Разработка инвестиционной стратегии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Процесс инвестирования играет важную роль в экономике любой страны. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост государства, занятость населения и составляет существенный элемент базы, на которой основывается экономическое развитие общества. Поэтому проблема, связанная с эффективным осуществлением инвестирования заслуживает серьезного внимания. Успешное развитие предприятия в условиях рыночной экономики неразрывно связано с процессом долгосрочного инвестирования.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...............………. 3

Глава 1. Основные аспекты инвестиционной стратегии предприятия………................ 5
Сущность инвестиционной стратегии предприятия и актуальность ее разработки ....................................................................................................... 5
Основные принципы и этапы разработки инвестиционной стратегии предприятия ................................................................................................... 9
Методы разработки инвестиционной стратегии предприятия ................ 18

Глава 2. Анализ инвестиционной стратегии ОАО «Протон - Пермские моторы» ...... 22
2.1. Краткая производственно-экономическая характеристика ОАО «Протон-
ПМ» .............................................................................................................. 22
2.2. Инвестиционная стратегия ОАО «Протон-ПМ» ..................................... 23

Заключение ………….............….………………………………………..…………….… 29

Список использованных источников и литературы …………..........…........…….....… 31

Файлы: 1 файл

Инвестиционная стратегия предприятия .docx

— 95.68 Кб (Скачать файл)

Процесс разработки инвестиционной стратегии требует выделения  объектов стратегического управления предприятия. К таким объектам относится  инвестиционная деятельность:

  • предприятия в целом;
  • стратегической зоны хозяйствования;
  • стратегического центра.

Стратегическая зона хозяйствования представляет собой самостоятельный  хозяйственный сегмент в рамках предприятия, осуществляющий свою деятельность в ряде смежных отраслей, объединенных общим спросом или общностью  используемого сырья, технологий.

Стратегический инвестиционный центр - самостоятельная структурная единица предприятия, специализирующаяся на выполнении отдельных функций или направлений инвестиционной деятельности и обеспечивающая эффективную хозяйственную деятельность отдельных стратегических зон хозяйствования.9

Поскольку каждой стадии жизненного цикла организации присущи характерные  ей уровень инвестиционной активности, направления и формы инвестиционной деятельности, особенности формирования инвестиционных ресурсов, инвестиционная стратегия позволяет адаптировать инвестиционную деятельность организации к изменениям его экономического развития.

Разработка инвестиционной стратегии организации является довольно сложным творческим процессом, требующим высокой квалификации исполнителей. Прежде всего, формирование стратегии базируется на прогнозировании отдельных условий осуществления инвестиционной деятельности (инвестиционного климата) и конъюнктуры инвестиционного рынка, как в целом, так и в разрезе отдельных его сегментов, что является довольно трудоемким процессом.

Исходной предпосылкой разработки инвестиционной стратегии является общая стратегия экономического развития организации. По отношению к ней инвестиционная стратегия носит подчиненный характер и должна согласовываться с ней по целям и этапам реализации. Инвестиционная стратегия при этом рассматривается как один из главных факторов обеспечения эффективного развития организации в соответствии с избранной ею общей экономической стратегией.

Стратегический процесс  управления инвестиционной деятельностью  организации представлен несколькими этапами.

На первом этапе данного процесса формируются стратегические цели инвестиционной деятельности, которые должны исходить, прежде всего, из системы целей общей стратегии экономического развития. Эти цели могут быть сформированы в виде обеспечения прироста капитала; роста уровня прибыльности инвестиций и суммы дохода от инвестиционной деятельности; изменения технологической и воспроизводственной структуры капитальных вложений; изменения отраслевой и региональной направленности инвестиционных программ и т.п.

При этом формирование стратегических целей инвестиционной деятельности должно увязываться со стадиями жизненного цикла и целями хозяйственной деятельности организации.

Реализации стратегических целей инвестиционной деятельности осуществляется по двум направлениям. Одно из них охватывает разработку стратегических направлений инвестиционной деятельности, другое - разработку стратегии формирования инвестиционных ресурсов. Этот этап является наиболее ответственным и сложным.

Второй этап - разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности, которые базируются на системе целей этой деятельности.

Выбор того или иного направления  инвестиционной деятельности существенно  зависит от стадий жизненного цикла организации.

На стадии зарождения требуются  большие инвестиции, поскольку организация  создает свои конкурентные преимущества. Она вкладывают средства в НИОКР, сбыт, сервис. Если организация вложила средства в создание конкурентных преимуществ, она займет сильную конкурентную позицию. Организации со слабой конкурентной позицией на всех стадиях жизненного цикла могут выбрать уход для прекращения своих потерь.

В стадии роста естественна  стратегия роста организации  с расширением рынка. Организации  требуются значительные вложения для поддержания своего успеха. Одновременно организации стараются консолидировать существующие маркетинговые ниши и войти в новые. Следовательно, организации должны вкладывать ресурсы в маркетинг, кроме того, они должны окончательно выбрать свою базовую стратегию.

При замедлении роста конкуренция  растет и организациям с сильной  конкурентной позицией нужны ресурсы на расширение рынка за счет доли слабых организаций. Характер инвестиций зависит от стратегии организаций.

На стадии зрелости организации  в условиях усиливающейся конкуренции  стремятся защитить свои позиции. Поэтому инвестиции вкладываются в поддержку стратегии. На этой стадии организации желают возвратить свои прошлые инвестиции.

Третий этап - разработка стратегии формирования инвестиционных ресурсов призвана обеспечить бесперебойную инвестиционную деятельность в предусмотренных объемах; наиболее эффективное использование собственных средств, направляемых на эти цели, а также финансовую устойчивость организации в долгосрочной перспективе.

В процессе разработки стратегии  формирования инвестиционных ресурсов рассматриваются следующие этапы:

  1. Прогнозирование потребности в общем объеме инвестиционных ресурсов.
  2. Изучение   возможности   формирования инвестиционных ресурсов за счет

различных источников.

  1. Определение      методов   финансирования     отдельных    инвестиционных

программ и проектов.

  1. Оптимизация  структуры    источников    формирования    инвестиционных

ресурсов.

На четвёртом  этапе проводится конкретизация инвестиционной стратегии по периодам ее реализации. Данный этап предусматривает установление последовательности и сроков достижения отдельных целей и стратегических задач. В процессе этой конкретизации обеспечивается внешняя и внутренняя синхронизация во времени. Внешняя синхронизация предусматривает согласование во времени реализации инвестиционной стратегии с общей стратегией экономического развития организации, а также с прогнозируемыми изменениями конъюнктуры инвестиционного рынка. Внутренняя синхронизация предусматривает согласование во времени реализации отдельных направлений инвестирования между собой, а также с формированием необходимых для этого инвестиционных ресурсов.

На последнем  этапе производится оценка разработанной инвестиционной стратегии на основе следующих критериев:

  • согласованность инвестиционной стратегии организации с общей стратегией ее экономического развития;
  • внутренняя сбалансированность инвестиционной стратегии (сбалансированность отдельных стратегических целей и направлений инвестиционной деятельности);
  • согласованность инвестиционной стратегии с внешней средой;
  • реализуемость инвестиционной стратегии с учетом имеющегося ресурсного потенциала, приемлемость уровня риска, связанного с реализацией инвестиционной стратегии;
  • результативность инвестиционной стратегии.

После завершения планового  процесса перед организацией встает задача ее внедрения и реализация в соответствии с инвестиционными целями и разработанными планами.

Для предупреждения возможных  ошибок и недоработок, своевременного выявления отклонений от заданного направления, эффективного достижении поставленных задач в установленные сроки организации необходимо установить механизм оценок и контроля, который должен включать:

  • определение критериев для оценки результатов;
  • сопоставление фактических показателей с намеченными;
  • анализ отклонений между ними;
  • внесение корректив в стратегию в случае необходимости.

Такой механизм контроля подразумевает  наличие системы обратной связи  и в зависимости от результатов может служить для пересмотра целей инвестиционной деятельности и стратегии.

Таким образом, грамотно разработанная  инвестиционная стратегия существенно  повысит конкурентоспособность организации, обеспечит её конкурентными преимуществами, приведёт к положительному инвестиционному эффекту и достижению инвестиционных целей в долгосрочной перспективе.

Период формирования инвестиционной стратегии зависит:

  • от продолжительности периода, принятого для формирования общей стратегии развития предприятия — инвестиционная стратегия предприятия не может выходить за пределы этого периода;
  • возможностей прогнозирования состояния развития экономики и инвестиционного рынка — инвестиционная стратегия крупнейших компаний Запада разрабатывается на 10—15 лет; в условиях нестабильности экономической и политической ситуации в России этот период не может превышать в среднем 3—5 лет;
  • отраслевой принадлежности предприятия — в сфере розничной торговли, услуг, производства потребительских товаров период формирования инвестиционной стратегии короче (на Западе 3—5 лет); в сфере производства средств производства, в добывающих отраслях — дольше (5—10 лет); самый длительный период характерен для институциональных инвесторов (свыше 10 лет);
  • размеров предприятия. Чем крупнее предприятие, тем на более длительный срок разрабатывается инвестиционная стратегия.10

Стратегическое управление инвестиционной деятельностью носит целевой  характер, т.е. предусматривает постановку и достижение определенных целей. Стратегические цели инвестиционной деятельности организации  представляют собой описанные в  формализованном виде желаемые параметры  ее стратегической инвестиционной позиции, позволяющие направлять эту деятельность в долгосрочной перспективе и  оценивать ее результаты.

Формирование стратегических целей  инвестиционной деятельности должно отвечать определенным требованиям.

Во-первых, цели должны быть достижимыми. В них должен быть заключен определенный вызов для организации, ее сотрудников  и финансового менеджмента. Они  не должны быть слишком легкими для  достижения. Но они также не должны быть нереалистичными, выходящими за предельно  допустимые возможности исполнителей.

Во-вторых, цели должны быть гибкими. Стратегические цели инвестиционной деятельности организации следует устанавливать  таким образом, чтобы они оставляли  возможность для их корректировки  в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в  инвестиционной среде.

В-третьих, цели должны быть измеримыми. Это означает, что стратегические инвестиционные цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно  было количественно измерить или  оценить, была ли цель достигнута.

В-четвертых, цели должны быть конкретными. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате инвестиционной деятельности, в какие сроки ее следует достичь и кто будет ответственным лицом за основные элементы инвестиционного процесса. Чем более конкретна цель, чем яснее намерения и ожидания, связанные с ее достижением, тем легче выразить стратегию ее достижения.

В-пятых, цели должны быть совместимыми. Совместимость предполагает, что  стратегические инвестиционные цели соответствуют  миссии организации, ее общей стратегии  развития, а также краткосрочным  инвестиционным и другим функциональным целям.

В-шестых, стратегические инвестиционные цели должны быть приемлемыми для  основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации. Стратегические цели инвестиционной деятельности организации  разрабатываются для реализации в долгосрочной перспективе главной  цели финансового менеджмента —  максимизации благосостояния собственников  организации. Но цели организации также  должны быть приемлемыми для тех, кто их выполняет и на кого они  направлены (сотрудники организации, клиенты  организации, местное сообщество и  общество в целом и деловые  партнеры).

Формирование стратегических целей  инвестиционной деятельности организации  требует предварительной их классификации  по определенным признакам. С позиций  финансового менеджмента эта  классификация стратегических целей  строится по следующим основным признакам (рис. 1).11

 

Рис. 1. Классификация стратегических целей инвестиционной деятельности организации

 

Инвестиционная политика представляет собой форму реализации инвестиционной стратегии предприятия в разрезе  наиболее важных направлений инвестиционной деятельности на отдельных этапах ее осуществления. В отличие от инвестиционной стратегии инвестиционная политика формируется только по конкретным направлениям деятельности, требующим обеспечения наиболее эффективного управления для достижения главной стратегической цели.

В рамках инвестиционной стратегии  предприятия разрабатывается политика:

  • управления реальными инвестициями;
  • управления финансовыми инвестициями;
  • формирования инвестиционных ресурсов;
  • управления инвестиционными рисками.12

 

    1. Методы разработки инвестиционной стратегии предприятия

 

К числу наиболее известных и  широко применяемых методов разработки стратегии организации относятся SWOT-анализ и Gap-анализ. В действительности они являются не чем иным, как методами выбора стратегии организации, позволяющими остановить свой взгляд на том или ином типе известной эталонной, конкурентной или другой стратегии деятельности организации.

Информация о работе Разработка инвестиционной стратегии предприятия