Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 08:21, курсовая работа
Предпринимательский риск включает в себя:
Производственный риск – риск, обусловленный чисто производственными факторами: брак в производстве, невыполнение производственной программы, аварии и т т.п.;
Коммерческий (маркетинговый риск) – риск, обусловленный неопределенностью спроса: не продажа товара или упущенная выгода от отсутствия товара при наличии спроса на него;
1. Определение понятия риска стр.3
2. Категории риска и ливериджа, их взаимосвязь стр.5
3.Метода расчета критического объема продаж стр.8
4.Список литературы стр.13
Исходным в рассмотренной схеме является производственный леверидж, влияние которого выявляется путем оценки взаимосвязи между совокупной выручкой коммерческой организации, ее прибылью до вычета процентов и налогов и расходами производственного характера. К последним относятся совокупные расходы коммерческой организации, уменьшенные на величину расходов по обслуживанию внешних долгов. Влияние финансового левериджа выявляется путем оценки взаимосвязи между чистой прибылью и величиной прибыли до выплаты процентов и налогов.
Обобщающей категорией является производственно-финансовый леверидж. В отличие от двух других видов левериджа каким-либо простым количественным показателем, имеющим наглядную интерпретацию и пригодным для пространственных сопоставлений, он не выражается, а его влияние определяется путем оценки взаимосвязи
их показателей: выручки, расходов производственного и финансово характера и чистой прибыли.
Рассмотренные
виды левериджа и их влияние, опосредованное
взаимосвязью описанных показателей,
могут быть представлены путем
перекомпоновки и детализации статей
отчета о прибылях и убытках
(рис. 1).
Из, приведенной
схемы и сделанных пояснений
становится понятно, почему такое большое
внимание с позиции стратегического планирования
уделяется операционному и финансовому
левериджу - именно условно-постоянные
расходы производственного и финансового
характера в значительной степени определяют
конечные финансовые результаты деятельности
предприятия. Выбор более или менее
капиталоемких направлений деятельности
определяет уровень операционного левериджа;
выбор оптимальной структуры источников
бедствий связан с финансовым левериджем.
Что касается взаимосвязи |их видов левериджа,
то однозначную и безаппеляционную ее
характеристику вряд ли можно сделать;
тем не менее достаточно распространенным
является мнение, что они должны быть связаны
обратно пропорциональной зависимостью
— высокий уровень операционного левериджа
в компании предполагает желательность
относительно низкого уровня финансового
левериджа и наоборот. Объяснение очевидно
как с позиции общего риска, так и с позиции
совокупных постоянных расходов.
Выручка от реализации (за минусом НДС и акцизов)
- Переменные расходы на производство и сбыт
продукции (не включая финансовые расходы)
Влияние
Производ- - Условно-постоянные расходы (не включая
Ственного финансовые расходы)
Левериджа
+ Сальдо
прочих доходов и расходов_____
= Прибыль
от вычета процентов и налогов
- Проценты к уплате (финансовые расходы)_______ левериджа
Влияние
финансового = Налогооблагаемая прибыль
левериджа
- Налог на прибыль и прочие обязательные платежи
из
прибыли_______________________
= Чистая прибыль
Рис. 1. Взаимосвязь доходов и левериджа
3.Метода расчета критического объема продаж
Производственная деятельность коммерческой организации сопровождается расходами различного вида и относительной значимости, Согласно действующему плану счетов возможны два варианта учета затрат на производство и реализацию продукции. Первый, традиционный для отечественной экономики, предусматривает исчисление себестоимости продукции путем группировки расходов на прямые и косвенные. Первые относятся на себестоимость непосредственно, вторые распределяются по видам продукции в зависимости от принятой на предприятии методики. Второй вариант, широко используемый в экономически развитых странах, предполагает иную группировку затрат - на переменные (производственные) и постоянные. Первые изменяются пропорционально объему производства, вторые остаются стабильными при изменении объема производства. Такое подрааделение расходов на переменные и постоянные является условным; более правильным выделение постоянных, полупеременных и переменных расходов (рис. 2).
Расходы
Рис. 2. Виды расходов и их динамика
Приведенная классификация расходов
также является условной, тем не
менее она более реально отража
Метод критического объема продаж, или «мертвой точки» (в терминологии И.Шера), в приложении к оценке и достижению приемлемого уровня левериджа заключается в определении для каждой конкретной ситуации объема выпуска, обеспечивающего безубыточную деятельность. В зависимости от того, производственный или финансовый леверидж оценивается, термин «безубыточная деятельность» имеет разную интерпретацию. В первом случае под безубыточной понимается деятельность, обеспечивающая валовой доход; отметим, что здесь вовсе не гарантируется прибыль, поскольку теоретически, например при неблагоприятных условиях, весь валовой доход может быть использован на оплату процентов по ссудам и займам. При анализе финансового левериджа оценивается трансформация валового дохода в чистую прибыль.
Модель зависимости
графически или аналитически. Графическое построение модели приведено на рис. 3.
Себестоимость
и доход
Переменные расходы
Область потерь
Постоянные расходы
Область дохода
Выручка от реализации
Полные расходы
Рис. 3. График расчета «мертвой точки»
Приведенное графическое представление взаимосвязи выручки и расходов от объема выпуска продукции основано на предположении об их прямо пропорциональной зависимости. Такое предположение весьма условно. Многочисленные исследования показали, что зависимость носит нелинейный характер, поэтому график может быть трансформирован следующим образом (рис. 4).
Себестоимость и доход
Область доходов
Полные расходы
Выручка от реализации
Область
потерь
Реализация (ед.)
Рис. 4. Графическое представление нелинейной зависимости показателей
Данная зависимость показывает, что область дохода не является неограниченной — при достижении некоторого объема производства дальнейшее его расширение становится экономически неэффективным. | С логической точки зрения такое поведение анализируемых показателей вполне реально и оправданно. Практическое построение кривых затруднено, поскольку требует тщательного разделения издержек по видам.
Аналитическое представление рассматриваемой модели основывается на следующей базовой формуле:
S = VC + FC + GI, (1)
уда S — реализация в стоимостном выражении;
VC — переменные производственные расходы;
FC — условно-постоянные производственные расходы;
GI — прибыль до вычета процентов и налогов.
Поскольку в основу анализа заложен принцип прямо пропорциональной зависимости показателей, имеем:
VC = k*S
Где k — коэффициент пропорциональности.
Используя формулу (1), а также условие, что критическим считается объем реализации, при котором валовой доход равен нулю, имеем:
S = k • S + FC.
Показатель S в этой формуле характеризует критический объем реализации в стоимостном выражении, поэтому, обозначив его Sm, имеем:
Sm = FC_
1-k (2)
Формулу (2) можно представить в более наглядном виде путем перехода к натуральным единицам измерения. Для этого введем следующие дополнительные обозначения :
Q — объем реализации в натуральном выражении;
р — цена единицы продукции;
v — переменные производственные расходы наединицу продукции; — критический объем продаж в натуральных единицах.
Преобразуя формулу (1), имеем:
Qc = FC_
p-v (3)
Знаменатель дроби в формуле (3) называется удельной маржинальной прибылью (c=p-v) и характеризует величину маржинальной прибыли, приходящейся на единицу продукции. Можно привести и другую интерпретацию этого показателя, кстати широко распространенную в управленческом учете и финансовом менеджменте: он дает количественную оценку вклада единицы продукции в величину генерируемой маржинальной прибыли. Таким образом, экономический смысл критической точки предельно прост; она характеризует количество единиц продукции, реализация которой обеспечит получение маржинальной прибыли, равной сумме условно-постоянных расходов.
Очевидно, что формула (6.3) может быть легко трансформирована в формулу для определения объема реализации в натуральных единицах (Qi), обеспечивающего заданное значение прибыли до вычета процентов и налогов (GI):
.
Qi = FC + GI
p-v (4)
Производственный леверидж является весьма важной характеристикой деятельности компании; в частности, его высокий уровень говорит о том, что даже незначительное изменение в объемах производства может привести к существенной финансовой нестабильности. Имеется в виду, что при некоторых обстоятельствах небольшое падение выручки от реализации может иметь катастрофические последствия в плане получения прибыли. Иными словами, относительно больший уровень производственного левериджа влечет за собой и большую колеблемость прибыли. Известны три основные меры производственного левериджа:
• отношение темпа изменения прибыли до вычета процентов и налогов к темпу изменения объема реализации в натуральных единицах (DOLr).
В принципе данные показатели могут применяться как для динамических, так и для межхозяйственных сопоставлений, однако основное их предназначение — контроль и анализ в динамике. При прочих равных условиях рост в динамике показателей DOLr и DOLj, а также снижение показателя DOLP означают увеличение уровня производственного левериджа и повышение риска достижения заданного уровня прибыли.
Первые два показателя легко интерпретируются и не требуют каких-то дополнительных пояснений. Несколько сложнее обстоит дело с показателем DOLr. Как следует из определения, показатель может быть рассчитан по формуле
DOLr = TGI_
TQ (5)
Где TGI — темп изменения прибыли до вычета процентов и налогов (в процентах);
TQ - темп изменения объема реализации в натуральных единицах (в процентах).
Экономический смысл показателя DOLr довольно прост — он показывает степень чувствительности прибыли до вычета процентов и налогов коммерческой организации к изменению объема производства в натуральных единицах. А именно, для коммерческой организации с высоким уровнем производственного левериджа незначительное изменение объема производства может привести к существенному изменению прибыли до вычета процентов и налогов. Значение этого показателя не является постоянным для данной коммерческой организации и зависит от базового уровня объема производства, от которого идет отсчет. В частности, наибольшие значения показатель DQLf имеет при изменении объема производства с уровней, несущественно превышающий критический объем продаж, в этом случае даже незначительное изменение объема производства приводит к существенному относительному изменению прибыли за вычетом процентов и налогов; причина состоит в том, что базовое значение прибыли в этом случае близко к нулю.
Финансовый леверидж можно сравнивать с обоюдоострым мечом: с одной стороны, повышение его уровня, т.е. увеличение доли долгосрочных заемных средств в общей сумме капитала, приводит к получению дополнительной прибыли; с другой стороны, возрастает уровень финансового риска, поскольку увеличиваются расходы, поскольку увеличиваются расходы на расширение этого источника, повышается вероятность банкротства и т.д.