Разработка финансового плана как части бизнес-плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы заключена в использовании анализа хозяйственной деятельности предприятия и планировании нового, которые будут способствовать росту экономического уровня предприятия.
Если четко отражать цель и задачи курсового проекта применительно к жизнедеятельности сотрудников предприятия, то это повышение их благосостояния.
Объем, структура, конкретное содержание, степень детализации отдельных разделов бизнес-плана диктуется целями, в нем поставленными, его временным и пространственным масштабом.

Файлы: 1 файл

БП..doc

— 600.50 Кб (Скачать файл)

    Таким образом, бизнес  – план позволяет проанализировать  возможности деятельности предприятия  и обосновать выбор приоритетных  целей, т.е. определить стратегию  функционирования фирмы.

     В зависимости от рыночной ситуации и цели составления бизнес – планы могут быть различны.

 Бизнес  – планы разрабатываются в  различных модификациях в зависимости  от назначения: по бизнес –  линиям (продукция, работы, услуги, технические  решения), по предприятию в целом  (новому или уже действующему). Бизнес – план может быть нацелен как на развитие предприятия, так и на его финансовое оздоровление. Также может планироваться деятельность всего предприятия или его отдельного подразделения. Рассмотрим рис. 1:

 

 

Рис. 1. Схема классификации бизнес-плана по объектам бизнеса

 

Необходимо отметить, что различные  экономисты выделяют несколько разные структуры бизнес – планов, однако все они имеют приблизительно одинаковое строение. 

Концепция бизнеса (резюме) – это  сжатый, быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие, начиная свое дело или развивая имеющееся. По сути, концепция является сокращенной версией самого бизнес – плана.

В резюме должны быть отражены следующие  основные моменты:

· возможности для бизнеса;

· привлекательность бизнеса;

· важность для предприятия и  региона;

· необходимые финансовые ресурсы (собственные или заемные);

· срок окупаемости проекта;

· возможный срок возврата заемных  средств;

· условия инвестирования;

· ожидаемая прибыль и ее распределение  и т.д.

Порядок изложения концепции является достаточно свободным, однако ее необходимо начинать с главной цели предлагаемого  бизнеса (как правило получение  прибыли) и назначения разрабатываемого бизнес – плана.

Концепция бизнеса (резюме) составляется в конце написания бизнес – плана, однако находится в начале.

В разделе, описывающем ситуацию в  настоящее время и дающем краткую  информацию о предприятии, отражаются следующие моменты:

· главные события, повлиявшие на появление идей по бизнес – плану;

· главные обстоятельства и проблемы стоящие перед менеджерами;

· состояние на рынке и положение, которого необходимо добиться и пр.

Далее в сжатой форме приводится основная информация о предприятии  – дата основания, организационно – правовая форма, учредители, юридический адрес и т.п.

В разделе, характеризующем объект бизнеса, необходимо отметить направленность бизнес – плана ( продукция, работы, услуги , создание нового предприятия, развитие действующего, финансовое оздоровление). Также здесь необходимо отметить, важность товара для потребителей, его уникальность. Также желательно охарактеризовать функциональные возможности и особенности продукции. Завершает раздел, описание ключевых факторов, которые должны определить успех предлагаемого бизнеса.

Исследования и анализ рынка  направлены на выявление сегодняшних  потребителей продукции, услуг и  определение потенциальных. В этом разделе желательно определить приоритеты, которыми руководствуется потребитель  при покупке: качество, цена, время и точность поставки, сервисное обслуживание и т.п. Необходимо произвести сегментацию рынка, определить размеры и емкость рынков по продукции предприятия. Следует проанализировать, как быстро продукция, услуги утвердятся на рынке и обосновать возможности его дальнейшего расширения, а также основные факторы влияющие на это.

Также весьма важным является отслеживание и оценка конкурентов. Необходимо выявить  и проанализировать их сильные и  слабые стороны.

Необходимо определить возможный  объем продаж в натуральном и денежном выражении.

Организационный план разрабатывается  только при создании нового предприятия. Здесь необходимо привести организационную  структуру предприятия, в которой  четко определены должностные инструкции ведущих менеджеров, их роль в управленческом процессе, а также определяется как будет осуществляться взаимодействие служб и подразделений. Кроме этого желательно указать такие факторы как потребность в рабочей силе, условиях труда, организации оплаты труда и т.п. Подразделом организационного плана является правовое обеспечение деятельности предприятия, в котором приводится вся информация о правовых аспектах деятельности (сведения о регистрации, учредительные документы, форма собственности, законодательные ограничения, патентная защита и т.п.).

В разделе Персонал и управление следует привести информацию о менеджерах и охарактеризовать их управленческие возможности. Желательным здесь  является разработка штатного расписания.

План производства отражает производственный процесс. Если отдельные операции поручаются субподрядчику, то это должно быть указано. Целесообразно представить производственный процесс с указанием его структуры по трудоемкости. Необходимо отразить потребность в производственных помещениях и их площадь, а также производственную площадь предприятия. необходимо указать потребность в дополнительном оборудовании и материальных ресурсах. По возможности здесь описывается система охраны окружающей среды, утилизации отходов, обеспечения безопасности жизнедеятельности.  Раздел заканчивается расчетом издержек производства и себестоимости производимой продукции.

Особым разделом может быть выделен  инвестиционный план, где отражается потребность в инвестициях, а  также указывается за счет каких  средств будет осуществлено финансирование проекта (собственные и/или заемные средства) и т.п.

План маркетинга – это план мероприятий  по достижению намечаемого объема продаж и получению максимальной прибыли  путем удовлетворения рыночных потребностей. Необходимо отразить маркетинговую  стратегию развития предприятия. Разрабатывая эту стратегию, целесообразно учесть влияние внешнего окружения (тенденции изменения технологий, запросов и мотивации потребителей и т.д.) в целях адаптации предприятия к меняющимся рыночным условиям путем разработки комплекса маркетинга, включающего товарную, ценовую, сбытовую политику и сервисное обслуживание.

Особое место уделяется стратегии  ценообразования, которая базируется на следующих методах:

  • полных затрат;
  • усредненных затрат;
  • предельных затрат;
  • стандартных издержек производства;
  • прямых затрат (целевой нормы прибыли).

Раздел, описывающий потенциальные риски особенно важен, так как фактор риска оказывает большое влияние на финансово – хозяйственную деятельность предприятия.

Следует учитывать, как минимум, следующие  виды рисков:

· производственные, связанные с  различными нарушениями в производственном процессе или процессе поставок сырья, материалов и комплектующих;

· коммерческие, связанные с реализацией  продукции на рынке не в полном объеме;

· финансовые риски, которые вызываются инфляционными процессами, неплатежами, колебаниями валютных курсов и т.п.;

· риски, связанные с форс – мажорными  обстоятельствами, которые могут  быть вызваны непредвиденными обстоятельствами (от смены политического курса  до стихийных бедствий);

Методы снижения влияния рисков различны, однако наиболее действенным является коммерческое страхования, создание резервного фонда и функционирование предприятия с большим запасом финансовой прочности.

Важной частью практически любого бизнес – плана является финансовый план.

Цель финансового плана определить эффективность предлагаемого бизнеса. 
В данном разделе необходимо отразить: общую потребность в инвестициях; источники финансирования; план доходов и расходов; баланс денежных расходов и поступлений; потребность в оборотном капитале; срок окупаемости проекта; отчет по прибыли, а также необходимые финансовые показатели.

Особое место в финансовом плане следует уделить расчету  безубыточности и запаса финансовой прочности.

Точка безубыточности рассчитывается по формуле :

                                             Тб/у=

                                      (1)

 

где Тб/у – точка безубыточности;

Рпост. – условно – постоянные расходы;

Кпер. – удельный вес условно – постоянных

расходов в объеме продаж

 

Запас финансовой прочности представляет собой разницу объема продаж анализируемого года и объема точки безубыточности. Если разрабатывается план финансового  оздоровления то в этом разделе необходимо рассчитать показатели финансово –  хозяйственной деятельности предприятия.

Финансовый  план компании используется, с одной стороны, для прогнозирования среднесрочной финансовой перспективы, а с другой — для определения текущих доходов и расходов предприятия.

Цель финансового  планирования — обеспечение процесса воспроизводства соответствующими как по объему, так и по структуре финансовыми ресурсами. В ходе достижения этой цели выделяются следующие основные задачи финансового планирования:

  • определение объекта планирования;
  • разработка системы финансовых планов с выделением оперативных, административных и стратегических планов;
  • расчет необходимых финансовых ресурсов;
  • расчет объемов и структуры внутреннего и внешнего финансирования, выявление резервов и определение объемов дополнительного 
    финансирования;
  • прогноз доходов и расходов предприятия.

Обычно составляются планы стратегические, текущие и  оперативные.

Стратегические  планы — это планы генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации. В финансовом аспекте стратегические планы определяют важнейшие финансовые показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления. Такие планы определяют объем и структуру финансовых ресурсов, необходимых для сохранения предприятия как бизнес-единицы.

Текущие планы разрабатываются на основе стратегических путем их детализации. Если первый вид планов дает примерный перечень финансовых ресурсов, их объем и направления использования, то в рамках текущего планирования проводится взаимоувязка каждого вида вложений с источниками финансирования. Таким образом, стратегические планы дают макроструктуру финансовых ресурсов (перспективы изменения структуры капитала, приоритетные направления вложения и заимствования средств), а текущие характеризуют эффективность каждого из возможных источников финансирования, содержат расчет цены капитала и его составляющих (акционерного капитала, кредитов, займов и т.п.), а также финансовую оценку основных направлений деятельности предприятия и путей получения дохода.

Оперативные планы — это краткосрочные тактические планы, непосредственно связанные с достижением целей фирмы, например, планы производства, закупки материалов и т.п. Оперативные планы входят составной частью в годовой или квартальный общий бюджет предприятия.

Годовой финансовый план представляется в форме бюджета компании и одновременно является инструментом планирования и контроля.

Бюджет  денежных средств позволяет финансовому менеджеру оценить их будущие притоки и оттоки за определенный период, поддерживать остатки денежных средств на оптимальном уровне, избегать их избытка и дефицита. Он состоит из четырех разделов:

  • поступления, включая остаток денежных средств на начало пери 
    ода;
  • расходы денежных средств;
  • избыток или дефицит денежных средств;
  • финансовый раздел, представляющий статьи заемных средств и 
    погашения задолженности на предстоящий период.

Прогнозный  баланс позволяет оценить, каким  будет финансовое положение компании по прошествии соответствующего периода. Баланс позволяет:

  • выявить возможные неблагоприятные для компании финансовые 
    последствия решений, принимаемых на предстоящий период;
  • проверить математическую правильность других расчетов;
  • рассчитать  финансовые коэффициенты и оценить их уровень с позиций требований финансового рынка;
  • структурно выделить будущие финансовые источники и обязательства.

 

 

2. Практическое  применение бизнес-плана на предприятии

 

2.1. Характеристика объекта  исследования

 

Полное наименование Общества: общество с ограниченной ответственностью «Пурсатком». Сокращенное наименование: ООО «Пурсатком»

  1. Место  нахождения Общества: 629830, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий    автономный округ, г. Губкинский.
  2. Почтовый адрес Общества: 629830, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий  автономный округ, мкрн. 2 «а», дом 8.
  3. Общество с ограниченной ответственностью «Пурсатком» создано на основании   Решения Учредителей.

Устав Общества зарегистрирован  Постановлением Администрации г. Губкинский от 17.07.97 г. № 190 (изменения в Устав  зарегистрированы Постановлением № 650  от 18.10.99 г., № 61 от 02.04.2001 года). Новая редакция Устава зарегистрирована в Губкинский ИМНС 25.07.2002 г. 

Информация о работе Разработка финансового плана как части бизнес-плана