Пути совершенствования и реформирования существующей налоговой системы РФ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 17:31, курсовая работа
Описание работы
Актуальность выбранной темы очевидна, т.к. в рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………….3 Сущность и функции налогов………………………………………….…….4 Сущность налогов………………………………………………………….…4 Виды налогов………………………………………………………………….6 Функции налогов в формировании бюджета……………………………..…9 Анализ современной налоговой системы РФ…………...…………………21 Федеральные налоги………………………………………………………...21 Региональные налоги………………………………………….…………….25 Пути совершенствования и реформирования существующей налоговой системы РФ…………………………………………………………….28 Налоговое администрирование………………………………………….….28 Механизмы противодействия уклонению от уплаты налогов …………...30 Реформирование специальных налоговых режимов……………………...31 Заключение…………………………………………………………………………33 Список литературы…………………………………………………………………35
Налоговая база определяется
как среднегодовая стоимость имущества,
являющегося объектом налогообложения.
Налог на игорный бизнес.
В соответствии с действующим
федеральным законодательство налогом
на игорный бизнес облагаются: игровые
столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов,
а также кассы букмекерских контор. Плательщиками
налога на игорный бизнес становится организации
или индивидуальные предприниматели,
осуществляющие деятельность в области
игорного бизнеса.
В 2013 году в консолидированный
бюджет Нижегородской области поступили
налоги в сумме 108 млрд. рублей. Это больше
на 9 млрд. рублей, чем в аналогичном периоде
2012 года. В областной бюджет поступило
83 млрд. рублей, что на 7,9% больше, чем в
2012 году.
В бюджет муниципальных образований
налоговые поступления также увеличились
и составили 25 млрд. рублей, что на 11,3% больше
аналогичного периода 2012 года, в том числе,
по Нижнему Новгороду поступило 9 млрд.
рублей, что больше на 10,6%, чем в 2012 году.
За 2013 год от налогоплательщиков Нижегородской
области в консолидированный бюджет РФ
поступило более 168 млрд. рублей, что на
2% больше, чем в 2012 году. Хотя в федеральный
бюджет поступило налогов несколько меньше,
чем прогнозировалось, что обусловлено
снижением экономики России.
За 9 месяцев 2014 года в консолидированный
бюджет области поступило доходов 104,2
млрд рублей, в том числе налоговые и неналоговые
доходы в объеме 88,9 млрд рублей, расходов
- 113,6 млрд рублей. Прирост налоговых и
неналоговых доходов в этом году снизился
по сравнению с прошлым годом на 2,5 млрд
рублей: в прошлом году на ту же дату прирост
составлял 6,8 млрд рублей или
9%, в этом году - 4,3 млрд рублей или 5%.
По данным регионального Минфина,
за 9 месяцев 2014 года в областной бюджет
поступило 83,2 млрд. рублей доходов, что
составляет 71% к плану на 2014 год и 110% к аналогичному
периоду 2013 года. Налоговые и неналоговые
доходы областного бюджета поступили
в сумме 67,6 млрд. рублей или 71%.
По региональным налогам задолженность
снизилась на 289 млн. руб. или на 14% и составила
1 835 млн. руб.
По местным налогам задолженность
снизилась на 5 млн. руб. или на 1% и составила
618 млн. руб.
Наибольший удельный вес в расходах
областного бюджета составляют расходы
на:
- социальную политику
– 6 221,9 млн. рублей (27,3 % в общих расходах);
- образование – 4 856,7 млн. рублей
(21,3%);
- здравоохранение – 4 526,2
млн. рублей (19,9%);
- национальная экономика
– 2 752,0 млн. рублей (12,1%);
- межбюджетные трансферты
– 1 392,0 млн. рублей (6,1%);
- общегосударственные вопросы
– 1 254,3 млн. рублей (5,5%);
- обслуживание государственного
и муниципального долга – 730,9 млн. рублей
(3,2%).
Глава 3. 3. Пути совершенствования
и реформирования существующей
налоговой системы
РФ
3.1 Налоговое администрирование
Важная задача изменений в налоговом
администрировании состоит в том, чтобы
общий уровень административной нагрузки
снизился за счет привлечения к налогообложению
большего числа налогоплательщиков. По
мнению автора, с таким подходом согласиться
нельзя, нужно улучшать качество работы
налоговых органов, сокращать документооборот,
развивать согласительные процедуры и
другие инструменты.
Наряду с текущими и последующими
видами налогового контроля (камеральные
и выездные проверки) необходимо развивать
предварительный контроль - выдачу уполномоченным
государственным органом заключений о
налоговой квалификации сделки или операции.
Это так называемые акты проверки наоборот,
которые выдаются до совершения операций,
а не спустя годы. В результате налоговое
администрирование станет более эффективным
и комфортным для бизнеса, а количество
споров между налоговыми органами и налогоплательщиками
может значительно снизиться.
При совершенствовании налоговой
системы необходимо уделить вопросам
получения налоговыми органами документов
и информации от банков, в том числе в отношении
депозитов и счетов налогоплательщиков.
Однако острый вопрос о взаимоотношениях
с банками по поводу ареста и снятия ареста
со счетов неплательщиков не нашел отражения
в Основных направлениях налоговой политики.
К сожалению, приостановление
операций по счетам налогоплательщиков
зачастую используется не как гарантия
взыскания начисленных платежей, а как
средство принуждения к уплате, что нередко
ведет к злоупотреблениям, в том числе
коррупционного характера. Блокировка
счета возможна также в случае непредставления
декларации в установленный срок по причинам,
не зависящим от налогоплательщика (проблемы
с почтой, доставкой через оператора телекоммуникационных
каналов связи).
Весьма распространены случаи,
когда требование об аресте счета приходит
в банк уже после фактического исполнения
плательщиком налогового платежа. Причем
банк не может после удовлетворения плательщиком
инкассового требования автоматически
и самостоятельно без письменного разрешения
налогового органа разблокировать счет
клиента. Это негативно отражается на
финансовом положении налогоплательщиков,
особенно в периоды дестабилизации международных
экономических процессов, а также сбоев
в платежах между смежниками, несвоевременных
оплат выполненных работ исполнителями
государственных заказов.
В связи с этим, необходимо внести
следующие изменения:
1) отменить блокировку
счетов в связи с неисполнением
налогоплательщиком требования
об уплате налога, поскольку в
обеспечительных целях у налоговых
органов достаточно полномочий,
предусмотренных п. 10 ст. 101 Налогового
кодекса Российской Федерации (НК
РФ);
2) установить в п. 3 ст. 76
НК РФ, что счет блокируется
не в случае непредставления
декларации в установленный срок,
а в случае непредставления
декларации по истечении 10 рабочих
дней после вручения налоговым
органом налогоплательщику уведомления
о неполучении декларации;
3) ввести дополнительное
условие для приостановления
операций по счетам - санкцию прокурора,
поскольку наличие у налогового
органа достаточных оснований
предполагать возможность сокрытия
имущества от взыскания налогов
- это только оценочная категория,
неочевидная и, следовательно, подлежащая
предварительной проверке;
4) установить в п. 10 ст.
101 НК РФ примерный перечень
достаточных оснований и внести
в обязанность налогового органа
указывать в решении, вчем заключаются
такие основания, на какой информации
базируются выводы налогового органа,
а также источники такой информации.
3.2. Механизмы противодействия
уклонению от уплаты налогов
Давно ожидаемыми следует считать
так называемые антиофшорные меры. Минфин
России полагает, что если иностранная
дочерняя компания не выплачивает дивиденды
российской материнской компании, то прибыль
офшора должна войти в налоговую базу
российской компании. В этих целях в НК
РФ должен быть закреплен термин «иностранная
контролируемая компания». Однако для
того, чтобы эти нормы заработали в реальной
жизни, нужно, на взгляд авторов, создать
четкие механизмы контроля. Кроме того,
недобросовестные налогоплательщики
довольно быстро научатся скрывать свою
принадлежность к тем или иным фирмам.
Важно понимать и еще один фактор, если
подобные инструменты противодействия
не будут введены в Казахстане и Белоруссии,
которые являются членами Таможенного
союза, то именно в эти страны усилится
отток капитала.
Относительно введения термина
«юридическое лицо - налоговый резидент
Российской Федерации» необходимо отметить
следующее. В международных соглашениях
об избежание двойного налогообложения
содержатся правила определения резидентства,
в том числе для юридических лиц. Нормы
международных соглашений будут иметь
большую силу над вновь введенными нормами
НК РФ. При этом порядок определения резидентства
в различных соглашениях не имеет полного
совпадения. Иными словами, понятие универсального
налогового резидентства, которое предлагается
в Основных направлениях налоговой политики,
работать не будет.
Целесообразно предусмотреть
в НК РФ, отсылочную норму к соответствующим
соглашениям. В этом случае нормы НК РФ,
регламентирующие понятие универсального
налогового резидентства, будут действовать
непосредственно только в отношении тех
стран, с которыми соответствующие соглашения
не заключены. Однако следует иметь в виду,
что могут возникнуть коллизии с национальным
законодательством таких стран, а также
возможны случаи двойного налогообложения
доходов.
Основными недостатками предлагаемой
нормы представляются, в частности:
- риск субъективного подхода
проверяющих лиц к доказательствам налогового
резидентства, например места фактического
центра управления;
- невозможность выработки четких
критериев для всех случаев хозяйственной
деятельности и, как результат, огромное
количество спорных ситуаций;
- субъективность принимаемых
судами решений, где ценой вопроса будет
являться обложение налогом на прибыль
всех доходов организации (во всех странах).
Реформирование специальных
налоговых режимов
Торгово-промышленная палата
РФ выступает за увеличение до 100 млн руб.
предельного значения годового оборота
для применения упрощенной системы налогообложения
(УСН). Указанная мера наиболее полно учитывает
темпы инфляции за последние годы и, по
мнению Торгово-промышленной палаты РФ
и бизнес-сообщества, позволила бы активнее
развиваться малому и среднему предпринимательству
и, значит, повысить налоговые доходы бюджетов.
К сожалению, при рассмотрении
Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ «О
внесении изменений в части первую и вторую
Налогового кодекса Российской Федерации
и отдельные законодательные акты Российской
Федерации» такая поправка не была одобрена.
Также дополнительным стимулом
для развития малого бизнеса, на взгляд
авторов, может выступить снятие ограничения
на применение УСН малыми предприятиями,
имеющими обособленные подразделения
в виде представительств.
Необходимо учитывать, что представительства,
в соответствии с законодательством, не
осуществляют хозяйственной деятельности.
Они лишь представляют интересы юридического
лица и, как правило, используются для
изучения конъюнктуры рынков, поиска возможных
партнеров, рекламы своей продукции и
продвижения ее на региональных рынках.
В связи с этим предприниматели
поставлены перед выбором, либо развивать
свой бизнес, выходить на рынки соседних
районов или регионов и нести большую
налоговую нагрузку, так как придется
переходить с упрощенного режима на общий,
либо не развиваться, чтобы сохранить
право применять льготный упрощенный
режим.Такое ограничение является избыточным
и сдерживает развитие малого предпринимательства
в России. Снятие указанного барьера позволило
бы малому бизнесу существенно расширить
географию сбыта своей продукции и, соответственно,
увеличить поступление налогов в бюджетную
систему России.
Помимо этого в основных направлениях
налоговой политики не предусмотрены
меры налогового стимулирования малых
инновационных предприятий. В связи с
этим предлагается освободить малые инновационные
предприятия от уплаты налога на прибыль
(налоговые каникулы) в течение первых
2 лет работы, а также снизить подлежащую
уплате сумму налога на прибыль на 50% в
последующие 2 года.
Следует также расширить перечень
расходов, уменьшающих полученные доходы
при определении объекта по УСН, включив
в него все расходы, направленные на создание
и внедрение новых технологий и оборудования.
Заключение
Повышение роли налогов
в нашей стране, превращение их в основной
способ изъятия части доходов физических
и юридических лиц в государственный и
местные бюджеты - свидетельство роста
финансовой культуры общества. При достижении
определенного уровня грамотности населения
налоги будут восприниматься им с пониманием,
как форма участия своими средствами в
решении общегосударственных задач, прежде
всего - социальных. Естественно, если
ставки налогов будут отражать баланс
интересов граждан, предпринимателей,
предприятий и государства. Как мировой,
так и отечественный опыт свидетельствуют
о преимуществах налоговой системы перед
любой другой формой изъятия части доходов
граждан и предприятий в государственный
бюджет. Одно из этих преимуществ - правовой
характер налогов. Их состав, ставки и
санкции определяются не министерствами
и ведомствами, даже не правительствами,
а принятыми парламентами Законами.