Порядок создания и ликвидации банков в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 05:12, реферат

Описание работы

Банк – это основная структурная единица сферы денежного обращения. Он посредник в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами и принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга.
Банк действует в сфере обмена. Он «покупает» ресурсы и «продает» их, содействуя обмену товарами. Банк, «продавая свой товар», (например, кредиты) выступает собственником ссужаемой суммы, получая при возврате не только ее первоначальную стоимость, но и надбавку к ней в виде ссудного процента. «Коммерция» лат. – торговля, отсюда – коммерческий банк. Банки получают прибыль от своих операций.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Порядок создания коммерческого банка……………………………………...5
1.1 Основные требования к организации коммерческого банка………………5
2. Ликвидация коммерческого банка…………………………………………...21
2.1 Предусмотренный порядок ликвидации коммерческого банка…………..21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит Реферат.docx

— 35.50 Кб (Скачать файл)

Собрание может поручить избранному им руководству банку и рабочей  группе внести последние изменения  и дополнения в учредительные  документы. Параллельно готовятся  остальные документы.

Утвержденный решением учредительного собрания устав банка на этом этапе  необходимо понимать как проект устава (пока документы не пройдут государственную  регистрацию). Он составляется по типовой  форме, но с учетом особенностей создаваемого банка.

В соответствии со ст. 10 Закона «О банках и банковской деятельности» устав должен содержать: фирменное (полное официальное) наименование банка на русском языке, а также другие наименования, если таковые имеются (наименование на другом языке народов РФ, сокращенное наименование, наименование на иностранном языке); указание организационно-правовой формы; сведения о месте нахождения (почтовый адрес) органов управления и обособленных подразделений; перечень осуществляемых банковских операций и сделок (в соответствии со ст. 5 и 6 Закона); сведения о размере УК; сведения об органах управления, в том числе исполнительных, и органах внутреннего контроля, о порядке их образования и их полномочиях; иные сведения, предусмотренные в федеральных законах для уставов юридических лиц соответствующей организационно-правовой формы.

В Инструкции ЦБ №109 (подп. 3.1.3) содержатся некоторые дополнения и пояснения  к перечисленным пунктам. Так, здесь  отмечается, что устав должен содержать  также: сведения о порядке формирования УК, а также о размере резервного фонда (для банков в форме АО –  в % к его УК) и порядке его  формирования (размер ежегодных отчислений в данный фонд); положение, касающееся обеспечения учета и сохранности  документов, а также своевременной  передачи их на государственное хранение в установленном порядке при  реорганизации или ликвидации банка; порядок ликвидации и реорганизации  банка.

Весьма важным является решение  учредительного собрания об утверждении  кандидатур на должности руководителя банка, главного бухгалтера и заместителей главного бухгалтера банка. Эти кандидатуры  должны получить одобрение Банка  России в ходе регистрации нового банка. Соответствующие требования изложены в Законе «О банках и банковской деятельности» (ст. 14 и 16), Инструкции №109 (подп. 3.1.8, а также приложение 1), письме ЦБ «О порядке рассмотрения документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» от 29 июля 1997 г. №493 (п. 16).

Под руководителем банка в указанных  документах понимаются единоличный  исполнительный орган банка, его  заместители, члены коллегиального исполнительного органа (правления). Необходимость согласования с Центробанком всех этих лиц, кроме председателя правления  и главного бухгалтера банка, совсем не очевидна. Еще менее очевидна необходимость согласования с ЦБ кандидатур на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала банка (ст. 14 Закона о банках).

Вызывает вопросы само содержание некоторых квалификационных требований, предъявляемых к руководителям  банка. Так, учреждающийся банк должен представить анкеты кандидатур на должности  руководителей и в этих анкетах  должны содержаться разные сведения о них, в том числе информация о наличии у этих лиц: высшего  экономического или юридического образования; опыта руководства отделом или  иным подразделением кредитной организации, связанным с ведением банковских операций, не менее одного года, а  при отсутствии специального образования  – опыта руководства таким  подразделением не менее двух лет.

Первое из названных требований давно требует изменения в  том смысле, что руководителям  банков требуется экономическое (более  того, финансово-банковское) образование, а не юридическое – (такое образование должны иметь работники юридических подразделений).

Второе требование означает, видимо, что данные лица должны покинуть свои ответственные работы в других банках, возможно, ставя тем самым последние  в тяжелое положение. Здесь явно требуется какое-то иное решение. Возможно, это решение должно быть вариантным, допускающим в том числе назначение на руководящие должности в банки  и таких лиц, которые ранее  не были руководителями подразделений  в банках. Кроме того, рассматриваемое  требование сформулировано таким образом, что распространяется и на кандидатов на должности главного бухгалтера и  его заместителей. Между тем эти  должности вполне могли бы занимать и просто опытные бухгалтеры. Наконец, норма о том, что кандидат может  и не иметь специального образования, определенно противоречит первому  требованию, текст которого не оставляет  сомнений в том, что у претендента  на руководящую должность в банке  обязательно должно быть высшее экономическое (наиболее желательный вариант) или  хотя бы юридическое образование.

И уж совсем странной выглядит идея предъявления квалификационных требований к кандидатам «на должности членов совета директоров (наблюдательного совета)» банка, их деловой репутации (ст. 60 Закона о Центральном банке и ст. 16 Закона о банках). Во-первых, квалификационных требований к членам совета, представляющего собой орган наиболее крупных собственников банка, нет и, видимо, не должно быть. Во-вторых, нет и не может быть такой должности, как «член совета». Должность должна быть предусмотрена в штатном расписании организации, а исполнение должности предполагает выполнение наемным сотрудником определенных трудовых функций за плату на условиях заключенного трудового договора (контракта). В штатных расписаниях банков нет должности «член совета», членство в совете не основано на трудовом договоре (контракте), а члены совета за свой труд не получают заработную плату. См. по этому поводу, в частности, разъяснение Банка России «О некоторых вопросах, связанных с применением… Закона «О банках и банковской деятельности» от 22 января 2002 г. №7-Т.

Еще одно требование Закона «О банках и банковской деятельности» (ст. 1 Г) состоит в том, чтобы руководитель и главный бухгалтер банка (а также руководители филиалов банка) не занимали должности в других кредитных или страховых организациях, в организациях, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к банку.

 

 

 

2. Ликвидация коммерческого банка

 

2.1 Предусмотренный порядок  ликвидации коммерческого банка

 

Ликвидация коммерческого банка  осуществляется в порядке, предусмотренном  действующим на территории Российской Федерации законодательством и  нормативными актами об акционерных  обществах и обществах с ограниченной ответственностью с учетом следующих  особенностей.

Решение об отзыве лицензии (ликвидации) коммерческого банка Центральный  банк РСФСР сообщает в печати. Кроме  этого соответствующее региональное управление Центрального банка РСФСР  в письменной форме доводит его  до Совета ликвидируемого коммерческого  банка. В этом же письме сообщается о том, что в установленные  сроки участникам банка предлагается сформировать ликвидационную комиссию с участием в ее составе представителя  Центрального банка РСФСР.

В том случае, если по истечении  указанного в письме срока ликвидационная комиссия не создана, Центральный банк создает ликвидационную комиссию своим  решением. При этом затраты, связанные  с ее деятельностью (включая заработную плату ее членов), относятся на операционные расходы ликвидируемого коммерческого  банка.

С момента принятия решения об отзыве лицензии Главное управление Центрального банка РСФСР по месту нахождения ликвидируемого коммерческого банка  направляет в данный банк своего представителя, который до начала работы ликвидационной комиссии устанавливает оперативный  контроль за соответствием проводимых банком операций действующему законодательству, нормативным документам Центрального банка РСФСР, сохранностью имущества  банка, соблюдением интересов кредитора  и вкладчиков, ограничением операций лишь расчетами за товары (работы), услуги хозорганов, имеющих расчетные счета  в этом банке, а в период работы ликвидационной комиссии входит в ее состав и осуществляет наблюдение за ее деятельностью.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами банка. Ликвидационная комиссия осуществляет меры по ликвидации:

– оценивает наличное имущество;

– выявляет должников банка и устанавливает порядок досрочного возврата кредитов, выданных ликвидационным банком, а также реализации по наиболее выгодным ценам залога под кредит, который не может быть возвращен;

– выявляет кредиторов и рассчитывается с ними;

– принимает меры к оплате долгов банка перед третьими лицами;

– определяет порядок распределения оставшихся средств между пайщиками банка.

Ликвидационной комиссии открывается  лицевой счет на балансовом счете 161 «Счета коммерческих, кооперативных  банков и других кредитных учреждений», на который зачисляются средства, поступающие банку, а также перечисляются  остатки средств с корреспондентского счета и субсчетов. С этого  же счета удовлетворяются претензии  кредиторов в очередности, устанавливаемой  комиссией на каждый конкретный день.

Право первой подписи по открытому  счету имеет председатель ликвидационной комиссии, второй подписи – представитель  Центрального банка и ликвидационной комиссии.

Ликвидационная комиссия может  разрешить проводить со своего счета  расчетные операции клиентов до решения  ими вопроса о выборе другого  банка для своего обслуживания.

Все претензии к банку должны быть предъявлены в предусмотренный  при создании ликвидационной комиссии срок. Как правило, этот срок не может  быть менее одного месяца. Ликвидационная комиссия помещает в печати публикацию о предстоящей ликвидации банка и о сроке заявления кредиторами претензий.

Имеющиеся у банка денежные средства, включая выручку от распродажи его  имущества при ликвидации, после  расчетов по оплате труда работников банка и выполнения обязательств перед гражданами – вкладчиками, банками, держателями акций, выпущенных банком, бюджетом и другими кредиторами, распределяется ликвидационной комиссией  между пайщиками банка в порядке  и на условиях, предусмотренных уставом  банка.

По окончании работы ликвидационной комиссии счет закрывается.

Банк считается прекратившим свою деятельность с момента завершения работы ликвидационной комиссии, о  чем делается соответствующая запись в книге регистрации банков и  государственном реестре акционерных  обществ на основании заключения ликвидационной комиссии.

 

 

 

Заключение

 

Банки образуются на основе любой  формы собственности, предусмотренной  законодательством России. Большинство  коммерческих банков представляют собой  по организационно-правовой форме товарищество с ограниченной ответственностью или  акционерное общество. Однако порядок  создания коммерческого банка, как  части единой банковской системы  России, имеет ряд особенностей.

Во-первых, коммерческий банк считается  созданным и приобретает права  юридического лица после регистрации  его устава в Центральном банке  России. Юридическим документом на совершение круга банковских операций является лицензия, выдаваемая Центральным  банком России.

Во-вторых, число учредителей коммерческого  банка не может менее трех.

В-третьих, нельзя использовать для  формирования уставного капитала банка  средства органов власти всех уровней  и их исполнительных органов, политических организаций и специализированных общественных фондов. Не могут быть участниками банка предприятия  и организации, имеющие неликвидный  баланс или объявленные несостоятельными (банкротами) или неплатежеспособными.

В-четвертых, уставный капитал банка  формируется за счет собственных (а  не привлеченных) средств участников. В частности, не допускается формирование уставного капитала банка за счет банковских кредитов.

В-пятых, доля любого из участников в  уставном капитале не должна превышать 35 процентов.

Ликвидация коммерческого банка  осуществляется в порядке, предусмотренном  действующим на территории Российской Федерации законодательством и  нормативными актами об акционерных  обществах и обществах с ограниченной ответственностью с учетом следующих особенностей.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Алексеева Е.В. Мурадова С.Ш.М. Феникс 2009., 248 с.
  2. Арендс И., Жарковский Е., Банковское дело Курс лекций М, ИКФ Омега-Л, 2002., 399 с.
  3. Банковское дело изд-е 3, доп. Юнити Дана, 2008., 328 с.
  4. Валенцева Н.И. Лаврушин О.И. Мамонова И.Д. С-Пб. КноРус., 2009., 768 с.
  5. Глущенко В.В. Организация деятельности коммерческого банка. Железнодорожный, ООО НПЦ «Крылья», 2007., 207 с.
  6. Денис Шевчук Банковское дело, М., Эксмо, 2009 229 с.
  7. Кроливецкая Л.П. Банковское дело. Учебный курс. М. Эксмо, 2010., 208 с.
  8. Ходачник Г.Э. Банковское дело. С-Пб., Академия, 2008., 256 с.
  9. Федеральный Закон "О банках и банковской деятельности" № 395-1 от 02.12 1990 г. (с изменениями и дополнениями от 01.01.2008)
  10. Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции от 08.12.2003) N 169-ФЗ

 

Размещено на Allbest.ru

Информация о работе Порядок создания и ликвидации банков в России