Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 19:56, курсовая работа
Целью данной работы является попытка выяснить сущность прибыли, определить ее функции в экономике, выявить источники ее формирования и направления распределения.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
определить сущность и функции прибыли в условиях рыночной экономики
показать основные виды прибыли;
проанализировать сущность и цели планирования прибыли;
изучить основные методы планирования прибыли;
показать значение и формы распределения и использования прибыли;
Введение.....................................................................................................................................3
1. Прибыль и ее роль в рыночной экономике...............................................................5
1.1. Роль прибыли в рыночной экономике.....................................................................5
1.2. Экономическое содержание, функции и виды прибыли...................................7
2. Методы планирования прибыли.................................................................................12
2.1. Сущность планирования прибыли..........................................................................12
2.2 Основные методы планирования прибыли...........................................................14
3. Распределение и использование прибыли на предприятии..............................21
3.1. Значение распределения и использования прибыли........................................21
3.2. Основные принципы распределения прибыли...................................................23
3.3. Направления распределения и использования прибыли. Самофинансирование за счет прибыли предприятия..............................................................................24
Заключение..............................................................................................................................28
Список использованной литературы............................
План по прибыли на следующий год разрабатывается, как правило, в конце отчетного периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за первые три квартала включительно и показатели ожидаемого выполнения плана на оставшийся до конца года период (за IV квартал).
На основе показателя базовой рентабельности исчисляется прибыль на планируемый период (год) только по сравнимой товарной продукции. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.
К аналитическому методу относится также планирование прибыли на основе затрат на рубль товарной продукции. [6, c.320]
В данном случае прибыль планируется по всему выпуску товарной продукции (сравнимой и несравнимой) по следующей формуле:
Пв = Т × (100 – 3) / 100,
где Пв – прибыль от выпуска товарной продукции; Т – выпуск товарной продукции в ценах реализации в планируемом периоде (году); З – затраты на 1 руб. товарной продукции, исчисленной в ценах реализации.
Для определения
общей суммы прибыли от продаж,
полученный результат корректируют
на изменение прибыли в
Метод на основе эффекта операционного рычага (CVP-анализ)3 базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. С помощью этих данных рассчитывается маржинальная прибыль4.
Для коммерческих
предприятий очень важно
Из выручки от продажи продукции (без НДС, акцизов) вычитаются переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитаются постоянные расходы и определяется финансовый результат. Это можно представить графически (рис. 1).[9, c.533]
Рис.1 Точка безубыточности
Прямые 1, 2, 3 показывают зависимость переменных и постоянных затрат, а также выручки от объема производства.
Точка критического объема производства показывает объем производства, при котором выручка от реализации равна ее полной себестоимости. После определения точки безубыточности5 планирование прибыли строится на основе эффекта операционного (производственного) рычага, то есть того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем реализации, не приводя к убыточности.
Эффект операционного
рычага состоит в том, что любое
изменение выручки от реализации
приводит к еще более сильному
изменению прибыли. Действие этого
эффекта связано с непропорцион
При применении метода бюджетирования разрабатываются компьютерно ориентированные модели финансового планирования прибыли. Алгоритм планирования прибыли основан на поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования. Здесь осуществляется взаимосвязь организационного, производственного и финансового планирования. [9, c.535]
Алгоритм поэтапного «проектирования» прибыли на основе бюджетирования представлен в приложении 2.
Первый этап – организационный. На этом этапе проводятся маркетинговые исследования, изучаются возможности производства и сбыта продукции. Процесс начинается с изучения платежеспособного спроса. Одновременно проводится оценка производственных мощностей предприятия. Оценивается производственный потенциал и возможности производства продукции. Из двух полученных величин – объема платежеспособного спроса и объема производственных мощностей – выбирается наименьшая, и планируется объем продаж в натуральных измерителях. Одновременно формируется бюджет продаж, на основе которого заключаются договора поставки и формируется портфель заказов.
Второй этап – производственное планирование. Цель этого этапа – разработка производственной программы. Здесь определяется количество продукции, ее ассортимент, номенклатура, сроки изготовления, комплектация. На объем производства оказывают влияние остатки готовой продукции на складе, в товарах отгруженных и на ответственном хранении у третьих лиц. Если планируется снизить остатки готовой продукции на конец года, то объем производства будет меньше объема продаж. Если же необходимо увеличить переходящие остатки готовой продукции на конец года, то объем производства планируется в большем объеме, чем планируется продать продукции.
Третий этап связан со вторым, он включает в себя планирование издержек производства (производственной себестоимости). Они складываются из прямых материальных и трудовых затрат, а также производственных накладных расходов. Эти расходы рассчитываются в форме бюджетов. На производственную себестоимость влияют изменения в остатках по счетам незавершенного производства, расходов будущих периодов и предстоящих расходов. Эти остатки оказывают влияние и на производственную себестоимость следующих плановых периодов.
Четвертый этап – планирование прибыли от продажи продукции. Прибыль определяется как разница между планируемой выручкой от продаж и полной себестоимостью продукции.
В свою Очередь полная себестоимость складывается из производственной себестоимости, административных и коммерческих расходов. Административные расходы определяются на основе сметы и включают в себя затраты на управление и обеспечение производственного процесса. Коммерческие расходы связаны с процессом продажи продукции. Это затраты на маркировку, упаковку, сертификацию продукции, рекламные, транспортные и другие расходы, связанные с продвижением продукции от продавца к покупателю. На эти расходы также составляется смета.
Пятый этап – проектирование прибыли организации. Под прибылью организации понимается финансовый результат от всех видов деятельности предприятия (основной, инвестиционной и финансовой). Совокупный финансовый результат складывается из прибыли от продаж, операционных и внереализационных доходов за минусом операционных и внереализационных расходов. Инвестиционная деятельность организации (предприятия) обусловлена приобретением, строительством и продажей основных средств и других внеоборотных активов. Кроме того, средства могут инвестироваться в другие организации (предприятия), на проведение НИОКР.
3. Распределение и
использование прибыли на
3.1. Значение распределения и использования прибыли
Механизм воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность находится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях. Характер направлений использования прибыли отражает стратегические задачи предприятия. Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия. [3, c.172]
Распределение прибыли производится в соответствии с законом о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивными и методическими указаниями министерства финансов, уставом предприятия. Предприятия должны обеспечивать выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками и потребителями, вышестоящими и другими организациями, финансирование затрат на развитие науки и техники, техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих производств; социальное развитие и материальное стимулирование за счет заработанных средств.
Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность.
Высокая роль характера
распределения прибыли в
1. Распределение прибыли непосредственно реализует главную цель политики управления ею – повышение уровня благосостояния собственников предприятия. Оно формирует пропорции между текущими выплатами им дохода на капитал (в форме дивидендов, процентов и т.п.) и ростом этих доходов в предстоящем периоде (за счет обеспечения возрастания вложенного капитала). При этом собственники предприятия самостоятельно формируют эти направления удовлетворения своих потребностей во времени;
2. Распределение прибыли является основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости предприятия. В прямой форме это воздействие проявляется в обеспечении прироста капитала в процессе капитализации части распределенной прибыли, а косвенно оно обеспечивается основными пропорциями этого распределения;
3. Пропорции распределения
прибыли определяют темпы
4. Распределение прибыли
является одной из действенных
форм воздействия на трудовую
активность персонала предприят
5. Пропорции распределения
прибыли формируют уровень
6. Характер распределения прибыли оказывает влияние на уровень текущей платежеспособности предприятия. Выплаты прибыли, предусмотренной к потреблению собственниками и персоналом предприятия, осуществляются, как правило, в денежной форме, т.е. в форме основного актива, обеспечивающего платежеспособность по неотложным финансовым обязательствам. При большом объеме выплат прибыли на цели потребления, уровень платежеспособности предприятия в текущем периоде может существенно снизиться.
3.2. Основные принципы распределения прибыли
При распределении прибыли предприятия необходимо учитывать основные принципы распределения, которые можно сформулировать следующим образом [14]:
В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок налогообложения прибыли предприятия стимулирует расходы на воспроизводство производственных и непроизводственных фондов, расходы на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходы по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др.
3.3. Направления распределения и использования прибыли. Самофинансирование за счет прибыли предприятия
Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, используется ею самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Получая прибыль, предприятие решает задачи ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития.
По сути, распределение прибыли следует рассматривать в трех направлениях (рис. 2). [9, c.538]
Рис.2. Направления распределения прибыли
Прибыль распределяется
между государством, собственниками
предприятия и самим
Взаимоотношения предприятий и государства по поводу прибыли строятся на основе налогообложения прибыли. Налоги оказывают значительное влияние на формирование финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и на размер чистой прибыли, используемой предприятием на цели накопления и потребления.
В состав налогов, уплачиваемых предприятиями, входят федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации и местные налоги. Налоги начисляются с отнесением их на различные источники.
Среди основных источников самофинансирования можно выделить чистую прибыль. Рациональное использование и распределение прибыли должно основываться на планах развития предприятия, а также должно учитывать интересы собственников, работников и инвесторов.
Закономерно, что, чем большая сумма прибыли идет на финансирование и развитие хозяйственной деятельности, тем потребность в дополнительных средствах меньше. Размер нераспределенной прибыли предприятия зависит в первую очередь от показателя рентабельности хозяйственных операций, а также от дивидендной политики, применяемой на предприятии.
Достоинства данного источника финансирования:
Информация о работе Планирование прибыли как источника самофинансирования предприятия