Проблемы привлечения и управления источниками финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 01:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение источников финансирования хозяйственной деятельности предприятия, проблем и направлений совершенствования по их привлечению.
В качестве источников информации использованы труды отечественных и зарубежных учёных, посвящённых основам управления капиталом и изучению финансовой политики организаций по привлечению источников финансирования предприятий.

Содержание работы

Введение………………………………………………….………………………
3
Глава 1 Теоретические основы источников финансирования предприятия…………………………………………………………………..…

6
1.1
Понятие и сущность источников финансирования предприятия……….
6
1.2
Классификация финансовых ресурсов……………………………………
7
Глава 2 Управление источниками финансирования………………………
10
2.1
Управление собственным и заемным капиталом предприятия………….
10
2.2
Основные способы формирования и наращивания источников финансирования…………………………………………………………….

19
Глава 3 Проблемы привлечения источников финансирования предприятия..........................................................................................................

23
3.1
Краткосрочные источники финансирования……………………………..
23
3.2
Проблемы привлечения долгосрочных источников финансирования предприятия…………………………………………………………………

28
Заключение……………………………………..……….………………………
31
Список использованных источников…

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2!!!.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

2. Дифференциал финансового левериджа  (Ra-Пк), характеризует разницу между  рентабельностью производства и  средним размером процента за  кредит. Является главным условием, формирующим рост рентабельности  собственного капитала. Для этого  необходимо, чтобы экономическая рентабельность превышала процентную ставку платежей за пользование заемными источниками финансирования;

3. Плечо финансового  левериджа (ЗК/СК), характеризует  сумму заемных источников, привлеченных  предприятием на один рубль собственного капитала. Финансовый рычаг изменяет эффект, получаемый за счет соответствующего дифференциала, повышая или снижая рентабельность собственного капитала.

Выделение этих составляющих позволяет целенаправленно управлять  эффектом финансового левериджа в процессе финансовой деятельности предприятия. Рассмотренные подходы к формированию, распределению и анализу таких показателей, как прибыль и рентабельность, позволят управлять деятельностью предприятия в целях максимизации финансовых результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Основные  способы формирования и наращивания  источников финансирования

Любая фирма проходит несколько стадий в своем развитии. Чаще всего она  начинается как частная непубличная  организация- несколько физических или юридических лиц создают  фирму, вкладывая в ее уставный капитал собственные средства.

Если  намерения собственников серьезны, а выбранное направление бизнеса  перспективно, генерируемая фирмой прибыль  не используется собственниками в целях  потребления, а реинвестируется  в целях расширения масштабов деятельности.

Для реализации здоровых амбиций и обеспечения  темпов наращения бизнеса одной  прибыли, как правило, не хватает, а  потому приходится изыскивать дополнительные источники финансирования. Поначалу таковыми являются банковские кредиты, однако их безмерное наращивание невозможно в принципе - происходит сдвиг в структуре источников в сторону повышения доли заёмного капитала, т.е. финансовый риск фирмы начинает возрастать, её резервный заемный потенциал снижаться, а потому привлечение очередной порции заемного финансирования становится либо слишком дорогим, либо вовсе невозможным.

Остается единственный вариант наращивания капитала - дополнительные взносы фактических собственников  и расширение круга собственников. Это сопровождается организационно-правовыми изменениями фирмы, последней стадией которых становится ее трансформация в публичную. Происходит это в результате первоначального публичного размещения акций фирмы на рынке капитала.

Наиболее распространенными  методами эмиссии являются:

-публичное предложение,  т.е. размещение акций через  брокеров или инвестиционные  институты, которые покупают весь  выпуск, а затем продают его  по фиксированной цене физическим  и юридическим лицам;

-тендерная продажа  (один или несколько инвестиционных  институтов покупают у заемщика весь выпуск по фиксированной цене, а затем устраивают торг (аукцион), по результатам которого устанавливают оптимальную цену акции);

-продажа непосредственно  инвесторам по подписке (осуществляется  самим эмитентом без привлечения  инвестиционного института);

-метод целевого размещения (реализуется при небольших выпусках  акций, сопровождается меньшими  расходами).

«В развитой рыночной экономике основным способом долгосрочного  привлечения средств сторонних  лиц является выпуск облигационных займов. Это рисковая операция как для эмитента, так и для потенциальных кредиторов. Поэтому условия и особенности эмиссии и обращения облигаций регулируются законодательством.

Следует заметить, что  любое масштабное наращение собственного и заемного капиталов, т.е. эмиссия долевых и долговых ценных бумаг, обладает так называемым сигнальным эффектом, смысл которого заключается в том, что заявление о проведении подобной акции является сигналом фактическим и потенциальным инвесторам, а также кредиторам фирмы обратить внимание на нее и постараться понять ее подоплеку и возможные последствия.

Этот эффект может  быть как позитивным, так и негативным, что находит отражение в ценах  на обращающиеся и вновь эмитируемые  ценные бумаги. Вот почему любая  эмиссия тщательно готовится и сопровождается соответствующей рекламной и разъяснительной компанией.

Долгосрочное финансирование имеет значимость с позиции стратегии  развития организации. Что касается повседневной её деятельности, то ее успешность в значительной степени определяется эффективностью управления краткосрочными активами и пассивами.

В теории финансового менеджмента принято  выделять стратегии финансирования оборотных активов в зависимости  от выбора источников покрытия варьирующей  их части, т.е. относительной величины чистого оборотного капитала.

Известны  четыре модели поведения с условными  названиями «идеальная», «агрессивная», «консервативная» и «компромиссная». Выбор той или иной модели стратегии  финансирования сводится к формальному  выделению соответствующей доли капитала, т.е. долгосрочных источников финансирования, которая рассматривается как источник покрытия оборотных активов.

Суть  стратегии финансирования оборотных  активов в соответствии с идеальной моделью состоит в том, что долгосрочный капитал используется исключительно как источник покрытия внеоборотных активов, т.е. численно совпадает с их величиной. Эта модель довольно рискованна, поскольку не подразумевает резерва ликвидности в виде превышения оборотных активов над краткосрочными обязательствами.

Агрессивная модель означает, что долгосрочный капитал служит источником покрытия внеоборотных активов и системной части оборотных активов, т.е. того их минимума, который необходим для хозяйственной деятельности. Варьирующая часть оборотных активов в полном объеме покрывается краткосрочными пассивами.

Консервативная модель предполагает, что варьирующая часть оборотных активов также покрывается долгосрочными источниками финансирования. В этом случае краткосрочной кредиторской задолженности формально нет, отсутствует и риск потери ликвидности. Чистый оборотный капитал равен по величине оборотным активам. Безусловно, данная модель носит искусственный характер и на практике не применяется.

Компромиссная модель считается наиболее реальной. Внеоборотные активы, системная часть оборотных активов и определенная доля (например, половина) варьирующей части оборотных активов финансируются за счет долгосрочных источников. Чистый оборотный капитал равен сумме системной части оборотных активов и половины их варьирующей части.

Безусловно, в отдельные  моменты времени организация  может иметь излишние оборотные  активы, что отрицательно сказывается  на прибыли; однако это рассматривается  как плата за поддержание риска  потери ликвидности на должном уровне.

Далее, необходимо сделать несколько замечаний. Во-первых, предпочтительность той или иной модели следует считать условной потому, что для каждой из них характерен тот или иной значимый вид риска.

Во-вторых, эти модели не следует рассматривать как  непосредственное руководство к  действию, поскольку в реальной жизни строгое следование любой из описанных моделей попросту невозможно. Модели дают лишь общее представление о стратегии управления оборотными активами и источниками их покрытия, помогают понять суть того или иного подхода.

В-третьих, анализ ситуации и выявление модели, которая свойственна  организации или представляется желательной, имеют особое значение с позиции перспективного финансового  планирования.

В-четвертых, реализация модели чаще всего осуществляется не путем варьирования долгосрочными источниками финансирования, а управлением величиной оборотных активов и краткосрочных пассивов.

Безусловно, не исключается  варьирование величиной как собственного капитала (путем расчета суммы  прибыли, которая может быть выплачена  в виде дивидендов), так и долгосрочных пассивов (привлечение или погашение долгосрочных кредитов).

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Проблемы привлечения источников финансирования предприятия

3.1. Краткосрочные источники финансирования

Приемлемая смесь, или  пропорция альтернативных источников финансирования, будет зависеть от издержек, распределения во времени, гибкости и степени, которые связаны с активами фирмы. Центральным в любом серьезном анализе альтернативных источников средств является сравнение затрат на них и неразрывно связанная с затратами проблема их распределения во времени. Различия в издержках для различных альтернатив не обязательно постоянны во времени. На самом деле они изменяются в зависимости от изменения состояния финансового рынка. Таким образом, время оказывает значительное влияние на выбор оптимальной комбинации методов краткосрочного финансирования.

Очень важно наличие  источников финансирования. Если фирма  не может осуществить финансирование посредством эмиссии коммерческих векселей или взять ссуду в  банке из-за низкой кредитоспособности, она должна обратиться к альтернативным источникам. Чем ниже кредитоспособность фирмы, конечно, тем меньше источников краткосрочного финансирования ей доступно. Гибкость в связи с краткосрочным финансированием зависит от способности фирмы выплатить ссуду, а также от способности возобновить ее или увеличить. При факторинге и банковском кредите фирма может выплатить заем, если у нее есть избыток средств; таким образом она сокращает общие процентные издержки. Что касается коммерческих ценных бумаг, фирма должна ждать срока погашения векселя, чтобы возвратить средства.

Гибкость зависит от того, насколько легко фирма может  увеличить объем кредитования в  короткий срок. При кредитной линии  или револьверном кредите в коммерческом банке легко увеличить объем кредитования, если, конечно, не достигнут его предел. При других формах краткосрочного финансирования фирма менее свободна. И наконец, на выбор вида финансирования влияет степень обремененности активов фирмы долгами. При обеспеченных ссудах кредиторы получают в залог активы фирмы. Необходимость предоставлять обеспечение сдерживает фирму при будущем финансировании. Хотя при факторинге продажа активов действительно имеет место, принцип здесь тот же. В этом случае фирма продает один из самых ликвидных активов, таким образом сокращая свою кредитоспособность, с точки зрения кредиторов.

Все эти факторы влияют на фирму при определении оптимальной  комбинации методов краткосрочного финансирования. Так как издержки, вероятно, – ключевой фактор, разница в других факторах должна быть сопоставлена с разницей в издержках. То, что является самым дешевым методом финансирования в отношении внешних затрат, может не оказаться таковым с учетом гибкости, возраста и степени обремененности долгами активов. Хотя предпочтительнее характеризовать источники краткосрочного финансирования при помощи данных о внешних и внутренних издержках, последние очень сложно рассчитать. Более практичный метод заключается в изучении источников по данным о внешних затратах на них, а затем нужно рассмотреть другие факторы, чтобы понять, изменяют ли они положение фирмы в смысле общей предпочтительности.

Итак, краткосрочное финансирование обладает следующими характеристиками:

    • предоставляется на срок менее одного года;
    • требования по финансовому обеспечению более мягкие (обеспечение в виде материальных запасов или задолженности покупателей);
    • обладает гибкостью – может погашаться досрочно;
    • краткосрочные кредиты рискованны для предприятия – перенос сроков погашения не гарантируется;
    • стоимость переноса срока погашения кредита может оказаться высокой.

Основными способами  краткосрочного финансирования являются коммерческий кредит и банковский кредит.

Коммерческий кредит связан с торгово-посредническими  операциями; предоставляется поставщиком  или посредником и оформляется по-разному: векселем, авансом покупателя, открытым счётом.

Одним из наиболее перспективных  видов коммерческого кредитования является использование простых  и переводных векселей. Выписанный какой-либо фирмой простой вексель  может служить платёжным средством  в цепочке, связывающей несколько  предприятий. Нередко ликвидность таких финансовых инструментов поддерживается банком в форме аваля – банковской гарантии оплатить вексель в случае непогашения его фирмой, выпустившей вексель.

Банковское кредитование осуществляется в различных формах: срочный кредит, контокоррентный кредит, онкольный кредит, учётный кредит, акцептный кредит, факторинг, форвейтинг.

Срочный кредит – наиболее распространённая форма краткосрочного кредитования, когда банк перечисляет оговоренную сумму на расчётный счёт заёмщика. По истечении срока кредит погашается.

Информация о работе Проблемы привлечения и управления источниками финансирования