Привлечение предприятиями денежных средств путем эмиссии акций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 08:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы связана с тем, что в настоящее время для российских компаний многие источники, широко используемые компаниями в странах с развитой рыночной экономикой, продолжают оставаться недоступными вследствие высокой стоимости привлечения данных источников, либо наличия инвестиционных ограничений. Организации сталкиваются с необходимостью поиска приемлемого источника финансирования, при этом важными моментами являются ограничения, которые имеют место при использовании того или иного способа финансирования, и стоимость привлекаемых ресурсов.

Файлы: 1 файл

ФМ.doc

— 1.51 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

С развитием рыночных отношений  появилось множество новых способов для финансирования инвестиционных проектов, теоретически расширились  возможности по привлечению средств. В то же время многие российские компании лишились прежних источников финансирования; так, например, государственная поддержка предприятий в настоящее время сведена к минимуму.

Актуальность выбранной темы связана  с тем, что в настоящее время  для российских компаний многие источники, широко используемые компаниями в странах с развитой рыночной экономикой, продолжают оставаться недоступными вследствие высокой стоимости привлечения данных источников, либо наличия инвестиционных ограничений. Организации сталкиваются с необходимостью поиска приемлемого источника финансирования, при этом важными моментами являются ограничения, которые имеют место при использовании того или иного способа финансирования, и стоимость привлекаемых ресурсов.

Одним из способов мобилизации ресурсов предприятия и привлечения дополнительных средств является эмиссия ценных бумаг. Предприятия, имеющие высокоэффективные инвестиционные проекты, но не обладающие достаточными для их реализации средствами и возможностями заимствования, могут предложить владельцам увеличить собственный капитал предприятия. Способ, каким в рыночной экономике предприятие может привлечь дополнительное количество собственного капитала, зависит от его организационно-правовой формы. Но в любом случае, собственный капитал — это капитал, предоставляемый в собственность предприятия как юридического лица его старыми или вновь привлекаемыми владельцами и акционерами.

Цель курсовой работы: рассмотреть практику привлечения денежных средств при помощи эмиссии ценных бумаг.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

  • Источники формирования финансовых ресурсов предприятия
  • Типы эмиссии акций (первичное дополнительное)
  • Механизм эмиссии акций
  • Краткая характеристика ОАО АК "БайкалБанк"
  • Анализ эмиссионной деятельности ОАО АК "БайкалБанк"

В первой главе будет рассмотрен  эмиссия ценных бумаг как источник формирования ресурсов.

Во второй главе будет проанализирован эмиссионой деятельности на примере Открытого акционерного общества «Байкалбанк».

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений; к работе прилагается список литературы.

ГЛАВА 1. ЭМИССИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

    1. Источники формирования финансовых ресурсов предприятия

 

Основными элементами финансовых ресурсов предприятия являются: уставный фонд, амортизационный фонд, специальные  фонды целевого назначения неиспользованная прибыль, кредиторская задолженность всех видов, ресурсы, полученные из централизованных и децентрализованных фондов и другие.

Структура финансовых ресурсов определяется источниками их поступления. Как  известно, для финансирования своей  деятельности предприятие может  использовать три основных источника средств :

  • Собственную нераспределенную прибыль;
  • Увеличение уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций;
  • Привлечение средств внешних инвесторов способами отличными от допэмиссии (выпуск долговых ценных бумаг, получение банковских ссуд и т.п.).

Чаще всего первый источник является приоритетным — в этом случае вся  заработанная прибыль, а также прибыль  потенциальная принадлежит существующим владельцам предприятия. В случае привлечения  второго и третьего источников частью прибыли приходится жертвовать.

В то же время, жертвуя часть прибыли, собственники (акционеры) компании, имеют  возможность увеличить свои доходы. В этом и заключается основное преимущество долгового финансирования. Эту ситуацию возможно проиллюстрировать  с помощью модели Экономической Прибыли.

 

EV = IC*(ROIC-WACC),   (1.1)

 

где EV — экономическая прибыль,

IC — инвестированный капитал,

ROIC — рентабельность инвестированного капитала,

WACC — взвешенная стоимость капитала.

Таким образом, привлечение внешних  источников финансирования вполне оправдано в случае, если взвешенная стоимость этого привлечения ниже рентабельности инвестированного капитала.

Практика крупных отечественных  компаний показывает, что большинство  из них неохотно прибегает к выпуску  дополнительных акций как постоянной составной части финансовой политики. Они предпочитают рассчитывать на собственные возможности, т. е. на развитие предприятия главным образом за счет реинвестирования прибыли. Причин тому несколько.

Во-первых, дополнительная эмиссия  акций — весьма дорогостоящий и протяженный во времени процесс (расходы могут составлять 5% номинала общей суммы выпущенных ценных бумаг).

Во-вторых, к отрицательным моментам можно отнести необходимость  отказаться от существующего «расклада  сил» в управлении компании и более или менее значительную уступку контроля над ее деятельностью.

Так же, эмиссия может сопровождаться спадом рыночной цены акций эмитента. Исследование, проведенное американскими  специалистами, показало, что для 80% компаний из сделанной в процессе обследования выборки дополнительная эмиссия акций сопровождалась падением их рыночной цены, причем совокупные потери были достаточно велики — до 30% общей цены акций, объявленных к выпуску.

К способам привлечения средств  внешних инвесторов, отличными от дополнительной эмиссии, можно отнести:

  • Долговые ценные бумаги,
  • Банковские кредиты и лизинг.

Привлечение предприятиями долгосрочных ресурсов банков затрудняется тем, что  в структуре пассивов банковского  сектора доминируют краткосрочные  привлеченные средства, что делает весьма рискованным долгосрочное (на срок более 3 лет) кредитование в силу вероятных кассовых разрывов.

Не способствуют развитию долгосрочного  кредитования и нормативные ограничения  ЦБ, которые в принципе ориентированы  на поддержание стабильности банковской системы.

Рынок долговых инструментов включает в себя долгосрочные (облигации) и  краткосрочные заимствования (векселя).

Сегодня рынок корпоративных облигаций  является самым быстрорастущим сегментом  российского финансового рынка, на который выходит все больше компаний.

Цели, преследуемые компаниями при  выпуске облигаций, довольно разнообразные, и не всегда эмитенты рассматривают  размещение только как механизм привлечения  средств с финансового рынка  для финансирования своей деятельности. Вследствие этого корпоративные облигации, размещенные на российском рынке, условно можно разделить на рыночные и нерыночные выпуски. Нерыночные выпуски преследуют довольно разнообразные цели: секъюритизация задолженности, приобретение публичной кредитной истории, имиджевые цели. Облигации, размещенные для привлечения денежных ресурсов, как правило, размещаются на рыночных условиях, т.е. среди неограниченного круга потенциальных инвесторов под процентные ставки, сложившиеся на рынке. Объемы размещенных рыночных и нерыночных облигаций приблизительно соизмеримы.

Полноценного вторичного рынка  корпоративных облигаций на сегодняшний  момент не сформировалось: сделки носят  в основном разовый характер.

Рынок корпоративных облигаций  является не только самым молодым  сегментом российского финансового рынка, но и самым быстрорастущим.

В качестве главной причины бурного  развития этого рынка в России можно выделить то, что корпоративные  облигации в настоящее время  являются практически единственным инструментом фондового рынка, с  помощью которого компании-эмитенты могут привлекать долгосрочные инвестиционные ресурсы.

Наряду с промышленными предприятиями  выпуски облигаций являются важным источником ресурсов для банков и  инвестиционных компаний, на долю которых  приходится 25% от общего объема привлеченных средств.

Развитию рынка корпоративных  облигаций также способствуют несколько  факторов. Это отсутствие недостатков, связанных с другими альтернативами привлечения ресурсов, а также  невысокая доля заимствований в  капитале отечественных предприятий, открывающая перспективы для облигационных займов.

Корпоративные облигации обладают рядом преимуществ перед остальными способами внешнего финансирования, в частности:

  • Привлечение кредитных ресурсов при сохранении независимости от банка-кредитора. Отсутствие рисков, связанных с несвоевременным отзывом кредита по причинам, не зависящим от заемщика, или ухудшением условий расчетно-кассового обслуживания.
  • Снижение налогооблагаемой базы на сумму выплачиваемых процентов без ограничений относительно направления использования средств.
  • Облигационные займы в большей мере, чем банковские кредиты способствуют формированию публичной кредитной истории и создают гарантированный источник финансирования.

Развитие инфраструктуры рынка  корпоративных облигаций и рост ликвидности вторичного рынка приводит к снижению стоимости заимствований для эмитента.

Круг потенциальных инвесторов неограничен. Согласно западной практике, основной круг покупателей облигаций  — это банки, фонды коллективного  инвестирования, пенсионные фонды и страховые компании.

Если говорить о краткосрочных  заимствованиях, предназначенных для  финансирования оборотных средств  предприятия, то в настоящее время  корпоративные облигации как  самостоятельный инструмент относительно неэффективен. Они проигрывают в конкуренции с векселями. Причины этого – налог на операции с ценными бумагами, а также усложненность и длительность процедур регистрации проспекта эмиссии и отчета об итогах выпуска, весьма долгий срок организации самой эмиссии (только регистрация проспекта эмиссии занимает в среднем 2-3 месяца).

Весьма значительно выросли  не только объемные показатели рынка, но и количество векселедателей, чьи  обязательства активно обращаются на рынке.

Векселя довольно удобный инструмент, так как не являются эмиссионной ценной бумагой и не требуют регистрационных процедур при выпуске, поэтому многие предприятия и банки все чаще прибегают к их размещению для привлечения средств с финансового рынка. Несмотря на то, что для одного и того же эмитента ставки размещения корпоративных облигаций оказываются несколько ниже ставок их же векселей, все же предпочтение, как правило, отдается выпуску векселей как менее трудоемкому и более быстрому.

Что же касается перспектив дальнейшего  развития долгового финансирования, то, по моему мнению, сектор корпоративных облигаций будет наиболее быстрорастущим сегментом на российском финансовом рынке, все большее число компаний, нуждающихся в финансировании, будут прибегать к этому источнику.

Кредиты банков будут использоваться преимущественно в качестве источников финансирования оборотных средств.

    1. Типы эмиссии акций (первичное дополнительное)

Размещение акций в  соответствии  с  настоящими  Стандартами может  осуществляться путем:

а) распределения   дополнительных    акций    среди    акционеров

акционерного общества;

      б) подписки;

    в)  конвертации.

Эмиссия   дополнительных   акций   акционерного   общества,

                   распределяемых среди акционеров

 

Процедура    эмиссии   дополнительных   акций   акционерного общества,  размещаемых  путем  распределения  их   среди   акционеров, включает следующие этапы:

     принятие уполномоченным  органом акционерного общества  решения  об

увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций;

     утверждение уполномоченным органом акционерного общества  решения

о выпуске дополнительных акций;

     подготовка проспекта  эмиссии дополнительных акций  в случае,  если

государственная  регистрация  выпуска  дополнительных  акций  должна в

соответствии с настоящими Стандартами сопровождаться  регистрацией  их

проспекта эмиссии;

     государственная регистрация   выпуска  дополнительных  акций   и  в

случае,  если государственная регистрация  выпуска дополнительных акций

должна  в  соответствии  с   настоящими   Стандартами   сопровождаться

регистрацией их проспекта эмиссии, регистрация их проспекта эмиссии;

     изготовление сертификатов    акций    в     случае     размещения

дополнительных   акций   в   документарной  форме  и  в  случае,  если

государственная    регистрация    выпуска     дополнительных     акций

сопровождалась    регистрацией   их   проспекта   эмиссии,   раскрытие

информации, содержащейся в проспекте  эмиссии акций;

     распределение дополнительных  акций;

     регистрация отчета  об  итогах  выпуска   дополнительных   акций;

     раскрытие информации,  содержащейся  в  отчете  об  итогах выпуска

дополнительных  акций  в  случае,  если  государственная   регистрация

выпуска  дополнительных акций  сопровождалась регистрацией их проспекта

эмиссии.

Решение   об   увеличении  уставного  капитала  акционерного

общества   путем   размещения   дополнительных    акций    посредством

распределения   их   среди   акционеров  принимается  общим  собранием

акционеров   или   советом   директоров    (наблюдательным    советом)

акционерного  общества  единогласно  всеми  членами  совета директоров.

Решением   об  увеличении  уставного  капитала  акционерного

общества   путем   размещения   дополнительных    акций    посредством

Информация о работе Привлечение предприятиями денежных средств путем эмиссии акций