Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
- Сущность и функции налогов………………………………………….…….4
- Сущность налогов………………………………………………………….…4
- Виды налогов………………………………………………………………….6
- Функции налогов в формировании бюджета……………………………..…9
- Анализ современной налоговой системы РФ…………...…………………21
- Федеральные налоги………………………………………………………...21
- Региональные налоги………………………………………….…………….25
- Пути совершенствования и реформирования
существующей
налоговой системы РФ…………………………………………………………….28
- Налоговое администрирование………………………………………….….28
- Механизмы противодействия уклонению
от уплаты налогов …………...30
- Реформирование специальных налоговых
режимов……………………...31
Заключение…………………………………………………………………………33
Список литературы…………………………………………………………………35
Введение
Среди экономических рычагов,
при помощи которых государство воздействует
на рыночную экономику, важное место отводится
налогам. В условиях рыночной экономики
любое государство широко использует
налоговую политику в качестве определенного
регулятора воздействия на негативные
явления рынка. Налоги, как и вся налоговая
система, являются мощным инструментом
управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является
одним из экономических методов управления
и обеспечения взаимосвязи общегосударственных
интересов с коммерческими интересами
предпринимателей, предприятий независимо
от ведомственной подчиненности, форм
собственности и организационно - правовой
формы предприятия.
Актуальность выбранной темы очевидна,
т.к. в рыночной экономике налоги выполняют
столь важную роль, что можно с уверенностью
сказать: без хорошо налаженной, четко
действующей налоговой системы, отвечающей
условиям развития общественного производства,
эффективная рыночная экономика невозможна. Налогам
принадлежит решающая роль в формировании
доходной части государственного бюджета.
Объект исследования – налоги
и их роль в формировании бюджета.
Предмет исследования – процесс
формирования бюджета с помощью налогов.
Цель курсовой работы рассмотреть
роль налогов в формировании бюджета.
Поставленная цель меня обусловила
к решению следующих задач:
- теоретические основы налогов
и их роли в формировании бюджета;
- провести анализ формирования
бюджета с помощью налогов;
- дать рекомендации по
совершенствованию формирования
бюджета с помощью налогов.
Глава 1.
Сущность и функции налогов
- Сущность налогов
Под налогом понимается взимаемый на основе
государственного принуждения и не носящий
характер наказания или компенсации обязательный
безвозмездный платеж.
В современной литературе о налогах приводится
большое количество различного рода определений налогов. При
этом во всех определениях неизменно подчеркивается,
что налог — платеж обязательный. Другими
словами, платежи, которые не являются
для плательщиков обязательными, не относятся
к налоговым. К налогам не относятся любые
добровольные выплаты, взносы, отчисления.
Налоги являются теми платежами, которые
осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата
не устанавливает каких-либо конкретных
обязанностей государства по отношению
к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом,
к налогам не следует относить платежи,
обязанность по уплате которых возникает
в связи с заключением плательщиками с
государством, государственными органами
либо иными представителями государства
каких-либо договоров.
К налогам также не относятся платежи
обязательного характера, взимаемые в
качестве каких-либо санкций, например
штрафы, а также различного рода компенсационные
выплаты (например, выплаты по возмещению
нанесенного ущерба).
В отдельных определениях налога указывается,
что налоги — это платежи, взимаемые в установленном
законом порядке. Это справедливо в том
смысле, что в цивилизованном государстве
обязанности по уплате налогов должны устанавливаться
законом. Однако включение в определение
слов «платежи, взимаемые в установленном
законом порядке» сильно ограничивает
значение термина «налог». В ряде современных
государств налоги могут вводиться постановлениями
высшей исполнительной власти. Иначе говоря,
от того, что обязанность по внесению какого-либо
платежа не была установлена законодательной
властью, соответствующий платеж не теряет
своего налогового характера.
В других определениях можно встретить
указание на то, что налоги — это платежи,
взимаемые с юридических и физических
лиц. В данном случае вряд ли правомерно
ограничивать само понятие «налог». Обязанность
по уплате налогов может возлагаться не
только на отдельных физических лиц, но
и на различного рода их объединения, не
являющиеся юридическими лицами в соответствии
с гражданским законодательством. Например,
во Франции подоходный налог взимается
с совокупного (объединенного для целей
обложения) дохода всех членов семьи (домохозяйства).
До XX в. налоги часто взимались не только
с отдельных лиц, но и с таких объединений
физических лиц, как общины и гильдии.
Кроме того, существовали налоги, плательщиками
которых выступали отдельные административно-территориальные
единицы.
Часто отмечается, что налоги — денежные
платежи (взимаются в денежной форме).
Разумеется, в современных условиях большинство налоговых
выплат осуществляется в денежной форме.
Однако, с одной стороны, история содержит
многочисленные примеры осуществления налоговых
выплат в натуральной форме, а с другой
стороны, многие современные налоговые системы
в определенных случаях допускают уплату налогов
путем предоставления государству товаров
или услуг.
Натуральная форма уплаты налогов наиболее
характерна для отраслей добывающей промышленности.
В России в конце 1990-х гг. стали использоваться
соглашения о разделе продукции, в соответствии
с которыми взимание ряда федеральных,
региональных и местных налогов и сборов
заменяется разделом произведенной продукции
между государством и инвестором.
Налоги — один из основных способов формирования
доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются
с целью обеспечения платежеспособности
различных уровней государственной власти.
Однако налоговые платежи могут подлежать
зачислению не только в государственные
(федеральные и региональные) бюджеты
или бюджеты органов местного самоуправления,
они могут выступать средством образования
различного рода фондов. Налог не перестает
быть налогом только на основании того,
что законодатель устанавливает необходимость
зачисления выплачиваемых сумм помимо
бюджетных счетов на счета каких-либо
организаций.
В экономическом смысле налоги представляют
собой способ перераспределения новой
стоимости — национального дохода, выступают
частью единого процесса воспроизводства
и специфической формой производственных
отношений. При перераспределении национального
дохода налоги обеспечивают государственную
власть частью новой стоимости в денежной
форме. Часть национального дохода, перераспределенная
с помощью налогов, становится централизованным
фондом финансовых ресурсов государства.
Процесс принудительного отчуждения части
национального дохода имеет одностороннюю
направленность от налогоплательщика к
государству.
Налоговые доходы государства формируются
за счет новой стоимости, созданной в процессе
производства (трудом, капиталом, природными
ресурсами). Налоги выражают реально существующие
денежные отношения, проявляющиеся в процессе
изъятия части стоимости национального
дохода в пользу общегосударственных
потребностей. Экономическое содержание налогов выражается
во взаимоотношениях государства и хозяйствующих
субъектов (физических и юридических лиц)
по поводу формирования государственных
финансов. Налоговые отношения как часть
финансовых отношений находятся в постоянном
изменении.
- Виды налогов
Главным среди налогов, взимаемых
с юридических лиц, является налог на прибыль
предприятий. Его применение вызвано тем,
что в условиях рыночного хозяйствования
роль прибыли существенно возрастает;
она становится важнейшим объектом воздействия
государства. Налог на прибыль должен использоваться не только
в фискальных целях, но и для создания
заинтересованности предприятий в повышении
эффективности производства улучшении
его материально - технической оснащенности.
К сожалению, система исчисления налога
ориентирована в основном на фискальный
эффект.
Банки и другие кредитные учреждения,
осуществляющие свою деятельность на
коммерческих началах, уплачивают в бюджет
подоходный налог.
Система подоходного обложения
распространятся также на страховые организации,
получающие доходы от страховых видов
деятельности.
Наличие разных форм собственности,
экономическое соперничество вызывает
необходимость взимания налога не только
с получаемых доходов, но и со стоимости
имущества, которое прямым или косвенным
образом способствует росту дохода предприятия.
Поэтому налог на имущество предприятий
- неотъемлемая часть налоговой системы
страны при рыночных отношениях. Он введен
для субъектов хозяйствования, являющихся
собственниками имущества на территории
государства. При его взимании реализуются
и фискальная, и экономическая функции
налога. Первая - благодаря тому, что налог
на имущество обеспечивает стабильные
поступления в доходы территориальных
бюджетов, так как вносится в первоочередном
порядке с отнесением расходов по его
уплате на себестоимость продукции; вторая
- через заинтересованность предприятия
в уплате меньших сумм, чем стимулируется
стремление плательщика быстрее освобождаться
от излишнего, неиспользуемого имущества.
Важное место в налоговой системе
страны занимают платежи за природные
ресурсы: земельный налог, плата за воду,
лесной доход и другие. Одни из них вносятся
из прибыли, другие - за счет себестоимости.
Значение названных платежей в том, что
они играют не только фискальную, но и
стимулирующую функцию, ориентируя субъектов
хозяйствования на более эффективное
использование соответствующих видов
ресурсов. Необходимость в подобном стимулировании
вызвана возросшими масштабами общественного
производства, требующими вовлечения
в хозяйственный оборот все новых и новых
ресурсов. Между тем последние далеко
не безграничны и в силу относительного
уменьшения становятся все дороже.
В составе налогов взимаемых
за природные ресурсы, важную роль играет
плата за воду. Её вносят промышленные
предприятия, использующие
воду для производственных целей. Исчисляется
эта плата по ставкам, устанавливаемым
за один кубический метр забираемой воды,
и относится на себестоимость продукции.
При определении ставок учитываются затраты
государства на воспроизводство водных
ресурсов. Если потребление воды превышает
технически установленные нормативы,
ставка платы за воду повышается. В интересах
охраны водной среды государство использует
также штрафы за сброс неочищенных или
недостаточно очищенных вод.
Основное место в системе налогообложения
физических лиц занимает подоходный налог.
Переход к рыночной экономике создает
предпосылки для роста личных доходов
граждан. В этих условиях применяется
прогрессивное налогообложение, позволяющее
по мере увеличения заработков граждан
изымать у них в увеличенных размерах
денежные средства, необходимые для проведения
социальных программ.
Подоходное обложение физических
лиц дополняется взиманием налога на имущество,
который в условиях перехода к рынку выполняет
не только, фискальную роль, но и служит
своеобразным психологическим фактором,
влияющим на поведение плательщика, осознающим
себя собственником. Налог на имущество
позволяет мобилизовать в распоряжение
государства денежные средства граждан.
Налогом с наследства облагается имущество,
переходящее к гражданам в порядке наследования
или дарения. Налог уплачивается в случае,
когда граждане принимают в порядке наследования
и дарения жилые дома, квартиры, дачи, садовые
дома, автомобили, мотоциклы, предметы
антиквариата, ювелирные изделия и так
далее.
Налог с имущества переходящего
в порядке наследования, исчисляется от
стоимости наследственного имущества
на день открытия наследства, даже если
бы стоимость этого имущества в момент
выдачи свидетельства превышало его оценку
на день открытия наследства.