Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:57, курсовая работа
В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.
ВВЕДЕНИЕ ...3
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 4
1.1 Сущность и виды финансового контроля 4
1.2 Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля 7
1.3 Предмет и метод государственного финансового контроля 10
1.4 Формы государственного финансового контроля 13
1.5 Принципы государственного финансового контроля 14
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ……………………………16
2.1 Система государственного финансового контроля 16
2.2 Органы государственного финансового контроля Российской Федерации 19
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 24
3.1 Оценка эффективности государственного финансового контроля 24
3.2 Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Функции органов Государственного страхового надзора также ограничены особой сферой — страховой деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.
Перестройка
банковской системы и возникновение
коммерческих банков в значительной
мере изменили функции банков (кредитных
органов) в области финансового
контроля. Особая роль в его осуществлении
принадлежит Центральному Банку
России. Он организует и контролирует
денежно-кредитные отношения в
стране, осуществляет надзор за деятельностью
коммерческих банков. С этой целью
создано специальное
Впервые в законодательном плане решен вопрос об обязательности ведомственного или внутреннего контроля. Главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств вменено в обязанность осуществлять контроль за использованием этих средств.
Наряду
со всеми перечисленными структурными
подразделениями МФРФ существует специальное
контрольное подразделение, предназначенное
именно для проведения финансового
контроля – это Контрольно-ревизионное
управление с его территориальными
органами на местах.
Эффективность финансового контроля — сложная экономическая категория. Она характеризуется определенными критериями и показателями.
Обычно,
когда рассматривают вопрос об эффективности
управленческой деятельности, прежде
всего имеют в виду адекватность
достигнутых в процессе ее осуществления
результатов намеченным целям, степень
приближения результата к цели с
одновременным учетом производственных
затрат (времени, материальных и денежных
средств, трудовых ресурсов и т. д.).
С учетом этого положения критерием
эффективности финансового
В широком смысле такими целями для государственного финансового контроля будут: рост темпов развития экономики, обеспечение стабильности финансовой системы, увеличение доходной части федерального бюджета и экономия средств в его расходной части. [15, с. 3]
Конечный
результат, т. е. совокупность объективных
последствий финансового
Однако результаты финансового контроля будут неточными, если не учитывать сопровождающие проведение контроля затраты: длительность проверок, число участвующих в проверках лиц, различного рода расходы (на транспорт, командировки) при выезде на место и т. п. Затраты на проведение контроля могут быть большими или меньшими и должны соизмеряться с его результатами. В этой связи одним из критериев эффективности финансового контроля является его экономичность. [15, с. 6]
Критерий
действенности финансового
Показатели, отражающие степень воздействия финансового контроля на деятельность подконтрольного субъекта или лица, его влияние на содержание управленческой деятельности, ее стиль, могут быть подразделены на количественные и качественные.
Структура
эффективности финансового
Макроэффективность - это сумма эффектов, полученных от проведения финансового контроля, которые можно классифицировать следующим образом:
- социальный эффект;
- организационный эффект;
- экономический эффект.
Социальный
эффект финансового контроля проявляется
в том, что по его результатам
применяются меры к лицам, допустившим
нарушение финансового
Организационный эффект заключается в том, что по итогам контрольных мероприятий, проводимых, в частности, Счетной палатой, предлагаются и реализуются меры по улучшению структуры федеральной исполнительной власти, в результате повышается управляемость в государстве, сокращаются излишние звенья или создаются новые, необходимые для экономики, повышается оперативность управления.
Экономический эффект достигается в результате улучшения деятельности органов федеральной исполнительной власти в части экономии бюджетных и внебюджетных средств, повышения рентабельности производства, снижения себестоимости продукции и т.д.
Промежуточная
эффективность деятельности органа
государственного финансового контроля
— это соотношение
В
настоящее время работа органов
государственного финансового контроля
в России характеризуется
В
Российской Федерации до настоящего
времени отсутствует
Первый
подход отражает позицию ряда авторов,
рассматривающих процесс
Усиление
роли Счетной палаты как органа,
осуществляющего функции
По
поводу построения системы государственного
финансового контроля в России существует
и другой подход, авторы которого активно
выступают против создания жестко иерархической
соподчиненной контрольной
В
соответствии с рассматриваемой
позицией структурная основа государственной
системы контроля должна складываться,
с одной стороны, из высших органов
государственной власти и управления,
наделенных Конституцией РФ и законодательно-нормативными
актами в области государственного
контроля. С другой стороны, ее составной
частью могут стать специальные
органы государственного контроля как
ныне действующие, например. Департамент
государственного финансового контроля
Минфина России и вновь созданный
— Комитет финансового
Каждый
из этих подходов имеет свои сильные
и слабые стороны, однако при обсуждении
возможных концепций
Счетная
палата Российской Федерации — единственный
государственный орган
В результате проверок Счетной палатой выявляются множественные нарушения в бюджетной сфере. Однако, основным следствием этой деятельности является только констатация фактов выявленных нарушений. Происходящие в России коренные рыночные преобразования выводят на первые позиции судебно-правовые взаимоотношения, отводя ведущую роль правосудию. Поэтому, весьма актуальной. представляется постановка проблемы участия Счетной палаты Российской Федерации (ее представителей) в гражданском и арбитражном судопроизводстве в интересах государства.
Сегодня для повышения эффективности всей правоохранительной системы государства, необходимы разработка и принятие комплекса поправок к действующим федеральным законам. Российскими экономистами предлагаются следующие меры:
– уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушения требований закона при исполнении федерального бюджета и внебюджетных фондов, а также при распоряжении государственной собственностью;
– конкретизация наступления ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний Счетной палаты и других контрольных органов;
– введение подконтрольности Центрального Банка проверкам Счетной палаты, в том числе в формировании и исполнении собственной сметы расходов, в поступлении доходов и формировании прибыли;
– принятие форм финансовой отчетности всех органов государственной власти;
Информация о работе Организация государственного финансового контроля