Основы бухгалтерской финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании теоретических основ бухгалтерской финансовой отчетности, е составу и взаимосвязям элементов отчетности.
Исходя из цели курсовой работы, были определены следующие задачи:
-определить основные понятия бухгалтерской отчетности;
-выявить организационно-экономическую характеристику;
-рассмотреть требования к качественным характеристикам информации, представляемой в бухгалтерской отчетности;
-охарактеризовать методику формирования показателей годовой бухгалтерской отчетности организации;
-определить аудит бухгалтерской отчетности оргпнизации.

Файлы: 1 файл

kursovaya_BFO (1).docx

— 94.88 Кб (Скачать файл)

Инвентаризацию проводят для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Основной целью инвентаризации является выявление фактического наличия имущества.

К нему относят: основные средства, нематериальные активы, материалы, готовую продукцию, товары, денежные средства и документы, ценные бумаги, капитальные вложения, затраты в незавершенном производстве. Фактические остатки имущества компании сверяются с данными, отраженными в бухучете. При выявлении разниц их списывают. Кроме того, проверке подлежат правильность отражения в бухгалтерском учете расчетов с покупателями, поставщиками, кредиторами и дебиторами, а также формирование различных резервов. Это основная процедура, которая подтверждает достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности. В ходе инвентаризации могут быть выявлены излишки и недостачи материально-производственных запасов, основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений. Помимо этого может выясниться, что те или иные ценности или хозяйственные операции были отражены в учете неверно. В этой ситуации бухгалтеру придется внести исправления в учет. Для исправлений ошибок следует руководствоваться специальным ПБУ 22/2010. Ошибки текущего года исправляют в месяце их обнаружения. Если ошибки отчетного года выявлены после его завершения, но до утверждения отчетности, исправления датируют 31 декабря отчетного года. Если в текущем году обнаружены прошлогодние ошибки, а годовой баланс уже утвержден собственниками фирмы, то исправления делают в текущем году. Исправить ошибку можно двумя способами:

1) сторнировать все неправильные  проводки и записать верные;

2) добавить запись на  недостающую сумму.

Если до утверждения бухгалтерской отчетности за текущий год бухгалтер обнаружил ошибку предыдущих лет:

1) если доходы были  занижены, то сумму занижения  учитывают как нераспределенную  прибыль прошлых лет (прочие доходы);

2) если доходы были  завышены, то сумму завышения  учитывают как непокрытый убыток  прошлых лет (прочие расходы);

3) если расходы были  занижены, то сумму занижения  учитывают как непокрытый убыток  прошлых лет (прочие расходы);

4) если расходы были  завышены, то сумму завышения  учитывают как нераспределенную  прибыль прошлых лет (прочие доходы).

Исправляя ошибки по результатам инвентаризации, нужно соблюдать два правила. Во-первых, инвентаризация должна быть закончена до подписания отчетности. Во-вторых, записи по исправлению ошибок датируются либо датой окончания инвентаризации, либо 31 декабря отчетного года (п. 4 ст. 11 Закона № 402-ФЗ). Изменения в утвержденную и сданную бухгалтерскую отчетность вносить нельзя. В такой ситуации все ошибки исправляют в текущем году. Важным этапом подготовительной работы является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей. Закрытие счетов начинают со счетов производств, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты, и заканчивают счетами с минимальным количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат. В соответствии с данным подходом закрытие счетов осуществляют в такой последовательности. В первую очередь исчисляют себестоимость услуг вспомогательных производств и закрывают счет 23 «Вспомогательные производства». Во вторую очередь распределяют расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрывают следующие счета: 97 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 «Основное производство». После этого осуществляют списание затрат со счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». В порядке по следующей очередности производятся записи на счетах по учету капитальных вложений, определяется финансовый результат от деятельности организации и закрываются счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы», распределяется прибыль и закрывается счет 99 «Прибыли и убытки». Под реформацией баланса понимают списание прибыли, полученной за отчетный год. Реформацию проводят 31 декабря после отражения в учете последней хозяйственной операции. Реформацию баланса осуществляют в два этапа: 1) вначале закрывают счета, на которые в течение года учитывались доходы, расходы и финансовые результаты деятельности организации (счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы»); 2) на втором этапе финансовый результат за отчетный год включают в состав нераспределенной прибыли или непокрытого убытка. Для этого сальдо по субсчетам 90-1 и 91-1 переносят на счет 99 «Прибыли и убытки». Последней записью отчетного года счет 99 закрывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». К событиям после отчетной даты относят возникшие после оформления бухгалтерской отчетности обстоятельства, влияющие на финансовое состояние организации. Если отчетность еще не была представлена заинтересованным лицам, то события после отчетной даты должны быть в ней отражены. При этом события, подтверждающие факты, возникшие на отчетную дату (банкротство крупного должника организации, снижение стоимости ее активов и т. п.) отражают в учете дважды: на 31 декабря отчетного года и на дату, когда они фактически произошли. События, возникшие после отчетной даты (стихийное бедствие, резкое изменение курсов валют и т. п.), в бухгалтерском учете не отражаются. Сведения о них сообщаются в пояснительной записке к годовому отчету. После составления бухгалтерской отчетности необходимо:

1) утвердить отчетность  у участников или акционеров  организации;

2) сдать отчетность в  налоговую инспекцию и Росстат; Однако во всех случаях для  раскрытия содержания информации  большое значение имеет проведение  предварительного анализа форм  отчетности, т. е. преобразование представленной  отчетности в аналитическую.

Этот процесс включает следующее:

1) проверку существенности  основных статей бухгалтерского  баланса, отчета о финансовых  результатах;

2) составление уплотненного  баланса и отчета о финансовых  результатах, где остаются только  существенные статьи, которые необходимо  проанализировать и которые оказывают  реальное влияние на принятие  финансовых решений;

3) детализацию агрегированных  статей, для чего используются  данные из пояснений к отчетности;

4) составление динамических  балансов и отчетов о финансовых  результатах, которые позволяют  выявить тенденции изменения  финансовых результатов; 5) введение  эталонных данных для сравнения  с показателями отчетности, в  качестве которых можно использовать  нормативный уровень показателей, среднеотраслевые показатели или  достижения лучших предприятий.

Это предварительная аналитическая обработка отчетности, которая предшествует углубленному анализу и расчету финансовых коэффициентов. Переход от бухгалтерских к аналитическим формам отчетности очень важен для обоснованного принятия управленческих решений на всех уровнях управления организацией. Это необходимо прежде всего для решения внутренних задач – обоснования стратегии развития, выбора направлений инвестиционных вложений, прогнозирования доходов, выявления резервов. Одновременно это помогает наиболее полно сориентироваться в ситуации внешнему пользователю и партнерам организации – при принятии финансовых решений, касающихся форм взаимодействия с анализируемой организацией.

Порядок составления бухгалтерского баланса:

Бухгалтерский баланс состоит из двух частей:

  • Актив;
  • пассив.

В активе указывают стоимость имущества фирмы (нематериальных активов, основных средств, материалов, товаров и т.д.), а также сумму дебиторской задолженности.

В пассиве отражают сумму собственного капитала фирмы и ее кредиторской задолженности.  Эти показатели приводят: на отчетную дату отчетного периода, за который составляется отчетность, на 31 декабря предыдущего года,  на 31 декабря года, предшествующего предыдущему. В графе "Пояснения" необходимо указать номер пояснения к балансу. Если пояснений к балансу нет, то в этой графе ставят прочерки. Не допускается зачет между статьями активов и пассивов баланса. Амортизируемое имущество отражают в балансе по остаточной стоимости. Баланс должен быть подписан руководителем фирмы. В заголовке годового баланса указывается: - дату, на которую он составлен (31 декабря 2012 года); - название фирмы; Общество с ограниченной ответственностью ООО «Рафаэль». - ИНН фирмы, который был присвоен ей налоговой инспекцией - 3906092180 - основной вид деятельности фирмы и его код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2001), розничная торговля фармацевтическими товарами, ОКВЭД – 52.31 - организационно-правовую форму, в которой создана фирма и ее код по Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (ОКОПФ ОК 028-99), общество с ограниченной ответственностью, код 65; - форму собственности и ее код по Общероссийскому классификатору форм собственности (ОКФС ОК 027-99), частная собственность, код 16; - единицу измерения, в которой составлен баланс, и ее код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ ОК 015-94). Если баланс составлен в тысячах рублей, то в этой графе указывается код 384, если в миллионах – 385, баланс составлен в тыс. руб., код 384; - юридический адрес фирмы (указанный в ее учредительных документах),       Порядок составления отчета о финансовых результатах.

 Все доходы и расходы  в Отчете о финансовых результатах  сгруппированы в порядке, предусмотренном  Положениями по бухгалтерскому  учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и «Расходы организации» ПБУ 10/99. В Отчете их делят на: доходы  и расходы по обычным видам  деятельности, прочие доходы и  расходы. Несмотря на то что проценты по кредитам (займам) являются прочими расходами (доходами) фирмы, в Отчете их отражают в отдельных строках – «Проценты к уплате» и «Проценты к получению». По требованию п. 23 ПБУ 4/99. В графе 4 Отчета приводят данные за прошлый год, а в графе 3 - данные за отчетный год. Данные текущего и прошлого года, которые указаны в Отчете, должны быть сопоставимыми. Это позволяет проанализировать те или иные показатели фирмы в динамике. В форме Отчета о финансовых результатах есть графа «Пояснения». В ней указывается номер соответствующего пояснения. Отчет о финансовых результатах должен быть подписан руководителем фирмы. Заголовочная часть Отчета заполняется в том же порядке, что и заголовочная часть баланса.

Отчет о финансовых результатах ООО «Рафаэль» представлен в пункте 2.2 Экономическая характеристика

Порядок составления прочих форм годовой отчетности.

Отчет об изменениях капитала. Отчет об изменениях капитала состоит из трех разделов:

-Раздел 1 посвящен движению капитала фирмы. В нем отражаются данные об уставном, добавочном и резервном капитале, а также о собственных акциях, выкупленных у акционеров, и о сумме нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Данные в форме указываются не только за отчетный, но и за два предыдущих года. Показатели текущего и прошлого года, которые указаны в Отчете, должны быть сопоставимы. Это позволяет проанализировать их в динамике. Если в отчетном году учетная политика фирмы существенно не менялась, то показатели за прошлый год совпадут с данными предыдущего Отчета. Если учетная политика менялась, то переписывать в новый Отчет данные из прошлогоднего документа нельзя. Необходимо сделать корректировки. А причины несовпадений показателей, относящихся к прошлому году, объяснить в Пояснительной записке. В ООО «Рафаэль» учетная политика не менялась.

-В раздел 2 Отчета вносят информацию о корректировках, которые связаны с изменениями в учетной политике и исправлением ошибок. Показатели отражаются как до корректировки, так и после нее.

-В раздел  3 вписывают данные о чистых активах фирмы в отчетном и в двух предыдущих периодах.

Заголовочная часть Отчета оформляется аналогично заголовочной части баланса.

Раздел «Движение капитала» представляет собой таблицу, в которой слева построчно перечислены показатели, характеризующие причины изменения капитала, а справа по графам представлены статьи капитала:

Первая строка раздела (3100) названа так: «Величина капитала на 31 декабря». В этой строке отражают данные позапрошлого года. ООО «Рафаэль» отчитывается за 2014 год и приводятся данные на 31 декабря 2012 года.

Графа 3 «Уставный капитал». Здесь показываются изменения уставного капитала за отчетный и предшествующий годы. По данным баланса ООО «Рафаэль» величина уставного капитала на конец 2012 г. равна 100 руб. В течение 2012 и 2013 гг. размер уставного капитала не менялся. Сумму уставного капитала в размере 100 руб. отражается в следующих строках отчета: 3100, 3200, 3300. Во всех остальных свободных строках (в которых не стоит значок "Х") графы 3 ставится прочерк.

Графу 4 «Собственные акции, выкупленные у акционеров» ООО «Рафаэль» не заполняет, так как долей у своих участников оно не выкупало.

Графа 5 «Добавочный капитал» В графе 5 отражают данные о движении добавочного капитала фирмы. Он изменяется, например, в результате переоценки основных средств. Для заполнения графы 5 используются данные, отраженные по счету 83 «Добавочный капитал». Переоценка основных средств в 2012 и в 2013 гг. не потребовалась. При этом сальдо счета 83 «Добавочный капитал» на конец 2012 г. Составляло 41 руб.

Графа 6 «Резервный капитал» В этой графе отражается размер и изменения резервного капитала компании. Общества с ограниченной ответственностью не обязаны создавать резервный фонд. Но по желанию учредителей, закрепленному в уставе и учетной политике, такие фирмы тоже могут создавать резервный фонд. Для его учета служит счет 82 «Резервный капитал». Поэтому для заполнения графы 6 «Резервный капитал» Отчета используются данные об операциях по этому счету. Сведения об изменении резервного капитала в Отчете также приводятся за два года и отражаются аналогично уставному и добавочному капиталу. В ООО «Рафаэль» резервный капитал составлял 378 руб.

Графа 7 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» Здесь отражают информацию о движении нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) фирмы. Она формируется из прибыли, оставшейся после уплаты налога на прибыль и отчислений в резервный капитал.

Отчет о движении денежных средств В Отчете о движении денежных средств отражаются денежные потоки организации - платежи фирмы и поступление в фирму денежных средств и денежных эквивалентов и их остатки на начало и конец отчетного года. При составлении Отчета бухгалтер руководствуется ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств». Денежные эквиваленты – это депозиты до востребования, открытые в банках. Товарообменные сделки и взаимозачеты денежных потоков не порождают. Денежными потоками не являются: - инвестирование денег в денежные эквиваленты и их погашение (за исключением процентов); - валютно-обменные операции (кроме полученных потерь или выгод); - обмен одних денежных эквивалентов на другие (кроме полученных потерь или выгод); - получение наличных в банке, перевод денег с одного счета на другой и иные операции, не изменяющие сумму денежных средств. При заполнении Отчета денежные потоки распределяются по трем видам деятельности фирмы: текущей, инвестиционной и финансовой. Денежные потоки от текущей деятельности связаны с осуществлением обычной деятельности фирмы. Денежные потоки от инвестиционной деятельности связаны с приобретением, созданием или выбытием внеоборотных активов фирмы. Денежные потоки от финансовой деятельности - это платежи, приводящие к изменению величины и структуры капитала и заемных средств фирмы.  Заголовочная часть Отчета о движении денежных средств заполняется так же, как соответствующую часть баланса и других форм. Денежные потоки от текущих операций Основным источником поступлений являются деньги, полученные от покупателей и заказчиков. Поэтому в строке 4111 - Отчета отражается полученная выручка от продажи продукции (товаров, работ, услуг) и сумму авансов от покупателей за вычетом косвенных налогов - НДС и акцизов. Для ее заполнения суммируем обороты по дебету счетов учета денег и денежных эквивалентов (50, 51, 52, 55, 58) в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (по кредиту).

В строку 4112 вписываются суммы гонораров, арендных, лицензионных, комиссионных и прочих подобных платежей без НДС.

Другие доходы показываются по строке 4113 «Прочие поступления». Это:

1) суммы, возвращенные в  кассу подотчетными лицами

2) суммы, полученные в  возмещение ущерба от виновных  лиц или страховщика 

3) полученные штрафы, пени, неустойки за нарушения условий  договоров и В строку 4122 Отчета о движении денежных средств включаются суммы заработной платы, выплаченные работникам фирмы. При этом используем данные по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в корреспонденции с кредитом счета 50 (если зарплата выдается из кассы) или 51 (если зарплату перечисляют на пластиковые карты сотрудников). отчетном (прошлом) году фирма выплачивала проценты по долговым обязательствам, то покажем их сумму в строке 4123 Отчета. В ООО «Рафаэль» в 2014 году таких выплат не производилось. Уплату налога на прибыль отражают по строке 4124. Уплату всех остальных налогов, кроме косвенных, а также взносов на обязательное социальное страхование отражают по строке 4129.

В строке Отчета 4212 указываются доходы фирмы от продажи акций (долей участия) в других организациях, а по строке 4214 - поступления в виде дивидендов, процентов по долговым финансовым вложениям. Данные о дивидендах берут из дебетовых оборотов по счетам 50, 51, 52, 58, субсчет «Денежные эквиваленты», в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по дивидендам». В ООО «Рафаэль» таких поступлений не было, поэтому в строки 4211 и 4214 ставим прочерк. Чтобы выявить суммы процентов, которые фактически получила в отчетном году фирма от финансовых вложений (например, облигаций, векселей, выданных займов и т.д.), нужно взять дебетовый оборот по счетам 50, 51, 52 в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчета «Проценты по векселям», «Проценты по облигациям» и т.д. Погашение выданных процентных займов показывают в строке 4213. В бухучете эти операции отражаются по дебету счета 50 или 51 в корреспонденции со счетом 58 «Финансовые вложения». Возврат предоставленного займа отражен по строке 4213. Доходы по инвестиционной деятельности, не поименованные в строках 4211 - 4214 Отчета, отражают в строке 4219 «прочие поступления». Прочих поступлений в ООО «Рафаэль»  в 2014 году не было. В строке 4221 «в связи с приобретением, созданием, модернизацией, реконструкцией и подготовкой к использованию внеоборотных активов» Отчета отражают оплату в отчетном году основных средств (недвижимости, производственного оборудования и т.д.), нематериальных активов (прав на патенты, изобретения и т.д.) и объектов незавершенного капстроительства без учета НДС. Данные для этой строки берут из кредитовых оборотов по счетам 50, 51, 52, 55, 58, субсчет «Денежные эквиваленты» (за минусом НДС), в корреспонденции со счетами 60 и 76 в части покупок основных средств, нематериальных активов и т.п. Сумму средств, направленных на осуществление долгосрочных финансовых вложений, записывают по строкам 4222 «в связи с приобретением акций (долей участия) в других организациях» и 4223 с приобретением долговых ценных бумаг (прав требования денежных средств к другим лицам), предоставление займов другим лицам». Чтобы заполнить эти строки, берут необходимые данные из оборота по дебету счета 58. Денежные эквиваленты и отражаются по счету 58, но долгосрочными активами не являются.

Информация о работе Основы бухгалтерской финансовой отчетности