельности предприятия на основе "центров ответственности".

Центр ответственности (или центр финансовой ответственности - ЦФО) - структурное подразделение предприятия, которое полностью контролирует те или иные аспекты финансовой деятельности, а его руководитель самостоятельно принимает управленческие решения в рамках этих аспектов и несет полную ответственность за выполнение доведенных ему плановых (нормативных) финансовых показателей.

Формирование системы организационного обеспечения финансового управления предприятием на основе центров ответственности предусматривает следующий алгоритм действий.

1. Исследование особенностей функционирования отдельных структурных подразделений с позиции их влияния на отдельные аспекты формирования и использования финансовых ресурсов.

2. Определение основных типов центров ответственности в разрезе структурных подразделений предприятия.

3. Формирование системы прав, обязанностей и меры ответственности руководителей структурных подразделений, определенных как ЦФО.

4. Разработка и доведение центрами ответственности плановых (нормативных) финансовых заданий в форме текущих или капитальных бюджетов.

5. Обеспечение контроля выполнения установленных заданий центрами ответственности путем получения соответствующей информации (отчетов), ее анализа и установление причин отклонений.

Организационная структура системы управления финансовыми ресурсами хозяйствующего субъекта и ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел (8;10).

Основой управления ФСП является финансовая политика предприятия, как часть его экономической политики, проявляющаяся в использовании финансовых ресурсов, регулировании расходов и доходов, в управлении денежным обращением, формировании и использовании денежных средств.

Основные задачи финансового менеджмента в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде:

1) обеспечение формирования объема финансовых ресурсов;

2) обеспечение наиболее эффективного использования финансовых ресурсов;

3) оптимизация денежного оборота;

4) обеспечение максимизации прибыли;

5) обеспечение минимизации финансового риска;

6) обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия.

 

 

2.2.Понятие центров ответственности, их классификация

 

В рамках системы контроллинга информация аккумулируется и анализируется не по предприятию в целом, а по центрам ответственности.

Центр ответственности - это сегмент внутри предприятия, во главе которого стоит ответственное лицо, принимающее решения.

Центр затрат - это подразделение, руководитель которого отвечает только за затраты. Примером может служить цех по ремонту энергетического оборудования. Можно считать, что центр затрат - это самое мелкое подразделение, а остальные центры ответственности состоят из центров затрат. В соответствии с классификацией затрат центры затрат можно разбить на центры регулируемых затрат и центры частично регулируемых (произвольных) затрат.

Информация о работе Организационная структура финансового менеджмента в компании