Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 19:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение методов оптимизации управления оборотными активами ООО «Янтарная волна».
Даная цель обусловила постановку следующих задач:
- изучение теоретических аспектов управления оборотными активами (определение оборотных активов, модели управления текущими активами и пассивами, состав оборотных активов и методика управления);
- рассмотреть общие сведения о предприятии, рассчитать основные технико-экономические показатели работы предприятия;
- провести анализ структуры и эффективности использования оборотных активов ООО «Янтарная волна»;
- определить пути оптимизации управления оборотными активами предприятия ООО «Янтарная волна».
Введение 3
1. Теоретические аспекты управления оборотными активами предприятия 5
1.1 Понятие оборотных активов 5
1.2 Методы управления оборотными активами предприятия 7
1.3 Состав оборотных активов и их характеристика 12
2. Технико-экономическая характеристика ООО «Янтарная волна» 15
2.1 Общие сведения о предприятии 15
2.2 Организация экономической работы на предприятии 19
2.3 Анализ основных экономических показателей деятельности
предприятия 21
3. Методы оптимизации управления оборотными активами
предприятия ООО «Янтарная волна» 26
3.1 Анализ состав и структура оборотных активов предприятия 26
3.2 Оценка эффективности использования оборотных активов 28
3.3 Пути оптимизации управления оборотными активами предприятия 30
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Основная цель деятельности ООО «Янтарная волна» — устойчивый рост суммы прибыли в течение длительного периода времени, что достигается в значительной степени благодаря активной инновационной политике предприятия. Прежде чем приступить к производству новой продукции и выйти с новшествами на рынок сбыта, на предприятии проводится изучение спроса потребителей и рыночной ситуации.
На данном предприятии постоянно обновляется ассортимент товара, разрабатываются новые модели, что так же относится к инновациям.
В феврале 2011 года в ООО «Янтарная волна» реализовали в жизнь инновационный проект, ювелирные изделия с обсыпкой кристаллами Сваровски, а в 2012 году началось производство изделий с марказитами. На рынке ювелирного производства в г. Калининграде конкурентов по производству данных изделий нет. Технология данного производства была привезена из Тайланда. Изделия с обсыпкой кристаллами Сваровски пользуются спросом у потребителей, а их производство на данном предприятии позволяет ставить на них более выгодную цену, чем на такие же изделия импортируемые из Тайланда. При этом, качество изделий производимых в ООО «Янтарная волна» заметно выше, импортируемого товара.
2.2 Организация экономической работы на предприятии
Экономический анализ представляет собой объективный необходимый элемент управления компаниями и является одним из этапов экономического исследования функций управленческой деятельности. Поэтому работник – главный бухгалтер предприятия, занимающийся анализом финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также пользующийся данными финансовой отчетности, умеет читать и анализировать бухгалтерский баланс и другие формы, владеет экономическими категориями и показателями их характеризующими, а также делает выводы и рекомендации для принятия эффективных управленческих решений [3].
На основе оценки (мониторинга) информации, содержащейся в бухгалтерском и управленческом учете и отчетности, главный бухгалтер дает оценку финансово-экономического состояния предприятия, а затем на основе экономического анализа выявляет причины и факторы, повлиявшие на показатели хозяйственной деятельности, разрабатывает методы устранения имеющихся недостатков и рекомендации для эффективного управления экономикой предприятия.
Экономическая работа на предприятии включает три этапа: подготовительная работа, мониторинг и анализ.
Подготовительная работа включает: определение цели и задачи исследования; изучение методики и нормативных документов; определение экономических категорий, методов их оценки, существующей методики по исследуемому объекту анализа; разработка плана и программы исследования.
Подготовительная работа включает в себя в первую очередь определение цели и задачи предстоящего исследования: изучение состояния, обеспеченности, эффективности использования средств, разработка конкретных рекомендаций по их улучшению и т.п. Завершается разработкой конкретного и четкого плана и программы исследования.
Мониторинг - это методика и система наблюдений за состоянием экономического анализа, дающая возможность наблюдать их в развитии, оценивать, оперативно выявлять результаты воздействия различных внешних факторов.
Мониторинг изучаемого объекта включает сбор необходимой информации, проверку правильности и реальности информации, подготовку материалов информации к изучению, оценку качественных и результативных показателей изучаемого объекта, сравнение оценочных показателей с данными плана, нормативов и предыдущего периода. Мониторинг завершается установлением диагноза изучаемого объекта (заключение по результатам мониторинга).
Анализ: сравнение результативных и оценочных показателей деятельности изучаемого объекта с данными плана и прошлого периода (года); определение динамики результативных и оценочных показателей за ряд лет и на их основе выявление закономерности изменения; определение влияния факторов и причин внутренней и внешней среды на результативные и оценочные показатели деятельности изучаемого объекта; расчет влияния факторов на результативные и оценочные показатели деятельности изучаемого объекта; группировка факторов и причин по их положительному и отрицательному влиянию на результативные и оценочные показатели деятельности изучаемого объекта; изучение каждого из факторов и причин; группировка факторов и причин, зависящих и не зависящих от деятельности руководства предприятия; разработка рекомендаций по принятию управленческих решений (заключение по результатам анализа).
Завершается мониторинг определением диагноза об изучаемом объекте, а на основе анализа разрабатываются рекомендации для принятия управленческих решений по устранению выявленных недостатков и использованию резервов для увеличения эффективности работы изучаемого объекта.
2.3 Анализ основных экономических показателей
деятельности предприятия
ООО «Янтарная волна» представляет собой малое производственно-торговое предприятие, занимающееся производством ювелирной продукции и оптовой и розничной продажей.
Предприятие работает достаточно устойчиво с тенденцией к росту, о чем свидетельствуют представленные данные об основных технико-экономических показателях работы и об объеме денежной выручки за 2009–2011 гг. [4].
Анализ проводится на основании данных бухгалтерской отчетности (Приложение 1,2) и данных предприятия.
Таблица 2.1 - Основные технико-экономические показатели
№ |
Показатели |
2009 г |
2010 г |
2011 г |
Отклонение, +/- |
Изменение,% | ||
2010 г. к 2009 г. |
2011 г. к 2010 г. |
2010 г. к 2009 г |
2011 г. к 2010 г. | |||||
1 |
Выручка от продаж, тыс. руб. |
45540 |
48032 |
53654 |
2492 |
5622 |
105,47 |
111,70 |
2 |
Себестоимость проданных товаров, тыс. руб. |
35164 |
36332 |
38987 |
1168 |
2655 |
103,32 |
107,31 |
3 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
2950 |
3450 |
6013 |
500 |
2562 |
116,95 |
174,26 |
4 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. |
3355 |
3426 |
3924 |
71 |
499 |
102,10 |
114,55 |
5 |
Средняя стоимость активов, тыс. руб. |
13062 |
13502 |
15241 |
440 |
1738 |
103,37 |
112,87 |
6 |
Среднесписочная численность, чел. |
25 |
25 |
25 |
0 |
0 |
100,00 |
100,00 |
7 |
Фонд заработной платы, тыс. руб. |
6144 |
6504 |
7368 |
360 |
864 |
105,86 |
113,28 |
8 |
Собственный капитал, тыс. руб. |
2960 |
3460 |
6023 |
500 |
2562 |
116,89 |
174,05 |
9 |
Запасы, тыс. руб. |
5690 |
6034 |
6161 |
344 |
127 |
106,05 |
102,10 |
10 |
Кредиторская задолженность, тыс. руб. |
3664 |
3968 |
4172 |
304 |
204 |
108,30 |
105,13 |
11 |
Среднегодовая заработная плата одного работника, тыс. руб./чел. (п.7:п.6) |
245,76 |
260,16 |
294,72 |
14,40 |
34,56 |
105,86 |
113,28 |
12 |
Производительность труда, тыс. руб./чел. (п.1:п.6) |
1822 |
1921 |
2146 |
99,68 |
224,88 |
105,47 |
111,70 |
13 |
Фондоотдача, руб./руб. (п.1:п.4) |
13,57 |
14,02 |
13,67 |
0,45 |
-0,35 |
103,30 |
97,51 |
14 |
Экономическая рентабельность, % (п.3:п.5х100) |
22,59 |
25,55 |
39,45 |
2,97 |
13,90 |
113,14 |
154,39 |
15 |
Рентабельность собственного капитала (п.3:п.8) |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
0,00 |
0,00 |
100,05 |
100,12 |
16 |
Затраты на 1 рубль продаж, руб./руб. (п.2:п.1) |
0,77 |
0,76 |
0,73 |
-0,02 |
-0,03 |
97,96 |
96,06 |
17 |
Удельная чистая прибыль, % (п.3:п.1х100) |
6,48 |
7,18 |
11,21 |
0,70 |
4,02 |
110,88 |
156,00 |
Анализируя данные табл. 2.1 можно отметить:
За 2011 год выручка организации увеличилась на 11,7%. Это явилось следствием увеличения как объема продажа, так и цен на товары;
Рост выручки от продаж сопровождался увеличением средней стоимости активов предприятия в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 12,87%. Это произошло за счет увеличения оборотных, так и за счет внеоборотных средств.
Чистая прибыль составила в 2009 году 2950 тыс. руб., в 2010 - 3450 тыс. руб., что на 16,95% больше, чем в предыдущем периоде. А в 2011 г. темп роста общей выручки предприятия 11,7% наряду с темпом роста себестоимости в 7,31%, обеспечил прирост чистой прибыли в размере 74,26%. В итоге за 2011 г. организация получила чистую прибыль в размере 6013 тыс. руб.
Так как в 2011 г. темп роста активов 12,87% не опережал темп роста чистой прибыли, поэтому экономическая рентабельность увеличилась на 54,39%, по сравнению с 2010 г.
Среднесписочная численность работников не изменилась за рассматриваемые периоды, но в связи с ростом объема продаж увеличилась производительность труда, которая в 2011 году составила 2146 тыс. руб./чел., что на 11,70% больше, чем в 2010 г.
Фондоотдача в 2011 г. составила 13,67 руб./руб., что на 2,49% меньше, чем в 2010 г. Эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов практически не изменяется за рассматриваемые периоды.
Затраты на 1 рубль продаж составили 73 к. в 2011 г., что приблизительно также как в предыдущие периоды. Это говорит о стабильности затратоемкости реализованных услуг и росте прибыльности основной деятельности.
Анализируя рентабельность собственного капитала предприятия, можно сделать вывод, что финансовые средства предприятия претерпевали относительно небольшие, но положительные изменения в течение рассматриваемого периода времени, что говорит о стабильности работы предприятия, мощности основных фондов используются полностью, производительности труда возрастает.
Организация технологического процесса на данном предприятии представляет собой комплекс трудовых и естественных процессов, направленный на изготовление продукции и предоставление клиентам, заказчикам продукции заданного качества, количества, ассортимента и в установленные сроки.
Форма организации технологического процесса – мелкосерийное производство под заказ.
Организация сбыта на предприятии представлена в форме заключения договоров на оптовые поставки выпускаемой ювелирной продукции, а также – в форме прямых розничных продаж ювелирных изделий в имеющемся магазине. Основные показатели организации сбыта ООО «Янтарная волна» в 2009–2011 гг. отражены в табл. 2.2.
Таблица 2.2 - Показатели организации сбыта ООО «Янтарная волна». в 2009–2011 гг.
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г |
2011 г., в % к 2009 г. |
Количество заключенных договоров, шт. |
10 |
28 |
35 |
+350 |
Количество партнеров по заключенным договорам, шт. |
10 |
21 |
28 |
+280 |
Количество покупателей, осуществивших покупку в магазине, шт. |
7 200 |
7 802 |
8 533 |
+18,5 |
Среднемесячный объем используемого сырья, кг. |
1,0 |
1,6 |
2,2 |
+ 220 |
Как видно из таблицы 2.2:
Следовательно, ООО «Янтарная волна» осуществляет мероприятия по сбыту выпускаемой продукции достаточно успешно. Тем не менее, работа с покупателями в магазине ведется менее успешно, чем с постоянными партнерами по договорам. Это обуславливает необходимость активизации сбытовой политики в месте прямых розничных продаж – в магазине с помощью применения комплекса соответствующих мероприятий.
Продукция, предлагаемая фирмой на продажу, ориентирована на самый широкий круг потребителей. Ее реализация в основном осуществляется с ориентацией на такой сегмент рынка, как юридические лица, заключающие договора на оптовые поставки ювелирной продукции. В такой ситуации предприятие теряет значительную часть прибыли от розничных продаж, клиентов, снижая этим свою конкурентоспособность. Основными мероприятиями, способными скорректировать имеющуюся ситуацию с конкурентоспособностью, являются действия по стимулированию сбыта, дальнейшая активизация оптовой торговли предприятия.
Информация о работе Пути оптимизации управления оборотными активами предприятия