Предмет, задачи, базовые понятия финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 12:53, курс лекций

Описание работы

Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или
форму управления процессами финансирования предпринимательской
деятельности.
Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает
управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их
формирования, распределения и использования с целью получения оптимального
конечного результата.

Файлы: 1 файл

Курс лекций по финансовому менеджменту.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

Курс  лекций по финансовому менеджменту

Тема: Предмет, задачи, базовые понятия  финансового менеджмента.

 

1. Сущность, цель и  задачи финансового менеджмента.

2. Функции финансового  менеджмента.

3.  Терминология  и   базовые  понятия   финансового   менеджмента.   Базовые

   концепции финансового  менеджмента.

4. Основные этапы развития  финансового менеджмента.

 

     1. Сущность, цель и задачи финансового  менеджмента.

 

      Финансовый  менеджмент представляет собой  важную часть менеджмента, или

форму    управления    процессами     финансирования     предпринимательской

деятельности.

      Финансовый  менеджмент, или управление финансами  предприятия,  означает

управление  денежными  средствами,  финансовыми  ресурсами  в  процессе   их

формирования, распределения и использования с целью  получения  оптимального

конечного результата.

      Финансовый  менеджмент   представляет   собой   управление   финансами

предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса  акций,

максимизацию стоимости  бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня  дивидендов,

чистых  активов  в  расчете  на  одну  акцию,   а   также   на   поддержание

конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

      Финансовый  менеджмент как наука  управления  финансами  направлена  на

достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.

      Финансовый  менеджмент  как  система   управления   состоит   из   двух

подсистем:

      1) управляемая  подсистема (объект управления)

      2) управляющая  подсистема (субъект управления).

 

      Финансовый  менеджмент реализует сложную  систему управления  совокупно-

стоимостной  величиной  всех  средств,  участвующих  в   воспроизводственном

процессе, и  капиталом,  обеспечивающим  финансирование  предпринимательской

деятельности.

       Объектом  управления  является  совокупность  условий   осуществления

денежного оборота  и  движения  денежных  потоков,  кругооборота  стоимости,

движения  финансовых  ресурсов  и  финансовых  отношений,   возникающих   во

внутренней  и  внешней  среде  предприятия.  Поэтому  в  объект   управления

включаются следующие  элементы:

      1) Денежный  оборот;

      2) Финансовые  ресурсы;

      3) Кругооборот  капитала;

      4) Финансовые  отношения.

 

      Субъект  управления – совокупность  финансовых  инструментов,  методов,

технических средств, а  также  специалистов,  организованных  в  определенную

финансовую     структуру,     которые     осуществляют      целенаправленное

функционирование  объекта   управления.   Элементами   субъекта   управления

являются:

      1) Кадры  (подготовленный персонал);

      2) Финансовые  инструменты и методы;

      3) Технические  средства управления;

      4) Информационное  обеспечение.

 

      Целью  финансового менеджмента является  выработка определенных  решений

для достижения оптимальных  конечных результатов  и  нахождения  оптимального

соотношения   между   краткосрочными   и   долгосрочными   целями   развития

предприятия и принимаемыми решениями в текущем  и  перспективном  финансовом

управлении.

     Главной целью финансового менеджмента является  обеспечение роста

благосостояния собственников  предприятия в текущем и перспективном  периоде.

Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении  максимизации  рыночной

стоимости бизнеса (предприятия) и реализует конечные  финансовые  интересы

его владельца.

 

      Основные задачи финансового  менеджмента:

1). Обеспечение  формирования  достаточного  объема  финансовых  ресурсов  в

соответствии с потребностями  предприятия и его стратегией развития.

2). Обеспечение эффективного использования финансовых  ресурсов  в разрезе

основных направлений  деятельности предприятия.

3). Оптимизация денежного  оборота и расчетной политики  предприятия.

4). Максимизация прибыли  при допустимом уровне финансового  риска и

     благоприятной  политике налогообложения.

5). Обеспечение постоянного  финансового равновесия  предприятия   в  процессе

его развития, т. е. обеспечение  финансовой устойчивости и

     платежеспособности.

 

     2. Функции  финансового менеджмента.

 

      Существует 2 основных типа функций финансового менеджмента:

1). Функции объекта  управления

      - воспроизводственная,  обеспечивает  воспроизводство   авансированного

        капитала на расширенной основе;

      -  производственная  –  обеспечение   непрерывного   функционирования

        предприятия и кругооборота капитала;

      - контрольная  (контроль управления капиталом,  предприятием).

 

2). Функции субъекта  управления

      - прогнозирование  финансовых ситуаций и состояний;

      - планирование  финансовой деятельности;

      - регулирование;

      - координация  деятельности всех финансовых  подразделений с  основным,

        вспомогательным и обслуживающим  подразделениями предприятия;

      - анализ  и оценка состояния предприятия;

      - функция  стимулирования;

      -  функция   контроля   за   денежным   оборотом,   формированием   и

        использованием финансовых ресурсов.

 

     1. Терминология  и базовые  понятия  финансового   менеджмента.  Базовые

        концепции финансового менеджмента.

 

     Финансовый менеджмент базируется на следующих взаимосвязанных основных

концепциях:

      1). Концепция  денежного потока.

      2). Концепция  временной ценности денежных  ресурсов.

      3). Концепция  компромисса между риском и  доходностью.

      4). Концепция цены капитала.

      5). Концепция  эффективности рынка капитала.

      6). Концепция  асимметричности информации

      7). Концепция  агентских отношений.

      8). Концепции  альтернативных затрат.

 

      1). Концепция  денежного потока предполагает

     -  идентификацию денежного потока,  его продолжительность и   вид

        (краткосрочный, долгосрочный, с  процентами или без);

      - оценка  факторов, определяющих величину  элементов денежного потока;

      -  выбор   коэффициента  дисконтирования,   позволяющего   сопоставить

        элементы потока, генерируемые в  различные моменты времени;

      - оценка  риска, связанного с данным  потоком, и способы его учета

 

      2). Концепция  временной ценности денежных  ресурсов.

      Временная  ценность – объективно существующая  характеристика  денежных

ресурсов. Она определяется тремя основными причинами:

      А) Инфляцией

      Б) Риском  недополучения, или неполучением  ожидаемой суммы

      В) Оборачиваемостью

 

      3). Концепция  компромисса между риском и доходностью.

      Смысл  концепции: получение любого дохода  в бизнесе практически  всегда

сопряжено с риском, и  зависимость между ними прямо  пропорциональная.  В  то

же время возможны ситуации, когда максимизация дохода должна быть  сопряжена

с минимизацией риска.

 

      4). Концепция  цены капитала – обслуживание  того  или  иного  источника

финансирования  обходится  для  фирмы   неодинаково,   следовательно,   цена

капитала показывает минимальный уровень  дохода,  необходимый  для  покрытия

затрат по  поддержанию  каждого  источника  и  позволяющий  не  оказаться  в

убытке.

      Количественная  оценка цены капитала имеет  ключевое значение в  анализе

инвестиционных проектов и  выборе  альтернативных  вариантов  финансирования

предприятия.

 

       5). Концепция эффективности рынка капитала – операции  на  финансовом

рынке (с ценными бумагами) и их объем зависит от того,  на  сколько  текущие

цены  соответствуют  внутренним  стоимостям  ценных  бумаг.  Рыночная   цена

зависит от  многих  факторов,  и  в  том  числе  от  информации.  Информация

рассматривается как основополагающий фактор, и насколько  быстро  информация

отражается на ценах, настолько  меняется уровень эффективности  рынка.

      Термин  «эффективность»   в  данном   случае   рассматривается   не   в

экономическом, а в информационном плане, т. е. степень  эффективности  рынка

характеризуется  уровнем  его  информационной  насыщенности  и   доступности

информации участникам рынка.

      Достижение информационной  эффективности рынка базируется  на выполнении

следующих условий:

      - рынку свойственна  множественность покупателей и  продавцов;

      -  информация  доступна  всем  субъектам   рынка  одновременно,  и   ее

        получение  не связано с затратами;

      -  отсутствуют   транзакционные  затраты,  налоги  и другие  факторы,

        препятствующие  совершению сделок;

      - сделки, совершаемые  отдельным физическим или юридическим  лицом,  не

        могут повлиять  на общий уровень цен на  рынке;

      - все субъекты  рынка действуют рационально,  стремясь  максимизировать

        ожидаемую  выгоду;

      -  сверхдоходы   от  сделки  с   ценными   бумагами   невозможны   как

        равновероятностное  прогнозируемое  событие  для   всех   участников

        рынка.

 

      Существует две  основных характеристики эффективного рынка:

1). Инвестор на этом рынке  не имеет обоснованных аргументов  ожидать

     больше, чем в среднем  доход на инвестиционный капитал  при заданной

     степени риска.

2). Уровень дохода на  инвестируемый капитал – это  функция степени риска.

 

      Эта  концепция эффективности рынка  на практике может  быть  реализована

в трех формах эффективности:

      - слабой

      - умеренной

      - сильной

 

      В условиях  слабой формы  текущие  цены  на  акции  полностью  отражают

динамику цен  предшествующих  периодов.  При  этом  невозможен  обоснованный

прогноз повышения или  понижения курсов на основе статистики динамики цен.

      В условиях  умеренной формы  эффективности   текущие  цены  отражают  не

только  имеющиеся  в  прошлом  изменения  цен,  но  и   всю   равнодоступную

информацию, которая, поступая на рынок, немедленно отражается на ценах.

      В условиях  сильной  формы  текущие   цены  отражают  как  общедоступную

информацию, так и ограниченную информацию, т.  е.  вся  информация  является

доступной, следовательно, никто не  может  получить  сверхдоходы  по  ценным

бумагам.

      6). Концепция  ассиметричности информации –  напрямую  связана  с  пятой

концепцией. Ее смысл  заключается в следующем: отдельные  категории лиц  могут

владеть информацией, не доступной  другим  участникам  рынка.  Использование

этой информации может  дать

положительный и отрицательный  эффект.

      7). Концепция  агентских отношений введена  в  финансовый  менеджмент  в

связи с усложнением  организационно – правовых форм бизнеса. Суть: в  сложных

организационно-правовых формах присутствует разрыв между  функцией  владения

и функцией управления, то есть владельцы  компаний  удалены  от  управления,

которым занимаются менеджеры.  Для  того,  чтобы  нивелировать  противоречия

между  менеджерами  и  владельцами,  ограничить  возможность   нежелательных

действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские  издержки  (участие

менеджера в прибылях либо согласие с использованием прибыли).

      7). Концепция   альтернативных  затрат:  любое  вложение  всегда  имеет

альтернативу.

 

1. Основные этапы развития  финансового менеджмента.

 

      В настоящее  время западными специалистами  выделяются пять  подходов  в

становлении и развитии финансового менеджмента .

      Первый   подход   связан   с   деятельностью    «школы    эмпирических

прагматиков».(50е года)  Ее  представители   -  профессиональные  аналитики,

которые, работая в  области  анализа  кредитоспособности  компаний,  пытались

обосновать набор относительных  показателей, пригодных  для  такого  анализа.

Они впервые попытались показать  многообразие  аналитических  коэффициентов,

которые могут быть рассчитаны по данным бухгалтерской отчетности и  являются

полезными для принятия управленческих решений.

      Второй  подход   обусловлен   деятельностью   школы   «статистического

финансового анализа».(60е  года)  Основная  идея  в  том,  что  аналитические

коэффициенты, рассчитанные по данным бухгалтерской отчетности, полезны  лишь

в том случае, если существуют критерии, с пороговыми значениями которых  эти

коэффициенты можно  сравнивать.

      Третий  подход ассоциируется с  деятельностью   школы  «мультивариантных

аналитиков» (70е года). Представители этой школы исходят  из идеи  построения

концептуальных  основ,  базирующихся  на  существование  несомненной   связи

частных коэффициентов, характеризующих финансовое состояние  и  эффективность

Информация о работе Предмет, задачи, базовые понятия финансового менеджмента