Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2012 в 14:47, курсовая работа
В современных условиях отечественный рынок характеризуется высокими темпами развития, гибкостью и широкой диверсификацией. Промышленным предприятиям для успешного функционирования необходимо учитывать особенности рыночной экономики и ее динамизм, выдвигая в качестве приоритетной задачи обеспечение конкурентоспособности своей продукции.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы планирования и прогнозирования на предприятии…………………………………………………………………….5
1.1 Сущность, цель и задачи экономического прогнозирования и планирования…………………………………………………………………...5
1.2 Методы финансового планирования и прогнозирования………………..7
1.3 Процесс финансового планирования (прогнозирования)………………12
2. Оценка практики финансового планирования и прогнозирования в ОАО «Ядринмолоко»………………………………………………………………..14
2.1 Организационно – экономическая характеристика ОАО «Ядринмолоко»
2.2 Виды финансовых планов и прогнозов, разработанных в ОАО «Ядринмолоко»…17
2.3. Оценка выполнения финансовых планов
3. Пути улучшения финансового планирования и прогнозирования на предприятии…………………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………….28
Список используемой литературы …………………………………………..30
Приложения…………………………………………………………………...32
1. Коэффициент оборачиваемости активов находится:
К о.а. = выручка от продажи / валюта баланса
К о. а. = стр. 010 (ф.2)/стр.300 (ф.1)
К о. а. (на 01.01.10) = 345046/ 132214 = 2,61 %
К о. а. (на 01.01.11) = 292459/ 175678 = 1,66 %
К о. а. (на 31.12.11) = 414665/ 219306 = 1,89 %
Данный коэффициент измеряет оборачиваемость средств, вложенных в активы, и показывает, эффективно ли используется активы для получения дохода и прибыли. Он означает, что на данном предприятии каждый рубль активов оборачивается более одного раза в год.
2. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности находится:
К о. д. з. = выручка от продажи/ дебиторская задолженность
К о. д. з. = стр. 010(ф.2)/стр. (230+240)(ф.1)
К о. д. з. (на 01.01.10) = 345046/ 46807 = 7,37 %
К о. д. з. (на 01.01.11) = 292459/44977 = 6,50 %
К о. д. з. (на 31.12.11) = 414665/ 46412 = 8,93 %
Коэффициент показывает, сколько раз в год взыскивается дебиторская задолженность. То, что дебиторская задолженность увеличилась в 2011 году является для предприятия благоприятным показателем.
3. Фондоотдача находится:
Фо. = выручка от продажи/ основные средства
Фо. = стр. 010(ф.2)/стр.120(ф.1)
Фо. (на 01.01.10) = 345046/35407 = 9,75 %
Фо. (на 01.01.11) = 292459/32304 = 9,05 %
Фо. (на 31.12.11) = 414665/36139 = 11,47 %
Показатель указывает на то, сколько выручки получено на рубль основных фондов.
Об интенсивности использования ресурсов предприятия, способности получать прибыль судят по показателям рентабельности:
1. Рентабельность собственного капитала находится:
Р с. К. = чистая прибыль / итог раздела III баланс
Р с. к. = стр.190(ф.2)/стр.490 (ф.1)
Р с .к. (на 01.01.10) = 50243/ 120824 = 0,42 %
Р с. к. (на 01.01.11) = 44053/ 164877 = 0,27 %
Р с. к. (на 31.12.11) = 33497/ 195362 = 0,17 %
Данный коэффициент показывает, какова эффективность использования акционерного капитала. Отражает окупаемость капитальных вложений акционеров.
2. Рентабельность текущих затрат находится:
Р т. з. = прибыль от продаж/ себестоимость проданных товаров + коммерческие расходы + управленческие расходы
Р т. з. = стр.050(ф.2)/стр. (020+030+040)(ф.2)
Р т. з. (на 01.01.10) = 68497/(-265281)+(-11268) = - 0,25 %
Р т. з. (на 01.01.11) = 59830/(-219899)+(-12730) = - 0,26 %
Р т. з. (на 31.12.11) = 38522/(-353613)+(-22530) = - 0,10 %
Коэффициент показывает, какова эффективность затрат, осуществленных на производство продукции. Динамика показателя свидетельствует о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за себестоимостью продукции.
3. Рентабельность реализации находится:
Р р. = прибыль от продаж/ выручка от продажи
Р р. = стр.050(ф.2)/стр.010(ф.2)
Р р. (на 01.01.10) = 68497/345046 = 0,20 %
Р р. (на 01.01.11) = 59830/292459 = 0,20 %
Р р. (на 31.12.11) = 38522/414665 = 0,09 %
Коэффициент показывает, какова прибыль от операционной деятельности.
Анализ активов и пассивов бухгалтерского баланса предназначен для общей характеристики финансовых показателей предприятия, определения их динамики и отклонений за отчетный период. Актив баланса содержит сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, то есть о вложениях в конкретное имущество и материальные ценности, о расходах предприятия на производство и реализацию продукции и об остатках свободной денежной наличности. Финансовое состояние предприятия во многом зависит от того, какие средства оно имеет в своем распоряжении и куда они вложены.
Таблица 1
Финансовый анализ активов и пассивов предприятия.
(тыс. руб.)
Наименование статей | 2010 год | % к итогу | 2011 год | % к итогу | Изменение 2011-2010 гг. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Актив Внеоборотные активы |
40449 |
0,23 |
44739 |
0,20 |
4290 |
Оборотные активы | 135229 | 0,77 | 174567 | 0,79 | 39338 |
ДЗ | 44977 | 0,26 | 46412 | 0,21 | 1435 |
Денежные средства | 6290 | 0,04 | 7149 | 0,03 | 859 |
Баланс | 175678 | 100 | 219306 | 100 | 43628 |
Пассив Капитал и резервы |
164877 |
0,94 |
195362 |
0,89 |
30485 |
Краткосрочные обязательства | 10536 | 0,06 | 23651 | 0,11 | 13115 |
Баланс | 175678 | 100 | 219306 | 100 | 43628 |
Данные показывают, что оборот хозяйственных средств (валюта баланса) увеличилась в 2011 году на 43628 тысяч рублей. На это могло повлиять увеличение денежных средств предприятия, а также общее увеличение оборотных активов. Доля внеоборотных средств в общих активах составила 0,23% на 2010 год и 0,20% на 2011 год. Произошло увеличение дебиторской задолженности на 1435 тыс. руб.
Рассмотрев структуру пассивов, можно увидеть, что доля инвестированного капитала в общих пассивах увеличилась по сравнению с предыдущим годом. Это произошло за счет увеличения краткорсрочных обязательств.
Из приведенных расчетов видно, что анализируемое предприятие является платежеспособным предприятием.
3. Пути улучшения финансового планирования и прогнозирования на предприятии
За счет прибыли предприятие планирует осуществить отчисления в следующие фонды денежных средств: развития и совершенствования производства, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направить часть на социальные нужды и материальную помощь. Предприятие образует резерв погашения безнадежных долгов и страховой (резервный) фонд.
Большое внимание уделяется приросту оборотных средств, источниками которого служат прибыль от реализации продукции, прирост устойчивых пассивов.
Рекомендую предприятию произвести долгосрочные финансовые вложения путем приобретения ценных бумаг государства и акционерных обществ, за счет собственных оборотных средств. Но у предприятия нет свободных денежных средств. Для этого ему необходимо привлечь инвесторов или приобрести ссуду.
Также предприятию необходимо обновить оборудование, которое сильно устарело, что позволило бы снизить затраты на производство и реализацию продукции. Также это помогло бы снизить себестоимость продукции.
При работе над финансовым разделом полезными могут стать следующие соображения.
Во-первых, следует подчеркнуть важность и достоверность представляемых данных. Качество исследований непосредственно отражается на точности проектировок. Рецензент, вероятно, проведет свое собственное исследование для оценки достоверности расчетов. Поэтому, если приводимые в финансовом разделе данные отклоняются от соответствующих общих показателей, как, например, средних по отрасли, то следует дать вразумительное объяснение этому.
Во-вторых, в силу того, что всякий финансовый анализ будущего неизбежно характеризуется той или иной степенью неопределенности, имеет смысл рассмотреть несколько сценариев, даже если не все они будут представлены. Финансовый план может включать в себя несколько вариантов проектировок.
В-третьих, важно периодически возвращаться к своим проектировкам и, в случае необходимости, пересматривать их.
На предприятии необходимо проводить планирование использования как основного, так и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирование времени поступления дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени начала производства до оплаты продукта потребителем.
По мере развития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного капитала достаточно велики.
Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать новые рынки и расширить производство продукта, оно должно позаботиться о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам.
Чтобы снизить расходы по финансированию можно снизить финансирование статей, не влияющих на деятельность ОАО «Ядринмолоко». Это фонд потребления, резервный фонд и пр.
После обязательного установления руководством фирмы общей задачи плана начинается его структурная конкретизация во всех подразделениях, т.е. установление более конкретных видов работ, сроков исполнения, требующихся механизмов, материалов и др. Таким образом, план становится связующим и направляющим звеном всей работы предприятия.
Чем тщательнее разработаны все разделы плана, тем легче его выполнить, меньше требуется ресурсов, лучше качество работы. Много потерь средств и времени возникает из-за несбалансированности плана, наличия в нем просчетов, а также недисциплинированности участников его выполнения. По этим же причинам снижается и качество оказываемых услуг.
На практике количество частей (разделов) плана предприятия и их названия различаются в зависимости от размеров предприятий, их отраслевой принадлежности и сложившихся традиций, однако содержание плановой работы не изменяется.
С начала исполнения плана начинается расходование ресурсов, поэтому любые неточности в планировании неизбежно приведут к потере средств и времени на исправление выявившихся просчетов, а при недостатке у предприятия этих средств - к его банкротству.
Чтобы не допустить этого нежелательного явления необходимо тщательнее анализировать такие показатели как прибыль, прирост оборотных средств, амортизационные отчисления, себестоимость.
После разработки частей плана производится их взаимная корректировка до полной увязки и сбалансированности как по материально-финансовым ресурсам, так и по времени исполнения. Например, поставки предприятию сырья, материалов, комплектующих изделий непосредственно связываются с финансовым планом, а также со сроками и объемами изготовления и выпуска продукции; в свою очередь выпуск продукции связывается с наличием рабочей силы и производственными мощностями.
Известно много источников фондов предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача, прежде всего, состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в то время, когда возникает такая потребность.
Очень популярным подходом при планировании является принцип "желаемого дохода". Он начинается с того, что руководство предприятия определяет, какой доход оно хочет получить, а затем определяет объем продаж, необходимый для покрытия всех расходов и обеспечения этого дохода.
Успех плана корпорации и финансового плана прямо зависит от структуры капитала компании. Структура капитала может способствовать или препятствовать усилиям компании по увеличению ее активов. Она также прямо воздействует на норму прибыли, поскольку компоненты прибыли с фиксированным процентом, выплачиваемые по долговым обязательствам, не зависят от прогнозируемого уровня активности компании. Если фирма имеет высокую долю долговых выплат, возможны затруднения с поиском дополнительных капиталов.
Структура капитала должна соответствовать виду деятельности и требованиям компании. Соотношение заемных средств и рискового капитала должно быть таким, чтобы обеспечить акционерам удовлетворительную отдачу от инвестиций. Гибкость в изменении структуры капитала может быть необходимым элементом успеха. Обычно легче договориться о краткосрочных займах, чем о средне- и долгосрочных. Краткосрочный капитал может обеспечить ожидаемые и неожидаемые колебания потока наличных, тогда как средний долгосрочный капитал требуется в основном для длительных проектов.
Подготовленный надлежащим образом финансовый план может быть использован для оценки результатов бизнеса после его фактического начала. В некоторых случаях план может послужить также базой для разработки детального рабочего бюджета компании. Финансовый план фактически становится руководящим документом, в котором детально расписано, как и когда будет расходоваться капитал, а также указываются цели, достижение которых необходимо для обеспечения успеха бизнеса.
Информация о работе Прогнозирование и планирование в реализации финансовой политики предприятия