Политика управления финансовыми рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Основная цель исследования состоит в раскрытии содержания проблемы управления рисками предприятия и в разработке механизма управления рисками предприятия в современных условиях хозяйствования.
Для этого наметим основные задачи:
дать понятие риска, рассмотреть его основные виды;
рассмотреть методы управления финансовым риском.
рассмотреть процесс управления риском

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………..……….. 3.
Глава 1. Понятие и виды финансового риска …………………………...……. 5.
Глава 2. Политика управления финансовыми рисками …………………..… 11.
2.1. Методы управления финансовыми рисками ……………………….…… 11.
2.2. Процесс управления финансовыми рисками …………………………… 16.
2.3. Управление финансовыми рисками ОАО Банк «ВТБ» ……………..…. 23.
Заключение …………………………………………………………………….. 33.
Практическая часть …………………………………………………….…….. 35.
Список использованной литературы ………………………………………… 57.

Файлы: 1 файл

Кур. раб. моя фин. менедж..doc

— 457.50 Кб (Скачать файл)

3.  Сопоставимость  уровня принимаемых рисков с  уровнем доходности проводимых операций. Этот принцип является основополагающим в финансовом менеджменте. Он заключается в том, что предприятие должно принимать в процессе осуществления своей деятельности только те виды финансовых рисков, уровень которых компенсируется адекватной величиной ожидаемой доходности. Итоговые и прогнозируемые результаты хозяйственной деятельности или конкретной операции необходимо корректировать с учетом степени риска, принимаемого фирмой либо менеджером для их получения.

4.  Сопоставимость  уровня принимаемых рисков с  возможными потерями предприятия. Возможный размер финансовых потерь предприятия в процессе проведения той или иной рисковой операции должен соответствовать доле капитала, которая зарезервирована для его покрытия. Размер рискового каптала, включающего необходимые фонды и резервы, должен быть определен заранее и служить критерием принятия тех видов финансовых рисков, которые не могут быть переданы партнеру операции или внешнему страховщику.

5.  Учет фактора  времени в управлении рисками. Чем длиннее период осуществления операции, тем шире диапазон сопутствующих ей финансовых рисков, тем меньше возможностей обеспечивать нейтрализацию их негативных последствий. При необходимости осуществления таких операций предприятие должно включать в требуемую величину дохода не только премии за соответствующие риски, но и премию за ликвидности.

6. Учет стратегии  предприятия в процессе управления  рисками. Система управления финансовыми рисками должна базироваться на общих принципах, критериях и подходах, соответствующих избранной предприятием стратегии развития. Ориентации на генеральную стратегию развития позволяет сосредоточить основные усилия на тех видах риска, которые сулят предприятии максимальную выгоду, определить предельный объем риском, которые можно взять на себя, выделить необходимые ресурс и для управления ими. В свою очередь, знание этих параметром дает возможность руководителям подразделений оценивать спои стратегии в координатах «риск — доходность» и привести их в соответствие с общей корпоративной стратегией.

7. Учет возможности передачи рисков. Принятие ряда финансовых рисков несопоставимо с возможностями предприятия по нейтрализации их негативных последствий. В то же время необходимость реализации той или иной рисковой операции мо диктоваться требованиями стратегии и направленности хозяйственной деятельности. Включение их в портфель рисков допустимо лишь в том случае, если возможна частичная или полил передача партнерам по бизнесу или внешнему страховщику.

Существует 4 метода управления риском [4, ст. 106-108]:

1. Упразднение  заключается в отказе от совершения рискового мероприятия. Но для финансового предпринимательства упразднение риска обычно упраздняет и прибыль.

2. Предотвращение  потерь и контроль как метод  управления финансовым риском  означает определенный набор  действий, которые обусловлены необходимостью предотвратить негативные последствия, уберечься от случайностей, контролировать их размер, если потери уже имеют место или неизбежны.

3. Сущность страхования  выражается в том, что инвестор  готов отказаться от части доходов, лишь бы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение риска до нуля. Для страхования характерны целевое назначение создаваемого денежного фонда, расходование его ресурсов лишь на покрытие потерь в заранее оговоренных случаях; вероятностный характер отношений; возвратность средств.

Страхование как  метод управления риском означает два вида действий:

- перераспределение потерь среди группы предпринимателей, подвергшихся однотипному риску;

- обращение  за помощью к страховой фирме. 

4. Поглощение  состоит в признании ущерба и отказе от его страхования. К поглощению прибегают, когда сумма предполагаемого ущерба незначительно мала, и ей можно пренебречь.

При выборе конкретного  средства разрешения финансового риска  инвестор должен исходить из следующих  принципов:

- нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;

- нельзя рисковать  многим ради малого;

- следует предугадывать  последствия риска. 

Реализация  первого принципа означает, что прежде чем вкладывать капитал, инвестор должен:

- определить  максимально возможный объем убытка по данному риску;

- сопоставить  его с объемом вкладываемого  капитала;

- сопоставить  его со всеми собственными  финансовыми ресурсами и определить, не приведет ли потеря этого  капитала к банкротству инвестора.

Объем убытка от вложения капитала может быть равен объему данного капитала, быть меньше или больше его. При прямых инвестициях объем убытка, как правило, равен объему венчурного капитала.

Реализация  второго принципа требует, чтобы  инвестор, зная максимально возможную  величину убытка, определил бы, к чему она может привести, какова вероятность риска, и принял бы решение об отказе от риска, о принятии риска на свою ответственность или о передаче риска на ответственность другому лицу.

Действие третьего принципа особенно ярко проявляется при передаче финансового риска. В этом случае он означает, что инвестор должен определить приемлемое для него соотношение между страховым взносом и страховой суммой. Страховой взнос (или страховая премия) – это плата за страховой риск страхователя страховщику, согласно договору страхования или в силу закона. Страховая сумма – денежная сумма, на которую застрахованы материальные ценности.

Политика управления финансовыми рисками - это часть  обшей финансовой политики предприятия, заключающейся в оценке вероятности и степени риска и разработке системы мероприятий по их недопущению или нейтрализации возможных последствий.

Выработка такой  политики имеет большую практическую значимость и является одним из важнейших  направлений использования финансового менеджмента на предприятии.

Основными элементами политики управления рисками являются:

- идентификация  всех видов рисков, связанных  с деятельностью предприятия;

- выбор методов  оценки вероятности наступления  рисковых событий;

- определение  степени риска, размера возможных финансовых потерь;

- изучение всего  спектра факторов, влияющих на  уровень финансовых рисков;

- определение  системы мер по предупреждению  рисковых событий;

- определение  системы мер по нейтрализации  последствий финансовых рисков. [21]

 

 

 

 

 

 

2.3. Управление финансовыми рисками ОАО Банк «ВТБ»

Политика ОАО  Банк ВТБ в области риск-менеджмента  направлена на формирование  полномасштабной  и целостной системы управления рисками, адекватной характеру и  масштабам  деятельности Банка, профилю  принимаемых им рисков и отвечающей потребностям дальнейшего развития бизнеса Банка. 

Одной из основных задач политики управления рисками  является содействие достижению оптимального соотношения между принимаемыми рисками и доходностью банковских операций.

Выстраивание и совершенствование риск-менеджмента в Банке осуществляется с учетом лучшей банковской практики, общепризнанных международных стандартов и рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору. При этом обеспечивается безусловное соблюдение банковского законодательства РФ -  прежде всего, нормативных актов Банка России.    

Основными принципами управления рисками в ОАО Банк ВТБ являются:

  • учет всех основных видов риска, присущих банковской деятельности;
  • системный и комплексный подход при анализе различных видов принимаемых рисков;
  • независимость подразделений, осуществляющих оценку и контроль рисков, от подразделений, инициирующих соответствующие операции;
  • использование наиболее современных методов оценки рисков;
  • четкое распределение обязанностей между уполномоченными органами управления и должностными лицами Банка при принятии решений;
  • наличие развернутой системы отчетности на каждом уровне управления Банка.

С учетом заметного  влияния рисков, принимаемых дочерними  банками, на общие результаты деятельности Банка в условиях интеграции в группу ВТБ большое внимание уделяется внедрению эффективных процедур контроля за рисками на консолидированной основе.

В целях обеспечения  устойчивости и эффективности работы в Банке функционирует комплексная  система управления основными банковскими рисками (кредитным, рыночным, операционным и риском ликвидности), призванная обеспечить идентификацию, оценку, лимитирование принимаемых Банком рисков, контроль их объема и структуры.

Организационная система управления рисками включает в себя различные коллегиальные органы (в том числе кредитный комитет, малый кредитный комитет, кредитные комитеты филиалов, комитет по управлению активами и пассивами) и структурные подразделения. При этом с учетом задач, связанных с дальнейшим расширением группы ВТБ и организацией публичного рынка акций Банка в России и за рубежом, в 2007 году в банке ВТБ была внедрена новая организационная структура управления рисками. Предусматривалось адекватное расширение функционала и усиление ключевых направлений риск-менеджмента. По результатам указанной реорганизации в Банке был сформирован департамент рисков, состоящий из следующих структурных подразделений:

1. Профильных  подразделений по основным видам  рисков и/или функциям кредитной  процедуры:

  • управление кредитных рисков;
  • управление рыночных и операционных рисков;
  • служба экспертизы кредитных заявок;
  • управление кредитных и залоговых операций.

2. Управления  консолидированного анализа рисков, отвечающего за риск-менеджмент  на уровне финансовой группы ВТБ, включая внедрение стандартов «Базель II».

 

«Показатели изменения прибыли»                                   Таблица 1.

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Абсолют-ное  значение, тыс. руб.

Удельный вес, %

Абсолют-ное  значение, тыс. руб.

Удельный вес, %

Абсолют-ное  значение, тыс. руб.

Удельный вес, %

Выручка от реализации

1255690,5

100%

1229640

100%

115359,7

100%

Внереализацион-ные  доходы

19714,61

1,64%

24256,23

1,89%

11170,54

0,93%

Операционные  доходы

5397

0,45%

7542

0,59%

6521,96

0,54%

Материальные  затраты

591976

51%

2340130

76,22%

2360492

72,60%

Затраты на оплату труда

147802

13%

327042

10,60%

351665

10,80%

Отчисления

51755

4,60%

123931

4%

132520

4%

Амортизация основных средств

52907

4,80%

117605

3,80%

120853

3,70%

Прочие затраты

287971

26%

161442

5,20%

182693

5,60%

Итого

1132411

100%

3070151

100%

3251682

100%


 

Анализ данных таблицы 1 показывает, что выручка от реализации уменьшилась в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 2,11%, а в 2011 г. по сравнению с 2010 г. - на 6,9%. Внереализационные доходы увеличились в 2010 г. на 21%, а в 2011 г. по сравнению с 2010 г. уменьшились на 113,3%. Операционные доходы увеличились в 2007 г. на 39%, а в 2008 г. по сравнению с 2010 г. уменьшились на 13,3%. Затраты, произведенные организацией, увеличились в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 271%, в 2011г. по сравнению с 2010 г. - на 3%. Наибольший удельный вес в составе материальных затрат составляли материальные затраты (51% в 2009 г., 76,22% в 2010 г., 72,6% в 2011 г.).

«Формирование кредитной задолженности, 2009-2011 г».    Таблица 2.

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Абсолютное  значение, тыс. руб.

Уд. вес, %

Абсолютное  значение, тыс. руб.

Уд. вес, %

Абсолютное значение, тыс. руб.

Уд. вес, %

Всего кредиторская задолженность

348043

100%

3445270

100%

5682599

100%

В т.ч. просроченная

229799

66%

588027

17%

1375632

24,2%

Всего погашено

335395

100%

1202590

100%

1960377

100%

В т.ч. просроченная

229799

66%

238303

19,8%

743106

37,9%


 

Уровень кредиторской задолженности на предприятии увеличился в 2010 г. на 3097227 тыс. руб. или на 890%. В 2011 г. уровень кредиторской задолженности вырос по сравнению с 2010 г. на 70%. Вместе с тем погашено кредиторской задолженности в 2010 г. на 258,5% по сравнению с 2009 г. и в 2011 г. на 63% по сравнению с 2010 г. Удельный вес просроченной кредиторской задолженности вырос с 17% в 2010 г. до 24,2% в 2011 г. Вместе с тем удельный вес погашенной просроченной кредиторской задолженности вырос с 19,8% в 2010 г. до 37,9% в 2011 г.

 

 

«Анализ эффективности использования  кредиторской задолженности на ЗАО  «ВТБ24», 2009-2011 гг».                                          Таблица 3.

Наименование показателя

2009 г.

2010 г.

Отклонение (+,-)

2011 г.

Отклонение (+,-)

Оборачиваемость кредиторской задолженности, в оборотах (ОДЗ)

0,35

0,42

0,07

0,39

-0,03

Период погашения  кредиторской задолженности, дней

1025,87

866,36

-159,51

929,39

63,03

Доля кредиторской задолженности в общем объёме пассивов, %

100

77,49

-22,51

78,14

-0,65

Доля кредиторской задолженности поставщиков и  подрядчиков в общем объёме пассивов, %

1,32

1,70

0,28

1,48

-0,22

Информация о работе Политика управления финансовыми рисками