Организация стратегических поглощений российскими предприятиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Вслед за периодом стихийного перераспределения собственности в российских компаниях наступило переосмысление стратегий корпоративного роста, что обусловило необходимость использования научных методов в обосновании сделок слияний/поглощений

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы корпоративных слияний и поглощений компаний
1.1 Понятие и сущность слияний и поглощений
1.2 Направления развития теорий слияний и поглощений
1.3 Особенности слияний и поглощений на российских предприятиях
2. Анализ организации стратегических поглощений российскими предприятиями
2.1 Условия реализации стратегии слияний и поглощений российскими предприятиями в промышленности
2.2 Оценка эффективности реализации стратегий слияний и поглощений российскими компаниями
2.3 Основные направления совершенствования корпоративных стратегий слияний и поглощений в промышленности
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

fin_menedzhment.docx

— 359.15 Кб (Скачать файл)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУМ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

 

 

Курсовая работа.

 

Студента  V-го курса заочного отделения, индивидуального потока

факультета  экономики и управления:

 

Кутлугильдина Рената Рафкатовича

 

 

 

По дисциплине: Финансовый менеджмент.

 

 

На  тему: Организация стратегических поглощений российскими предприятиями.

 

 

 

 

Руководитель  – консультант:

Скворцова Н. В.

 

 

Защищена:                                                                       Оценка:

«____»  ____________2013 г.                                        «____________»

                                                                                    «___»  __________ 2013 г.

 

 

 

 

 

г. Магнитогорск, 2013 г.

 

Содержание

 

Введение

1. Теоретические основы корпоративных  слияний и поглощений компаний

1.1 Понятие и сущность слияний и поглощений

1.2 Направления развития теорий слияний и поглощений

1.3 Особенности слияний и поглощений на российских предприятиях

2. Анализ организации стратегических  поглощений российскими предприятиями

2.1 Условия реализации стратегии слияний и поглощений российскими предприятиями в промышленности 

2.2 Оценка эффективности реализации стратегий слияний и поглощений российскими компаниями

2.3 Основные направления совершенствования корпоративных стратегий слияний и поглощений в промышленности

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Вслед за периодом стихийного перераспределения  собственности в российских компаниях  наступило переосмысление стратегий  корпоративного роста, что обусловило необходимость использования научных  методов в обосновании сделок слияний/поглощений. В значительной мере востребованной оказалась проблема выработки рекомендаций для формирования корпоративных стратегий слияний  и поглощений российских предприятий  с учетом критериев экономической  целесообразности их проведения. Главной  проблемой при этом является оптимизация  непрофильных активов, которые не связаны  с основным видом бизнеса компании. Между тем, непрофильные активы –  это граница возможной диверсификации предприятий. Вопрос, создает ли корпоративная  диверсификация условия для оптимизации  структуры бизнеса, до сих пор  остается открытым. Нет ясного понимания  и того, почему многие конгломеративные компании заканчивают свое существование  разделением на несколько узкоспециализированных фирм и является ли это признаком  неэффективности конгломератов. И  самое главное заключается в  том, чтобы понять насколько конгломеративные слияния и поглощения являются эффективными для развивающихся рынков, к которым  относится и российский, как влияет диверсификация деятельности компаний на эффективность их менеджмента.

Актуальность  выбранной темы обуславливается  также тем, что в российских исследованиях, посвященных проблеме формирования стратегий слияний и поглощений, нет единого понимания данного  явления, не определены до конца характерные  особенности моделей интеграции бизнес-структур и не даны оценки их эффективности. В последнее время  появляется все больше литературы на русском и английском языках, посвященной  обобщению западного опыта по данным вопросам, требующей систематизации и выделения положений, применимых для использования в российской практике слияний и поглощений.

Объект  исследования: российские промышленные компании, участвующие в процессах  слияний и поглощений.

Предмет исследования: стратегии слияний  и поглощений российских промышленных компаний, а также критерии оптимизации  процессов интеграции бизнеса как  основы принятия экономически эффективных  управленческих решений.

Цель  работы: описать организацию стратегических поглощений российскими предприятиями.

Данная  цель решается с помощью решения  следующих основных задач:

- раскрыть  понятие и сущность слияний  и поглощений;

- обозначить  направления развития теорий  слияний и поглощений;

- выявить  особенности слияний и поглощений  на российских предприятиях;

- обозначить  условия реализации стратегии  слияний и поглощений российскими  предприятиями в промышленности;

- оценить  эффективность реализации стратегий  слияний и поглощений российскими  компаниями;

- обозначить  основные направления совершенствования  корпоративных стратегий слияний  и поглощений в промышленности.

Большой вклад в разработку исследуемой  темы внесли российские и зарубежные ученые экономисты и практики в области  финансов и кредита, корпоративных  финансов, стратегического управления. Так, основы механизма формирования и развития корпоративных структур и особенности корпоративного управления рассмотрены в работах Автономова B., Авдашевой С., Ануловой Г., Аукуционека  С., Борисова С., Гринберга Р., Долгопятовой Т., Доронина И., Душанича Й., Капелюшникова  Р., Паппэ Я., Розинского И., Рудык  Н., Семенковой Е., Хабаровой И., Шаронова А. Развернутая картина современного состояния корпоративного сектора западной экономики дана в работах таких ученых, как Р. Де Янг, М. Дженсен, Т. Коупланд, С. Майерс, С, Пилофф, С. Роадс, Р. Ролл, Е. Фам, А. Шляйфер.

 

 

1. Теоретические основы  корпоративных слияний и поглощений  компаний

 

1.1 Понятие  и сущность слияний и поглощений

 

Мировые интеграционные процессы, протекающие  во всех отраслях экономической деятельности, не могли обойти стороной и Россию. Процессы, происходящие на российском рынке, свидетельствуют о том, что  многие российские компании активно  включаются в процесс глобализации, перенимают зарубежный опыт, используют новейшие технологии развития бизнеса. Однако необходимо учитывать российскую специфику становления прав собственности  и развития принципов корпоративного управления. Конкуренция на мировых  рынках обостряется, и, хотя в России насыщение рынка еще не достигло критической точки, многие компании почувствовали необходимость искать пути повышения конкурентоспособности  и эффективности. Тем более, что  к возможности развития компаний только за счет роста российского  потребительского рынка на данный момент практически исчерпаны, а уровень  конкуренции на нем после присоединения  к ВТО приблизится к глобальному.

В свете  скорого присоединения России к  ВТО надо обратить особое внимание на обстоятельства, характерные для  большинства российских компаний. Долгосрочная конкурентоспособность большинства  из них, несмотря на положительные изменения  последних лет, по-прежнему низка. На данном этапе характерными конкурентными  преимуществами могут считаться  высокая доля внутреннего рынка  и знание специфики рынка. Но это - временные факторы. Если они не будут подкреплены устойчивыми  конкурентными преимуществами, ситуация может быстро измениться. Если мы проанализируем более фундаментальные факторы  конкурентоспособности – производительность труда, выработка на работающего, скорость разработки новых продуктов, качество, в конце концов, - то увидим, что практически по всем параметрам наши компании серьезно отстают от своих зарубежных оппонентов. Еще более проблемной выглядит постоянная нехватка финансовых ресурсов. В этой связи диверсификация может оказаться губительной стратегией для многих компаний. И без того не самые эффективные российские компании в несколько раз меньше своих зарубежных конкурентов. Это означает, что инвестиционных ресурсов у них тоже в несколько раз меньше. Диверсификация только усугубляет этот дефицит. В результате вместо создания одного действительно конкурентоспособного и эффективного развиваются несколько недостаточно эффективных продуктов или бизнесов. Для российского бизнеса стратегии концентрации и специализации могут оказаться приоритетнее.

Поэтому интеграционные операции становятся инструментом, без которого сложно представить  динамично развивающийся бизнес. Они позволяют увеличивать стоимость  компании, создавать действительно  эффективные бизнес-процессы, получать уникальные конкурентные преимущества, консолидируясь именно с той компанией, которая наилучшим образом подходит для этих целей. Комбинации бизнесов могут принимать любые из множества  форм. С точки зрения контроля, инвестирования и обязательств, слияние и поглощение является наиболее жесткой формой интеграции. Менее радикальная форма объединения - это совместное предприятие, обычно означающее формирование и взаимное владение двумя компаниями третьей  организацией, чаще всего - для достижения определенной локальной цели. Самой  мягкой формой обязательства в стратегической комбинации является альянс, представляющий собой формальный совместный проект двух независимых компаний, реализуемый  для достижения конкретной цели (или  лицензирование технологии, продукта или интеллектуальной собственности  другой организации).

Таким образом, считаем целесообразным сосредоточиться  на рассмотрении интеграции в форме  слияния и/или поглощения, т.к. эти  формы затрагивают все аспекты деятельности организации, имеют наиболее сложную процедуру сделки и, следовательно, могут повлечь максимальное количество негативных последствий для объединяющихся компаний. Когда желателен меньший объем обязательств, можно использовать совместные предприятия, альянсы или даже просто лицензионные соглашения. Процесс планирования должен идентифицировать стратегию, стоящую за комбинациями, а также и ожидаемые от них выгоды. Мягкие организационные формы интеграции, например, стратегические альянсы, рассматриваются нами для проведения сравнительного анализа, выяснения плюсов и минусов слияний и поглощений, а также поиска альтернатив существующим методам объединения бизнеса.

Cлияния  и поглощения в широком смысле  слова можно характеризовать  как вертикальную интеграцию  в форме любых форм взаимоотношений  между юридически самостоятельными / несамостоятельными предприятиями,  выходящих за рамки рыночных  трансакций1. Обращение к интеграционным факторам роднит эти исследования с работами по теории фирмы.

При их рассмотрении различные потенциальные варианты слияний и поглощений обычно относят  к одной из категорий по принципу интеграции. Приобретая (сливаясь с) другую фирму в той же самой отрасли, осуществляя тем самым горизонтальную интеграцию, покупатель обычно стремится  достичь экономии на масштабе в области  маркетинга, производства или распределения, а также увеличить долю рынка, улучшить позиционирование продукта и  свою рыночную позицию.

Перемещаясь "вверх" или "вниз" по производственной цепочке, т.е. интегрируясь вертикально, покупатель стремится приобрести поставщика, дистрибьютора или клиента. Цель обычно состоит в получении контроля над источником недостающих ресурсов или поставками для целей производства либо контроля над качеством, а также в улучшении доступа к определенной клиентской базе либо продуктам или услугам более высокой стоимости в производственной цепочке. Иногда покупатели видят стратегические возможности в отраслях, не связанных с основным производством, где они могут заработать на технологиях, процессах производства или ресурсах, выйти на новые динамично развивающиеся рынки. В данном случае осуществляется диверсификация. Анализируя технологию осуществления интеграционных сделок. С процессуальной точки зрения вид интеграции мало влияет на ее технологию, следовательно, в работе рассмотрены общие принципы и проблемы, характерные для любого вида интеграции.

В России ощущается серьезный дефицит  менеджеров-интеграторов, способных  разработать и осуществить программу  интеграции объединившихся бизнесов после  завершения юридических и финансовых процедур сделки М&А. Так как в  подавляющем большинстве случаев (по некоторым оценкам, до 80 %) причиной неудавшегося слияния/объединения  являются недооценка важности фактора  постинтеграционных процессов и/или  принципиальные различия в корпоративных  культурах объединяющихся компаний, в работе автор уделяет большое  внимание рассмотрение ключевых позиций  интеграционного менеджмента.

Основные  причины, подталкивающие компании к  слияниям и поглощениям, можно подразделить на следующие 3 группы:

1. Внутренние  – стремление к корпоративной  синергии и сокращению издержек, например: слияние поглощение стратегия промышленность

• приобретение новых навыков (высоких технологий, хорошо налаженных организационных  процессов, высококвалифицированного персонала с навыками, имеющими критическое  для конкретной организации значение, в том числе и с управленческими  навыками, и т.д.);

• доступ к новым продуктам, патентам, рынкам, каналам дистрибуции и т.д., позволяющим  более эффективно использовать имеющиеся  у компании ресурсы и навыки или  более успешно достигать поставленные цели;

• финансовые причины – например, налоговая  экономия, когда приобретение компании с убытками может уменьшить прибыль  к налогообложению.

2. Внешние  - изменения внешней среды, которые  снижают эффективность текущей  деятельности компании и заставляют  ее искать новые пути развития, например:

• изменения  в денежной политике, общих темпах экономической активности, политические причины и государственное регулирование, глобализация и т.д.;

• текущие  изменения в конкретной отрасли (например, возникновение избыточных мощностей в отрасли в целом (автомобилестроение), рост затрат на разработку (фармацевтика), резкие технологические  изменения и т.д.).

3. Мотивы  руководства – отражающие желание  менеджеров компании совершать  подобные сделки, например:

• использование  имеющихся личных управленческих навыков  для развития других бизнесов;

• обеспечение  безопасности собственного рабочего места  – диверсификация отраслевых рисков и снижение возможности быть поглощенными другой компанией;

• "построение империи" - увеличение размеров компании ради увеличения собственной власти и признания;

Информация о работе Организация стратегических поглощений российскими предприятиями