Расходы бюджета: сущность, содержание, классификация, экономическая целесообразность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 10:13, контрольная работа

Описание работы

Бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики и т.д. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Бюджет государства можно назвать центральным звеном финансовой системы, ведь именно с момента принятия государством этого документа финансы приобретают всеобщий характер. Через бюджет государство образует и использует общегосударственный централизованный фонд денежных средств, и именно через него государство организует перераспределение общественного продукта для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Содержание работы

1

2

3








Введение…………………………………………………………..................

Понятие и сущность бюджета …………………………………………….

Содержание и классификация расходов федерального бюджета РФ……

Экономическая целесообразность …………………....…………………..

Заключение …………………………………….……………………………

Список литературы ..………………………………………………………..

Тесты ……………………………………………………………………......

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит готовый.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

в) расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта  и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;

г) расходы, при осуществлении  которых создается или увеличивается  имущество, находящееся в собственности  Российской Федерации, ее субъектов  и муниципальных образований;

д) другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

В составе капитальных  расходов бюджетов может быть сформирован  бюджет развития.

 

Текущие расходы  бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений. Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов. В эту категорию входят и другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы [9].

В расходной части  бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ предусматривается создание резервных фондов:

а) органов исполнительной власти,

б) органов местного самоуправления.

Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может  превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Средства резервных  фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в предыдущем году, а порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Федеральным бюджетом на очередной  финансовый год предусмотрено создание резервного фонда Президента Российской Федерации в размере не более одного процента утвержденных расходов федерального бюджета. Средства этого фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ, на основании письменного его распоряжения. Расходование средств фонда на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента РФ не допускается.

С появлением новых видов расходов бюджетов их финансирование может осуществляться только с начала очередного финансового  года при условии их включения  в соответствующий бюджет. При  определении источников их финансирования исключается увеличение дефицитов бюджетов.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу  явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину.

Многообразие конкретных видов  бюджетных расходов обусловлено  целым рядом факторов: природой и  функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития [2].

Для выяснения роли и значения бюджетных  расходов в экономической жизни  общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

Важный признак классификации расходов бюджета – предметный.

При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как  правило, выделяются следующие группы расходов:

1. финансирование промышленного  производства;

2. финансирование социально-культурных мероприятий;

3. финансирование науки;

4. финансирование обороны;

5. содержание правоохранительных  органов и органов государственной  власти и управления;

6. расходы по внешнеэкономической  деятельности;

7. создание резервных фондов;

8. расходы по обслуживанию государственного долга;

9. прочие расходы и выплаты.

Здесь хорошо видна роль государства  в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам  расходов могут выделяться затраты  на выполнение приоритетных общегосударственных программ. Так, в Российской Федерации самостоятельно в расходах республиканского бюджета отражаются расходы на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора экономики, расходы по ликвидации последствий ядерного взрыва в Челябинской области и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, расходы на государственную программу развития экономики и культуры малочисленных народов Севера, расходы на программу развития гражданской авиации, расходы на Российскую государственную космическую программу и др. Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти [10].

Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.

Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.

Целевой признак позволяет рассмотреть расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований.

В настоящее время  в Российской Федерации применяется  классификация расходов по 19 целевым направлениям:

1. заработная плата; 

2. начисления на заработную  плату;

3. канцелярские и хозяйственные  расходы;

4. командировки и служебные разъезды;

5. стипендии;

6. расходы на питание;

7. приобретение медикаментов  и перевязочных средств;

8. приобретение оборудования  и инвентаря;

9. приобретение мягкого  инвентаря и обмундирования;

10. государственные капитальные вложения;

11 .капитальный ремонт;

12. содержание сооружений благоустройства;

13. геологоразведочные работы;

14. проектирование;

15. государственная дотация;

16. операционные расходы;

17. платежи по ссудам;

18. возмещение разницы в ценах;

19. прочие расходы.

Кроме того, по отдельным  группам расходов (в частности, по расходам на оборону) применяется классификация, отличная от общей по целевому признаку.

Важной проблемой осуществления  целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в  условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики  нашей страны. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения.

Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета  в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований, в обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на продукцию и услуги и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек производства.

Последним признаком классификации расходов является территориальный. В соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на расходы республиканского бюджета, расходы бюджетов членов федерации и расходы местных бюджетов.

Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним  понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.

Важную роль в организации  рациональной системы бюджетного финансирования играют прежде всего принципы финансирования. К числу этих принципов относятся:

- получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой – в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;

- целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

- предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;

- безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет.

Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее  время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных  ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ развития [10].

В области расходов бюджета  имеют место и существенные недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, широко распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств. Бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной политики. Не организовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищенных слоев населения. Продолжается списание долгов в аграрном секторе.

Основные задачи в  области бюджетных расходов:

- сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;

- снизить расходы на содержание государственного аппарата;

- продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;

- повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;

- снизить уровень дотаций отдельным отраслям;

- усилить контроль за использованием бюджетных средств;

- обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

  

 

3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

 

 

При распределении бюджетных ресурсов возникает потребность в оценке экономической целесообразности отдельных программ расходов. Программы, приносящие больший ожидаемый эффект, должны получить и большую финансовую поддержку, в то время как неэффективные расходы должны быть сокращены. В бюджетном секторе оценка целесообразности расходов осуществляется с помощью анализа «затраты - выгоды» – процесса, который позволяет на основе располагаемых данных принимать компетентные решения о распределении ресурсов. Этот процесс заключается в логическом сопоставлении вероятных затрат, связанных с программой (проектом) или мероприятием, и ожидаемых выгод.

Как затраты, так и выгоды в большинстве случаев оцениваются в денежных единицах, однако в государственном секторе могут быть учтены и другие факторы. Это имеет, прежде всего, отношение к социальной сфере, в которой выгоды измеряются ростом качества жизни, снижением риска заболеваемости и т.д. Следовательно, экономическую целесообразность бюджетных расходов специфична, ее специфика проявляется в ряде характеристик:

  • Эффективность бюджетных расходов имеет не только экономическую, но и социальную составляющую. Значение социального эффекта является определяющим при формировании государственной политики, однако объективно измерить его практически невозможно. Например, улучшение качества образования можно оценить с помощью разных показателей: прием и выпуск студентов высших учебных заведений, число выданных дипломов с отличием, трудоустройство выпускников и т.п. Однако эти показатели лишь косвенно характеризуют качество образования, и общая оценка эффективности расходов может получиться искаженной.
  • Многие расходы государства нацелены не на решение текущих задач, а на достижение долгосрочного эффекта. В первую очередь речь идет о расходах на развитие человека (образование, здравоохранение, культура и искусство), которые представляют собой вложение в будущее. При определении объемов финансирования таких программ необходимо оценивать и сопоставлять их эффективность в долгосрочном плане.
  • Государственные расходы влекут множество побочных эффектов (перемещенных выгод) – как положительных, так и отрицательных. Например, строительство железной дороги повышает эффективность бизнеса в прилегающих районах, одновременно ухудшая условия проживания в непосредственной близости от нее. Побочные эффекты являются компонентом эффективности расходов, и учитывать их необходимо. Однако в силу сложности и многочисленности они трудно поддаются прогнозированию.

Информация о работе Расходы бюджета: сущность, содержание, классификация, экономическая целесообразность