Планирование прибыли как источника самофинансирования предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является попытка выяснить сущность прибыли, определить ее функции в экономике, выявить источники ее формирования и направления распределения.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
определить сущность и функции прибыли в условиях рыночной экономики
показать основные виды прибыли;
проанализировать сущность и цели планирования прибыли;
изучить основные методы планирования прибыли;
показать значение и формы распределения и использования прибыли;

Содержание работы

Введение.....................................................................................................................................3
1. Прибыль и ее роль в рыночной экономике...............................................................5
1.1. Роль прибыли в рыночной экономике.....................................................................5
1.2. Экономическое содержание, функции и виды прибыли...................................7
2. Методы планирования прибыли.................................................................................12
2.1. Сущность планирования прибыли..........................................................................12
2.2 Основные методы планирования прибыли...........................................................14
3. Распределение и использование прибыли на предприятии..............................21
3.1. Значение распределения и использования прибыли........................................21
3.2. Основные принципы распределения прибыли...................................................23
3.3. Направления распределения и использования прибыли. Самофинансирование за счет прибыли предприятия..............................................................................24
Заключение..............................................................................................................................28
Список использованной литературы............................

Файлы: 1 файл

фм курсовая.doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)
  1. отсутствие расходов, возникающих при привлечении заемных средств;
  2. в данном случае собственники сохраняют полный контроль над предприятием;
  3. рост финансовой устойчивости и независимости.

Недостатки использования  прибыли в качестве источника  финансирования:

  1. ограниченная и изменяющаяся величина данного ресурса;
  2. сложность планирования и прогнозирования;
  3. зависимость от очень большого числа внешних факторов, очень плохо поддающихся влиянию со стороны управления предприятия (например, конъюнктура рынка, динамика спроса и предложения, средний рыночный уровень цен и др.).

Однако даже наличие  подобных недостатков не может снизить  привлекательность и эффективность  прибыли для финансирования развития бизнеса. Все потому, что данный фактор самый простой, доступный и эффективный.

Уровень самофинансирования оценивается с помощью следующих коэффициентов, приведенных ниже.

1. Коэффициент финансовой  устойчивости – это соотношение  собственных и чужих средств: 

Кфу =

М – собственные средства, К – заемные средства, 3 – кредиторская задолженность и другие привлеченные средства.

Чем выше величина данного коэффициента, тем устойчивее финансовое положение  хозяйствующего субъекта.

2. Коэффициент самофинансирования:

Кс =

П – прибыль, направляемая в фонд накопления, руб., А – амортизационные отчисления, руб., К – заемные средства, руб., З – кредиторская задолженность и другие привлеченные средства, руб.

Данный коэффициент показывает соотношение источников финансовых ресурсов, т.е. во сколько раз собственные  источники финансовых ресурсов превышают заемные и привлеченные средства.

Поскольку величина П + А представляет собой собственные средства, направленные на финансирование расширенного воспроизводства, то данный коэффициент показывает, во сколько раз эти собственные средства превышают чужие средства, привлекаемые для этих целей.

Коэффициент самофинансирования характеризует  определенный запас финансовой прочности  хозяйствующего субъекта. Чем больше величина этого коэффициента, тем  выше уровень самофинансирования.

3. Коэффициент устойчивости процесса  самофинансирования:

К =

=
=

П – прибыль, направляемая в фонд накопления, А – амортизационные  отчисления, М – собственные средства.

Коэффициент устойчивости процесса самофинансирования показывает долю собственных средств, направляемых на финансирование расширенного воспроизводства.

Чем выше величина данного коэффициента, тем устойчивее процесс самофинансирования в хозяйствующем субъекте, тем эффективнее используется этот метод рыночной экономики.

4. Рентабельность процесса самофинансирования:

Р =

*100

А – амортизационные  отчисления, ЧП – чистая прибыль, М  – собственные средства.

Рентабельность процесса самофинансирования есть не что иное, как рентабельность использования собственных средств. Уровень рентабельности процесса самофинансирования показывает величину совокупного чистого дохода, получаемого с одного рубля вложения собственных финансовых средств, которая затем может быть использована на самофинансирование.

Принцип самофинансирования реализуется  не только на стремлении накопления собственных  денежных источников, но и на рациональной организации производственно-торгового  процесса, постоянном обновлении основных фондов, на гибком реагировании на потребности рынка. Именно сочетание этих методов в хозяйственном механизме позволяет создать благоприятные условия для самофинансирования, т.е. выделение больше собственных денежных средств на финансирование своих текущих и капитальных потребностей.

Самофинансирование – наиболее очевидный способ мобилизации дополнительных источников средств, однако он трудно прогнозируем в долгосрочном плане  и ограничен в объемах.

Заключение

 

Прибыль предприятия – основная цель предпринимательской деятельности. Это часть добавленной стоимости, полученной в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг.

Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов  хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (организаций и предпринимателей), ради которого и осуществляется предпринимательская деятельность.

Прибыль обладает стимулирующей  функцией, является критерием и показателем  эффективности деятельности предприятия, источником формирования бюджетов различных уровней, социального и производственного развития самого предприятия. Прирост прибыли обеспечивается ростом объема продаж, снижением себестоимости, своевременным обновлением ассортимента продукции.

Прибыль является стержнем и главной движущей силой рыночной экономики, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателей, а также основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. За счёт прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличению фонда оплаты труда.

Прибыль предприятия  является важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества, возрастания  рыночной стоимости предприятия. По прибыли определяются уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы.

Прибыль как главный  результат предпринимательской  деятельности обеспечивает потребности  самого предприятия, его работников и государства в целом; является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятия от угрозы банкротства.

Обособление тех или  иных видов прибыли осуществляется исходя из интересов лиц, имеющих  отношение к предприятию. Это, прежде всего собственники предприятия, его  работники, представленные управленческим персоналом, государство в лице налоговых органов, прочие лица (действующие и потенциальные контрагенты, поставщики материальных и финансовых ресурсов банки).

Так для собственников  основным показателем является чистая прибыль. С позиций интересов государства основной финансовый показатель – прибыль до вычета налогов и обязательных платежей (прибыль до налогообложения).

Правильное планирование прибыли имеет важное значение не только для предприятия, но и для  экономики в целом. Для эффективного планирования и распределения прибыли необходимо произвести анализ прибыли предприятия, представляющий собой процесс исследования условий и результатов ее формирования и использования с целью выявления резервов для дальнейшего повышения эффективности управления этой прибылью на предприятии.

В процессе планирования прибыли необходимо определить, за счёт каких факторов (фактор роста  объема продаж, роста цен, снижения себестоимости, ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции) она растет или снижается.

За счет отчислений от прибыли в бюджет формируется  основная часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных  органов власти, и от их увеличения в значительной мере зависят темпы  экономического развития страны, отдельных  регионов, приумножения общественного богатства и, в конечном счете, повышения жизненного уровня населения. Прибыль представляет собой разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятий.

На основе проделанной  работы можно сформулировать следующие  основные выводы:

  1. прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций: стимулирующую функцию; служит критерием и показателем эффективности деятельности предприятия; служит источником формирования бюджетов различных уровней;
  2. так как основную часть прибыли предприятия получают от реализации выпускаемой продукции, сумма прибыли находится в зависимости от многочисленных факторов: изменения объема, качества, структуры произведенной и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования ресурсов;
  3. планирование прибыли на предприятии осуществляется следующими основными методами: методом прямого счета, аналитическим методом, методом, основанным на эффекте производственного рычага, методом на основе бюджетирования;
  4. прибыль распределяется в трех направлениях: государству в виде налогов, собственникам, и самому предприятию;
  5. прибыль считается основным источником средств динамично развивающегося предприятия. В условиях рыночной экономики величина прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, зависит от многих факторов, основным из которых является, естественно, соотношение доходов и расходов;
  6. один из источников самофинансирования предприятия – его прибыль. Оставляя прибыль на предприятии, собственники (акционеры) решают задачу конкурентной борьбы, обеспечивают рост объема продаж, обновление продукции, внедрение новых достижений научно-технического прогресса, создают финансовые резервы.

Список использованной литературы:

 

  1. Зайцев Л.Н. Экономика, организация и управление предприятием: учеб. пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 455 с.
  2. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика – М.: Финансы и статистика, 2009.
  3. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент. – М.: ЭКСМО, 2008г.
  4. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней: Учебн. пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. – 638 с.
  5. Финансы организаций (предприятий): учебник / А.Н. Гаврилова, А.А. Попов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2007. – 608 с.
  6. Финансы: Учебник / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов. – М.,: Финансы и статистика, 2003. – 398 с.
  7. Финансы: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 245 с.
  8. Финансовый менеджмент / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: Волтерс Клувер, 2009.
  9. Финансовый менеджмент /Под ред. проф. Колчиной Н.В. – М.: Юнити, 2008.
  10. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 670 с.
  11. Экономика предприятия: Учебник для вузов / И.Э. Берзинь, С.А. Пикунова, Н.Н. Савченко, С.Г. Фалько; под ред. С.Г. Фалько. – М.: Дрофа, 2003. – 368 с.
  12. http://www.nalog.ru – сайт ФНС России
  13. http://www.finansi-credit.ru – сайт посвященный экономике и финансам
  14. http://www.finance0.ru – сайт посвященный экономике и финансам
  15. http://economics-online.ru – сайт посвященный экономике и финансам

Приложение

 

Приложение 1

Классификация доходов  и расходов организации

Доходы

Расходы

От обычных видов  деятельности:

- выручка от продажи продукции  и товаров;

- поступления, связанные с выполнением  работ, оказанием услуг.

От обычных видов  деятельности:

- расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров;

- расходы,  осуществление которых связано  с выполнением работ и оказанием  услуг. 

Операционные:

- поступления, связанные с предоставлением  за плату во временное пользование  активов предприятия;

- поступления,  связанные с предоставлением  за плату прав, возникающих из  патентов на изобретения, промышленные  образцы, и других видов интеллектуальной  собственности; - поступления, связанные  с участием в уставных капиталах  других организаций, проценты и иные доходы по ценным бумагам; - прибыль, полученную предприятием в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества); - поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, кроме иностранной валюты, продукции и товаров;

- проценты, полученные за предоставление  в пользование денежных средств  организации, а также проценты  за использование банком денежных  средств, находящихся на счету  предприятия в этом банке.

Операционные:

- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;

- расходы,  связанные с  предоставлением  за плату прав, возникающих из  патентов на изобретения, промышленные  образцы и других видов деятельности;

- расходы,  связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

- расходы,  связанные с продажей, выбытием  и прочим списанием основных  средств и прочих активов, отличных  от денежных средств (кроме  иностранной валюты), товаров, продукции; 

- проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств – кредитов или займов;

- расходы,  связанные с оплатой услуг,  оказываемых кредитными организациями;

- прочие  операционные расходы.

Внереализационные:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение  условий договоров;

- активы, полученные безвозмездно, в том  числе по договору дарения;

- поступления  в возмещение причиненных организации  убытков;

- прибыль  прошлых лет, выявленная в отчетном  году;

- суммы  кредиторской и депонентской  задолженности, по которой истек  срок исковой давности; курсовые разницы;

- прочие  внереализационные доходы.

Внереализационные:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение  условий договоров; 

- возмещение причиненных организацией  убытков;

- убытки прошлых лет признанные  в отчетном году;

- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок давности, других долгов, нереальных для взыскания, курсовые разницы, сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов);

- прочие  внереализационные расходы.

Информация о работе Планирование прибыли как источника самофинансирования предприятия