Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 02:17, курсовая работа
Главной целью предприятия поддержание, развитие и упрочение позиций выбранного бизнеса в сложных рыночных и политических условиях и увеличение собственного потенциала. Для этого необходимо определить стратегию предприятия.
Стратегическое планирование и стратегическое управление – наиболее важные и глобальные задачи менеджеров предприятия.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы разработки стратегии развития организации………………………………………………………………………5
1.1. Понятие стратегии…………………………………………………………..5
1.2. Формулирование стратегий и выбор альтернатив………………………...8
1.3. Правила и процедура разработки стратегии……………………………...13
1.4. Выстраивание стратегической пирамиды………………………………...14
1.5. Разработка стратегии и ее внедрение……………………………………..17
Глава 2. Стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия……………………………………………………………………..19
2.1. Краткая характеристика организации как объекта управления…………19
2.2. Организационная структура………………………………………………..21
2.3. Анализ внутренней среды …………………………………………………21
2.4. Анализ внешней среды ……………………………………………………22
2.5. SWOT- анализ ………………………………………………………………23
Глава 3. Основные направления и рекомендации по выбору новой стратегии развития ГБОУ ДОУ №1743……………………………………………………26
3.1. Рекомендации по стратегическому развитию предприятия……………...31
Заключение……………………………………………………………………….33
Список используемых источников……………………………………………..34
СОДЕРЖАНИЕ
стр
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы разработки
стратегии развития организации…………………………………………………
1.1. Понятие стратегии…………………………………
1.2. Формулирование стратегий и выбор альтернатив………………………...8
1.3. Правила и
процедура разработки стратегии
1.4. Выстраивание
стратегической пирамиды…………………
1.5. Разработка
стратегии и ее внедрение………………
Глава 2. Стратегический анализ внешней
и внутренней среды предприятия…………………………………………………
2.1. Краткая характеристика организации как объекта управления…………19
2.2. Организационная структура………………………………………………..
2.3. Анализ внутренней среды …………………………………………………21
2.4. Анализ внешней среды ……………………………………………………22
2.5. SWOT- анализ ………………………………………………………………23
Глава 3. Основные направления и рекомендации по выбору новой стратегии развития ГБОУ ДОУ №1743……………………………………………………26
3.1. Рекомендации по стратегическому развитию предприятия……………...31
Заключение……………………………………………………
Список используемых
источников……………………………………………..
Введение
Главной целью предприятия поддержание, развитие и упрочение позиций выбранного бизнеса в сложных рыночных и политических условиях и увеличение собственного потенциала. Для этого необходимо определить стратегию предприятия.
Стратегическое планирование и стратегическое управление – наиболее важные и глобальные задачи менеджеров предприятия. Основными задачами стратегического управления является:
- видение предприятия
в перспективе – представления
его положения и состояния,
как разрезе внутреннего
- планирование
развития предприятия,
- планирование,
направленное на достижение
Стратегическое развитие предприятия – это завоевание, удержание и укрепление рыночных конкурентных позиций предприятия в долгосрочной перспективе. Все вышеизложенное обуславливает актуальность выбранной темы.
Структура данной работы определена целями и задачами. В первой части работы приведены теоретические аспекты стратегического менеджмента, принципы формирования стратегии, виды стратегий, а также технология и этапы разработки стратегических управленческих решений.
Во второй части изучается и описывается структура предприятия, анализируется его слабые и сильные стороны, оценивается его финансовое положение.
В третьей главе описывается предполагаемая стратегия развития предприятия, потенциал, который необходим для внедрения предположенной стратегии,
Целью курсового проекта – является выбор стратегии развития предприятия.
Объектом исследования является организация ГБОУ ДОУ №1743.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
1. Изучить сущность и виды стратегий развития предприятия. Алгоритм выбора стратегии развития;
2. Охарактеризовать
предприятие как объект
3. Сделать анализ внешней и внутренней среды предприятия;
4. Выявить цели предприятия при выборе новой стратегии развития;
5. Разработать рекомендации по стратегическому развитию предприятия;
Предметом исследования - являются особенности функционирования, цели и пути развития организации на данном этапе существования.
ГЛАВА 1. Теоретические основы разработки стратегии развития организации
1.1 Понятие стратегии
Этапы составления стратегического плана
А. Чандлер, автор одной из пионерских работ в области стратегического планирования, считает, что стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Определение стратегии Чандлера дополняется требованием экономичности для принимаемых курсов действий “Стратегическая альтернатива определяется путём сопоставления возможностей и ресурсов корпорации с учётом приемлемого уровня риска”. В конечном итоге формирование стратегии предприятия должно дать ответы на три вопроса: Какие направления хозяйственной деятельности необходимо развивать? Каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах? Какова возможная отдача по выбранным направлениям?
И. Ансофф выделяет несколько отличительных особенностей стратегии:
Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.
Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов, методов поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определённых участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.
В ходе формулирования
стратегий нельзя предвидеть все
возможности, которые откроются
при составлении проекта
При появлении
более точной информации может быть
поставлена под сомнение обоснованность
первоначальной стратегии. Поэтому
необходима обратная связь, позволяющая
обеспечить своевременное
Процесс реализации стратегии может быть разделён на два больших этапа:
а) процесс стратегического планирования - выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии предприятия и заканчивая функциональными стратегиями и отдельными проектами;
б) процесс стратегического управления - реализация определённой стратегии во времени, переформулирование стратегии в свете новых обстоятельств.
Стратегическое планирование есть систематизированный и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время оно есть искусство прогнозирования, исследования, расчёта и выбора альтернатив.
Стратегии предприятий должны быть построены по иерархическому принципу. При этом уровни стратегий, комплексность, их интеграция очень различны в зависимости от типа и размера предприятия. Так, простая организация может иметь одну стратегию, а сложная - несколько на различных уровнях действия.
Концептуальная
модель стратегического плана
Анализ окружающей среды:
а) внешняя среда,
б) внутренние возможности.
Определение политики предприятия (целеполагание).
Формулирование стратегии и выбор альтернатив:
а) стратегия маркетинга,
б) финансовая стратегия,
в) стратегия НИОКР
г) стратегия производства,
д) социальная стратегия,
е) стратегия организационных изменений,
ж) экологическая стратегия.
Результатом деятельности
по предложенной выше схеме составления
стратегического плана
Цели и задачи предприятия
Текущая деятельность предприятия и долгосрочные задачи.
Стратегия предприятия (базовая стратегия, основные стратегические альтернативы).
Функциональные стратегии.
Наиболее значимые проекты.
Описание внешних операций.
Капиталовложения и ресурсное распределение.
Планирование неожиданностей.
Приложения: Расчёты, справки, другая деловая документация, в том числе:
а) Объём годовых продаж по группам продуктов,
б) Годовая прибыль и убытки по подразделениям,
в) Годовой экспорт и его отношение к объёму продаж по
подразделениям.
г) Изменения в наборе продуктов и доля рынка.
д) Программа ежегодных капитальных затрат.
е) Годовые денежные потоки.
ж) Баланс на конец последнего года плана.
з) Политика поглощений и приобретений.
Анализ литературы по стратегическому планированию в западных фирмах показал, что и количество и содержание этапов составления стратегического плана, а также сама его форма могут существенно варьироваться и зависят от многих факторов, среди которых основными являются:
Форма собственности предприятия.
Тип предприятия (специализированное или диверсифицированное)
Отраслевая принадлежность предприятия.
Размер предприятия (большое, среднее или малое).
Точно так же не существует
единого горизонта
1.2 Формулирование стратегий и выбор альтернатив
Процедура формулирования стратегии и выбора альтернатив состоит из следующих этапов:
а) оценка существующей стратегии;
б) собственно фаза формулирования;
в) планирование риска;
г) выбор стратегических альтернатив.
Рассмотрим подробнее эти пункты.
А. Оценка существующей (действующей) стратегии.
Первичная оценка действующей стратегии осуществляется уже на предыдущем этапе - оценка внутренних возможностей.
Однако, оценивая
имеющиеся резервы на предприятии,
позволяющие повысить эффективность
его функционирования, мы ранее не
оценивали жизненность
Б. Собственно фаза формулирования.
Стратегия, будучи объединённой основой для организационных усилий, требует разработки серии стратегических планов как на уровне предприятия в целом, так и на уровне подразделений. Естественно, что каждый стратегический план является частью общего, и стратегия предприятия объединяет их все вместе. Стержнем любого стратегического плана предприятия является его базовая стратегия. Выбор базовой стратегии есть прерогатива руководства предприятия. Руководство, оценивая и анализируя информацию, полученную на предыдущих шагах, принимает окончательное решение.
В. Планирование риска.
Планирование риска является одной из важных составляющих стратегического плана. Основной целью является поддержание высокого уровня противодействия возмущениям внешней среды и уменьшение потерь от данных возмущений.
В последнее время в западных фирмах становится всё более популярной не разработка резервных стратегий, а создание систем кризисных ситуаций, характеризующихся очень высокой степенью централизма принимаемых решений и быстрой реакцией на изменения в среде. Это вытекает из того, что сам набор возможных возмущений становится таким многообразным, что фирма не в состоянии предусмотреть все возможные ситуации.
Г. Выбор стратегических альтернатив.
В рамках выбранной базовой стратегии возможно несколько курсов действий, которые принято называть стратегическими альтернативами.
Разработка стратегии должна затрагивать все уровни управления предприятия, так как решения, вырабатываемые при стратегическом планировании, имеют отношение ко всем сотрудникам организации. Поэтому необходимо согласование интересов при выработке стратегии. Групповое обсуждение, кроме того, позволяет рассмотреть большое число альтернатив. Но и сходимость при групповом выборе существенно ниже, чем при единоначалии. Поэтому обычно имеет место групповое обсуждение и единоличное принятие окончательного решения.
Стратегия роста.
Стратегия роста впервые подробно была разработана Игорем Ансоффом. Им же была построена модель роста фирмы. Она состоит из пяти этапов:
Стадия планирования. Компания находится в состоянии готовности к формулированию стратегии роста, то есть существует некоторое совмещение внешних условий и внутренних возможностей.
Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия