Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:57, курсовая работа
В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.
ВВЕДЕНИЕ ...3
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 4
1.1 Сущность и виды финансового контроля 4
1.2 Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля 7
1.3 Предмет и метод государственного финансового контроля 10
1.4 Формы государственного финансового контроля 13
1.5 Принципы государственного финансового контроля 14
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ……………………………16
2.1 Система государственного финансового контроля 16
2.2 Органы государственного финансового контроля Российской Федерации 19
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 24
3.1 Оценка эффективности государственного финансового контроля 24
3.2 Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Принцип эффективности (действенности) контроля проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.
Государственный
финансовый контроль предназначен для
реализации финансовой политики государства,
создания условий для финансовой
стабилизации. Во всех государствах в
зависимости от специфики их устройства
сложились свои системы финансового
контроля. Тем не менее организация
и деятельность контрольно-ревизионных
сетей в зарубежных странах так
или иначе базируется на общих
принципах, выраженных многолетним
международным опытом. Так, например,
осуществление любой крупной
программы обязательно включает
в себя подсистемы контроля. Важнейшим
звеном государственного финансового
контроля во всех демократических странах
принято считать орган контроля
по линии законодательной власти.
Как правило, во всех странах существуют
специальные институты
Кроме
институтов парламентского контроля в
большинстве стран действует
также система контроля по линии
исполнительной власти или так называемый
правительственный контроль, а также
органы финансового контроля при
главе государства (президентский
контроль). В США — это система
инспекторских служб в
В наиболее концентрированном
виде подходы к организации
Лимская
Декларация указывает, что для достижения
рационального и эффективного управления
государственными финансовыми средствами
необходимо незамедлительно создать
в каждом государстве высший орган
финансового контроля, независимость
которого должна быть закреплена в
законодательном порядке. Это в
равной степени распространяется на
субъекты федеративных государств, особенно
там, где они обладают высокой
степенью суверенности, в первую очередь
в бюджетно-финансовой сфере, как
это имеет место в России. То
есть в субъектах Российской Федерации
также в указанных целях
Международный
опыт показывает, что наличие такого
органа тем более необходимо, так
как деятельность государства все
более распространяется на социальную
и экономическую область, и тем
самым государство переступает
традиционные рамки государственных
финансовых действий. Для России это
еще более актуально, поскольку
если в развитых странах усиливается
вмешательство государства в
экономические процессы, то в государствах,
осуществляющих переход от планового
хозяйства к рыночному, степень
государственного регулирования экономики
и государственной
Например,
французская система внешнего контроля
государственных финансов характеризуется
наличием общенациональной структуры
государственных бухгалтеров, работающих
в административно-
В
развитых странах государственные
органы контроля являются главным инструментом
воздействия на экономику. В США
суммарный экономический эффект
от деятельности федеральных контрольных
органов (Главное контрольное
Принцип
разделения властей придает важную
роль финансовому контролю за деятельностью
органов исполнительной власти
со стороны органов
представительной власти и определяет
его новое содержание. Основы контроля
закреплены в Конституции Российской
Федерации, в конституциях республик
в составе федерации, а также
в основных законах и правовых
актах представительных органов
местного самоуправления и органов
исполнительной власти.
В
ведение Государственной Думы и
Совета Федерации передан контрольно-
Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления.
В
целях эффективности
Контрольное
управление имеет территориальные
подразделения. Все эти органы действуют
как система обеспечения
– анализ деятельности специальных органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;
– рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений.
Все они предполагают возможность проведения контроля, являющегося по своему содержанию финансовым.
Управление
не наделено правом применение каких-либо
санкций, однако оно в праве направлять
предписания об устранения выявленных
нарушений руководителям
Органы исполнительной власти направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.
В пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль за исполнением законов Российской Федерации и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами исполнительной власти субъектов федерации, принимает меры по устранению их нарушения.
В полномочия Правительства Российской Федерации входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств, государственных комитетов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы. При этом Правительство Российской Федерации вправе отменить акты указанных органов.
Направляя
деятельность подведомственных ему
органов по осуществлению финансового
контроля, Правительство Российской
Федерации принимает правовые акты
(нормативные и индивидуальные)
Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов Российской Федерации, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.
Прежде
всего Минфин осуществляет финансовый
контроль в процессе разработки федерального
бюджета; контролирует поступление
и расходование бюджетных средств
и средств федеральных
Следует при этом отметить, что контрольные полномочия Минфина Российской Федерации распространяются на финансовые средства только федерального уровня. В тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации.
Однако,
принимая во внимание принятый в 1998г. Бюджетный
кодекс, можно отметить, что на Минфин
возложено осуществление
Финансовый
контроль осуществляют все структурные
подразделения МФРФ соответственно
их компетенции. Так, органы казначейства
призваны осуществлять государственную
бюджетную политику; управлять процессом
исполнения федерального бюджета, осуществляя
при этом жесткий контроль за поступлением,
целевым и экономным
В
связи с повышением роли налогов
в доходах государства стало
необходимо выделение органов налоговой
службы в особую систему. Деятельность
налоговой службы направлена на обеспечение
единой системы контроля за соблюдением
российского налогового законодательства,
правомерности исчисления, полноты
и своевременности внесения налогов
в бюджет и внебюджетные фонды. Органы
ГНС наделены широким кругом
контрольных полномочий и прав по
применению мер принудительного
воздействия к нарушителям
Информация о работе Организация государственного финансового контроля