Организация государственного финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ...3

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 4

1.1 Сущность и виды финансового контроля 4

1.2 Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля 7

1.3 Предмет и метод государственного финансового контроля 10

1.4 Формы государственного финансового контроля 13

1.5 Принципы государственного финансового контроля 14

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ……………………………16

2.1 Система государственного финансового контроля 16

2.2 Органы государственного финансового контроля Российской Федерации 19

ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 24

3.1 Оценка эффективности государственного финансового контроля 24

3.2 Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

ГМУ фин-сы.docx

— 58.29 Кб (Скачать файл)

     Принцип эффективности (действенности) контроля проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.

 

     ГЛАВА 2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Система государственного  финансового контроля

     Государственный финансовый контроль предназначен для  реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Во всех государствах в  зависимости от специфики их устройства сложились свои системы финансового  контроля. Тем не менее организация  и деятельность контрольно-ревизионных  сетей в зарубежных странах так  или иначе базируется на общих  принципах, выраженных многолетним  международным опытом. Так, например, осуществление любой крупной  программы обязательно включает в себя подсистемы контроля. Важнейшим  звеном государственного финансового  контроля во всех демократических странах  принято считать орган контроля по линии законодательной власти. Как правило, во всех странах существуют специальные институты парламентского контроля за расходованием государственных  средств: в России — это Счетная  палата РФ, в США — Главное  бюджетно-контрольное управление Конгресса, в Великобритании — Национальное контрольно-ревизионное управление, в Канаде — Ведомство Генерального ревизора, во Франции — Суд счетов, в Швеции — Национальное ревизионное  бюро, в Австрии, ФРГ, Франции, Венгрии  — Счетные палаты при бундестаге и парламенте.

     Кроме институтов парламентского контроля в  большинстве стран действует  также система контроля по линии  исполнительной власти или так называемый правительственный контроль, а также  органы финансового контроля при  главе государства (президентский  контроль). В США — это система  инспекторских служб в федеральных  министерствах и ведомствах, Административно-бюджетное  управление при Президенте, Президентский  совет честности и эффективности  в правительстве и иные контрольные  органы; в Великобритании центральный  орган правительственного финансового  контроля — Комитет общественных счетов при Правительстве; в Германии — это Федеральное финансовое ведомство; в Канаде — Офис Генерального контролера и т. д.

     В наиболее концентрированном  виде подходы к организации финансового  контроля в промышленно развитых странах сформулированы в Лимской  декларации о руководящих принципах  финансового контроля, принятой на IX Конгрессе международной организации  высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в октябре 1977 г. Декларация закрепляет общепризнанное на Западе мнение, что независимые органы государственного бюджетно-финансового контроля являются непременным атрибутом демократического общества, обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами. В Декларации обобщен опыт организации  и деятельности государственных  органов финансового контроля различных  стран в современных условиях с учетом разнообразия систем управления, специфики финансово-экономической  организации хозяйственной деятельности и практики контрольной работы. [25, с. 8]

     Лимская Декларация указывает, что для достижения рационального и эффективного управления государственными финансовыми средствами необходимо незамедлительно создать  в каждом государстве высший орган  финансового контроля, независимость  которого должна быть закреплена в  законодательном порядке. Это в  равной степени распространяется на субъекты федеративных государств, особенно там, где они обладают высокой  степенью суверенности, в первую очередь  в бюджетно-финансовой сфере, как  это имеет место в России. То есть в субъектах Российской Федерации  также в указанных целях рекомендуется  создавать высшие для данного  государственно-территориального образования  независимые органы финансового  контроля.

     Международный опыт показывает, что наличие такого органа тем более необходимо, так  как деятельность государства все  более распространяется на социальную и экономическую область, и тем  самым государство переступает  традиционные рамки государственных  финансовых действий. Для России это  еще более актуально, поскольку  если в развитых странах усиливается  вмешательство государства в  экономические процессы, то в государствах, осуществляющих переход от планового  хозяйства к рыночному, степень  государственного регулирования экономики  и государственной ответственности  в социальной сфере неизмеримо более  высоки.

     Например, французская система внешнего контроля государственных финансов характеризуется  наличием общенациональной структуры  государственных бухгалтеров, работающих в административно-территориальных  единицах страны (коммунах, департаментах  и округах). Они наделены полномочиями управлять государственными денежными  средствами, ответственны за правильность осуществляемых ими операций и обязаны  возмещать за свой счет ошибочно выплаченные  или невостребованные денежные средства. Учет государственных финансовых операций основывается на двух основных принципах: с одной стороны, на законом установленном  разделении функций распорядителей кредитов (министры, руководители  других государственных органов, председатели или мэры органов местного самоуправления, управляющие или директора государственных  учреждений) и государственных бухгалтеров, а с другой стороны – на персональной денежной ответственности государственных  бухгалтеров. [11, с. 2]

     В развитых странах государственные  органы контроля являются главным инструментом воздействия на экономику. В США  суммарный экономический эффект от деятельности федеральных контрольных  органов (Главное контрольное управление конгресса во главе с генеральным  контролером; Административно-бюджетное  управление при президенте, система  инспекторских служб в федеральных  министерствах; президентский совет  по борьбе с финансовыми злоупотреблениями  в правительственных учреждениях («Совет честности и эффективности»)), по данным исследовательской группы конгресса США, за последние 50 лет  исчисляется примерно в 500 миллиардов долларов. [4]

2.2 Органы государственного  финансового контроля  Российской Федерации

     Принцип разделения властей придает важную роль финансовому  контролю за  деятельностью  органов  исполнительной власти  со    стороны    органов  представительной власти и определяет его новое содержание. Основы контроля закреплены в Конституции Российской Федерации, в конституциях республик  в составе федерации, а также  в основных законах и правовых актах представительных органов  местного самоуправления и органов  исполнительной власти.                                                                                                                                 

     В ведение Государственной Думы и  Совета Федерации передан контрольно-бюджетный  комитет. В его компетенцию входят помимо экспертно-аналитической работы по финансовым вопросам, связанным  с доходами и расходованием бюджетных  средств, проведение также финансового  контроля за: исполнением федерального бюджета; соблюдением законности и  повышением эффективности государственных  средств, выдаваемых на финансирование бюджетных организаций, сферы материального  производства, обороны; формированием  доходов и расходов от внешнеэкономической  деятельности; использованием внебюджетных фондов.

     Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной  власти субъектов Российской Федерации, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления.

     В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный  орган — Контрольное управление Президента Российской Федерации (преобразованное  из Контрольного управления Администрации  Президента Российской Федерации).

     Контрольное управление имеет территориальные  подразделения. Все эти органы действуют  как система обеспечения конституционных  контрольных полномочий Президента Российской Федерации. Они осуществляют от имени и по поручению Президента Российской Федерации контроль за исполнением  федеральными органами государственной  власти и органами государственной  власти субъектов федерации Конституции  Российской Федерации, указов и распоряжений Президента. Управление подчиняется  непосредственно Президенту Российской Федерации в качестве структурного подразделения его администрации. Основными функциями Контрольного управления являются:

      – анализ деятельности специальных органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;

      – рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений.

     Все они предполагают возможность проведения контроля, являющегося по своему содержанию финансовым.

     Управление  не наделено правом применение каких-либо санкций, однако оно в праве направлять предписания об устранения выявленных нарушений руководителям федеральных  органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены  соответствующими органами и должностными лицами в течение 10 дней.

     Органы  исполнительной власти направляют контрольную  деятельность подведомственных им органов  государственного управления, в том  числе финансовых, а также непосредственно  сами осуществляют финансовый контроль.

     В пределах своих полномочий Правительство  Российской Федерации контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль за исполнением  законов Российской Федерации и  иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами исполнительной власти субъектов федерации, принимает  меры по устранению их нарушения.

     В полномочия Правительства Российской Федерации входит контроль за деятельностью  в области финансов подведомственных ему министерств, государственных  комитетов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы. При этом Правительство Российской Федерации вправе отменить акты указанных  органов.

     Направляя деятельность подведомственных ему  органов по осуществлению финансового  контроля, Правительство Российской Федерации принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности. Так, Правительством Российской Федерации  утверждены Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (Постановление  от 19 августа 1994 года), Положение о  Федеральном казначействе Российской Федерации (Постановление от 27.08.93г.), о других службах, где закреплены функции по финансовому контролю.

     Важнейшее место в системе финансового  контроля занимает Министерство финансов Российской Федерации, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

     Прежде  всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление  и расходование бюджетных средств  и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного  контроля; контролирует направление  и использование государственных  инвестиций.

     Следует при этом отметить, что контрольные  полномочия Минфина Российской Федерации  распространяются на финансовые средства только федерального уровня. В тех  случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов  Федерации, его контрольные функции  не должны выходить за эти рамки. Такой  подход обусловлен принципом самостоятельности  бюджетного устройства в Российской Федерации.

     Однако, принимая во внимание принятый в 1998г. Бюджетный  кодекс, можно отметить, что на Минфин возложено осуществление финансового  контроля за исполнением бюджетов субъектов  российской Федерации и местных  бюджетов, если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме свыше 50% расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия и  исполнение бюджета субъекта федерации  переходит под контроль Минфина  и в случаях, когда субъект  не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.

     Финансовый  контроль осуществляют все структурные  подразделения МФРФ соответственно их компетенции. Так, органы казначейства призваны осуществлять государственную  бюджетную политику; управлять процессом  исполнения федерального бюджета, осуществляя  при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. [7]

     В связи с повышением роли налогов  в доходах государства стало  необходимо выделение органов налоговой  службы в особую систему. Деятельность налоговой службы направлена на обеспечение  единой системы контроля за соблюдением  российского налогового законодательства, правомерности исчисления, полноты  и своевременности внесения налогов  в бюджет и внебюджетные фонды. Органы ГНС  наделены  широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного  воздействия к нарушителям налогового законодательства. Одновременно, для  обеспечения безопасности  РФ  и укрепления государственной дисциплины в области налогообложения были созданы федеральные органы налоговой  полиции, которые включают в Федеральную  службу налоговой полиции, территориальные  и местные органы.

Информация о работе Организация государственного финансового контроля