Порядок создания и ликвидации банков в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 05:12, реферат

Описание работы

Банк – это основная структурная единица сферы денежного обращения. Он посредник в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами и принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга.
Банк действует в сфере обмена. Он «покупает» ресурсы и «продает» их, содействуя обмену товарами. Банк, «продавая свой товар», (например, кредиты) выступает собственником ссужаемой суммы, получая при возврате не только ее первоначальную стоимость, но и надбавку к ней в виде ссудного процента. «Коммерция» лат. – торговля, отсюда – коммерческий банк. Банки получают прибыль от своих операций.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Порядок создания коммерческого банка……………………………………...5
1.1 Основные требования к организации коммерческого банка………………5
2. Ликвидация коммерческого банка…………………………………………...21
2.1 Предусмотренный порядок ликвидации коммерческого банка…………..21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит Реферат.docx

— 35.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение                                                                                                        высшего профессионального образования

Сибирский государственный  аэрокосмический университет

имени академика М.Ф.Решетнева

 

 

Кафедра Финансы и кредит

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

По дисциплине:  «Финансы и кредит»

Тема: «Порядок создания и  ликвидации банков в России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 Выполнил: ст.гр. ЭЗ-81

   Толоконников А.А.

                                                                 Проверил:  Кэн.доцент кафедры ФК

                                                                                        Казанская Н.Н.

 

 

 

 

 

Красноярск 2013г.

 Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Порядок создания коммерческого  банка……………………………………...5

1.1 Основные требования к организации коммерческого банка………………5

2. Ликвидация коммерческого банка…………………………………………...21

2.1 Предусмотренный порядок ликвидации  коммерческого банка…………..21

Заключение……………………………………………………………………….24

Список литературы………………………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Банк – это основная структурная  единица сферы денежного обращения. Он посредник в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам  и от продавцов к покупателям. Для банков характерен двойной обмен  долговыми обязательствами и  принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга.

Банк действует в сфере обмена. Он «покупает» ресурсы и «продает»  их, содействуя обмену товарами. Банк, «продавая свой товар», (например, кредиты) выступает собственником ссужаемой  суммы, получая при возврате не только ее первоначальную стоимость, но и надбавку к ней в виде ссудного процента. «Коммерция» лат. – торговля, отсюда – коммерческий банк. Банки получают прибыль от своих операций.

С ростом платежного оборота повышается роль банков как расчетных центров. Банки расширяют базу накопления денежного капитала, мобилизуя как  крупные, так и мелкие сбережения, и вкладывают через инвестиции и  систему кредитов полученные средства в развитие экономики страны. Большая  роль принадлежит банку и как  агенту биржи на право продажи  и покупки ценных бумаг и иностранной  валюты.

Коммерческий банк – это часть  кредитной системы России. Банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, а  также филиалы и представительства  иностранных банков. Кредитные организации  могут быть банковскими и небанковскими.

Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право  осуществлять в совокупности следующие  банковские операции: привлечение во вклады, размещение указанных средств  от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и  срочности, а также открытие и  ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковские кредитные организации (инвестиционные фонды, страховые компании, биржи, брокерские и дилерские фирмы) имеют право осуществлять отдельные банковские операции или допустимые их сочетания, устанавливаемые Банком России.

Исключительное значение банков определяется прежде всего тем, что они могут:

образовывать платежные средства. (Банки создают новые деньги в  виде кредитов);

выпускать платежные средства в  оборот. (Осуществляют записи на счет клиента  суммы кредитных денег);

осуществлять изъятие платежных  средств из оборота. (Погашение кредита  заемщиком).

Таким образом, банки кредитуют  сферу экономики, стимулируя ее развитие.

 

 

 

1. Порядок создания коммерческого  банка

 

1.1 Основные требования к организации коммерческого банка

 

Организация банка требует гораздо  больше труда и навыков, чем создание какой-либо другой коммерческой организации.

Процедура создания банка в основном соответствует порядку, изложенному  в таком «сборном» нормативном  акте, каким является Инструкция №109. Указанный порядок состоит из трех основных этапов: подготовительной работы; государственной регистрации  банка в качестве юридического лица; получения лицензии (права проводить  банковские операции).

Последние два этапа предполагают прохождение двухступенчатой процедуры: рассмотрение и согласование подготовленных документов на создание банка в ТУ ЦБ по предполагаемому месту нахождения будущего банка (его головной конторы) и рассмотрение тех же документов с приложенным к ним заключением  ТУ в центральном аппарате Банка  России. При этом во втором этапе (регистрация) участвует также уполномоченный регистрирующий орган (до осени 2004 г. таким органом оставалось Министерство РФ по налогам и сборам – МНС РФ или МНС).

Формально первым юридическим шагом  в создании банка считается подписание инициаторами (учредителями) учредительного договора. На самом деле все начинается раньше, и подписание учредительного договора знаменует собой итог значительной предварительной работы.

В центре подготовительной работы должна быть проработка концепции создания банка. Ее содержание может трактоваться достаточно свободно, но в ней должны найти отражение следующие принципиальные моменты, по поводу которых у инициаторов  должно сложиться единое мнение: миссия и стратегия будущей деятельности банка; размеры и структура уставного  капитала, требования к учредителям  и другим участникам; цели деятельности, ее сферы и преимущественные направления, клиентская база; организационная структура, органы управления, их полномочия, основные требования к организации управления.

Фактически формирование банка  начинается с тщательного подбора  его учредителей, готовых взять  на себя такую ответственность. Надо избегать появления в их числе  случайных лиц. Требования, с которыми надо подходить к потенциальным  учредителям (участникам) банка, следует  выводить из проектируемой его стратегии. Другими словами, основные элементы стратегии будущей деятельности банка хотя бы в главных чертах должны быть выработаны единомышленниками  – инициаторами его создания раньше, чем начнутся переговоры с теми или  иными лицами (юридическими и физическими) о вовлечении их в число учредителей (участников). В условиях современной  России повышенное внимание к составу  и качеству участников можно считать  вполне оправданным.

Требования к учредителям (участникам) можно разделить на три группы – общие, количественные и качественные. Некоторые общие требования отражены в Инструкции №109.

1. Учредителями банка могут быть  лица (юридические и физические), участие которых в кредитных  организациях не запрещено законодательством.

2. Юридическое лицо – должник  перед бюджетом не может быть  учредителем.

Порядок и критерии оценки финансового  положения юридических лиц –  учредителей (новых участников) банка, в том числе группы связанных  между собой юридических лиц, подробно излагаются в названном  выше Положении ЦБ от 19 марта 2003 г. №218. Кстати сказать, порядок этот достаточно сложный.

Если учредителями (новыми участниками) банка выступают федеральные  органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов  РФ, органы местного самоуправления либо государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, то необходимо соблюсти требования, изложенные соответственно в названном выше Указании ЦБ от 14 августа 2002 г. №1186-У и документе оперативного характера «О направлении информации в Министерство России» от 23 июля 2002 г. №102-Т;

3. Учредители не имеют права  выходить из состава участников  банка в течение первых 3-х лет  со дня его регистрации (т.е.  полностью или частично изымать  свою долю из уставного капитала  банка).

Количественные требования касаются общего числа учредителей (участников) и их долей в уставном капитале (УК). Число должно быть небольшим, для  начала не более пяти-шести, а в  последующем, если возникнет необходимость  увеличить капитал, – до 30 лиц (законодатель никак не ограничил число участников АО, но для ООО такой предел установил  – не более 50). При этом желательно, чтобы доля каждого из них в  УК была невелика (в случае последующего расширения круга участников – меньше 15–10%) и не сильно отличалась от долей  других учредителей или участников (в законе или нормативных актах  Банка России подобное ограничение  не предусмотрено).

Качественные требования могут  быть разбиты на две подгруппы.

К первой подгруппе можно отнести  следующие из них (не все они указываются  в документах ЦБ).

1. Все учредители должны быть  финансово устойчивыми, располагать  достаточными собственными средствами  для внесения в УК банка,  выполнять все обязательства  перед бюджетами. В отношении  юридических лиц соответствующие  данные должны быть подтверждены  балансами и иными отчетными  документами.

Важно, чтобы все средства, вносимые в УК банка, Банк России (его ТУ) признал  активами, полученными из надлежащих источников. Об этом подробнее см.: ст. 72 Закона «О Центральном банке РФ», подп. 2.2.8 Положения ЦБ «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций» от 10 февраля 2003 г. №215-П и Указание ЦБ «О действиях при выявлении фактов (признаков) формирования собственных средств (капитала) (их части) с использованием ненадлежащих активов» от 10 февраля 2003 г. №1246-У.

2. Все учредители должны вызывать  полное доверие, отличаться высокой  обязательностью в делах, т.е.  способностью и готовностью, желанием  в срок, качественно и в полном  объеме выполнять свои обязательства.

3. Средства всех учредителей  (собственные) должны быть «чистыми».

4. Желательно, чтобы учредители  – юридические лица представляли  разные отрасли и секторы экономики,  включая секторы финансового  рынка (банки, страховые компании  и др.). Предпочтение здесь следует  отдать представителям перспективных  отраслей и секторов (хотя финансово  устойчивые и надежные хозяйственные  единицы могут быть в любых  сферах экономики). Впрочем, это  не исключает преобладания среди  учредителей представителей какой-то  одной отрасли, важно лишь, чтобы  в составе учредителей в той  или иной пропорции были представлены  и некоторые другие отрасли.

5. Все учредители банка, как  юридические, так и физические  лица, должны быть согласны с  его стратегией и активно способствовать  ее претворению в жизнь.

Вторая подгруппа качественных требований продолжает предыдущую и  может включать, в частности, такие  положения:

• необходимо, чтобы все учредители (участники) банка были в числе  его клиентов (общее количество которых  должно быть больше). Желательно, чтобы  его клиентами стали и контрагенты  учредителей (участников) по хозяйственным  связям;

• ни один учредитель (участник) не должен пользоваться какими-либо исключительными  правами или льготами, способными нанести ущерб устойчивости банка, а совет собственников банка  не должен вмешиваться в его оперативную хозяйственную деятельность, пытаться подменять собой правление.

Пожалуй, единственный вопрос, над  которым учредителям не надо специально думать, – это вопрос о минимально необходимой величине УК создаваемого банка. Величина «входного барьера» на рынок банковских услуг задана в Указании Банка России от 1 декабря 2003 г. №1346-У и составляет не менее суммы, эквивалентной 5 млн евро (с начала 2002 г. данное требование в равной мере относится как к вновь учреждаемому отечественному банку, в том числе учреждаемому путем изменения статуса НКО на банковский статус, так и к создаваемому на территории РФ дочернему банку иностранного банка).

Таким образом, Центральный банк не только уравнял в рассматриваемом  аспекте отечественные и иностранные  банки, но, подняв «планку» минимально необходимого размера УК для российских банков сразу в 5 раз и далее  постепенно продолжая ее поднимать (в рублевом исчислении), резко ограничил  и все более ограничивает возможности  возникновения новых отечественных  банков. Оба эти решения разумному  объяснению не поддаются. Либо в главном  российском банке полагают, что в  стране и так уже вполне достаточно банков (хотя это совсем не соответствует  действительному положению вещей  в большинстве регионов), либо считают, что России новые банки еще  нужны, но только не отечественные.

Работу по отбору учредителей банка, подготовке необходимых документов, саму регистрацию целесообразно  поручить небольшой организационной  группе в составе трех-пяти человек, которые потом при желании  могут войти в число сотрудников  создаваемого банка.

Подготовка основных документов.

После того как определен состав учредителей и они нашли должное  взаимопонимание по указанным выше принципиальным вопросам, рабочей группе под руководством учредителей-инициаторов  следует сосредоточиться на подготовке пакета документов, необходимых для  регистрации и лицензирования будущего банка. Основными документами считаются учредительные документы создаваемого хозяйственного общества.

Информация о работе Порядок создания и ликвидации банков в России