Расходы бюджета: сущность, содержание, классификация, экономическая целесообразность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 10:13, контрольная работа

Описание работы

Бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики и т.д. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Бюджет государства можно назвать центральным звеном финансовой системы, ведь именно с момента принятия государством этого документа финансы приобретают всеобщий характер. Через бюджет государство образует и использует общегосударственный централизованный фонд денежных средств, и именно через него государство организует перераспределение общественного продукта для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Содержание работы

1

2

3








Введение…………………………………………………………..................

Понятие и сущность бюджета …………………………………………….

Содержание и классификация расходов федерального бюджета РФ……

Экономическая целесообразность …………………....…………………..

Заключение …………………………………….……………………………

Список литературы ..………………………………………………………..

Тесты ……………………………………………………………………......

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит готовый.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО Уральский  государственный экономический  университет

 

Заочный факультет

Кафедра финансов и кредита

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине

«Финансы и кредит»

 

 

Тема: «Расходы бюджета: сущность, содержание, классификация, экономическая целесообразность»

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент III курса

специальности «Менеджмент 

организации»

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 

2012 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

 

 

 

 

1

 

2

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение…………………………………………………………..................

 

Понятие и сущность бюджета …………………………………………….

 

Содержание и классификация  расходов федерального бюджета РФ……

 

Экономическая целесообразность …………………....…………………..

 

Заключение …………………………………….……………………………

 

Список литературы ..………………………………………………………..

 

Тесты ……………………………………………………………………......

 

Стр.

 

3

 

4

 

9

 

17

 

9

 

11

 

12

 

13

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики и т.д. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Бюджет государства можно назвать центральным звеном финансовой системы, ведь именно с момента принятия государством этого документа финансы приобретают всеобщий характер. Через бюджет государство образует и использует общегосударственный централизованный фонд денежных средств, и именно через него государство организует перераспределение общественного продукта для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Наличие бюджетных средств  позволяет государству осуществлять регулирование экономики не только в приказной форме. Достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования.

Тема контрольной работы является актуальной для сегодняшнего дня, поскольку бюджет, его формирование и статьи расходов является важным разделом в экономике, требующим большого внимания, а эффективное расходование бюджетных средств является гарантом стабильного и динамичного роста экономики страны в целом.

Основной целью моей работы является, во-первых, показать сущность и содержание бюджета Российской Федерации. Во-вторых, задачей ставится рассмотреть основные виды расходов бюджета, а также показать экономическую целесообразность бюджета Российской Федерации.

Методологическую основу при написании курсовой работы составили:

Бюджетный Кодекс РФ, труды  отечественных специалистов М.В. Романовский, В.М. Радионова, Бабич А.М. и других, а также аналитические данные из СМИ и печати.

 

 

 

 

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА

 

 

Прежде чем начать рассматривать расходы федерального бюджета необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет.

В целом, современное  определение государственного бюджета  является дискуссионным вопросом, так  Романовский М.В. и Врублевская О.В. предполагают, что «Бюджет - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд» [4]. По мнению Родионовой В.М. «Бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления» [6].

Сенчагова В.К. и Архипова А.И. «Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование  централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства» [7], Юткиной Т.Ф. «Бюджет - это счетный план государства, позволяющий контролировать процесс зачисления средств в доходы казны и процесс использования бюджетных ресурсов согласно бюджетной росписи расходов» [8].

 Федуловой С.Ф. «Бюджет  - система денежных отношений  по поводу распределения и  перераспределения общественного  продукта с целью образования  и расходования централизованного  фонда денежных средств, используемого  на выполнение общегосударственных задач и утверждаемого законодательно в форме финансового плана, состоящего из доходной и расходной частей» [5].

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что Государственный бюджет – это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.

Аккумулируя с помощью  государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита – в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления [5].

В настоящее время  к бюджетам бюджетной системы  Российской Федерации относятся:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты, в том числе:

бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;

- бюджеты городских и сельских поселений [1].

Общепринято финансовые отношения, складывающиеся у государства  и субъектов экономики, называть бюджетными. Эти отношения чрезвычайно многообразны и охватывают все уровни хозяйствования, а совокупность этих отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие федерального бюджета. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы. Несомненно, что расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики государством [11].

Огромную роль расходы  федерального бюджета играют в решении  социальных проблем, которые принимали  наиболее радикальные формы в  нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились. Повышению роли расходов федерального бюджета в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы. Известно, что за счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан признано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы. Общепринятым является факт, что в перспективе роль федерального бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Это объясняется тем, что именно средства бюджета (в совокупности с внебюджетными фондами) являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на качественно новый, более высокий уровень социального обслуживания населения. Важную роль расходы федерального бюджета играют в нивелировании социальных последствий расслоения граждан по их материальному достатку, что было вызвано переходом к рыночной экономике.

Таким образом, расходы  федерального бюджета, направленные на социальные нужды, представляют собой  компромисс между основными группами носителей различных социально-экономических интересов в стране [7].

Динамика бюджетных  показателей свидетельствует о  том, что федеральный бюджет, особенно в последние годы, был сильно перегружен расходами, связанными с экономической  функцией государства. Следствием этого процесса явился ощутимый бюджетный дефицит, управление которым, особенно после финансового кризиса в России, стало намного труднее. От решения проблемы бюджетного дефицита в настоящее время во многом зависит возможность переходы на устойчивое развитие экономики, решение проблемы обеспечения расширенного воспроизводства и полноценное обеспечение государством своей социально-экономической функции.

Расходы федерального бюджета  вызваны самим фактом наличия  государства, т.е. они носят императивный характер. Кроме того, расходы бюджета служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретное время в конкретном государстве; по своей экономической природе государственные расходы являются отношениями дополнительной эксплуатации, поскольку основным источником их образования выступают налоги представляющие вычет из заработков и доходов в масштабах всего общества.

Как может показаться на первый взгляд, в основной массе  государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей национального дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса. Такую точку зрения можно принять, если согласиться с тезисом о непроизводительном характере государства, но такое утверждение будет неправильным, пожалуй, любое государство (за исключением тоталитарного или деспотического режима) в некоторой степени находится под контролем общества [3].

В расходах бюджета находят  свое выражение две стороны единого  распределительного процесса: расщепление  бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих ассигнования из бюджета.

Итак, расходы федерального бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, этап общественного развития, общий уровень развития экономики, уровень благосостояния граждан, разветвленность связей бюджета с народным хозяйством, формы предоставления бюджетных средств – вот только несколько факторов, которые влияют на величину и структуру расходов федерального бюджета.

В совокупности вышеперечисленные  факторы на каждом из этапов развития государства порождает такую  систему расходов, которая соответствует  экономике, типу и уровню управления ею. Все эти факторы влияют на проявление категории расходов бюджета, которая проявляется через конкретные виды расходов на какие-то нужды, причем такие расходы могут быть охарактеризованы как с качественной, так и с количественной стороны. Качественная характеристика каждого вида расходов бюджета позволяет определить экономическую природу и общественное назначение каждого элемента расходов, количественная – их величину.

Итак, расходы федерального бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Государственные расходы вызваны  самим фактом наличия государства и по своей природе они являются отношениями дополнительной эксплуатации, поскольку основным источником их образования выступают налоги, представляющие вычет из заработков и доходов. Кроме того, государственные расходы служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время, а также в основной своей массе государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей национального дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса [8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ

 

Расходы бюджета –  это определенные экономические  отношения, связанные с распределением (перераспределением) и использованием централизованных денежных фондов государства. Они различаются по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся  на капитальные и текущие.

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

Капитальные расходы  бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают:

а) расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;

б) средства, предоставляемые  в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;

Информация о работе Расходы бюджета: сущность, содержание, классификация, экономическая целесообразность