Понятие лидерства в стиле деятельности руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики менеджмент, как управление, является самой важной функцией в разнообразных сферах жизнедеятельности.
Менеджмент – специфический орган функционирующего предприятия. Это вид оперативного искусства с его повседневными решениями, относящимися к проведению политики, к обеспечению прибыли, к минимизации потерь.
Одной из важнейших проблем менеджмента является лидерство, как стиль деятельности менеджера.
Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От стиля руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область менеджмента имеет огромное значение в управлении.

Содержание работы

Введение………………………………………….
Глава 1. Понятие лидерства в стиле деятельности руководителя……………….
1.1 Понятие и сущность стиля руководства………………………….
1.2 Стили руководства…………………………………………..……
1.3 Теория лидерства …………………………………………….………
1.4 Подходы к лидерству………………………………………………..……..
1.4.1 Качественный подход…………………………………..….…………..
1.4.2 Поведенческий подход……………………………………………….…..
1.4.3 Ситуационный подход…………………………………………….…….
1.5 Факторы, влияющие на стиль руководства ……………………………….
Глава 2. Практические исследования о руководстве и лидерстве………………
Заключение……………………………………………………………………....
Список использованных источников……………………………………...……

Файлы: 1 файл

Основная часть.docx

— 78.12 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………….

Глава 1. Понятие лидерства в стиле деятельности руководителя……………….

1.1 Понятие и сущность  стиля руководства………………………….

1.2 Стили руководства…………………………………………..…

1.3 Теория лидерства …………………………………………….………

1.4 Подходы к лидерству………………………………………………..……..

1.4.1 Качественный подход…………………………………..….…………..

1.4.2 Поведенческий подход……………………………………………….…..

1.4.3 Ситуационный подход…………………………………………….…….

1.5 Факторы, влияющие на стиль руководства ……………………………….

Глава 2. Практические исследования о руководстве и лидерстве………………

Заключение……………………………………………………………………....

Список использованных источников……………………………………...……

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики  менеджмент, как управление, является самой важной функцией в разнообразных  сферах жизнедеятельности.

Менеджмент – специфический  орган функционирующего предприятия. Это вид оперативного искусства  с его повседневными решениями, относящимися к проведению политики, к обеспечению прибыли, к минимизации  потерь.

Одной из важнейших проблем  менеджмента является лидерство, как  стиль деятельности менеджера.

Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От стиля руководства зависят  мотивация работников, их отношение  к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область  менеджмента имеет огромное значение в управлении.

На каждой ступени власти, в любом ее звене, учреждении, органе есть свои пирамиды власти, и везде  есть группа ответственных руководителей, составляющих администрацию, или аппарат  власти. Возглавляющие их руководители ведут за собой подчиненных. Отсюда и понятие («лидер» - ведущий или  идущий впереди). Но все ли руководители - лидеры? Не проще ли обойтись привычным  понятием «начальник или руководитель», прежде очень распространенным?

Целью работы является анализ лидерства, стилей руководства, и выявление  наиболее оптимального варианта сочетания  методов воздействия на работников.

 

 

 

 

 

Глава 1. ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСТВА В СТИЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА

Слово «стиль» греческого происхождения, первоначально оно  означало стержень для писем на восковой доске, а позднее употреблялось  в значении «почерк».

В толковом словаре по управлению дается следующее определение: «Стиль управления – совокупность наиболее характерных  и устойчивых методов решения  задач и проблем, используемых руководителями организаций  и предприятий  в  своей практической деятельности» [1. 78].  Толковый словарь по управлению. – М., 1994.                                              

По  Мескону, стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчинённым, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению стилей организации [2. 412]. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента»: М .: Дело, 1998.

Кнорринг дает следующее определение: «Стиль руководства – привычная для конкретного руководителя система методов, реакций на возникающие ситуации, используемая им в своей практической деятельности» [3. 368].   Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. – М.,2007.                                                                                                

Стиль  руководства   является  принадлежностью  всякого  аппарата управления. Поэтому  различают  индивидуальный  и общий стиль  руководства. Понятие  стиля  уместно  применить, прежде  всего, в приложении  к личности руководителя, причем  индивидуальный  стиль предстаёт  как  особая  форма  сочетания  производственной  функции  руководителя  с  его функцией  регулирования  личностных  взаимоотношений  между  членами  подчиненного  ему  коллектива. Однако  нельзя  сводить  целиком  к  личности  руководителя  и  оценивать  как  своеобразную  форму  проявления  его  индивидуальности. Дело в  том, что  особенности  личности  руководителя  при  всей  их  значимости  далеко  не  исчерпывают  компоненты  формирующие присущий  ему стиль руководства.

Компоненты эти составляют субъективное начало и субъективный элемент стиля, а между тем  стиль всегда имеет и общую  объективную основу.

К субъективным факторам, определяющим стиль в управлении можно отнести:

-Принципы и установки,  обуславливающие умение пользоваться  властью.

-Специфика психического  склада руководителя (темперамент,  характер)

-Выбор форм и методов  воздействия на подчинённых в  каждой конкретной ситуации.

-Неповторимые личные  качества, определяющие «управленческий  почерк».

-Индивидуальные особенности  исполнения социальных ролей  руководителя.

-Уровень профессиональных  знаний, интеллекта и культуры, определяющий  характер поведения.       

Как видно, субъективные факторы  зависят от личности руководителя, а объективные факторы формируются  под влиянием окружающей среды. Объективно стиль руководителя диктуется, прежде всего, сознательной целью, которая  как закон определяет способ и  характер его действий и которой  он должен подчинять свою волю.

В общем, объективные слагаемые  стиля могут быть сведены к следующим:

-Специфика системы, её  цели и задачи, управленческой  структуры.

-Закономерности управления.

-Специфика (функциональное  назначение) сферы конкретной деятельности.

-Окружающая производственная  среда (технологический уровень  производства, формы организации  труда, обеспеченность материальными  ресурсами).

-Особенность руководимого  коллектива (структура, уровень подготовки, характер взаимоотношений, социально-психологические  черты исполнителей).

-Уровень практики управления.

-Способы и приёмы управления, используемые вышестоящим руководством.

Указанные слагаемые стиля  предопределяют особенности сочетания  в деятельности руководителя производственной функции и функции регулирования  взаимоотношений в коллективе, природу  сложившихся в  ней традиций и  приёмы общения, а тем самым и  стиль работы.

Итак, мы определили, что  стиль работы – это способ воздействия  руководителя на подчинённых с целью  эффективного выполнения управленческих функций. На стиль оказывают влияние  личность руководителя, способы и  приёмы, с помощью которых он осуществляет управленческую функцию, т.е. субъективные факторы, а с другой стороны окружающая производственная среда, специфика  сферы деятельности, особенности  руководимого коллектива и др. объективные  факторы и, наконец, стиль выражает отношения, складывающиеся между руководителем  и подчинённым. Сложность и разнообразие этих отношений предопределяют высокую  вариантность конкретных стилей руководства, которые могут классифицироваться по различным признакам.

1.2 СТИЛИ РУКОВОДСТВА

Под стилем руководства можно  понимать общую характеристику способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и  подчиненных. Он отражает методы работы руководителя, организации деятельности, взаимоотношения в коллективе, приоритеты, позиции администрации, преобладающую  систему ценностей, тип культуры и проч.

Наряду с подчинёнными очень важно уделить внимание выбору стиля руководства. В зависимости  от целей деятельности фирмы он может  быть авторитарным, демократическим  или либеральным.

Исторически первым и до сегодняшнего момента, видимо, наиболее распространенным на практике является авторитарный стиль, считающийся универсальным. Он основывается на отдаче подчиненным  в приказной форме распоряжений без всяких объяснений их связи с  общими целями и задачами деятельности организации. Применяющий его руководитель отдает предпочтение официальному характеру  отношений, поддерживает между собой  и подчиненными дистанцию, которую  те не имеют права нарушить. Но ему  нужно обладать достаточной властью, чтобы навязывать свои решения другим.

Во многом противоположен авторитарному демократический стиль руководства, который апеллирует к высшим уровням потребностей. Настоящий демократический руководитель пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными, избегает навязывать им свою волю, вовлекает в принятие решений, предоставляет свободу формулировать собственные цели на основе целей организации, что повышает степень мотивации к работе, и в то же время осуществляет довольно жесткий контроль над ними. Таким образом, демократическое руководство характеризуется разделением власти и участием подчиненных в принятии решений.

Исследования показали, что  в условиях авторитарного стиля  руководства можно выполнить  в два раза больший объем работы, чем в условиях демократического, но ее качество, оригинальность, новизна, присутствие элементов творчества будут настолько же ниже. Из этого можно сделать вывод, что авторитарный стиль предпочтительней для руководства более простыми видами деятельности, ориентированными на количественные результаты, а демократический – сложными, где на первом месте выступает качество.

Там, где речь идет о необходимости  стимулирования творческого подхода  исполнителей к решению поставленных задач, наиболее предпочтителен либеральный  стиль управления. Его суть состоит  в том, что руководитель ставит перед  исполнителями проблему, создает  необходимые организационные условия  для их работы, определяет ее правила, задает границы решения, а сам  отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитр, эксперта, оценивающего полученные результаты. Группа же имеет полную свободу принимать решения и контролировать собственную работу. Сравнение различных стилей руководства приводится в таблице 1.

Таблица 1                   Сравнение различных стилей руководства

Объект сравнения

Стили руководства

авторитарный

демократический

либеральный

Способ принятия решений

Единоличный

На основе консультаций с  подчинёнными

На основе указаний сверху или мнения группы

Способ доведения решений  до исполнителя

Приказ

Предложение

Просьба, упрашивание

Распределение ответственности

Полностью в руках руководителя

В соответствии с полномочиями

Полностью в руках исполнителей

Отношение к инициативе подчинённых

Допускается

Поощряется и используется

Полностью передаётся подчинённым

Принципы подбора кадров

Избавление от сильных  конкурентов

Ориентация на деловых, знающих  сотрудников и помощь им в карьере

 

-

Отношение к знаниям

Считает, что всё сам  знает

Постоянно учится и требует  того же от подчинённых

Безразличное

Отношение к общению

Отрицательное, соблюдает дистанцию

Положительное, идёт на контакты

Инициативы не проявляет

Отношение к подчинённым

По настроению, неровное

Ровное, доброжелательное, требовательное

Мягкое, нетребовательное

Отношение к дисциплине

Жесткое, формальное

Разумное

Мягкое, формальное

Отношение к стимулированию

Наказание с редким поощрением

Поощрение с редким наказанием

Нет чёткой ориентации


 

1.3 ТЕОРИЯ ЛИДЕРСТВА

Лидерство – это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.

Обязательное условие  лидерства - обладание властью в  конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней  и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных  учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.

Выделяют формальное и  неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается  с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через  личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.

Считается, что идеальным  для лидерства является сочетание  двух основ власти: личностной и организационной.

Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Лидерство как тип отношений  управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно  является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

Подходы к изучению лидерства  различаются комбинацией трех основных переменных: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

Традиционные ранние концепции  предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепций, в конечном счете утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории.

Информация о работе Понятие лидерства в стиле деятельности руководителя