Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 12:53, курс лекций
Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или
форму управления процессами финансирования предпринимательской
деятельности.
Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает
управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их
формирования, распределения и использования с целью получения оптимального
конечного результата.
Курс лекций по финансовому менеджменту
Тема: Предмет, задачи, базовые понятия финансового менеджмента.
1. Сущность, цель и
задачи финансового
2. Функции финансового менеджмента.
3. Терминология и базовые понятия финансового менеджмента. Базовые
концепции финансового менеджмента.
4. Основные этапы развития финансового менеджмента.
1. Сущность, цель и задачи финансового менеджмента.
Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или
форму управления процессами финансирования предпринимательской
деятельности.
Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает
управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их
формирования, распределения и использования с целью получения оптимального
конечного результата.
Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами
предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций,
максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов,
чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание
конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.
Финансовый
менеджмент как наука
достижение стратегических
и тактических целей
Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух
подсистем:
1) управляемая подсистема (объект управления)
2) управляющая подсистема (субъект управления).
Финансовый менеджмент реализует сложную систему управления совокупно-
стоимостной величиной всех средств, участвующих в воспроизводственном
процессе, и капиталом, обеспечивающим финансирование предпринимательской
деятельности.
Объектом управления является совокупность условий осуществления
денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости,
движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во
внутренней и внешней среде предприятия. Поэтому в объект управления
включаются следующие элементы:
1) Денежный оборот;
2) Финансовые ресурсы;
3) Кругооборот капитала;
4) Финансовые отношения.
Субъект управления – совокупность финансовых инструментов, методов,
технических средств, а также специалистов, организованных в определенную
финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное
функционирование объекта управления. Элементами субъекта управления
являются:
1) Кадры (подготовленный персонал);
2) Финансовые инструменты и методы;
3) Технические средства управления;
4) Информационное обеспечение.
Целью
финансового менеджмента
для достижения оптимальных конечных результатов и нахождения оптимального
соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития
предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом
управлении.
Главной целью финансового менеджмента является обеспечение роста
благосостояния собственников
предприятия в текущем и
Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной
стоимости бизнеса (предприятия) и реализует конечные финансовые интересы
его владельца.
Основные задачи финансового менеджмента:
1). Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в
соответствии с потребностями предприятия и его стратегией развития.
2). Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов в разрезе
основных направлений деятельности предприятия.
3). Оптимизация денежного оборота и расчетной политики предприятия.
4). Максимизация прибыли
при допустимом уровне
благоприятной политике налогообложения.
5). Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе
его развития, т. е. обеспечение финансовой устойчивости и
платежеспособности.
2. Функции финансового менеджмента.
Существует 2 основных типа функций финансового менеджмента:
1). Функции объекта управления
- воспроизводственная, обеспечивает воспроизводство авансированного
капитала на расширенной
- производственная – обеспечение непрерывного функционирования
предприятия и кругооборота
- контрольная
(контроль управления
2). Функции субъекта управления
- прогнозирование
финансовых ситуаций и
- планирование финансовой деятельности;
- регулирование;
- координация деятельности всех финансовых подразделений с основным,
вспомогательным и
- анализ
и оценка состояния
- функция стимулирования;
- функция контроля за денежным оборотом, формированием и
использованием финансовых
1. Терминология
и базовые понятия
концепции финансового
Финансовый менеджмент базируется на следующих взаимосвязанных основных
концепциях:
1). Концепция денежного потока.
2). Концепция временной ценности денежных ресурсов.
3). Концепция компромисса между риском и доходностью.
4). Концепция цены капитала.
5). Концепция эффективности рынка капитала.
6). Концепция асимметричности информации
7). Концепция агентских отношений.
8). Концепции альтернативных затрат.
1). Концепция денежного потока предполагает
- идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид
(краткосрочный, долгосрочный, с процентами или без);
- оценка факторов, определяющих величину элементов денежного потока;
- выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить
элементы потока, генерируемые в различные моменты времени;
- оценка риска, связанного с данным потоком, и способы его учета
2). Концепция временной ценности денежных ресурсов.
Временная ценность – объективно существующая характеристика денежных
ресурсов. Она определяется тремя основными причинами:
А) Инфляцией
Б) Риском
недополучения, или
В) Оборачиваемостью
3). Концепция
компромисса между риском и дох
Смысл
концепции: получение любого
сопряжено с риском, и зависимость между ними прямо пропорциональная. В то
же время возможны ситуации, когда максимизация дохода должна быть сопряжена
с минимизацией риска.
4). Концепция цены капитала – обслуживание того или иного источника
финансирования обходится для фирмы неодинаково, следовательно, цена
капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимый для покрытия
затрат по поддержанию каждого источника и позволяющий не оказаться в
убытке.
Количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе
инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования
предприятия.
5). Концепция эффективности рынка капитала – операции на финансовом
рынке (с ценными бумагами) и их объем зависит от того, на сколько текущие
цены соответствуют внутренним стоимостям ценных бумаг. Рыночная цена
зависит от многих факторов, и в том числе от информации. Информация
рассматривается как основополагающий фактор, и насколько быстро информация
отражается на ценах, настолько меняется уровень эффективности рынка.
Термин «эффективность» в данном случае рассматривается не в
экономическом, а в информационном плане, т. е. степень эффективности рынка
характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности
информации участникам рынка.
Достижение информационной
эффективности рынка
следующих условий:
- рынку свойственна множественность покупателей и продавцов;
- информация доступна всем субъектам рынка одновременно, и ее
получение не связано с затратами;
- отсутствуют транзакционные затраты, налоги и другие факторы,
препятствующие совершению сделок;
- сделки, совершаемые
отдельным физическим или
могут повлиять на общий уровень цен на рынке;
- все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать
ожидаемую выгоду;
- сверхдоходы от сделки с ценными бумагами невозможны как
равновероятностное прогнозируемое событие для всех участников
рынка.
Существует две основных характеристики эффективного рынка:
1). Инвестор на этом рынке
не имеет обоснованных
больше, чем в среднем
доход на инвестиционный
степени риска.
2). Уровень дохода на инвестируемый капитал – это функция степени риска.
Эта концепция эффективности рынка на практике может быть реализована
в трех формах эффективности:
- слабой
- умеренной
- сильной
В условиях слабой формы текущие цены на акции полностью отражают
динамику цен предшествующих периодов. При этом невозможен обоснованный
прогноз повышения или понижения курсов на основе статистики динамики цен.
В условиях
умеренной формы
только имеющиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную
информацию, которая, поступая на рынок, немедленно отражается на ценах.
В условиях сильной формы текущие цены отражают как общедоступную
информацию, так и ограниченную информацию, т. е. вся информация является
доступной, следовательно, никто не может получить сверхдоходы по ценным
бумагам.
6). Концепция ассиметричности информации – напрямую связана с пятой
концепцией. Ее смысл заключается в следующем: отдельные категории лиц могут
владеть информацией, не доступной другим участникам рынка. Использование
этой информации может дать
положительный и отрицательный эффект.
7). Концепция агентских отношений введена в финансовый менеджмент в
связи с усложнением организационно – правовых форм бизнеса. Суть: в сложных
организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения
и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управления,
которым занимаются менеджеры. Для того, чтобы нивелировать противоречия
между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных
действий менеджеров,
владельцы вынуждены нести
менеджера в прибылях либо согласие с использованием прибыли).
7). Концепция альтернативных затрат: любое вложение всегда имеет
альтернативу.
1. Основные этапы развития финансового менеджмента.
В настоящее время западными специалистами выделяются пять подходов в
становлении и развитии финансового менеджмента .
Первый подход связан с деятельностью «школы эмпирических
прагматиков».(50е года) Ее представители - профессиональные аналитики,
которые, работая в области анализа кредитоспособности компаний, пытались
обосновать набор
Они впервые попытались показать многообразие аналитических коэффициентов,
которые могут быть рассчитаны по данным бухгалтерской отчетности и являются
полезными для принятия управленческих решений.
Второй подход обусловлен деятельностью школы «статистического
финансового анализа».(60е года) Основная идея в том, что аналитические
коэффициенты, рассчитанные по данным бухгалтерской отчетности, полезны лишь
в том случае, если существуют критерии, с пороговыми значениями которых эти
коэффициенты можно сравнивать.
Третий
подход ассоциируется с
аналитиков» (70е года). Представители этой школы исходят из идеи построения
концептуальных основ, базирующихся на существование несомненной связи
частных коэффициентов, характеризующих финансовое состояние и эффективность
Информация о работе Предмет, задачи, базовые понятия финансового менеджмента