Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:30, реферат
Особенностью данного курса является исследование сущности финансов, закономерности их развития, сферы охватываемых ими товарно-денежных отношений. В условиях рыночной экономики финансы оказывают существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта. Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов и в связи с этим важно понимать их взаимосвязь и взаимообусловленность с денежно-кредитными механизмами. Финансы являются главным фактором обеспечения расширенного воспроизводства.
Финансовое
обеспечение
Финансовое планирование — планирование финансовых ресурсов и фондов денежных средств.
Финансовые ресурсы — денежные доходы, накопления и поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства и предназначенные на цели расширенного воспроизводства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных потребностей, нужд обороны и государственного управления. Являются материальными носителями финансовых отношений. Используются в фондовой и нефондовой формах.
Финансовые фонды — денежные фонды, формируемые за счет финансовых ресурсов. Назначение финансовых фондов состоит в подготовке условий, обеспечивающих удовлетворение постоянно меняющихся общественных потребностей.
Финансовый аппарат — органы, осуществляющие управление финансами. К ним относятся высшие законодательные органы власти — Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации, Министерство финансов РФ и его органы на местах, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Государственный таможенный комитет РФ, финансовые отделы и управления на предприятиях различных форм собственности, осуществляющие функции оперативного управления финансами.
Финансовый контроль — элемент системы управления финансами; особая сфера стоимостного контроля за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, территориальных административных образований, предприятий и организаций), соблюдением финансово-хозяйственного законодательства, целесообразностью производственных расходов, экономической эффективностью финансово-хозяйственных операций.
Финансовый механизм — совокупность форм организации финансовых отношений, методов (способов) формирования и использования финансовых ресурсов, применяемых обществом в целях создания благоприятных условий для экономического и социального развития общества. В соответствии со структурой финансовой системы финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий (организаций, учреждений), страховой механизм, бюджетный механизм и т.д. В каждом из них согласно функциональному назначению можно выделить мобилизацию финансовых ресурсов, финансирование, стимулирование и др.
Финансовый отчет — отчет, дающий информацию о финансовом положении предприятия, его доходах, издержках и чистой прибыли, использовании финансовых ресурсов за определенный период времени.
Финансовый рынок — рынок, на котором обращаются капиталы и кредиты. Подразделяется на рынок краткосрочного капитала и рынок долгосрочного ссудного капитала.
Фонд финансовой поддержки муниципальных образований — денежные средства, образуемые в бюджете субъекта Российской Федерации для оказания финансовой помощи муниципальным образованиям и распределяемые в соответствии с фиксированной формулой.
Цена — денежное выражение стоимости товара.
Целевой бюджетный фонд — фонд заемных средств, образуемый в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений для конкретных видов доходов и используемый по отдельной смете.
Ценные бумаги — денежные документы, свидетельствующие о предоставлении займа (облигации) или приобретении владельцем ценной бумага права на часть имущества (акция). По экономическому содержанию ценные бумаги представляют долгосрочные обязательства эмитента выплачивать владельцу ценной бумаги доход в виде дивиденда или фиксированных процентов. Бывают двух типов: долевые (акции) и долговые (облигации).
Штраф — взыскание в денежной форме за нарушение договорных обязательств и законодательства, вид неустойки.
Экспорт — вывоз товаров, произведенных, выращенных или добытых
в данной стране,
а также ранее ввезенных товаро
Эмиссия — выпуск в обращение денежных знаков и ценных бумаг.
Эмитент — субъект, осуществляющий эмиссию денежных знаков или ценных бумаг.
Экономическая категория — совокупность однородных экономических отношений, выраженная в обобщенном абстрактном виде одной из сторон общественного бытия
Экстерналия — это внешние эффекты, возникающие в результате действия одного хозяйствующего субъекта и затрагивающие благосостояние другого хозяйствующего субъекта в форме, которая реализуется за рамками рынка.
Экономический инструмент — экономическая категория, сознательно, целенаправленно используемая в интересах субъектов хозяйствования и государства. Может оказывать на общественное производство количественное и качественное воздействие.
Экономический стимул — экономический рычаг, с помощью которого удается влиять на материальные интересы субъектов хозяйствования. Влияние на материальные интересы происходит через формы организации финансовых отношений.
Юридическое лицо — предприятие, выступающее в качестве субъекта гражданства, в том числе хозяйственных прав и обязанностей, имеющее самостоятельный баланс, гербовую печать и расчетный счет в банке, действующее на основании устава или положения и отвечающее в случае банкротства принадлежащим ему имуществом.
Примерные тесты,
используемые для оценки усвоения знаний по дисциплине «Финансы».
1. Теория финансов - это:
а) наука, изучающая динамику изменения показателей, характеризующих состояние финансовых ресурсов;
б) наука о специфических производственных отношениях, вызванных развитием и функционированием государства;
в) наука о специфических производственных отношениях, вызванных развитием и функционированием товарно-денежных отношений и существованием государства.
2. Какие признаки характеризуют сущность публичных финансов?
а) система денежных отношений, не выходящая за рамки распределительных отношений;
б) экономическая категория;
в) обусловленность потребностями общественного развития;
г) система императивных отношений.
3. Вторичные доходы включают:
а) заработную плату работающих в сфере материального и нематериального производства;
б) заработную плату работающих
в сфере материального
в) доходы хозяйствующих субъектов сферы материального производства;
г) пенсии, пособия, стипендии;
д) финансовую помощь;
е) налоги;
ж) доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы.
4.Взаимосвязь финансов,
как экономической категории,
и закона накопления
а) необходимость оптимизации пропорций накопления и потребления;
б) стоимостной характер категории;
в) финансовый механизм в системе оплаты и стимулирования труда;
г) обеспечение взаимосвязи денежной массы, стоимости товаров и скорости оборота денег;
д) установление оптимальных ставок налогов, пошлин, сборов, регулирование валютных курсов, установление финансовых нормативов.
5. Движение товаров
и услуг, опосредованное
а) производства;
б) распределения;
в) обмена;
г) потребления.
6.Финансовая наука изучает:
а) динамику финансовые ресурсы;
б) экономические отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования финансовых ресурсов;
в) исследует закономерности развития финансовых отношений.
7. Основные доходы формируются:
а) в рамках межотраслевого
и межтерриториального перерасп
б) в связи с перераспределением доходов между различными социальными группами;
в) в сфере материального производства;
г) в сфере материального производства;
д) в непроизводственной сфере.
8. Что входит в качестве одной из составляющих в совокупную стоимость ВВП?
а) материальные затраты на производство продукции;
б) стоимость непроизводственных услуг.
9. Назовите черты, характеризующие финансы докапиталистической формации:
а) распределение и использование фондов денежных средств, сконцентрированных в бюджете государства;
б) развитие финансовых отношений и государственных финансов;
в) централизованное регулирование государством финансовых отношений в рамках расширенного воспроизводства.
10. Основными инструментами неоклассического подхода являются воздействие на:
а) денежную массу;
б) государственные расходы;
в) дефицит бюджета.
11. Неоклассики считали, что:
а) государственные расходы можно финансировать выпуском займов;
б) необходимо балансировать доходы и расходы государственного бюджета.
12. Неоклассическая теория финансов основывается на следующих постулатах:
а) экономическая мощь государства определяется экономической мощью частного сектора;
б) вмешательство государства в деятельность частного сектора минимизируется;
в) финансы определяются как средства государства;
г) основными источниками финансирования развития крупных корпораций являются прибыль и рынки;
д)под финансами понимаются
не только денежные фонды государства,
но и любая государственная
е) тенденцией развития финансовых систем является стремление к интеграции.
13. Неоклассический подход разрабатывался для:
а) чисто рыночной экономики с гибкими ценами и заработной платой в условиях полной занятости;
б) чисто рыночной экономики с гибкими ценами и заработной платой в условиях неполной занятости.
14. Политика «точной настройки» является сутью действий:
а) кейнсианцев;
б) неоклассиков.
15. К основным теориям финансов относятся:
а) теории, рассматривающие влияние финансовых инструментов на о состояние финансовой системы;
б) теории, рассматривающие влияние финансовых инструментов на общеэкономическую ситуацию в стране;
в) теории, рассматривающие влияние финансовых инструментов на о состояние государственных финансов;
г) теории, рассматривающие влияние финансовых инструментов на о состояние международной финансовой системы.
16. Казначейство является структурным подразделением:
а) Счетной палаты;
б) органов налогового контроля;
в) Государственной Думы;
г) Министерства финансов.
17. Муниципальное образование – это:
а) городское поселение;
б) сельское поселение;
в) несколько поселений, объединённых общей территорией.
18. Функциональные элементы управления финансами – это:
а) планирование;
б) прогнозирование;
в) нормирование;
г) оперативное управление;
д) контроль.
19. Если в стране наиболее остро стоит проблема с инфляцией, то приоритетной становится политика:
а) кредитно – денежная;
б) бюджетная;
в) международная.
20. Государство регулирует финансовые отношения с помощью следующих инструментов:
а) доходность корпоративных ценных бумаг;
б) налоги;
в) государственные расходы;
г) доходность государственных ценных бумаг.
21. Инструментами инвестиционной политики являются:
а) льготное кредитование;
б) бюджетный дефицит;
в) государственное финансирование инвестиционных проектов.
22. Бюджет развития утверждается :
а) в первом чтении;
б) во втором чтении;
в) в третьем чтении;
г) в четвертом чтении.
23. Расходы государственного бюджета по разделам функциональной классификации принимаются:
а) в первом чтении;
б) во втором чтении;
в) в третьем чтении;
г) в четвертом чтении.
14. Бюджетная система включает следующие уровни:
а) федеральный, региональный, местный;
б) государственный, местный;
в) федеральный, областной, местный.
24. К государственным целевым бюджетным фондам относятся:
а) дорожные фонды;
б) экологические фонды;
в) отраслевые фонды;
г) пенсионный фонд;
д) фонд обязательного медицинского страхования;
е) фонд борьбы с преступностью.
25. Инвестиционный налоговый кредит – это:
а) государственный кредит,
предоставляемый
б) отсрочка налогового платежа, предоставляемая предприятиям органами государственной власти и местного самоуправления или налоговыми органами;
в) разновидность государственного займа;
г) разновидность государственной гарантии.
26. Займы – это доход государства?
а) да;
б) нет.
27. Сущность понятия «новация» государственного долга:
а) изменение первоначальных условий займа, касающееся их доходности;
б) размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным;
в) изменение условий выпуска, связанное с их сроками;
г) объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа с уменьшением их количества;
д) соглашение между заемщиком и кредитором по замене обязательства по указанному финансовому кредиту другим обязательством.
28. Предельный размер долга, устанавливаемый БК для РФ не должен превышать: